Занятие 7. «философия общества и культуры»

Основные понятия: культура и цивилизация, общество и государство, общественное формирование, потребности и интересы, формационный и цивилизационный подходы.

План занятия

1. Понятие общества. Социальная структура общества. Виды общественных формирований. Социоцентризм и антропоцентризм во взглядах на природу общества. Политика и экономика. Государство и власть.

2. Источники и движущие силы истории. Проблема направленности исторического процесса Формационный и цивилизационный подходы в познании общества и периодизации истории. Понятие исторического времени: уникальность и повторяемость. Прогресс в истории и его критерии.

3. Культура как система. Типология культуры. Морфология культуры. Соотношение культура и общество. Межкультурная коммуникация. Проблемы межкультурного взаимодействия. Социализация и инкультурация.

Методические рекомендации

Социально-философская проблематика привлекала внимание мыслителей с самых ранних этапов развития философского знания. Еще в античности философы задумывались над тем, как возникает и устроено общество, каковы движущие силы его развития, каким должно быть совершенное общество и государство.

Возникновение индустриальной цивилизации изменило привычные связи между общественными группами, существенно усложнилась система социального устройства и управления. Попытки осознания нового социального порядка послужили предпосылкой для формирования и развития социальной философии в ее современном виде.

Социальная философия изучает общество, историю и человека как субъекта деятельности и социокультурных взаимодействий, пытается установить (раскрыть) их сущность, внутренние, устойчивые, необходимые, повторяющиеся связи и отношения.

К вопросу 1. При подготовке к первому вопросу семинара студенту необходимо определиться с понятием «общество», выяснить специфику философского подхода к его изучению. В частности, понять, что общество нельзя определять как просто «совокупность людей»: в этом случае пропадает различие между обществом и стадом, стаей. Чтобы этого избежать, надо учитывать, что для понимания сущности общества более важным является рассмотрение социальных связей, нежели отдельных индивидов. Следовательно, общество как таковое суть совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура). Основная цель так определяемого общества – обеспечение обмена социальной информацией между представителями различных обществ и культур, а также их единства.

После этого необходимо определить социальную структуру общества и основные подходы к его структурированию. Необходимо помнить, что социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы, страты т. д. Проанализируйте различные подходы к «структурированию» общества (К. Маркс, П. Сорокин, Э. Дюркгейм и др.).

Определите в чем принципиальное различие социоцентризма и антропоцентризма во взглядах на природу общества. Какая точка зрения Вам наиболее близка? Проанализируйте проблему диаметральных позиций социоцентризма и антропоцентризма в системе Запад-Восток. Особое внимание необходимо уделить проблеме гражданского общества как наивысшей ступени человеческой общности. Приведите несколько трактовок соотношения гражданского общества и государства.

К вопросу 2. При подготовке ко второму вопросу семинара студенту необходимо рассмотреть концепции, определяющие различные взгляды на становление и развитие общества (натуралистическая, идеалистическая и др.). Определите, в чем смысл проблемы направленности исторического процесса. Рассмотрите основные источники и движущие силы (факторы) исторического процесса. Определите какова роль личности и народных масс в истории. В чем принципиальные различия формационного (К. Маркс, Ф. Энгельс) и цивилизационного (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) подходов в познании общества и периодизации истории.

К вопросу 3. При подготовке к третьему вопросу, необходимо уяснить тесную взаимосвязь и взаимообусловленность человека, культуры и общества. Центральное в связи с этим понятие – культура – в самом широком смысле слова означает всё, созданное руками и духом человека (материальная и духовная культура). Иначе говоря, это «вторая природа», в отличие от первозданной «природы-натуры». Основная цель так определяемой культуры – обеспечение производства, функционирования и трансляции из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Студентам необходимо понимать, что культура постоянно находится в движении: она возникает, развивается, распространяется в пространстве и во времени.

Вопросы для самоконтроля

К вопросу 1:

1. Что такое общество как предмет социальной философии?

2. Какова социальная структура общества?

3. Какие социальные институты вы знаете? Охарактеризуйте основные функции ими выполняемые.

4. Назовите и охарактеризуйте основные философские точки зрения на природу общества.

5. Может ли общество существовать без власти и без государства?

К вопросу 2:

1. Почему в античной философии отсутствовал интерес общественному развитию?

2. Что является движущей силой и целью культурно-исторического развития в учениях И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля?

3. Охарактеризуйте два основных философских подхода к пониманию субъекта истории и динамики исторического процесса.

4. Что является движущей силой и целью прогресса в формационной концепции?

К вопросу 3:

1. Что такое культура? Как соотносятся понятия культура и общество? Охарактеризуйте линии сходства и различия в процессах социализации и инкультурации.

2. Какие существуют точки зрения на проблему сущности и функций культуры?

3. Какие существуют подходы к соотношению понятий «культура» и «цивилизация»?

4. Какие типы культуры Вам известны? Назовите структурные составляющие культуры. Какие основные формы межкультурного взаимодействия вам известны?

5. Что может являться причиной межкультурных конфликтов? Проведите анализ текста одного из центральных социальных философов С. Хантингтона, касающегося прошлого, настоящего и будущего человечества. Какие, на ваш взгляд, в этом контексте определяются перспективы?

«В частности, речь идет о концепции цивилизаций; о вопросе универсальной цивилизации; о взаимоотношениях между властью и культурой; о сдвиге баланса власти среди цивилизаций; о культурных истоках не-западных обществ; о конфликтах, порожденных западным универсализмом, мусульманской воинственностью и притязаниями Китая; о балансировании и тактике «подстраивания» как реакции на усиление могущества Китая; о причинах и динамике войн по линиям разлома; о будущности Запада и мировых цивилизаций. Одним из важных вопросов, не рассмотренных в статье, является существенное влияние роста населения на нестабильность и баланс власти» [с.1].

<…> Взаимоотношения между цивилизациями уже эволюционировали сквозь две фазы и сейчас находятся на третьей. На протяжении более чем трех тысяч лет после того, как впервые появились цивилизации, контакты между ними, за некоторыми исключениями, либо не существовали вовсе и были ограничены, либо были периодическими и интенсивными. Природа этих контактов хорошо выражена термином, который используется историками для их описания: «случайные встречи» <…>.

Таким образом, в двадцатом веке взаимоотношения между цивилизациями перешли от фазы, характеризующейся однонаправленным влиянием одной цивилизации на все остальные, к этапу интенсивных, непрерывных и разнонаправленных взаимоотношений между всеми цивилизациями. Обе характерные черты предыдущей эры межцивилизационных отношений начали исчезать [с. 12].

<…> Каждая цивилизация видит себя центром мира и пишет свою историю как центральный сюжет истории человечества. Это, пожалуй, даже более справедливо по отношению к Западу, чем к другим культурам. Такие моноцивилизационные точки зрения, однако, утратили значимость и пригодность в полицивилизационном мире [с. 13].

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / под общ. ред. К. Королева и Е. Кривцовой; пер. Т. Велимеев. М.: АСТ, Neoclassic, 2014. 576 с.

 

Литература

К вопросу 1:

1. Философия: учеб. текстовое электрон. изд. локального распространения: учеб. пособие / Л. И. Мосиенко [и др.]; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2016. С. 119-129.

2. Философия: мультимедийная слайд-лекция / ОмГТУ, Каф. «Философия и социальные коммуникации». Омск: ОмГТУ, 2014. Лекция 15. Общество как категория социальной философии.

3. Лавриненко В. Н. Философия: в 2 т.: учеб. и практикум для академ. бакалавриата. М.: Юрайт. 2016. С. 113-115.

4. Человек и мир: Хрестоматия по философии. В 2-х кн. / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; под ред. В.О. Бернацкого. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. Кн. 2. С. 137-146, С. 147-149.

К вопросу 2:

1. Философия: учеб. текстовое электрон. изд. локального распространения: учеб. пособие / Л. И. Мосиенко [и др.]; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2016. С. 80-85.

2. Лавриненко В. Н. Философия: в 2 т.: учеб. и практикум для академ. бакалавриата. М.: Юрайт. 2016. С. 115-121.

3. Человек и мир: Хрестоматия по философии. В 2-х кн. / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; под ред. В.О. Бернацкого. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. Кн. 2. С. 153-156, С. 158-161.

4. Философия: мультимедийная слайд-лекция / ОмГТУ, Каф. «Философия и социальные коммуникации». Омск: ОмГТУ, 2014. Лекция 16. Движущие силы развития общества.

К вопросу 3:

1. Философия: учеб. текстовое электрон. изд. локального распространения: учеб. пособие / Л. И. Мосиенко [и др.]; ОмГТУ. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2016. С. 129-137.

2. Лавриненко В. Н. Философия: в 2 т.: учеб. и практикум для академ. бакалавриата. М.: Юрайт. 2016. С. 174-180.

3. Человек и мир: Хрестоматия по философии. В 2-х кн. / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; под ред. В.О. Бернацкого. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. Кн. 2. С. 183-186, С. 186-189.

Темы докладов и рефератов

1. Теория «общественного договора» Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж.Ж. Руссо.

2. Закономерные, случайные и стихийные события в истории человечества.

3. Проблема границ толерантности.

4. Концепции динамики общества: формационная и цивилизационная.

5. Россия между Востоком и Западом: проблема культурной идентичности.

Литература для подготовки докладов и рефератов

К теме 1.

1. Субботин А. Л. Договор общественный // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 2010. https://iphlib.ru/library?el=&a=d&c=newphilenc&d=&rl=1&href=http:%2f%2f0999.html (дата обращения: 29.09.2019).

2. Зиммель Г. Как возможно общество? // Теоретическая социология: антология: В 2 ч. М.: КД Университет, 2002. Ч. 1. С. 314–334.

К теме 2.

1. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. 2-е изд. М.: Гардарики, 2006. 736 с. С. 503-512.

2. Власова В. Б. Закономерность историческая // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 2010. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH4b37a6dd7a2f78045fb64b (дата обращения: 29.09.2019).

К теме 3.

1. Мезенцев Е. А. Проблема границ толерантности // Междунар. науч.-исследоват. журн. 2015. № 8–5 (39). С. 10–12.

2. Мезенцев Е. А., Макухин П. Г., Соломина Н. В. Проблемы границ толерантности в свете трактовки Аристотелем добродетели как «золотой середины» между двумя пороками // Россия и мировые тенденции развития. 2015. (Омск, 15-16 мая 2015 г.). Омск: ОмГТУ, 2015. С. 127-135.

3. Бенин В.Л. Культура. Образование. Толерантность: монография. Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. С. 3-17, С. 50-77.

К теме 4.

1. Копп В. П. Маркс о логике движения общественных форм // Вопросы философии. 1977. № 12. С. 93–104.

2. Крапивенский С. Э. Социальная философия: учеб. для студентов вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. С. 304-326.

К теме 5.

1. Вальденфельс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о чужом // Логос. 1994. № 6. С. 77–94.

2. Каган М. С. Философия культуры: учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2018. С. 9-33.

3. Симкина Н. Н. Культурология. Брянск: БГТУ, 2002. Режим доступа: http://ya-simkina.narod.ru/. (Дата обращения: 25.09.2019 г.)

 

Контрольные вопросы и задания

Пороговый уровень освоения темы:

1.Социальная философия как раздел философского знания изучает:

А) Проблемы искусств; Б) Проблемы общества и его развития;

В) Проблемы морали и нравственности; Г) Проблемы познания.

2.Согласно историческому материализму, общество в своем развитии проходит следующие этапы развития:

А) Первобытность, древний мир, средневековье, новое время, новейшее время;

Б) Общественно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая;

В) Зарождение, развитие, надлом, разложение, гибель;

Г) Общества: аграрное, индустриальное, информационное.

3. Согласно концепции технократического детерминизма, общество в своем развитии проходит следующие этапы развития:

А) Первобытность, древний мир, средневековье, новое время, новейшее время;

Б) Общественно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая;

В) Зарождение, развитие, надлом, разложение, гибель;

Г) Общества: аграрное, индустриальное, информационное.

4. Кто из перечисленных философов НЕ разрабатывал свой вариант теории «общественного договора»?

А) Т. Гоббс; Б) Дж. Локк;

В) Д. Юм; Г) Ж.Ж. Руссо.

Базовый уровень освоения темы:

1. Изобразите графически основные сферы общества, установите их соотношение.

2. Назовите решения проблемы соотношения общества и культуры. Поясните, кем из философов и когда они были выдвинуты.

3. Проанализируйте необходимые условия возникновения и протекания социокультурной коммуникации. Найдите в учебной литературе определения понятиям: интеграция, ассимиляция, аккультурация. Определите, что предполагает «диалог» как средство коммуникации культур.

4. Подберите и сравните между собой несколько различных определений культуры с целью выявить общие существенные признаки, характеризующие данное понятие.

Повышенный уровень освоения темы:

1. Подготовьте эссе на тему: «Роль государства как социального института». При написании отметьте, что в широком смысле государство можно определить, как властно-политически организованное общество, а в узком – как особую организацию публичной власти, особый аппарат управления, выделенный из общества и с ним не совпадающий.

2. Подготовьте эссе на тему: «Эволюция взглядов на происхождение государства в эпоху Просвещения и в немецкой классической философии». Проанализируйте современные подходы к интерпретации государства. Определите, чья точка зрения Вам наиболее близка и почему.

3. Приведите примеры взаимосвязи традиций и инноваций в развитии культуры. Рассмотрите основные способы культурных изменений. Рассмотрите виды социокультурной коммуникации, выделите специфические черты каждого типа.

4. Подготовьте эссе о неповторимости каждой культуры. При этом необходимо иметь в виду, что морфология культуры предполагает изучение всевозможных вариаций культурных форм и артефактов в зависимости от их исторического, географического и социального распределения.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: