double arrow

Источники бизнес-идей:.

Потребители. При поиске новых идей предприниматели уделяют все больше внимания мнению потребителей, поскольку конечная цель производства любого товара или оказания любой новой услуги - именно удовлетворение запросов потребителей.

Продукция конкурентов. Предприниматель должен очень внимательно изучать товары и услуги, предлагаемые другими фирмами. В результате нередко выясняется, что тот или иной товар либо услугу можно улучшить, и эта идея ложится в основу нового бизнеса.

Мнения работников отделов сбыта и торговых представителей. Благодаря своему знанию потребностей рынка торговые работники нередко могут подсказать что-то принципиально новое. Они могут также оказать содействие в маркетинге новой идеи или продукции.

Публикации в СМИ. Существуют архивы Патентного бюро, в котором регистрируются все изобретения и идеи принципиально новых продуктов. Хотя сами по себе запатентованные идеи защищены законом, их изучение нередко может натолкнуть на новые, даже более интересные мысли. Существует ряд периодических изданий, в которых публикуется информация о последних патентах.

Научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Лаборатории НИОКР, как правило, хорошо оснащены и потом)' предоставляют большие возможности для поиска путей совершенствования продукции.

Разработка бизнес-идеи

Не каждая идея становится бизнес-идеей <http://www.9r.ru/part601.htm>, т.е. превращается в идею, имеющую социально-экономическую эффективность (доходность). Поэтому необходимо четко разработать идею, придерживаясь следующих процедур:

четко и ясно сформулировать суть бизнес-идеи, ее "изюминку";

зафиксировать источник появления идеи;

попытаться подтвердить реальность самой идеи;

оценить эффект от реализации бизнес-идеи, а также определить будущих

надежных партнеров и инвесторов, заинтересованных в вашем успехе.

Сформировавшаяся бизнес-идея, прошедшая соответствующую проверку, четко сформулированная и детализированная становится основой для разработки бизнес-плана <http://www.9r.ru/part6031.htm>.

При определении сути проекта или бизнес-идеи исследуется профиль компании, производится анализ портфеля продукции, устанавливается основное направление развития бизнеса.

Анализ возможностей и препятствий представляет собой анализ отрасли или так называемый ПЭСТП - анализ (политические, экономические, социальные, технологические и природные факторы, влияющие на деятельность), анализ рынка и его потребителей, анализ конкурентов.

Разработка стратегии имеет следующие составляющие: установление целей бизнеса, определение стратегического положения, анализ альтернативных стратегий, выбор стратегии роста.

Инструментом реализации бизнес-идеи является бизнес-проект. Бизнес-проект - это описание конкретного мероприятия, в которое вкладываются денежные средства с целью получения прибыли и/или прироста капитала.

Бизнес-проект - необходимый комплекс практических мероприятий и способов с целью получения после реализации бизнес-идеи определенного экономического результата (величины чистой прибыли, дохода, конкретной доли завоеванного целевого рынка).

Цель бизнес-проекта: доказуемый результат и заданные условия реализации общей задачи проекта.

Основные признаки бизнес-проекта:

изменения - как основное содержание проекта;

ограниченная во времени цель;

временная ограниченность продолжительности проекта;

наличие бюджета проекта;

ограниченность требуемых ресурсов;

неповторимость;

новизна;

комплексность;

правовое и организационное обеспечение;

разграничение;

информационная и консалтинговая поддержка.



Отличие бизнес-плана от других плановых документов

 

Бизнес-план, как никакой другой из планов предприятия имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимально возможный выигрыш, следовательно, в отличие о традиционного плана экономического и социального развития предприятия, бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. Помимо интересов заинтересованными лицами будущего бизнеса являются потенциальные потребители и поставщики предприятия. Кроме того в бизнес-плане, основное внимание сосредоточено на маркетинговых и финансово-экономических аспектах проблемы достижения успеха. В то время, как научно-технические, технологические и социальные стороны представлены менее детально.

Более близок к бизнес-плану такой привычный российским предпринимателям документ как технико-экономическое обоснование (ТЭО). Главным его отличием от бизнес-плана является то, что ТЭО - это плановый документ развития промышленных объектов, поэтому особый акцент в структуре ТЭО сделан на производстве - это технические аспекты проекта, в то время как коммерческие, рыночные проблемы остаются практически нераскрытыми. Кроме того, отличие бизнес-плана от ТЭО состоит в его стратегической направленности, предпринимательском характере, гибком сочетании производственного, технического, финансового и рыночного аспекта деятельности на основе внутренних возможностей организации и внешнего окружения, следовательно, можно говорить о гораздо более узком, специфическом характере ТЭО по сравнению с бизнес-планом. Бизнес-план, как форма обоснования предпринимательского проекта постепенно вытесняет ТЭО из сферы плановой деятельности бизнеса.

Бизнес-план является одним из ключевых элементов стратегического планирования.

Стратегическое планирование организации охватывает достаточно длительный срок, обычно 3-5 лет, иногда и более. Однако, между бизнес-планом и стратегическим планированием существует ряд различий:

в отличие от стратегического планирования, бизнес-план включает не весь комплекс общих целей предприятия, а только одну из них, ту, которая связана с созиданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план ориентирован только на развитие в то время, как стратегическое планирование может включать другие темы стратегий организаций.

Стратегические планы - это обычно планы с растущим горизонтом времени. По мере выполнения очередного годичного плана, его результат анализируется, что отражается на корректировке или пересмотре стратегического плана. Нередко, затем, к стратегическому плану добавляется очередной годичный период. Бизнес-план имеет четкие очерченные временные рамки, по истечение которых, определенные планом цели и задачи должны быть выполнены.

Таким образом, бизнес-план, по своей форме, в отличие от стратегического плана предприятия, тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определенной самодостаточностью

В бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, является полноправными, равновесными частями структуры бизнес-плана.

В условиях рыночной экономики, функции ТЭО все чаще выполняют инвестиционные проекты, которые наиболее близки к бизнес-плану по структуре и характеру изложения материала. Понятие инвестиционного проекта может употребляться в 2-х случаях:

как инвестиционная деятельность - реализация системы инвестиционных мероприятий, т.е. совокупность работ или деятельность по разработке новых или модернизации существующих изделий и созданию (техническому перевооружению, реконструкции, расширению) производству мощностей. По их выпуску, созданию, по производству работ или оказанию услуг;

как система организационно-правовых, аналитических, инженерно-технических, экономических и расчетно-финансовых документов, необходимых для проведения соответствующих работ по реализации проекта, в том числе инженерного сопровождения инвестиций (инжиниринга).

Бизнес-план иногда выступает по отношению к инвестиционному проекту как документ, представляющий собой план разработки и реализации, представляющий собой планы разработки и реализации соответствующей части инвестиционного проекта. К началу этапа разработки, в бизнес-плане уже приведены все необходимые исследования и научно-технические разработки, предшествующие принятию инвестиционного решения. Выполнен большой объем работ, связанный с разработкой концепции и ее структуризацией, осуществлен предпроектный анализ. Теперь вытекает необходимость в итоговом максимально компактном документе, который позволяет предпринимателю не только принять обоснованное решение, но и указать, что и когда нужно сделать, чтобы оправдались ожидания относительно бизнес-проекта. В этих целях составляется бизнес-план, который является документом для кредиторов и основным инструментом для предпринимателя. Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных бизнес проектов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжительных по срокам реализации, бизнес-план может заменить инвестиционный проект.

В нем совмещаются все этапы и работы, выполняемые в прединвестиционной фазе делового планирования.

Может так же существовать бизнес-план предприятия, включающий планируемые результаты реализации инвестиционного проекта. В этом случае, инвестиционный проект может быть включен в бизнес-план предприятия, который реализует порядок использования свободных средств предприятия и заемных финансовых ресурсов в рамках инвестиционного проекта.

Таким образом, инвестиционный проект и бизнес-план могут быть близки по структуре (структура бизнес-плана схожа со структурой инвестиционного проекта), особенно в той его части, где проводится обоснование инвестиционного замысла.



Глава 7. Организация бизнес-планирования работы предприятия

 

Структура, основные разделы бизнес-плана

 

Составление и соответствующее оформление бизнес-плана - это необходимые условия для того, чтобы проект был принят к рассмотрению потенциальными инвесторами.

Содержание глав бизнес-проекта должно соответствовать их названиям.

Информация должна быть достоверной, обоснованной и базироваться на документальных источниках и расчетах.

Рекомендуется следующая структура бизнес-плана:

Титульный лист

Раздел 1. Резюме.

Раздел 2. Описание предприятия (организации).

Раздел 3. Описание проекта.

Раздел 4. Анализ рынка. Маркетинговые исследования.

Раздел 5. Производственный план.

Раздел 6. План по персоналу.

Раздел 7. Организационный план и структура управления.

Раздел 8. Финансовый план.

Раздел 9. Оценка рисков. Страхование. Экология. Нормативно-правовая база.

Раздел 10. Приложения к бизнес-плану.

Для наиболее полного и яркого выражения целей и сторон создания бизнес-плана можно включать дополнительные разделы, если того требует проект.

Титульная лист - содержит название компании, ее юридический и фактический адреса, телефоны, e-mail и адрес сайта (если есть), наименование и полные реквизиты собственников компании, наименование и очень кратко (одним предложением) - суть проекта, информацию об авторах проекта и дату его составления.

Раздел 1. “Резюме”.Представляет собой основные положения, концепцию проекта, его основные выводы. Цель резюме - заинтересовать инвестора и заставить его подробнее ознакомиться с содержанием бизнес-плана. Объем резюме обычно составляет 2-3 страницы текста, который должен быть составлен простыми словами без использования терминологии и простыми предложениями. Оно должно показать инвестору выгодность и перспективность вложений в представляемый инвестиционный проект.

В резюме должны быть ответы на два вопроса: “Что они получат при успешной реализации этого бизнес-плана?” и “Каков риск потери ими денег?”.

Этот раздел должен разрабатываться в самом конце составления бизнес-плана, когда достигнута полная ясность по всем остальным разделам:

Раздел 2. “Описание предприятия (организации)”.

Этот раздел содержит информацию о предприятии, которое предлагает данный инвестиционный проект, его полные реквизиты, информацию о руководителе, учредителях и их реквизиты, цели предприятия, сведения о руководстве, историю создания и развития, достижения, организационную структуру, основные результаты деятельности, место предприятия на рынке. Этот раздел лучше начать с анализа текущего состояния дел отрасли экономики, в которой функционирует предприятие, показать тенденции развития отрасли. Инвестору важно показать, какое место в отрасли занимает предприятие, а затем приступить к его описанию:

наименование;

фамилия, имя, отчество, возраст и квалификация руководителя организации;

точный почтовый адрес, тел/факс;

банковские реквизиты (в т.ч. рублевый, валютный, депозитный счета);

организационно-правовая форма собственности;

размер Уставного фонда;

перечень основных владельцев, роль каждого из них в основании и деятельности предприятия;

описание предприятия, его специфических черт, основные этапы в его развитии;

наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д.;

события, повлиявшие на развитие предприятия;

цели и задачи на ближайший период и на перспективу;

финансирование предприятия в прошлом и в настоящее время;

организационная структура, численность и кадровый состав;

преимущество продукции или услуг предприятия, тенденции в сбыте продукции (услуг) в ближайшее время и в перспективе;

основные достижения предприятия;

показатели финансовой эффективности предприятия за последние три года;

каковы преимущества предприятия;

какие потребности заказчиков обеспечивает предприятие;

объем рынка продукции или услуг, предоставляемых предприятием;

какова доля предприятия на рынке;

каковы возможности рекламы;

влияние сезонности;

пути увеличения доли предприятия на рынке;

используемые ноу-хау;

территориальное расположение возможных потребителей;

основные конкуренты и их сильные стороны;

уровень технологичности;

анализ издержек производства и пути их снижения;

основные проблемы в функционировании предприятия;

анализ сильных и слабых сторон предприятия (качество продукции и услуг, возможности сбыта, уровень производственных издержек, квалификация, опыт персонала, уровень технологии, условия поставок материалов или комплектующих, уровень менеджмента);

географическое положение предприятия;

ближайшие транспортные магистрали.

Раздел 3. «Описание проекта».

В этом разделе необходимо дать четкое определение и описание тех изменений, которые должны произойти на предприятии или дать описание видов продукции и услуг, которые будут предложены на рынок:

функциональное назначение продукции, для каких целей она предназначена. Главное, на чем необходимо сделать акцент, это преимущества продукции, уникальность, качество, преимущества в ценах, основных характеристиках, основных потребителях, потребительских свойствах товара, отличии от существующих аналогов;

описание стадии готовности продукта, особо выделив, идет ли речь о начале работы "с нуля" или о расширении существующего производства;

долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно ожидать, какие доходы предполагается получить, за какой период времени;

тактический план, краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели;

примеры использования аналогичной продукции;

описание ситуации на рынке сбыта этой продукции (отечественном и зарубежном) и в отрасли;

стоимость в зависимости от объемов производства;

технологичность;

соответствие продукции принятым стандартам;

на какой стадии находится проект по выпуску продукции в настоящее время (идея, рабочий проект, опытный образец, серийное производство и т.п.);

требования к контролю качества;

требования к подготовке пользователей;

требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию;

имеются ли возможности для дальнейшего развития проекта (продукта);

патентно-лицензионная защита, степень согласования проекта с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами;

потребность в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться (погашаться) инвесторам;

ключевые экономические показатели эффективности проекта;

возможные риски и система страховок.

Анализ продукции конкурентов, имеющейся на рынке, должен включать:

описание функциональных и потребительских свойств конкурирующих продуктов;

почему продукты конкурентов пользуются определенным спросом;

принципы ценообразования конкурентов;

способы стимулирования сбыта, используемые конкурентами.

Описание внедряемых результатов исследований и разработок включает:

цели и описание планируемых к внедрению НИОКР;

существующие технологические риски;

технологическое состояние конкурентов, возможность их технологических достижений влиять или повлиять в будущем на деятельность предприятия;

описание концепции развития продукта следующих поколений.

Раздел 4. «Маркетинговые исследования. Анализ рынка».

Этот раздел - один из наиболее трудных и важных, так как почти все следующие разделы бизнес-плана построены на рыночных оценках и развивают его положения.

Раздел содержит информацию о имеющихся на рынке товарах, продукции конкурентов, сравнение характеристик и потребительских качеств товаров конкурентов и предлагаемого продукта, информацию о наименовании конкурентов и их реквизиты, цены конкурентов и их стратегию продвижения товаров.

Маркетинговый анализ - самый первый и важный этап в написании бизнес-плана. Важнейшим разделом в маркетинговом анализе является определение объемов рынка сбыта продукции, доли рынка конкурентов, определение мотивации покупателей к принятию решения о покупке.

Основной задачей данного раздела является дать ответ на вопросы - сколько и какого товара требует рынок, по какой цене и почему именно его готовы покупать потребители. В этом разделе также должен быть приведен анализ состояния и тенденций развития отрасли, средняя прибыльность и объемы производства предприятий отрасли, степень развития конкуренции и барьеры вхождения в нее.

Рыночные оценки проекта, основанные на маркетинговых исследованиях и анализе, оказывают прямое взаимодействие на объем производства, маркетинговый план и позволяют определить размеры требуемых инвестиций.

В разделе определяются: потенциальная емкость рынка, проводится сегментация рынка, дается характеристика потребителя и сравнительный анализ конкурентоспособности.

Раздел 5. «Производственный план».

План производственной деятельности представляет собой подробное описание необходимых для работы компании производственных ресурсов, под которыми подразумеваются здания, мебель, оборудование для работы офиса и план персонала.

В разделе приводятся расчеты потребности в материалах и сырье на производство продукции, затраты на их закупку, анализ поставщиков, затраты на обслуживание и плановые ремонты оборудования. В случае, если специфика производства того требует, приводится информация о необходимости приобретения лицензий и прочих разрешений, требования по технике безопасности труда.

В случае, если это торговое или обслуживающее предприятие, раздел включает значительно больший объем информации о поставщиках, их оценке и выборе, потребностях в конкретных товарах и их группах, методах закупки, потребностях в складских и торговых помещениях, их географическом местоположении и наличии спроса на предлагаемые товары в каждой торговой точке и по каждому товару. По поставщикам также приводится информация о их местонахождении, дается их краткая характеристика и приводятся реквизиты.

В случае, если это строительное или сервисное предприятие отражается также информация о подрядчиках, дается их характеристика и реквизиты.

Основная цель этого раздела - описание обеспеченности проекта с производственной и технологической стороны.

В сфере туристских услуг особое внимание уделяется на определение приемлемого месторасположения, стремление уменьшить накладные расходы, получение требуемого оборудования и повышение конкурентоспособности путем подбора и обучения персонала.

Раздел 6. «План по персоналу». В этом разделе приводится информация о потребности в персонале, его количестве и квалификации, анализ рынка труда по каждой позиции работников, приводятся расчеты затрат на оплату труда персонала, его социальное обеспечение, методы стимулирования и обучение:

административный персонал;

инженерно-технический персонал;

производственный персонал;

условия оплаты и стимулирования;

условия труда;

структура и состав подразделений;

обучение персонала;

предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия.

Раздел 7. «Организационная структура и управление» содержит схему организационной структуры управления предприятием, информацию о количественном и качественном составе подразделений предприятия, требования к его квалификации, расчет затрат на оплату труда, социальное обеспечение и стимулирование труда управляющего персонала.

В случае реорганизации или вновь создаваемого предприятия дается информация о форме собственности предприятия, его основных или предполагаемых акционерах, их реквизиты, доли в капитале предприятия, процесс принятия решений и принципы управления.

Организационный план составляется для того, чтобы "проследить “цепочку” мероприятий, которые необходимо выполнить для эффективной работы компании в дальнейшем. Здесь указывается объем необходимых ресурсов, источники, сроки исполнения мероприятий и степень ответственности.

Раздел 8. «Финансовый план».

Финансовый план является одним из основных разделов бизнес-плана. Этот раздел необходимо посвятить планированию финансового обеспечения деятельности фирмы с целью наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств. Он показывает какие финансовые ресурсы потребуются для реализации инвестиционного проекта и в какие периоды времени, а также отдачу от проекта при заданных исходных данных и верности выводов маркетингового исследования. В финансовом плане приводятся или рассчитываются все денежные потоки предприятия - затраты, выручка от реализации, налоги и прибыль.

В этом разделе необходимо разработать совокупность следующих планово-отчетных документов:

.План (отчет) доходов и расходов.

.План (отчет) движения денежных средств.

.Баланс.

.Показатели эффективности проекта.

При необходимости представляется график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита; предполагаемый график уплаты налогов. В дополнение к этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта.

Раздел 9. «Оценка риска и страхование».

В этом разделе дается описание возможных рисков проекта и их характеристика, а также приводится стратегия по их минимизации.

“Оценка риска” включает в себя перечень профилактических и прогнозных мероприятий по предотвращению форс-мажорных и прочих негативных факторов, к которым относятся: угроза банкротства; санкции налоговой службы и налоговой полиции; пени, штрафы, неустойки по гражданско-правовым договорам, контрактам, соглашениям и т.д., конфликтные ситуации, снижение спроса.

Главное при разработке этого раздела бизнес-плана - наиболее полный учет всех возможных типов рисков, с которыми предприятие может столкнуться, выявить источники этих рисков и момент их возникновения. А затем разработать меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь, которые они могут вызвать.

Таким образом, весь бизнес план предоставляет следующую информацию:

на каком этапе развития находится предприятие;

как оно планирует развиваться;

какими мерами это развитие будет достигнуто.

Раздел 10. «Приложения к бизнес-плану» содержит документы, на базе которых был составлен бизнес-план: данные маркетинговых исследований, спецификации и подробные описания продуктов, развернутые характеристики конкурентов и их продуктов, копии рекламных материалов, прайс-листов, каталогов, письма от покупателей и заказчиков, контракты, резюме руководителей проекта и подразделений предприятия, заключения экспертов и прочие документы.

В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К числу обязательных документов относятся следующие:

биографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы;

результаты маркетинговых исследований;

заключения аудиторов (включая аналитическую часть);

подробные технические характеристики продукции;

гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции;

договоры аренды, найма, лицензионные соглашения;

заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности, - санитарно-эпидемиологических служб;

статьи из журналов и газет о деятельности предприятия;

отзывы авторитетных организаций.

Возможно также предоставление в качестве приложения к бизнес-плану:

фотографий или видеоролика образцов продукции;

копий авторских свидетельств, патентов;

плана предприятия;

сертификатов (ТУ и т.п.) на продукцию.

 



Расчет производственного плана предприятия

 

. Расчет капитальных затрат

1.1 Описание имеющихся в наличии зданий и сооружений (площадь, тип здания). Пример описания приведен в таблице 7.

 

Таблица 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: