Анализ философского источника

 

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «История, философия и социальные коммуникации»

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Философия»

Вариант домашнего задания: Модуль 2, вариант 2

Студента: Лийв Илья Андреевич

Группы: ТЭС-171

Направление подготовки специалистов: 13.05.01 «Тепло- и электрообеспечение специальных технических систем и объектов»

 

 

Работу проверила:

Федотова М.Г., д. филос. н.,

профессор

______________________

       (подпись, дата)

 

Омск 2019


Анализ текста

«И. Канта о философии и ее основных вопросах»

1. Какие два понимания философии выделяет и сопоставляет в своем трактате И. Кант? В своем трактате И. Кант выделяет два понимания философии такие, как школьное и мировое понятие философии. «Философия есть система философских знаний или рациональных знаний из понятий. Таково школьное понятие этой науки. По мировому же понятию она есть наука о последних целях человеческого разума»[1.с 331]. Сравнивая эти два понятия можно с полной уверенностью сказать, что для автора свойственно второе понимание философии. Так как для И. Канта школьное понятие философии предстает лишь в виде умений, в свою же очередь мировое понятие предстает перед нами как нечто ценное - полезное. «В этом схоластическом значении слова философия имеет в виду лишь умение, в смысле же ее мирового понятия – полезность» [1.с 331]. Философия по школьному понятию строится только на рациональных знаниях, связанных между собой и способных превратится в нечто целостное, но при этом строгая системная связь- не является чем то неправильным, а наоборот имеет системную связь в собственном смысле и вместе с другими науками образует целостную систему. «К философии по школьному понятию относятся две вещи: во-первых, достаточный запас рациональных знаний; во-вторых, систематическая связь этих знаний или соединение их в идее в целом. Философия не только допускает такую строго систематическую связь, но и является единственной наукой, которая имеет систематическую связь в собственном смысле и придает всем другим наукам систематическое единство» [1.с 332]. Что же касается мирового понятия, то оно целиком и полностью стоится на понятии разума. «Что же касается философии по мировому понятию (in sensu cosmico), то ее можно назвать также наукой о высшей максиме применения нашего разума, поскольку под максимой разумеется внутренний принцип выбора между разными целями» [1.с 332]. 2. Какие основные вопросы философии выделяет И. Кант? Какой из них является главным? Основными вопросами философии, которые выделял И. Кант являюся:«1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться? 4. Что такое человек?» [1.с 332].Согласно высказыванию И. Канта, на первый вопрос может дать ответ метафизика: «На первый вопрос отвечает метафизика…»[1.с 332]. Данный вопрос является частью той революции, которую философ произвел в философии природы. Придя к тому, что не разум, субъект или человек идет за природой, случайным образом ожидая от нее знаний - плодов, а именно сам разум предписывает природе законы и познает их в ней. Все же остальное в природе случайно и не может быть познано достоверно. Основой же второго вопроса является мораль: «на второй – мораль» [1.с 332]. Ответом на этот вопрос могут служить нравственные устои, согласно которым человек должен повиноваться голосу разума. Ответом на третий вопрос служит религия: «на третий – религия» [1.с 332]. Разумному существу присуща потребность в счастье, поэтому мы смеем надеяться на счастье, если мы достойны его и существует высшая инстанция - Бог - которая может гарантировать нам то, что из достойности быть счастливым рано или поздно воспоследует счастье.Безусловно все эти вопросы очень важны при понимании философии, но именно четвертый вопрос: «Что такое человек?», является главным. «Но в сущности все это можно было бы свести к антропологии, ибо три первых вопроса относятся к последнему» [1.с 332]. Можно утверждать, что человек со всеми его слабостями и предрассудками все же может быть разумным и нравственным существом, доказывает, что он не только должен быть нравственным, но может им быть, а иногда им и бывает. 3. Опираясь на данный текст и знания из курса философии сформулируйте и обоснуйте свою позицию по вопросу: какой вопрос философии является самым главным? Проанализировав текст и пользуясь знаниями, полученными в курсе философии, я считаю, что главными являются вопросы: Познаваем ли мир? Способен ли человек постигнуть сущность окружающей действительности? Можно сказать, что в своем трактате И. Кант высказывался о проблемах философии связанных с ее пониманием и возможностями познания самого человека. На мой взгляд эти вопросы и проблемы объединяю именно эти, более глобальные вопросы, которые стоят в основе философии. Как несложно догадаться ответов на эти вопросы может быть два: мир познаваем и мир непознаваем. Для каждого человека ответ будет своим, исходя из своих внутренних убеждений и познаний. Для меня мир - познаваем, потому что я уверен в том, что в сферу интересов науки попадают процессы, ранее недоступные научному познанию. При это я понимаю, что вопросы о Боге, свободе и бессмертии души выходят за пределы возможностей научного познания. Список используемой литературы 1. Кант И. Логика // Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 331 – 334 2. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М., 2010. С. 261-263.

Приложение 3. Вопросы к итоговой аттестации (зачету)

 Раздел 1

1. Культура и мировоззрение. Структура и типы мировоззрения.

2. Философия в системе мировоззренческих форм.

3. Предмет, структура и функции философии.

4. Исторические эпохи и эволюция философского знания.

5. Бытие. Структура и характеристики Бытия и действительности.

6. Материализм и идеализм как философская проекция различения бытия и действительности в западноевропейской философии.

7. Эволюция картин мира в понимании бытия и действительности: от мифологической к научной картине мира.

8. Эволюция философских представлений о природе сознания.

9. Проблема личности и самосознания.

10. Роль языка и речи в формировании сознания и мышления.

11. Мышление как предмет изучения логики. Формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

12. Основные законы правильного мышления.

13. Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки, встречающиеся в доказательстве и опровержении.

14. Построение гипотезы и этапы ее развития.

15. Границы человеческого познания. Античный скептицизм. Агностицизм.

16. Структура познания. Формы познания.

17. Истина как цель познания. Подходы и критерии истинности.

18. Наука как система знаний, вид деятельности и социальный институт.

19. Исторические типы научной рациональности. Кумулятивизм и антикумулятивизм.

 

Раздел 2

6. Проблема определения сущности человека. Восточная и Западная философия о человеке.

7. Понятие личности. Черты развитой личности.

8. Свобода как сущностная характеристика человека.

9. Проблема смысла жизни в различных философских трактовках.

10. Диалектика личности и общества. Социальная детерминированность развития человека.

11. Понятие общества. Социальная структура общества.

12. Социоцентризм и антропоцентризм во взглядах на природу общества.

13. Источники и движущие силы истории. Формационный и цивилизационный подходы в познании общества и периодизации истории.

14. Культура как система. Типология культур. Морфология культуры. Межкультурная коммуникация.

15. Этика. Моральное бытие человека. Моральное сознание и моральные действия.

16. «Высшее благо» и его категориальный статус в истории этических учений. Проблемы современной этики.

17. Категорический императив Им. Канта.

18. Аналитическая философия о свободе воли и моральной ответственности.

19. Эстетика: ее предмет и функции в обществе.

20. Категории эстетики. Прекрасное и безобразное. Возвышенное и низменное. Комическое и трагическое.

21. Критика способности суждения Им. Канта.

22. Глобализация как тенденция развития современного общества. Место России среди глобальных проектов.

23. Человек в информационном пространстве. Становление информационного общества в России.

24. Противоречивое единство природы и общества в глобальном мире.

25. Современные проекты глобализации. Нетократия. Вестернизация. Коэволюция.


 

СЛОВАРЬ философских терминов и понятий [2]

Агностицизм (гр. Agnostos – непознаваемый) – учение, согласно которому рациональному познанию доступна только сфера явлений, а не сфера сущностей. Термин агностицизм используется обычно при характеристике философии Д. Юма и И. Канта.

Аксиология (от греч. axia – ценность и logos – слово, понятие, учение) – философская дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений. Аксиология включает и изучение ценностных аспектов других философских, а также отдельных научных дисциплин, а в более широком смысле – всего спектра социальной, художественной и религиозной практики, человеческой цивилизации и культуры в целом.

Антикумулятивизм (от греч. αντι – против и лат. cumulatio – увеличение, скопление) – свойственная неклассической эпистемологии модель динамики науки, понимающая последнюю как органическую часть социокультурной системы, а историю науки – как часть социального процесса. Следовательно, не только динамика и направление развития научного знания, но его содержание зависят от негносеологических факторов.

Антисциентизм (от греч. αντι – против и лат. scientia – наука) философская позиция, суть которой заключается в критической (вплоть до враждебной) оценке науки и ее роли в системе культуры и научного познания как фактора отношения человека к миру.

Антропогенез (от греч. anthropos – человек и genesis – возникновение, рождение) – процесс происхождения человека современного типа (Homo sapiens) от его животного и человекоподобного предка. Основоположником современной научной теории антропогенеза является Ч. Дарвин, который впервые обстоятельно и всесторонне обосновал ее в своей работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871).

Бессознательное ‒ совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания. Представляет собой совершенно самостоятельную, независимую сферу человеческой психики, хотя и непрерывно взаимодействующую с сознанием. При этом индивидуальное сознание человека не имеет в своем распоряжении никаких средств, с помощью которых оно могло бы постичь сущность Б. Оно способно ассимилироваться сознанием лишь в символических формах, т.е. в том виде, в каком оно предстает в сновидениях, фантазиях, творчестве и традиционных мифологических образах.

Благо (от лат. bonum) в философии Платона и неоплатонизма: конечный предмет стремления, а также все способствующее его достижению; в богословии – одно из божественных имен. В современной этике это понятие блага вытеснено понятием «ценность».

Бытие – ключевая философская категория, с одной стороны, обозначающая существование само по себе, с другой - выступающая в качестве ничем не обусловленной объективной реальности.

Вестернизация ‒ полная или частичная переориентация сообществ, исходно не принадлежавших к западнохристианской культурной традиции, на социокультурное развитие по образцу развитых стран Запада или заимствование отдельных элементов западной культуры, начинающих играть значимую роль в социокультурных процессах сообщества-реципиента.

Глобализация ‒ процесс унификации экономических, социальных, политических, культурных и др. связей и отношений в планетарном масштабе

Гносеология (от гр. Gnosis – знание + logos – учение) – философская теория познания. В за­падной философии вместо термина гносеология используется эпистемология (от гр. Episteme – знание).

Государство – аппарат управления обществом; политическая целостность, созданная на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок (включая законное право применения насилия).

Действительность – частный случай бытия, фиксирующий только актуальное существование (наличное бытие).

Диалектика – признанная в философии теория развития бытия и основанный на ней философский метод.

Дуализм – философское направление, утверждающее параллельность и независимость материального и идеального компонентов бытия.

Знак ‒ материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного образования. Предназначен для приобретения, хранения, преобразования и трансляции определенной информации (сообщения).

Золотое правило нравственности – известное с древности одно из главных моральных требований, которое в форме краткого изречения, принципа, заповеди, поговорки, предписания и т. д. провозглашало: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Идеализм – философское направление, признающее существование нематериальной реальности, либо выступающей объективным началом существования материального мира (объективный идеализм), либо отождествляемой с сознанием познающего субъекта (субъективный идеализм)

Идеальное ‒ субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека, выраженной в формах сознания и воли человека. В гносеологическом плане идеальное выступает в своей высшей форме ‒ как способность сознания, разума отражать, воспроизводить, понимать реальность в чувствах, в мыслях, в языке и в деятельности человека. В логическом плане идеальное выступает как особый род идеализированных объектов, обладающих особым бытием и особыми правилами оперирования с ними (числа, фигуры, абстрактные объекты наук). В социальном плане идеальное выступает как совокупность общезначимых культурных норм, правил религии, морали, права, искусства, науки, регулирующих человеческие взаимоотношения. В индивидуально-личностном плане идеальное образует внутренний мир человека, проявляясь в виде его потребностей, целей, желаний, эмоций, мыслей, духовных и душевных ориентации.

Императив категорический (от лат. imperatives – повелительный и от гр. kategorikos) – безусловный принцип поведения. В философии И. Канта был представлен в виде правила: «Не относись к другому никогда как к средству, но всегда как к цели». Считается альтернативной формулировкой «золотого правила нравственности».

Индивид (индивидуум) – отдельно взятый представитель человеческого рода.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане индивидуальность есть особенное, характеризующее данную единичность в ее качествах, отличиях; противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.

Интерес – конкретная форма проявления потребности, её более или менее отчетливое осознание.

Интернализм (от лат. internus – внутренний) методологическое направление в истории и философии науки, признающее движущей силой развития науки внутренние, интеллектуальные (философские, собственно научные) факторы.

Информатизация ‒ сложный социально-исторический процесс перехода к новой стадии цивилизации. Сущность информатизации состоит в экспоненциальном нарастании объема экономической, политической, технической, научной, бытовой, правовой и духовно-культурной информации, необходимой для решения быстро усложняющихся социально-экономических, научно-технических, бытовых и культурных проблем.

Информационное общество ‒ это формирующееся в постиндустриальной фазе развития цивилизации общество, которое характеризуется всесторонней информатизацией социальных структур и приходит на смену постиндустриальному.

Искусство – форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета и др.).

Истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом, верное отражение действительности; противоположное – заблуждение.

Коэволюция ‒ (со — приставка, обозначающая в ряде языков совместность, согласованность; лат. evolutio — развертывание) — термин, используемый современной наукой для обозначения механизма взаимообусловленных изменений элементов, составляющих развивающуюся целостную систему. В широком смысле термином «К.» обозначается совокупная, взаимно адаптивная изменчивость частей в рамках любых биосистем (от молекулярного и клеточного вплоть до уровня биосферы в целом). В узком смысле понятие «К.» используется для обозначения процесса совместного развития биосферы и человеческого общества.

Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности; исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей.

Кумулятивизм (от лат. cumulatio – увеличение, скопление) – свойственная классической эпистемологии модель динамики науки, в рамках которой научный прогресс состоит в простом добавлении новых истин к массиву приобретенного ранее знания.

Личность (от лат. persona – исходное значение: маска, роль актера) – понятие, зависящее от решения вопроса о месте человека в мире, сущности человека. В философской традиции Нового времени – высший уровень развития человека. В марксистской философии – носитель социально значимых качеств, мера социального в человеке. В философии экзистенциализма – субъект выбора, носитель свободы и ответственности, творец самого себя.

Материализм ‒ философское направление, признающее первичность материи по отношению к любым формам нематериальной реальности, будь то сознание, дух, Бог и пр.

Ментализм ‒ метафизическая теория эксклюзивной реальности индивидуальных умов и их субъективных состояний. Термин «М.» иногда используется применительно к индивидуалистическому идеализму Дж. Беркли и Г.В. Лейбница, противопоставляемому абсолютному идеализму Г.В.Ф. Гегеля и его последователей.

Метод (от греч. methodos) – способ, путь познания.

Методология – 1) учение о методах; 2) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Мировоззрение – система человеческих знаний о мире и о месте человека в мире, выраженная в аксиологических установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природного и социального мира.

Мифология (от греч. mythos – предание, сказание и logos – слово, понятие, учение) – господствующий способ осмысления мира на ранних стадиях человеческой истории, результат непосредственного интуитивно-чувственного освоения действительности, представленной в виде одушевленных вещей и персонифицированных существ.

Мораль (от лат. mores – привычное место обитания, позднее характер, нравы) – понятие, в обобщенном виде выражающее сферу высших ценностей, выражающихся общечеловеческими нормами и образцами поведения, через которые человек проявляет себя как самосознательное существо.

Наука – особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о мире, а также как социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности.

Нетократия (англ. netocracy) ‒ форма управления обществом, в рамках которой основной ценностью являются не материальные предметы (деньги, недвижимость и т. д.), а информация. Полноценный доступ к достоверной информации и манипуляции с ней обеспечивают власть над остальными участниками того или иного социума (общества, страны, государства).

Нравственность – термин, употребляющийся, как правило, синонимично термину мораль. Но в гегелевской и советской философии он фиксирует нравы как практикуемые формы индивидуального поведения, в отличие от морали как выражения общественной точки зрения.

Общество в широком смысле – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей (для понимания сущности так понимаемого общества более важным является рассмотрение социальных связей, нежели отдельных индивидов.). В узком же смысле – определённый этап человеческой истории или отдельный социальный организм.

Общество потребления (англ. Consumer society) ‒ метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Термин ввел немецкий социолог Эрих Фромм.

Объект (от лат. objectum – предмет) – в самом широком смысле то, на что направлено индивидуальное или коллективное сознание, практическая или познавательная деятельность субъекта.

Онтология (от гр. On – сущее + logos – учение) – раздел философии, учение о бытии.

Отражение ‒ свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить посредством своих особенностей особенности других систем. Основой и признаком отражения является взаимодействие материальных систем и возникающие в ходе его адекватные внешним воздействиям изменения (отпечаток, след).

Парадигма (от греч. παράδειγμα – пример, образец) – понятие, введённое в философию науки позитивистом Г. Бергманом для характеристики нормативности методологии, но получившее широкое распространение благодаря одному из центральных постпозитивистов Т. Куну. Последний трактовал парадигму как систему признанных «научным сообществом» достижений, определяющих в течение определённого времени модель постановки проблем и их решений.

Паранаука (от греч. para – около, возле, при) – термин, обозначающий многообразие околонаучного знания, существующего за пределами науки, но связанных с нею определенной общностью проблематики или методологии. Примерами паранауки являются астрология, уфология, хиромантия.

Потребность – состояние организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания условий их существования и развития и выступающее источником различных форм их активности.

Предмет (научного исследования) – выраженный в теоретической форме объект изучения; модель изучаемого объекта, созданная научным мышлением.

Психика (греч. psyhe ‒ душа) ‒ способность организма к отражению внешней и внутренней среды.

Рефле́ксия (от позднелат. reflexio «обращение назад») – понятие философского дискурса, характеризующее форму теоретической деятельности человека, которая направлена на осмысление своих собственных действий, культуры и ее оснований; деятельность самопознания, раскрывающая специфику душевно-духовного мира человека.

Самосознание ‒ осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе; С. предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего "Я" от всего, что его окружает. Возникновение С. связано с определенным уровнем развития сознания и является необходимым условием становления личности

Свобода – одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они, стало быть, непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами. Культурно-исторически варьирующееся понимание меры независимости субъекта от внешнего воздействия зависит от конкретного социально-политического опыта народа, страны, времени.

Скептицизм (от греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий) – философское направление, подвергающее сомнению возможность познания реальности или какого-то ее фрагмента на основе несовершенства как чувственного, так и рационального способа познания человеком мира.

Сознание ‒ важнейшая категория философии, обозначающая человеческую способность идеального воспроизведения действительности. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личностной) и общественной. Понимание сущности сознания находится в прямой зависимости от решения вопроса о взаимоотношении духа и природы, материи и сознания. Признание первичности идеального ведет к превращению, сознания в самостоятельную сущность, творящую мир. Такой подход выражен в период античности в философии Платона; в Средневековье — в христианской философии (носителем высшего сознания является Бог), в немецкой классической философии — во взглядах Гегеля. В материалистической философии сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним, как осознанное бытие, как отношение «Я» к «не-Я».

Солипсизм ‒ (от лат. solus ‒ единственный и ipse ‒ сам) ‒ философская позиция, согласно которой несомненно данным является лишь собственный субъективный опыт, данные индивидуального сознания, а все, что считается существующим независимо от него (включая тело, мир внешних сознанию физических вещей, других людей), в действительности ‒ лишь часть этого опыта.

Социальная философия – раздел философии, изучающий проблемы общества. Выступает методологическим основанием социологии.

Субстанция – важнейший аспект бытия существовать объективно и самостоятельно.

Субъект (от лат. subjectus – лежащий в основе) – индивид (или социальная группа) как носитель предметно-практической деятельности и познания, направленных на объект.

Сущность – внутреннее содержание, качественная определенность вещи.

Сциентизм (от лат. scientia – знание, наука) – мировоззренческая позиция, согласно которой научное знание является наивысшей культурной ценностью, ориентиром человека и его деятельности. В сциентизме происходит отождествление научности с истинностью.

Физикализм -термин, используемый в англоязычной философии для обозначения материалистических позиций в философии сознания, а также один из подходов к реализации идеала "унифицированной науки" в неопозитивизме. Физикализм не признает специфики высших форм движения, рассматривая биологические и социальные явления лишь как разновидность физических.

Философия (от греч. φιλειν – любить, σοφία – мудрость: дословно – «любовь к мудрости», «любомудрие») – особая форма духовной деятельности, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. Она является теоретическим ядром мировоззрения.

Философская антропология (гр. anthropos человек + logos – учение) – философское учение о человеке. Выступает методологической основой гуманитарных наук. В самостоятельный раздел выделился в неклассической философии 19-20 вв, до этого проблемы человека (его природы, сущности, смысла жизни и др.) рассматривались в рамках онтологии и этики.

Цивилизация (от лат. civis – гражданин, civilis – гражданский, государственный) – понятие, в рамках цивилизационного подхода обозначающее длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами; в рамках же формационного подхода – уровень развития мировой культуры, следующий за варварством.

Экстернализм (от лат. externus – внешний) – методологическое направление в истории и философии науки, считающее социокультурные, социоэкономические факторы решающими в развития науки.

Эстетика (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – философская дисциплина, изучающая всё многообразие выразительных форм окружающего мира в аспекте выявления универсалий в этом многообразии форм чувственного восприятии реальности. Философская наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее – с его духовной Первопричиной, для верующих – с Богом. Термин «эстетика» употребляется в современной научной литературе и в обиходе и в ином смысле – для обозначения эстетической составляющей культуры и ее эстетических компонентов. В этом смысле говорят об эстетике поведения, той или иной деятельности, спорта, церковного обряда, воинского ритуала, какого-либо объекта и т.п. Главные категории эстетики: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство.

Этика – (от греч. éthos – привычное место обитания, позднее характер, нравы) – философская дисциплина, изучающая мораль и различные этические учения, её обосновывающие. Как термин и обозначение особой систематизированной дисциплины этика восходит к Аристотелю; впервые встречается в названии всех трех его сочинений, посвященных проблемам нравственности («Никомахова этика», «Евдемова этика», «Большая этика»).

Язык ‒ система знаков, имеющих значения. Это способ существования сознания и общения человека посредством членораздельных голосовых звуков (а также дополняющих их и отчасти замещающих движений лица и тела, письменных знаков и т. п.), наделенных жизненно значимой совокупностью смыслов.

 


[1] «Вопрос о технике» — выступление Хайдеггера 18.11.1953 в Главной аудитории Мюнхенского высшего технического училища в ряду устроенных Баварской академией изящных искусств чтений «Искусства в техническую эпоху»

[2] При составлении глоссария использованы философские словари и энциклопедии, в частности: Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Институт философии РАН; Национальный общественно-научный фонд; Председатель научно-редакционного совета В.С. Степин. М.: Мысль, 2010. Режим доступа: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about (дата обращения: 14.09. 2019.) Энциклопедия эпистемологии и философии науки. / Сост. и общая ред. И. Т. Касавин. // Институт философии РАН. Режим доступа: https://iphras.ru/page21070618.htm (дата обращения: 28.03.2018); Общие проблемы философии науки: словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н.В. Бряник. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2007; Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: