Исходя из круга возникших проблем, коллектив Паклинской средней школы проводит исследование по теме «Экологическое образование в условиях сельской школы». Объектом исследования стал учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование основ экологического сознания экологической культуры школьников. Поставлена цель: разработка содержания экологического образования в условиях сельской школы. Для реализации данной цели были намечены задачи:
изучение состояния проблемы в литературе и в педагогической практике;
создание нового варианта учебного плана с экологической направленностью;
совершенствование содержания и технологии экологического образования;
изучение и выявление факторов, влияющих на внедрение предлагаемого проекта экологического образования;
организация системы интенсивного повышения квалификации педагогического коллектива, работающего в исследовательском режиме;
разработка системы контроля экологического образования учащихся.
В рамках данной работы был создан центр экологического образования, объединяющий детский сад, школу, родителей, общественность, специалистов производства, внешкольные учреждения. Ведется апробирование в целях активизации познавательной и практической деятельности современных методов и средств обучения:
Основное же содержание экспериментальной педагогической площадки - воплощение идеи смешанной модели экологического образования, которое наиболее полно реализует основные цели и задачи в условиях сельской школы.
Эксперимент предполагает:[18]
. Совместную деятельность с внешкольными учреждениями (СЮН, МОУ ДОД «Центр детского творчества»). Взаимодействие детей с учебными и научными заведениями;
. Обновление содержания экологического образования:
ведение курса "Человек и окружающий мир" с 1 класса;
экологизация предметов естественнонаучного цикла;
дополнительное образование через ведение факультативов, кружков.
. Обновление лабораторно-практической деятельности учащихся:
ведение научно-исследовательской работы;
осуществление практической деятельности учащихся под руководством специалистов.
. Совершенствование форм, методов и средств обучения.
. Совершенствование системы работы (внешкольной и внеурочной):
использование форм сотрудничества с внешкольными учреждениями;
введение в школьную практику традиционных праздников: "День Земли", "День птиц", "День природы", "День урожая";
введение в практику оздоровительных мероприятий и операций по охране природы.
. Взаимодействие между школой и семьей:
Организация воскресного экологического клуба.
. Влияние на общественное мнение (создание сада, дендрария, выпуск экобюллетений, организация троп, конференции...).
Формирование экологической культуры школьников зависит и от возраста учащихся:
ступень - 1-4 классы - развитие наблюдательности, любознательности при непосредственном общении с природой, в приобщении к посильному труду. Ведущая идея - осознание разносторонней ценности природы, зависящей от отношения к ней человека. Закрепление знаний производится через трудовую деятельность. Курс "Человек и окружающий мир".
ступень - 5-8 классы - овладение системой социально-экологических знаний, развитие экологического мышления на основе понимания причинности и взаимосвязей в природе и обществе, приобретение навыков общественно-полезной деятельности. Формированию экологической культуры школьников способствует экологизация предметов и системы факультативов, практикумов.
ступень - 8-9 классы - осуществляется обогащение экологических знаний. Уделяется большое значение ценностно-нормативным знаниям и практической деятельности. В основе лежит самостоятельная работа: исследовательская, практическая и пропагандистская.[29]
Цели и задачи экологического воспитания опираются на принцип экологического образования, изложенные в документах ЮНЕСКО ЮНЕП:
принцип единства окружающей среды, которую следует рассматривать в целом - естественную и созданную, а также техническую и социальную;
принцип непрерывности. Экологическое образование должно начинаться на дошкольном уровне и продолжаться на всех этапах формального и неформального образования;
принцип междисциплинарности. Экологическое образование должно опираться на конкретное содержание у каждой дисциплины. Проблемы, охватываемые экологическим образованием, должны присутствовать органическим образом в содержании самых различных дисциплин. Это означает, что экологическое образование становится фактором, стимулирующим обновление всего содержания образования;
принцип взаимосвязи глобального, регионального и локального (краеведческого) уровней экологических проблем, учет конкретных природных условий, социальных, экономических и культурных реальностей общества.
Все эти принципы отвечают философско-методологическим, дидактическим исследованиям в области экологического образования.[33]
Одно из основных направлений экспериментальной работы - экологизация учебных дисциплин. В соответствии с этим выделяется две группы дисциплин:[36]
Первая группа - "чисто экологическая".
ступень - начальная школа - ведение факультатива и игрового моделирования (используется пособие А.А Плешакова).
ступень - «Лес и человек» (В.А Самкова) 5-6 классы; «Экология» (А.Т. Зверева) 7-8 классы;
ступень - «Здоровье и окружающая среда» (Б.Г. Величковский, И.Т. Суравегина). «Экология России» (Б.М. Миркин). «Глобальные проблемы человечества» (Т.В. Кучер).
Во вторую группу входят география, химия, право, физика, биология.
Степень усвоения знаний по экологии анализируется в ходе текущего и годового контроля. Контроль осуществляется в форме текстовой работы, экологических и биологических диктантов, исследовательских работ. Ролевые игры позволяют определить уровень усвоения знаний, а также индивидуально-психологические особенности детей и их изменения в течение года.
Групповая и индивидуальная внешкольная работа осуществляется в кружках различного экологического профиля: «Юный эколог», «Эко - Мозаика», «Комнатное цветоводство», клуб «Зеленый дом», секции НОУ.
Созданы экологические тропы как «наглядное пособие» в природном окружении, работает школьный экологический лагерь. Пришкольный учебно-опытный участок является примером культуры земледелия, местом отдыха для малышей, исследовательской лабораторией и трудовой школой для старших.
Разнообразные виды внеклассной работы взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс воспитания и образования.
Таким образом, реализуя программу непрерывного экологического образования, мы имеем четкую систему, где преемственность трактуется как поступательное личностное развитие ребенка, его готовность к взаимодействию с окружающим миром при сохранении самооценки и своеобразии каждого возрастного периода.[41]