Анализ текста «В. Вернадский о ноосфере»

Эволюция видов переходит в эволюцию биосферы.

§9. Эволюционный процесс получает при этом особое геологическое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу — научную мысль социального человечества.

Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества — цивилизованного человечества — на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу.

Человечество закономерным движением, длившимся миллиард-другой лет, со все усиливающимся в своем проявлении темпом, охватывает всю планету, выделяется, отходит от других живых организмов как новая небывалая геологическая сила. Со скоростью, сравнимой с размножением, выражаемой геометрической прогрессией в ходе времени, создается этим путем в биосфере все растущее множество новых для нее косных природных тел и новых больших природных явлений.

На наших глазах биосфера резко меняется. И едва ли может быть сомнение [в том], что проявляющаяся этим путем ее перестройка научной мыслью через организованный человеческий труд не есть случайное явление, зависящее от воли человека, но есть стихийный природный процесс, корни которого лежат глубоко и подготовлялись эволюционным процессом, длительность которого исчисляется сотнями миллионов лет.

Человек должен понять, как только научная, а не философская или религиозная концепция мира его охватит, что он не есть случайное, независимое от окружающего (биосферы или ноосферы), свободно действующее природное явление. Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет.

В  настоящее время под влиянием окружающих ужасов жизни, наряду с небывалым расцветом научной мысли, приходится слышать о приближении варварства, о крушении цивилизации, о самоистреблении человечества. Мне представляются эти настроения и эти суждения следствием недостаточно глубокого проникновения в окружающее. Не вошла еще в жизнь научная мысль; мы живем еще [под] резким влиянием еще не изжитых философских и религиозных навыков, не отвечающих реальности современного знания.

Научное знание, проявляющееся как геологическая сила, создающая ноосферу, не может приводить к результатам, противоречащим тому геологическому процессу, созданием которого она является.

§ 36. Из всего сказанного можно сделать выводы большого научного значения, а именно:

1. Ход научного творчества является той силой, которой человек меняет биосферу, в которой он живет.

2. Это проявление изменения биосферы есть неизбежное явление, сопутствующее росту научной мысли.

3. Это изменение биосферы происходит независимо от человеческой воли, стихийно, как природный естественный процесс.

4. А так как среда жизни есть организованная оболочка планеты — биосфера, то вхождение в нее, в ходе ее геологически длительного существования, нового фактора ее изменения — научной работы человечества — есть природный процесс перехода биосферы в новую фазу, в новое состояние — в ноосферу.

§  37. В этом аспекте получает свое оправдание признание геологами (§ 15) появления рода Homo, человека, за показатель новой эры в истории планеты. До сих пор за основы разделения на геологические системы и геологические эры принимались геологические процессы, распространявшиеся на всю земную кору, а не только на ее биосферу. Однако и при этом резкое изменение форм живого населения планеты являлось всегда основным признаком геологических систем и эр. Как мы знаем теперь, оно тесно связано с большими периодами орогенических — тектонических, вулканических, можно сказать, критических — периодов истории земной коры.

В эру человека, или психозойскую (§15), мы в действительности имеем картину более резкую, чем те, которые связаны с критическими периодами земной коры. Мы видим сейчас резкое изменение всей фауны и всей флоры, уничтожение огромного числа видов и создание новых культурных рас. Наряду с этим, связанным с земледелием, созданием нового облика планеты, несомненно вне воли и понимания человека, совершается изменение диких видов организмов, приспособляющихся к новым условиям жизни в измененной культурой биосфере. Но, сверх того, один вид организмов — Homo sapiens faber — охватил всю планету и занял в ней господствующее среди живого положение. Этого никогда не бывало.

Мы находимся только при начале процесса и еще не можем охватить мыслью неизбежного будущего, но уже ясно, что не один человек от этого выигрывает. А. Кларк на ряде фактов показал использование всех благ цивилизации насекомыми и смог обратить внимание на возможность того результата, что насекомые больше человека выигрывают от переработки им биосферы. С другой стороны, мы видим то же явление в области заболевания культурных растений, животных и человека в мире протистов, грибов и микробов.

§ 39. Чрезвычайно важным для понимания планетного значения жизни благодаря появлению в ходе геологического времени разумно мыслящего и научно работающего существа является то, что это появление связано с процессом эволюции жизни, геологически всегда шедшим без отходов назад, но с остановками, в одну и ту же сторону, — в сторону уточнения и усовершенствования нервной ткани, в частности мозга. Это бросается в глаза, если сопоставить последовательность геологических наслоений с археозоя и морфологических структур отвечающих им форм жизни.

Длившийся больше двух миллиардов лет этот выражаемый полярным вектором, т. е. проявляющий направленность, эволюционный процесс неизбежно привел к созданию мозга человека рода Homo, примерно больше полмиллиона лет назад.

Без образования мозга человека не было бы его научной мысли в биосфере, а без научной мысли не было бы геологического эффекта — перестройки биосферы человечеством.

Наиболее характерной чертой этого процесса является направленность с этой точки зрения эволюционного процесса жизни в биосфере. Эта направленность, как мы увидим, теснейшим образом связана с основным отличием, отделяющим живое вещество от косной материи, и отвечает совершенно особым выявлениям в биосфере энергетического эффекта хода жизни во времени и совершенно особой геометрии занятого живыми организмами пространства.

(Вернадский В. Биосфера и Ноосфера. – М.: Айрис Пресс, 2004. - С. 150, 172-174).

Контрольные вопросы

1. Почему В.И. Вернадский считает научную мысль геологической силой всего человечества?

2. Каким способом, согласно Вернадскому, человеческий разум перестраивает биосфреу?

3. Какие положение концепции В.И. Вернадского, встречающиеся в тексте, свидетельствуют о «технооптимистических» и сциентистских взглядах ученого?



Приложение 2. Образцы оформления письменных работ

Философское Эссе

Министерство науки и высшего образования РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «История, философия и социальные коммуникации»

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Философия»

 

Вариант домашнего задания: Модуль 1, вариант 3

Студентки Блохиной Екатерины Васильевны

Группы: БИО-181

Направление подготовки бакалавриата: 19.03.01 «Биотехнология»

 

 

Работу проверила:

Федотова М.Г., д. филос. н.,

профессор

______________________

                                                                                        (Подпись, дата)  

Омск 2019



ФИЛОСОФСКОЕ ЭССЕ

на тему: «Знание – настолько ценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника» Ф. Аквинский

Основополагающий принцип познания, по Аквинскому, это — реальное существование всеобщего. Фома Аквинский является одним из самых ярких представителей религиозной философии. Он воспитывался и обучался в монастыре, возможно, именно это послужило фундаментом для его развития, как религиозного философа. Также большой заслугой Аквинского является то, что он стал систематизатором ортодоксальной схоластики. Ведь схоластика так близка ему потому, что это некий синтез христианского (католитического) богословия и логики Аристотеля, а Аквинский в свою очередь являлся богословом и последователем Аристотеля. Фома Аквинский считал, что философия и теология — самостоятельные науки, ибо принципы теологии и принципы разума не зависят друг от друга. Но философия и принципы разума необходимы теологии для того, чтобы сделать истины более близкими уму человека, показать их непротиворазумность, парировать возражения, выдвигаемые против них.

Человеческое познание – это некое обогащение души, которое даёт нам ориентир к мудрости. Фома Аквинский считал, что мудрость – это стремление постичь Бога, а наука – способствующее этому средство. Всегда познание чего-либо являлось благородной чертой для человека. Знания – это то, что будет оставаться с нами всегда. Конечно, их нужно подпитывать новой информацией, иначе многое может стереться из памяти с течением времени. Знания – действительно, очень ценная вещь. Их нельзя оценить материально, нельзя купить или продать. Человек поистине богат, когда обладает многими знаниями. Глупый, но материально богатый человек, не сможет мудро воспользоваться своими средствами, без помощи образованного человека. И как по мне, это достаточно актуально в современном мире. И снова, я хочу обратиться к словам Фомы Аквинского: «Познание – есть самая благородная деятельность человека: теоретический разум, постигающий истины, постигает и абсолютную истину, то есть Бога». Мы должны развиваться с каждым днём нашей жизни и всё больше, и больше погружаться в познание не только окружающего нас мира, но и в познание самого себя.

Перед Аквинским, который жил в средние века, встала нелегкая проблема соотношения веры и разума. В данную эпоху считалось, что источником истинного знания является только Священное писание, и ничего кроме. Религия – полностью основана на вере, она более подходит для того, кто не ищет доказательств. Именно поэтому, разум рассматривался как нечто излишнее и поэтому его было необходимо устранить. Тертуллиан утверждал, что вера вовсе исключает разум: "Верую, потому что абсурдно". Но всё же, церковь не могла полностью отбросить разум, ведь он был необходим и ей в некоторой степени. Церковь - общественная организация, которая нуждается в какой-то идеологии, системе идей, и не может полагаться только на эмоциональное отношение людей к вероучению, её деятельность должна быть чем-либо оправдана и обоснована. В ходе решения данной проблемы, было выдвинуто две концепции, автором одной из них является Фома Аквинский. Он пытался скорректировать освобождение разума и предложил теорию гармонии разума и веры. Смысл гармонии - разум исследует творения Бога, так что если разум не заблуждается, то он должен подтверждать Творение и приходить в конце концов к Богу. "Творец и Творение единосущны" - Бог и Творение не могут противоречить друг друга. Разум, который не заблуждается, должен подтверждать существование Бога-творца. Смысл данной концепции – это подчинение науки религии. Разум должен следовать вере, а в науке нет окончательных последователей. Современная католическая философия продолжает поддерживать эту идею. По Аквинскому: "Наука - служанка религии. Но есть служанки двух типов - которые идут сзади, неся запылённый шлейф религии, и впереди, несущие факел" [1, с.53]. 

Фома Аквинский прошёл непростой путь, и всё же отстоял свою точку зрения, что истинные знания не ограничиваются Библией, их можно черпать и из других книг. Именно в этом и заключается смысл данной цитаты.

Список использованной литературы

1. Аквинский Ф. Сумма теологии. – Часть 1. Вопросы 1-43. Киев: Ника-Центр, Эльга; Москва: Элькор-МК, 2002. 560 с.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: