double arrow

Оценка совокупного вклада туризма в экономику Приморского края

 

Актуализация проведения оценки совокупного влияния туризма на экономику Приморского края была связана с разработкой в 2002-2003 гг. «Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2010 года» и выявлением «локомотивных» отраслей, приоритетное развитие которых должно оказать наибольшее положительное влияние на повышение эффективности развития экономики Приморского края.

Информационной базой для измерения вклада туризма в экономику Приморского края послужили данные статистических исследований Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю (далее - Приморскстат), данные мониторинга деятельности региональных туристских организаций и исследований туристских расходов на территории Приморского края, а также иная информация, позволяющая оценить косвенное влияние туризма на экономику края.

Проведенные в таблице 6 показатели вклада туризма в экономику Приморского края носят во многом оценочный характер в силу несовершенства применяемых в настоящее время методов учета результатов туристской деятельности.

 

Таблица 6

Показатели вклада туризма в экономику Приморского края

№ п/п Показатели

Годы

    2004 2005 2006 2007  2008
1 Доход туристских организаций Приморского края, млн. руб. 245,0 277,9 335,3 402,3 482,9
  к уровню прошлого года, % 122,5 113,3 120,7 120,0 120,0
2 Размер (оценочный) совокупного вклада туризма в экономику Приморского края, млрд. руб. 4,0 5,7 7,6 10,4 14,1
  к уровню прошлого года, % 117,6 142,5 132,8 136,8 135,6

 

В соответствии с применяемым в настоящее время для оценки туристского производства в регионе показателем «объем туристско-экскурсионных услуг» доля туризма в валовом региональном продукте ВРП Приморского края в среднем составляла 0,15 - 0,2 %, а при оценке туризма по совокупному вкладу - около 4,0 %. Причем, темп роста объема дохода туристских организаций ниже темпа роста совокупного вклада туризма в экономику, что свидетельствует о более динамичном экономическом развитии региональных организаций, связанных (непосредственно или опосредованно) с туристской деятельностью, чем самих турорганизаций.

В среднем, в объеме совокупного дохода региона от туризма доход торговли составил - 39,7 %, коллективных средств размещения - 25,0 %, транспортных организаций - 17,8 %, индустрии развлечения - 5,5 %, туристских организаций - 4,6 %, учреждений культуры - 3,9 %, общественного питания - 2,7 %, прочих организаций - 0,8%.

Таким образом, экономическая деятельность турорганизаций оказывает влияние, как на уровень доходов организаций туриндустрии края, так и на социально-экономическое развитие региона в целом, что обуславливает необходимость применения системного подхода при анализе влияния туризма на региональную экономику.


Глава 6 Экономическое планирование работы предприятий туристского комплекса

 

Содержание понятия «бизнес-планирование». Цели, задачи, этапы бизнес-планирования

 

В условиях рыночных отношений предприятия и организации остро нуждаются в совершенствовании форм и методов работы. В условиях рынка и жестокой конкурентной борьбы предприятие должно уметь быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия. Для решения вопросов, связанных с обоснованием перспектив развития предприятий и организаций, возможности получения банковских кредитов, осуществления структурной перестройки производства, создания условий для организации более эффективной и рентабельной работы необходимо в совершенстве владеть методикой составления бизнес-плана. Именно бизнес-план является основным документом в партнерских отношениях с позиции выгодности и стабильности сотрудничества и формой эффективного управления и планирования бизнеса и является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности.

Бизнес-план - это документ, на основе которого осуществляется планирование предпринимательской деятельности предприятия, его стратегический маркетинг.

В зависимости от цели разработки бизнес-плана его структура, состав, количество и содержание разделов могут быть различными.

Бизнес-план развития предприятия составляется на несколько лет вперед (от 2 до 5 лет) и пересматривается по мере необходимости, но не реже 1 раза в год. Параллельно могут разрабатываться бизнес-планы, касающиеся организации работы отдельных структурных подразделений предприятия.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Его цель - формулирование (формирование) характеристики процесса функционирования предприятия, определение путей, методов, цены достижения выполнения поставленных задач.

Функции бизнес-планирования:

Организация эффективного движения финансового потока.

Оценка финансово-экономического положения и перспектив предприятия на рынке на основе микроэкономического и мезоэкономического анализа.

Обоснование мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы.

Обеспечение реализации инвестиционных проектов и привлечение инвестиций.

Обеспечение привлечения дополнительных финансовых средств (займов, кредитов).

Бизнес-планирование, как инструмент по снижению рисков.

Бизнес-планирование, как наиболее эффективная организация работы предприятия.

Координация деятельности партнерских фирм при организации совместных проектов, производственной кооперации.

Оценка обоснованности создания нового предприятия, производства.

Принципы бизнес-планирования: непрерывность, многофакторность и системный характер.

Главная цель бизнес-плана - это разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих эффективную организацию финансового потока.

Бизнес-планирование при правильной организации обеспечивает для предпринимателя:

подготовку к использованию будущих благоприятных условий рынка;

проясняет возникшие или возможные проблемы функционирования предприятия;

стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе (корпоративная ответственность и заинтересованность);

улучшение координации действий на предприятии;

предпосылки для повышения образовательной подготовки работников;

увеличивает возможности информационного обеспечения фирмы;

более рациональное распределение ресурсов;

повышает уровень организационной и исполнительской дисциплины на предприятии.

Бизнес-планирование и его разновидности.

Бизнес-план составляется для внутренних и внешних целей. Процесс бизнес-планирования для внутренних целей сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно разделить на следующие элементы:

.Стратегический план, иначе называемый генеральным планом предприятия (часто составляется на 5 лет вперед). Включает в себя видение и миссию, общие цели, определяющие место предприятия в будущем, выбранные стратегии действий.

.Общефирменные планы, составляющие продолжение стратегического плана и определяющие главные задачи развития предприятия. Основой этих планов является план развития предприятия (бизнес-план).

.Краткосрочные планы предприятия и текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняют общефирменные плана текущей деятельности.

.Программы (или планы-программы) и бизнес-проекты.

Внутренние цели - проверка знаний управляющего персонала, понимания ими рыночной среды и реального положения предприятия на рынке. Очень важно достижение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях.

Цель разработки бизнес-плана внутри компании - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает решить предпринимателю следующие вопросы:

открытие нового предприятия, выделение профиля будущей фирмы и основных направлений её коммерческой деятельности; определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов, направлений, способов осуществления коммерческих операций;

составление проектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) приватизируемых и частных фирм;

сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;

выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их формированию и реализации;

выявить соответствие имеющихся кадров задачам фирмы;

определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

предусмотреть проблемы (риски), которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Таким образом, бизнес-планирование - средство повышения эффективности и управляемости предприятия, более достоверного прогнозирования его развития на долго- и среднесрочную перспективу.

Внешние цели, для которых осуществляется бизнес-планирование:

подготовка заявок существующих и вновь созданных предприятий на получение кредитов;

обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;

выход на внешний рынок и привлечение инвестиций;

уход из данного региона рынка;

выработка стратегии конкурентоспособности и работа на данном туристическом рынке путем “завоевания” своего сегмента;

разработка высоко конкурентного набора туристских услуг и работа в этом заново созданном сегменте рынка.

Обязательным условием получения банковского кредита является предоставленный банку грамотно составленный бизнес-план инвестиционного проекта. Если у заемщика он отсутствует, это говорит о низком профессиональном уровне администрации предприятия и делает получение банковского кредита невозможным, кроме того, в будущем банк будет оценивать выдачу кредита такому предприятию, как более высоко рисковую операцию, что обязательно повлияет на величину процентов по кредиту в сторону увеличения.

Разновидности бизнес-плана

Бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта - изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых финансовых результатов.

Концепт бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта - основа для переговоров с потенциальными инвестором или партнером для выяснения степени их заинтересованности или возможной вовлеченности в проект. Создание стратегических союзов. Различные компании все чаще занимаются совместными исследованиями, маркетингом, предпринимают иные совместные усилия.

Бизнес-план предприятия - изложение перспектив развития предприятия на предстоящий плановый период перед Советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов.

Бизнес-план структурного подразделения (центра финансовой ответственности) - изложение перед руководством предприятия плана развития хозяйственной (операционной) деятельности подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли.

Бизнес-план (заявка на кредит) для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора.

Бизнес-план (заявка на грант) для получения средств из государственного бюджета или благотворительных фондов на решение острых социально-политических проблем с обоснованием прямых и косвенных выгод для региона и общества в целом от выделения средств или ресурсов под данный проект.

Бизнес-план-заявка для получения большого государственного или международного коммерческого контракта.

Бизнес-план развития региона (страны) - обоснование перспектив социально-экономического развития региона и объемов финансирования, соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями.

Самое сложное в бизнес-планировании - это разработка прогнозов. Их рекомендуется осуществлять совместно со специалистами, которые реализуют результаты проектов. Точность разработки прогнозов во многом определяет эффективность бизнес-планирования.

Процесс подготовки бизнес-плана многоэтапен. После определения сути проекта и уточнения препятствий, для начала и развития дела с учетом профиля предприятия или продуктов и услуг, в ходе разработки бизнес-идей готовятся материалы для соответствующих разделов бизнес-плана. Проводится большая работа по анализу отрасли, рынка, клиентов конкуренции; намечаются планы маркетинга, продаж, производства, финансовый план и т.д. После чего все её данные сводятся в определенную упорядоченную структуру.

Ключевые моменты бизнес-планирования - это оценка авторами проекта:

возможности, необходимости и объема выпуска продукции (услуг);

потенциальных потребителей;

конкурентоспособности продукта на внутреннем и внешнем рынках;

обоснованности выбора своего сегмента рынка;

показателей различных видов эффективности (коммерческой, региональной, бюджетной);

капиталоемкости и проекта, его ресурсообеспеченности и возможных источников финансирования.

Бизнес-идея - это совокупность знаний, как уменьшить расходы или получить доход, это концепция предлагаемого бизнеса, это идея нового продукта или услуги, которые предприятие будет производить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: