double arrow

Этапы и уровни эколого-географического образования школьников


Специфика экологического образования состоит в том, что его конечной целью является не овладение некоторой совокупностью знаний и умений, и даже не развитие учащихся, а формирование экологического сознания и гражданской позиции личности [6]

 

Таблица 5 - Экологическая проблематика в курсах географии (составлено автором дипломной работы)

Экологическая проблематика в курсах географии (составлено автором)

VI класс Природа и человек. Роль природы в жизни человека Стихийные природные явления.
VII класс Взаимодействие природы и общества. Связь хозяйственной деятельности человека с природными условиями среды обитания. Изменение природы под воздействием деятельности человека.
VIII класс Человек и природа. Рациональное природопользование. Меры по защите окружающей среды в России и её регионах.
IX класс Человек и природа. Влияние различных отраслей хозяйства на окружающую среду. Непосредственное и опосредованное влияние природных условий. Экологическая обстановка в России и её регионах.
Х класс Взаимодействие общества и природы. Экологический фактор размещения производства. Население, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и окружающая среда. Охрана окружающей среды и экологические проблемы крупных районов мира. Глобальные экологические проблемы.

 




Конечно, и овладение экологическими знаниями, и формирование умений является обязательным этапом обучения и он неизбежен. Так же как неизбежно и обязательно развитие личности при разумном построении учебно- воспитательного процесса. Однако применительно к экологическому образованию достижение этих целей пусть и важное, но все же промежуточное звено. Если человек даже экологически грамотный, не способен к осознанной экологической деятельности, не руководствуясь в своих поступках экологической целесообразностью независимо от масштаба принимаемых решений в быту, на производстве, при разработке научных проектов и т.д., то экологическое образование утрачивает свой смысл и значение.[6]

Фактором, ограничивающим сегодня ценность многих экологических образовательных программ, даже при их высоком качестве, является нацеленность на использование преимущественно вербальных методов обучения, то есть они являются преимущественно познавательными, обеспечивают экологическое просвещение, но не могут обеспечить достижение конечной цели экологического образования - формирование экологического сознания личности. Долгое время считалось, что ликвидация экологической неграмотности, эколого-просветительская, в том числе учебная деятельность, позволят решить экологические проблемы. Однако этого, несмотря на все предпринимаемые усилия, не случилось.[6]



В связи с этим представляет большой интерес подход, предложенный Головым В.П., который считает, что для достижения конечной цели экологического образования необходимо четко различать три уровня учебно-воспитательной работы экологического содержания (рис.3).


 

Первый уровень-информационно-познавательный или вербальный.
Второй уровень - операционно-деятельностный
Третий уровень - практико ориентированная деятельность

Рисунок 3 - Уровни учебно-воспитательной работы экологического содержания (по Голов В.П)

 

Первый уровень - информационно-познавательный, или вербальный. На этом уровне решаются общеобразовательные и просветительские задачи в области экологии. Познавательная деятельность основана на восприятии экологического материала из письменных или устных источников, осмысления полученной информации, ее усвоении в виде знаний и т.д.

Вместе с тем ограничением этого уровня является то, что он не позволяет сформировать экологическое сознание, гражданские качества личности, т.е. приобретенное знание не стимулирует эколого-ориентированную деятельность. Обусловлено что в немалой степени не только психическими закономерностями формирования мышления, но и субьект-обьектными отношениями, которые складываются между учителями и школьниками в процессе реализации этой модели.

Второй уровень - операционно-деятельностный, реализация которого позволяет сформировать экологические умения. Это, например, умения выполнять визуальные наблюдения, проводить лабораторные замеры и анализы, оценивать степень загрязнения компонентов окружающей среды, моделировать экологическую ситуацию на компьютере, оценивать качество среды и здоровья населения, проводить экологический и гигиенический мониторинг и т.д.



Для этого уровня так же характерны субьект-субьектные отношения между обучающими и обучаемыми, однако имеются и существенные различия в педагогических следствиях. Заключаются они в том, что объективная информация об экологическом состоянии данной местности, полученная хоть и под руководством педагога, но самостоятельно, способствует понижению и осознанию экологической ситуации и позволяет наметить пути ее улучшения.

Для реализации второго уровня необходимо создание материальной базы учебно-воспитательного процесса - учебного полигона на местности, обустроенного площадками для наблюдений, экологическими тропами, маршрутами, экологической лаборатории и класса компьютерного моделирования.

Однако, и умения, взятые сами по себе, в отрыве от прикладной экологической деятельности, не обеспечивают еще формирование экологического сознания личности. Экологическое образование становится полноценным и отвечает потребностям общества лишь тогда, когда участники образовательного процесса включаются в практико-ориентированную деятельность по изучению региональной экологической ситуации в своей местности, выявлению источников загрязнения, улучшению среды обитания и т.д. Эта деятельность требует не только специальной экологической подготовки, но и гражданских качеств личности, всегда связана с преодолением неизбежных трудностей, возникающих при столкновении интересов. Как правило, в реализации третьей модели складываются субьект-субьектные отношения между педагогами и учащимися, т.е. отношения заинтересованности в результатах избранной деятельности.

Практико-ориентированная деятельность по изучению и улучшению реальной экологической обстановки, ситуации, своей местности- необходимое условие формирования экологического сознания личности, определяющего ее гражданскую позицию.

Таким образом, три уровня организации учебно - воспитательного процесса в экологическом образовании характеризуются определенной спецификой, взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Соотношение и значение данных видов деятельности различны на разных этапах эколого-географического образования и воспитания школьников. [6]этап - 6 класс, курс начальной географии, - формирование культуры природопользования, усвоение определенных норм и правил общения с объектами живой природы, формирование у школьников основных представлений о Земле как о единстве целого состоящего из отдельных частей - оболочек (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Основной вид деятельности - усвоение четко заданного образца ("технологически" построенная репродукция).

В результате такой работы обучающиеся должны:

иметь представление о географической науке как науке о Земле и обществе;

знать и понимать основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

приводить примеры влияния природы на жизнь и хозяйственную деятельность человека, изменения природы в результате воздействия на неё человека;

знать особенности природы своей местности;

применять в повседневной жизни правила поведения в природе.этап -7-8 класс, география природы - формирование системы предметных знаний, навыков исследовательской деятельности по выявлению причинно-следственных связей. Развитие умения активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации, (сравнивать и обобщать, находить причину, прогнозировать последствия, делать выводы). Преобладающий вид деятельности - систематический познавательный поиск по типу научного исследования.

В результате школьники должны:

знать и понимать основные зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям, стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей, сохранение качества окружающей среды;

уметь сравнивать объекты, процессы и явления, моделировать, прогнозировать и проектировать, выявлять причинно-следственные связи, давать анализ физической карты и карт компонентов природы;

приводить примеры изменения природы материков и их частей в результате хозяйственной деятельности человека;

объяснять значение международного сотрудничества в деле охраны природы всей Земли;

иметь представление о природоохранном законодательстве России, выполнять правила поведения в природе;

знать экологические проблемы своей местности.этап- 9, 10, 11 классы, курсы общественной географии. На данном этапе старшеклассники способны самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, проектировать новые способы решений, а также представлять их в виде проектов, презентаций, публикаций. Основным направлением работы по формированию культуры природопользования является моделирование последствий вмешательства человека в природу.

По завершении данного этапа школьники должны:

знать и понимать влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране природных ресурсов, полезных ископаемых. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды, правила поведения человека в окружающей среде, меры защиты от стихийных природных и техногенных явлений.

уметь обобщать картографические, статистические, геоинформационные материалы, анализировать карты административно-территориального и политико-административного деления стран, определять влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Давать оценку экологической ситуации в разных регионах России и мира.

использовать современные методы географических исследований и источники географической информации, довести их до уровня практического применения; всемерно использовать знания материала курса наук естественного цикла. Применять географические знания для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, поиска путей сохранения и улучшения качества окружающей среды;

пропагандировать экологические знания и умения в школе, среди общественности, вносить свой посильный вклад в общественно полезную деятельность по охране природы своей местности.

Таким образом, эколого-географическое образование и воспитание учащихся осуществляется как непрерывный процесс, имеющий свои этапы и уровни. Конкретные методы и формы его реализации будут рассмотрены в следующем параграфе.







Сейчас читают про: