Назовите и проиллюстрируйте примерами три главных отличительных признака научного познания

3. Распределите методы научного познания по уровням научного познания:

 

Методы научного познания Уровни научного познания
1. Наблюдение; 2. Абстрагирование; 3. Эксперимент; 4. Идеализация; 5.Математическое моделирование. а) Эмпирический уровень; б) Теоретический уровень.

 

4. Прочитайте текст Т. Куна и выберите правильный ответ:

«Вводя этот термин, я имел в виду, что некоторые общепринятые примеры фактической практики научных исследований – примеры, которые включают закон, теорию, их практическое применение и необходимое оборудование, – все в совокупности дают нам модели, из которых возникают конкретные традиции научного исследования. Таковы традиции, которые историки науки описывают под рубриками «астрономия Птолемея (или Коперника)», «аристотелевская (или ньютонианская) динамика», «корпускулярная (или волновая) оптика» и так далее».

Автор приведенного отрывка говорит о…

А) Научно-исследовательской программе; Б) Фальсификации; 3) Парадигме; 4) Философии науки.

5. Соотнесите науки и отрасли знания:

Науки Отрасли наук
1. Физика; 2. Сопротивление материалов; 3. История; 4. Социология; 5. Биология. А) Социально-гуманитарные науки; Б) Технические науки; В) Естественные.    

Повышенный уровень освоения темы:

1. Подготовьте эссе на тему: «какой смысл философы различных школ вкладывают в понятие «наука»?

2. Впишите недостающее:

Выделяют.... и.... уровни познания.

На... уровне познания выделяют следующие формы:.....

а на.... уровне в качестве форм познания выделяются........

3. Определите вид познавательной деятельности, о котором говорится в данном высказывании, и подготовьте эссе, описывающее место и роль этого вида познания в современной культуре: «Многообразные сопутствующие науке идейно-теоретические учения и течения, существующие за ее пределами, но связанные с нею определенной общностью проблематики или методологии. Примеры такого рода учений – астрология, уфология, хиромантия».


 

 

 ЗАНЯТИЕ 6. «ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Основные понятия: антропогенез, индивид, индивидуальность, личность, свобода

План занятия

1. Происхождение человека: основные концепции.

2. Проблема определения сущности человека. Восточная и Западная философия о человеке. Соотношение биологического и социального в человеке.

3. Индивид, индивидуальность, личность. Роль самосознания в развитии личности. Диалектика личности и общества. Философские концепции об антагонизме личности и общества.

4. Сущность и существование. Проблема свободы.

5. Проблема смысла жизни в различных философских трактовках.

 

Методические рекомендации

При изучении данной темы следует обратить внимание, что обыденное понимание слов «человек», «личность», «свобода», «смысл жизни» не совпадает с их понятийным содержанием в философии. Кроме этого данные понятия имеют длительную историю развития и различные трактовки. Понимание человека (его происхождения, сущности, смысла жизни и др.) в той или иной культуре и эпохе тесно связано с общими представлениями о мире, во многом зависит от господствующей формы общественного сознания (религии, науки).

Изучение вопросов данного семинара имеет большое мировоззренческое значение и может дать наибольший эффект при обращении к первоисточникам, особенно из неклассической философии II пол. XIX – XX вв.: к работам Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра, Н. Бердяева, Е. Трубецкого и др. мыслителей. Философская антропология является основой для освоения последующих тем: «Культура и общество» и «Этика как учение о морали».

 

Вопросы для самоконтроля

К вопросу 1:

2.  Что означает понятие «антропогенез»?

2. В чем различие между эволюционистской и креационистской концепциями происхождения человека?

3.Какие еще концепции, кроме теории антропогенеза Ч. Дарвина, можно отнести к эволюционистской концепции происхождения человека?

К вопросу 2:

1.В чем видели сущность человека мыслители Древнего мира?

2.Какова библейская формула сущности человека и какие интерпретации она получила в средневековой, возрожденческой и новоевропейской философии?

3.Что означает понимание человека как социального существа?

4.Есть ли общее в понимании человека в следующих высказываниях: «Человек – это мыслящий тростник» (Паскаль), «Человек – это политическое животное» (Аристотель), «Человек – это животное, способное изготавливать орудия труда» (Франклин)?

5.Биологизаторские концепции не исключают наличия социальных качеств в структуре личности, равно как и социологизаторские не исключают наличия биологических свойств в человеке. В чем в таком случае заключается «биологизаторство» и «социологизаторство»?

К вопросу 3:

1. В чем разница между понятиями «индивид», «индивидуальность», «личность»?

2. В эпоху Просвещения был выдвинут тезис «Человек – плод окружающей среды». Приведите аргументы «за» и «против» этого тезиса.

3.Назовите проявления негативного и позитивного влияния общества на личность.

К вопросу 4:

1. Чем отличаются понятия «свобода» и «произвол»?

2. Кто в истории философии придерживался принципа «Свобода – это познанная необходимость»? Какой смысл вкладывался в содержание этого тезиса?

3. Согласны ли вы с определением свободы Н. Бердяевым: «Свобода есть космическое (в противоположность хаотическому) состояние мира, любовная соединенность всех его частей»?

К вопросу 5:

1. Что означает понятие «смысл жизни»?

2. За что В. Розанов критикует концепцию эвдемонизма?

3. Какие две основные трактовки смысла жизни в истории философии выделяет Е. Трубецкой? Какое решение проблемы смысла жизни предлагает он сам?

4. Что представляет из себя «абсурдный человек» А. Камю?

5. Почему А. Камю считает, что «Сизифа следует представлять счастливым» (эссе «Миф о Сизифе»)?

 

Литература

К вопросу 1:

1.Борзенков В. Г. Антропогенез // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. Сост. И общая ред. И. Т. Касавин. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009. Режим доступа: https://epistemology_of_science.academic.ru/51/%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B7 (дата обращения: 15.09.2019).

2. Учение о человеке // Философия: мультимедийная слайд-лекция / ОмГТУ, Каф. "Философия и социальные коммуникации". Омск: ОмГТУ, 2014., лекция №11. Режим доступа: https://omgtu.ispringcloud.ru/acc/DO8-KQMyNTU2/s/2556-PbVqy-19Bzp-iVU9U?fv=430238 (дата обращения: 15.09.2019).

 3. Философия: учеб. пособие / [Л. И. Мосиенко [и др.]; под общ. ред. А. В. Нехаева; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. С.101–105.

К вопросу 2:

1. Аристотель, Ф. Ницше, Соловьев // Человек и мир: учеб. электрон. изд. локального распространения: хрестоматия по философии: в 2 кн./ ОмГТУ; сост.: В. О. Бернацкий [и др.]; под ред. В.О. Бернацкого. Кн. II. Человек и общество. Омск; Изд-во ОмГТУ, 2012. С.15–28, 35–37.

2. Рикман, Х.П., Шелер, М., Шопенгауэр, А. // Философия: учеб. электрон. изд. локального распространения: хрестоматия / ОмГТУ: сост.: В. О. Бернацкий [и др.]: под ред. В. О. Бернацкого. Омск: Изд-во ОмГТУ. 2014. С.78–96, 105–123.

3. Философия: учеб. пособие / [Л. И. Мосиенко [и др.]; под общ. ред. А. В. Нехаева; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. С.97–101.

К вопросу 3:

1. Асмолов А.Г, Леонтьев Д.А. Личность // Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Институт философии РАН; Национальный общественно-научный фонд; Председатель научно-редакционного совета В.С. Степин. М.: Мысль, 2010. Режим доступа: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHc2733a9b6524f7ca3ca4c2 (дата обращения: 14.09. 2019.)

2. Гайденко П. П. Индивидуум // Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Институт философии РАН; Национальный общественно-научный фонд; Председатель научно-редакционного совета В.С. Степин. М.: Мысль, 2010. Режим доступа: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01b0ea7e473b0fe93df681b0 (дата обращения: 14.09. 2019.)

3. Философия: учеб. пособие / [Л. И. Мосиенко [и др.]; под общ. ред. А. В. Нехаева. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. С.110–113, 115-117.

К вопросу 4:

1. Апресян Р. Г. Свобода // Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Институт философии РАН; Национальный общественно-научный фонд; Председатель научно-редакционного совета В.С. Степин. М.: Мысль, 2010. Режим доступа: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH011d9ed0664e9ab2a7a95b1d (дата обращения: 14.09. 2019.)

2. Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. С. 324–329.

3. Философия: конспект лекций: учеб. пособие для студентов всех специальностей и форм обучения / В. О. Бернацкий [и др.]. Омск, 2009. С. 286–297.

К вопросу 5:

1. Камю А. Миф о Сизифе (Эссе об абсурде) // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. С. 24–100.

2. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни М.: Республика, 1994. С. 12–361.

3. Философия: конспект лекций: учеб. пособие для студентов всех специальностей и форм обучения / В. О. Бернацкий [и др.]. Омск, 2009. С. 280–286.

Темы докладов и рефератов

1. Ж.-П. Сартр о диалектике сущности и существования человека (по работе «Экзистенциализм – это гуманизм»).

2. Философский смысл Легенды о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского.

Литература для подготовки докладов и рефератов

К теме 1.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. М.: Политиздат, 1990. С. 319–344. Режим доступа: http://scepsis.net/library/ id_545.html (дата обращения: 08.09.2019).

К теме 2.

Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы // Собрание сочинений в 15-ти томах. Л., Наука, 1991. Том 9–10.

 

Контрольные вопросы и задания

Пороговый уровень освоения темы:

1. Креационистское представление о происхождение человека отражает утверждение:

а) человек есть результат длительной эволюции

б) человек произошел от обезъяноподобного предка

в) человек создан богом по своему образу и подобию

г) человек есть потомок инопланетной цивилизации

2. Выберите верные утверждения, отражающие понимание человека в эпоху Средневековья:

а) Человек – это природное существо

б) Человек – это надприродное существо

в) Человек не является господином природы

г) Человек – образ и подобие бога

д) Жизнь человека определяется судьбой

е) Жизнь человека определяют его свобода воли и божественное провидение

3. Выберите определение свободы, характерное для классической философии (Б. Спиноза, Г. Гегель):

а) свобода – это выбор, тяжкое бремя личностного существования

б) свобода – это познанная необходимость

в) свобода – это ничем не ограниченная возможность следовать своим желаниям

г) свобода – это отчуждение человека от самого себя.

4. Учение, усматривающее смыл жизни в достижении счастья:

а) буддизм                       б) эвдемонизм

в) стоицизм                       в) натурализм

5. Философ, отрицающий наличие смысла жизни человека:

а) В. Франкл                      б) А. Камю

в) Н. Бердяев                      г) Е. Трубецкой

 

Базовый уровень освоения темы:

6.Установите соответствие между философами и их пониманием сущности человека:

Философ Сущность человека
1. Фридрих Ницше А. Человек – биопсихосоциальное существо
2. Зигмунд Фрейд Б. Сущности у человека нет, она свободно избирается в процессе существования
3. Жан-Поль Сартр В. Воля к власти

 

7. Заполните таблицу:

Период развития философии Представление о сущности человека Мыслители
Античность    
Средние века    
Эпоха Возрождения    

 

Повышенный уровень освоения темы:

Напишите эссе на одну из тем:

 1. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В. Белинский).

2. «Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?» (Ф.Ницше).

3. «Человек – не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе развития» (Э. Фромм).

4. «У нас нет времени, чтобы стать самим собой» (А. Камю).

5. «Свобода – это не то, что вам дали. Это – то, что у вас нельзя отнять» (Вольтер).

6. «Свобода – это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности» (А. Камю).

7. «В чѐм смысл жизни? Служить другим и делать добро» (Аристотель)

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: