Приоритеты в развитии промышленности и научного потенциала России

Важнейшей задачей национальной экономики является рост ее производственно-экономического потенциала на основе комплексного развития всех отраслей народнохозяйственного комплекса. Это особенно важно прежде всего потому, что отрасли связаны между собой.

Экономический потенциал страны характеризует способность общества производить товары и услуги и обеспечивать расширенное воспроизводство в целях удовлетворения потребностей населения, улучшение качества жизни ее граждан. Возможности общественного производства в решающей степени зависят от накопленного национального богатства - основного капитала и человеческих ресурсов. Вместе с тем потенциал экономического развития в значительной мере определяется природным, технико-технологическим, управленческим и внешнеэкономическим потенциалом (рис. 3).

Если говорить о природном потенциале страны, то совершенно очевидно, что его надо кардинально повышать. Для этого необходимо осуществлять расширенное воспроизводство почвенного плодородия, лесных массивов, рыбных запасов, обеспечить качественную переработку древесины, нефти, газа, алмазов. Необходимо вернуть в сельскохозяйственное производство около 14 млн га продуктивной пашни, выбывшей за период с начала 1990-х годов. За счет этого можно получить дополнительно 20 млн тонн зерна [16].

Рисунок 3 - Структура, принципы формирования и эффективность производственно-экономического потенциала России

 

Для улучшения потенциала страны следует поднять качество образования, нравственность и здоровье людей путем воспитания людей, улучшения социальных условий их жизни. Важное значение имеет повышение заработной платы до стоимости рабочей силы, усиление мотивации к труду. Но, конечно, актуальной проблемой сегодня является сокращение безработицы.

Касаясь технико-технологического потенциала страны, следует отметить необходимость массового обновления основного капитала, последовательного перехода на экологически чистые, безотходные, ресурсосберегающие технологии. А для этого, прежде всего, надо восстановить отечественное машиностроение на новой технической основе.

Для повышения инвестиционного потенциала страны необходимо увеличить удельный вес накопления в ВВп до 30%. Шире привлекать для инвестиционных целей денежные средства населения, использовать по прямому назначению амортизационные фонды предприятий.

Поскольку Россия не относится к числу развивающихся стран, а считается только «временно отставшей», в предстоящее десятилетие ей достаточно будет поднять долю производственных инвестиций до 25-30% ВВП. Для этого необходимо настойчиво продолжать меры по возрождению на новой научно-технической основе отечественного машиностроения. В первую очередь можно и нужно восстановить авиационную промышленность, производство оборудования для электростанций, станкостроение, строительство судов для торгового и рыболовного флота, а также большегрузных танкеров для транспортировки нефти и сжиженного газа. Чтобы сохранить экономическую целостность России, нужен современный, доступный для большинства населения воздушный, морской и железнодорожный транспорт. Все это позволит повысить экономический рост до устойчивых 5-6% в год (конечно, в послекризисный период).

Другое стратегическое направление качественного обновления и реконструкции экономики России - восстановление и расширение проверенного годами механизма количественного и качественного роста интеллектуального потенциала страны. В этой связи необходимо обеспечить доступность высшего и среднего образования для всех слоев молодежи, повысить требования к качеству выпускников школ, создать систему переподготовки и повышения квалификации всех специалистов, в том числе учителей и профессуры.

В последние годы в рамках национальной программы по развитию образования начата его модернизация: школы обеспечены компьютерами, часть из них присоединена к Интернету. Повышены оклады учителям. Система образования переместилась в сектор стратегической политики государства. К сожалению, позитивные результаты таких мер скажутся лишь через пять-семь лет.

В ближайшее десятилетие России предстоит решить задачу преодоления массовой бедности среди населения и резкого снижения социальной напряженности в стране. Вызывает обеспокоенность, что оплата труда наемных работников крайне низка и не соответствует стоимости рабочей силы. Необходимо поднять оплату труда до стоимости рабочей силы, сократить высокую дифференциацию населения страны по доходам.

Не отвечает современным требованиям инфраструктура национальной экономики (финансовая, транспортная, логистическая). В этом отношении чрезвычайно важно доводить состояние аэропортов и морских портов до уровня мировых стандартов, неуклонно улучшать качество всей производственной и социально-бытовой инфраструктуры. Особую тревогу вызывает состояние инфраструктуры ЖКХ. По данным Министерства регионального развития РФ в среднем по России физический износ котельных достиг 55%, коммунальных сетей водопровода - 65%, электрических сетей - 58%, водопроводных насосных станций - 65%, канализационных насосных станций - 57%, канализационных сетей - 56% и очистных сооружений - 54%. При этом ясно и другое: без улучшения дел в этой области нельзя добиться кардинальных сдвигов в экономике и качестве жизни населения страны.

Необходимо обеспечить кардинальное улучшение условий инновационной деятельности. При этом важно освободить от налогообложения часть прибыли, направляемой на цели развития производства и освоение новой техники, научных исследований и разработок. Считаем, что реализация предложения о «налоговых каникулах»для вновь создаваемых обрабатывающих предприятий, а также освобождение от налога на прибыль научных и инновационных организаций в течение первых пяти лет работы, несомненно, окажет позитивное влияние на экономику страны.

Остро стоит проблема кадров. Как показывает практика, в стране нет достаточного количества кадров необходимой квалификации, особенно инженерно-технических, а также квалифицированных рабочих. В настоящее время дефицит квалифицированных кадров (и прежде всего рабочих) испытывают более 60% предприятий промышленности. Особую тревогу вызывает тот факт, что удельный вес квалифицированных рабочих в общей их численности не превышает 5% (для сравнения укажем, что в США квалифицированные рабочие составляют примерно 50% занятого населения, в Германии - 45%). Такая ситуация требует кардинальных мер, и в частности, подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих, совершенствования системы подготовки менеджеров по управлению инновационной деятельностью.

Следует осуществить законодательное обеспечение инновационной деятельности. Анализ показывает, что этот процесс в стране успешно развивается. Действую законы «О науке и государственной научно-технической политике», «О защите инвестиций», «О таможенном тарифе», «О банке развития» и др. Однако до сих пор нет единого законодательного акта - федерального закона об инвестиционной деятельности.

Промышленность являясь одним из ведущих звеньев национальной экономики, выступает основой для повышения эффективности общественного воспроизводства по следующим причинам:

развитие промышленности как отрасли национальной экономики в целом и ее важнейших подотраслей (электроэнергетики, машиностроения, химической промышленности и других) служит базой для эффективной деятельности всего хозяйственного комплекса страны;

функционирование промышленности, особенно тяжелой индустрии, создает основу для расширенного воспроизводства и экономического развития всех субъектов Российской Федерации;

уровнем развития промышленности в значительной мере определяется обороноспособность государства;

обеспеченность населения отечественными товарами народного потребления зависит от конкурентоспособности продукции и адаптированности к рыночным условиям предприятий легкой и пищевой промышленности.

Выработка государственной промышленной политики и её реализация в Российской Федерации на современном этапе должны быть ориентированы на решение четырёх стратегических задач:

развитие конкурентоспособности и повышение темпов роста промышленно-энергетического сектора экономики;

повышение эффективности топливно-энергетического комплекса и обеспечение энергобезопасности;

развитие научно-технического и производственного потенциала в интересах повышения уровня национальной безопасности;

создание системы технического регулирования стандартизации и обеспечения единства измерений в интересах повышения качества жизни населения и конкурентоспособности экономики.

Реализация первой цели - развитие конкурентоспособности и повышение темпов роста промышленно-энергетического сектора экономики - предполагает содействие образованию и развитию эффективных экономических субъектов в промышленности и энергетике, поддержка разработки конкурентоспособной техники и технологий, модернизацию и реконструкцию производственных мощностей, разработку и реализацию мер по энерго- и ресурсосбережению в промышленно-энергетическом секторе и сфере потребления.

Реализация второй цели - повышение топливно-энергетического комплекса и обеспечение энергобезопасности - предполагает проведение структурных преобразований в энергетике; рационализацию добычи и использования ресурсов на предприятиях топливно-энергетического комплекса, развитие перспективных направлений энергетики; диверсификацию и территориальное развитие топливно-энергетической инфраструктуры; стимулирование опережающего воспроизводства баланса разрабатываемых и разведанных запасов полезных ископаемых.

Важнейшими шагами в этом направлении должны стать более широкое использование возобновляемых и альтернативных источников энергии, а также практическая реализация мероприятий по разработке и освоению инновационных технологий в области энергетики, становление низкоуглеродной энергетики.

Реализация третьей цели - развитие научно-технического и производственного потенциала в интересах повышения уровня национальной безопасности - содержит ряд направлений работы, к числу которых относятся:

разработка отраслевых стратегий развития и стратегии развития оборонно-промышленного комплекса;

реструктуризация, модернизация и совершенствование научно-технической и производственно-технологической базы;

обновление номенклатуры продукции;

улучшение организационно-управленческой структуры и качества управления;

развитие экспортного потенциала.

Четвертая цель - создание системы технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений в интересах повышения качества жизни населения и конкурентоспособности экономики - имеет высокую актуальность в контексте создания безопасных условий жизни населения и обеспечение высокого качества товаров и услуг.

Важнейшим условием реализации этой задачи является ускорение темпов реформы технического регулирования. Данную деятельность следует направить на повышение конкурентоспособности российской промышленности благодаря переходу на двухуровневую систему: технические регламенты и стандарты. Происходящая в России реформа технического регулирования должна снизить административную нагрузку на экономику, гармонизировать обязательные требования к продукции, стимулировать развитие системы национальных стандартов и, следовательно, повысить как внешнюю, так и внутреннюю конкурентоспособность экономики.

Таким образом, перед страной стоит задача не просто наращивания ВВП любыми путями, а основательного изменения его структуры. Высокотехнологичными должны стать практически все виды экономической деятельности, поэтому следует говорить о высокотехнологичных производствах не только в промышленности. В стратегиях развитых стран дифференцируются темпы роста обрабатывающих и добывающих видов деятельности, электроэнергетики; предусматривается уменьшение трудоемких, экологически вредных производств и принимаются меры, направленные на развитие биотехнологий в сельском, рыбном и лесном хозяйстве.

Ядро инновационного развития составляет машиностроение. На современном этапе все его виды должны быть наукоемкими и высокотехнологичными, что требует разработки программно-целевой национальной стратегии. Высокая доля НИОКР в стоимости современных машин и оборудования обусловливает широкую бюджетную поддержку разработки и освоения в производстве новых моделей техники, а также лизинга и других форм стимулирования обновления машин и оборудования. По этой причине страны-лидеры не заинтересованы обеспечить Россию новой техникой. Они включают в национальные долгосрочные стратегии развитие собственного машиностроения по широкому кругу нужных для внутреннего рынка машин и оборудования. Ряд стран, в том числе Китай, реализует долгосрочную стратегию машиностроения, зачастую за бесценок скупая технологии и патенты у России.

По нашему мнению, для дальнейшего развития экономики России необходимо осуществить следующие задачи:

. Восстановить отечественное машиностроение на новой технико-технологической основе.

. Увеличить инвестиционный потенциал страны за счет роста удельного веса фонда накопления в ВВП, объема денежных средств населения, амортизационных отчислений. А также иностранных вложений.

. Обеспечить массовое обновление основного капитала в экономике России на основе всемерного использования достижений научно-технического прогресса.

. Осуществить переход на экономически чистые, безотходные и ресурсосберегающие технологии.

. Увеличить инвестиции в человеческий капитал и социальную сферу, повысить качество образования, воспитания и на этой основе поднять трудовой потенциал страны.

. Повсеместно довести размер оплаты труда до стоимости рабочей силы, усилить мотивацию труда.

. Восстановить ценовой диспаритет между городом и деревней, кардинально улучшить социальную сферу села.

. Повысить эффективность внешней торговли за счет увеличения в экспорте удельного веса готовой продукции и, прежде всего, наукоемкой.

. Обеспечить продовольственную, фармацевтическую, технико-технологическую безопасность России путем перехода экономики на инновационный путь развития.

. Сократить затраты на содержание государственного аппарата и увеличить расходы на повышение уровня жизни населения.

Комплексные меры по дальнейшему развитию экономики страны должны стать прочной основой для динамичного развития производительных сил и социальной сферы, для неуклонного подъема качества жизни ее граждан.

В современных условиях наука и высокие технологии являются основой выхода на передовые рубежи и устойчивого развития в рамках определенной ниши мирового рынка. Альтернативой этому пути развития может быть усиление экономической, технологической и политической зависимости от других государств, переход в разряд сырьевых стран второго и третьего эшелонов. Поэтому важно обеспечить развитие российской науки, а для этого необходимо:

) улучшить финансирование науки. Доля общих затрат на науку относительно ВВп должна быть не ниже 2%. При этом необходима государственная поддержка не только фундаментальной, но и отраслевой науки;

) поднять уровень заработной платы научных работников. Для молодых исследователей она должны быть не ниже 110-120%, а для высококвалифицированных - не менее 180-200% к средней заработной плате в промышленности страны;

) поддерживать оптимальную численность научных работников - не менее 0,55-0,60% относительно численности населения;

) обеспечить современное техническое переоснащение научных учреждений [20].

Переход к устойчивому росту отечественной экономики возможен лишь при условии создания полноценной национальной инновационной системы, все составные части которой - наука, инновации и новые технологии - согласованы между собой, а результаты ее деятельности защищены на законодательном уровне и создают устойчивые конкурентные преимущества отечественным продуктам и услугам на внутреннем и внешних рынках. Несмотря на то, что переход России к построению национальной инновационной системы уже начался, уровень развития инновационной деятельности в стране остается по-прежнему низким. Удельный вес инновационной продукции составляет лишь 4%, в то время как его пороговое значение должно достигать 15%, для сравнения в промышленно развитых странах удельный вес инновационной продукции держится на уровне 30%.

Конечно, необходимо создание национальной инновационной системы, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. Кроме того, национальная система - это и комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы.

Национальная инновационная система объединяет усилия государства, организаций научно-технической и образовательной сфер, предпринимательского сектора экономики, финансово-кредитной сферы, структур государства и негосударственных институтов инновационной сферы в интересах ускоренной реализации интеллектуальной деятельности на рынке высокотехнологичной наукоемкой продукции на основе формирования между субъектами инновационной деятельности равноправных партнерских отношений [27].

Национальная инновационная система формируется под влиянием множества объективных для данной страны факторов, например, таких как наличие ресурсов (природных, трудовых, климатических и т.д.), особенности исторического развития институтов государства, преобладания определенных форм предпринимательской деятельности, характера и направления межгосударственного сотрудничества и др. Эти факторы выступают долгосрочными детерминантами направления и скорости эволюции инновационной активности в стране [21].

Основные трудности в реализации инновационного потенциала связаны с нехваткой собственных средств у организаций, ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в том числе заемных и привлеченных средств. Спад производства почти во всех отраслях промышленности, постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности.

Перелом сложившейся ситуации возможен только на основе активизации инновационной деятельности на различных уровнях (от уровня региона до макроуровня), посредством реализации на практике эффективной инновационной политики, являющейся составной частью государственной социально-экономической политики. В свою очередь инновационная политика выступает в качестве совокупности форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров. Итак, считаем, что для успешной реализации программных показателей экономики России, во-первых, необходимо сформировать федеральную инновационную систему и разработать инновационную политику. Федеральная инновационная система представляет собой совокупность институтов, занимающихся производством и трансформацией научных идей в новые виды конкурентоспособной продукции и услуг. Между тем инновационная политика - это долгосрочный план и система продуманных действий по развитию инновационной деятельности. Организационное обеспечение функционирования такой системы и разработка инновационной политики, по нашему мнению, должен осуществлять Минэкономразвития Российской Федерации. Эти функции он может успешно выполнить, создав механизм постоянного привлечения вузов страны к разработке и реализации федеральных инновационных программ.

Кроме того, должны получить развитие такие элементы инновационного процесса в экономике России как:

выявление приоритетов в сфере инновационной деятельности;

формирование нормативно-правовой базы;

подготовка кадров для инновационной деятельности;

стимулирование развития малого инновационного предпринимательства;

финансовое и информационное обеспечение инновационной деятельности;

- обеспечение взаимодействия науки, образования, промышленности и кредитно-финансовых организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: