Глава I. Понятие и основная характеристика сделок

ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ АКЦИЙ (ДОЛЕЙ)

 

§ 1. Формы приобретения бизнеса

 

Бизнес как таковой, если понимать его как направление предпринимательской деятельности, не признается самостоятельным объектом права, поэтому задача клиента - купить или продать бизнес - изначально нуждается в уточнении. Для подбора правового инструментария при реализации запроса клиента следует прежде всего выяснить его цель: что он хотел бы приобрести, т.е. что именно он понимает под бизнесом. Здесь возможны три базовых варианта, как каждый по отдельности, так и в их совокупности: а) приобретение бизнеса как имущественного комплекса, включающего отдельные объекты движимого и недвижимого имущества; б) приобретение набора исключительных прав, навыков, умений, связей как единого целого, т.е. так называемой бизнес-системы <1>; в) приобретение корпоративного контроля над существующей компанией.

--------------------------------

<1> См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2009. С. 286 - 290.

 

Для иллюстрации проблемы неопределенности понятия "бизнес" и сложности в понимании запроса клиента приведем следующие ситуации. Стороны заключили договор, который так и озаглавили: "договор купли-продажи бизнеса". Исследование содержания договора показало, что под бизнесом они в данном случае понимали "материальные и нематериальные активы... входящие в состав имущественного комплекса, принадлежащего продавцу, и включающие в себя: доменное имя, доступ к хостингу, пароли и права доступа на административную часть управления интернет-магазином, контакты подрядчиков для работы с сайтом, пароли и логин от рабочей почты, контакты поставщиков" <1>. В другом случае стороны, заключая договор с тем же названием, под бизнесом понимали "действующий бизнес, организованный в рамках ЧОП (частного охранного предприятия. - С.Ф., И.Ш.), в том числе права на управление компанией, права по заключенным компанией договорам аренды, права на сайт в Интернете, в том числе права на доменное имя и программное обеспечение, составляющее программный код сайта, а также права на используемые компанией телефонные линии" <2>. Еще один договор, названный сторонами "договор купли-продажи объекта бизнеса", предполагал передачу в собственность "экономической хозяйствующей структуры - готового бизнеса", включающего в себя, как указали стороны: 1) устав; 2) мебель, оборудование, движимое имущество по приложенному к договору перечню; 3) право аренды на помещения; 4) указанные в договоре телефонные номера; 5) сайт, указанный в договоре, и его цифровую копию; 6) клиентскую базу.

--------------------------------

<1> Апелляционное определение Московского городского суда от 12 октября 2017 г. по делу N 33-41542/2017.

<2> Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 18 апреля 2017 г. N 33-6942/2017.

 

Справедливости ради отметим, что последний вариант бизнеса как объекта продажи вызвал судебный спор об определенности предмета договора, его соответствии закону и возможности продажи <1>.

--------------------------------

<1> Апелляционное определение Московского городского суда от 20 марта 2017 г. по делу N 33-7883/2017.

 

Перечень примеров можно продолжать, однако вывод очевиден: под продажей бизнеса практика понимает передачу в распоряжение покупателя различных объектов, которая может быть оформлена с использованием широкого спектра релевантных правовых конструкций.

Изучение споров, связанных с заключением и исполнением подобных договоров, показывает, что двумя из самых распространенных претензий покупателей, которые оказываются поводом для инициирования судебного спора о ненадлежащем исполнении обязательства, расторжении договора, возмещении убытков, являются: а) требование покупателя к продавцу о прекращении конкурирования в сфере проданного им бизнеса, а также б) выявляющееся фактическое несоответствие приобретенного бизнеса ожиданиям покупателя. Это значит, что именно на эти два аспекта приобретения бизнеса следует изначально обращать пристальное внимание еще на стадии избрания модели приобретения бизнеса. Следует тщательно выяснить действительные ожидания клиента, в частности, в отношении того, планируется сохранение бизнеса за продавцом или он покидает его полностью, насколько важны свойства бизнеса и какие именно. Продавец может планировать полностью или частично избавиться от бизнеса либо иметь намерение сохранить свой бизнес, предоставив покупателю право вести аналогичный, может избавляться от нерентабельного актива, а может продавать успешный проект "на ходу" с целью извлечения денежных средств для нового проекта и пр. Эти обстоятельства имеют существенное значение и для покупателя - стоит ли ожидать конкуренции от продавца, требуется ли дальнейшее взаимодействие между сторонами после фактической передачи бизнеса? Тщательное выявление запроса клиента - установление его цели и задач, корректировка ожиданий - позволит оказать ему качественную юридическую помощь, подобрав надлежащие правовые средства, адекватно отвечающие его потребностям.

Названные цели приобретения бизнеса приводят к трем кардинально различным моделям структурирования сделки: а) продажа имущественного комплекса; б) передача интеллектуальных прав, включая средства индивидуализации без передачи имущества; в) передача корпоративных прав.

Продажа имущественного комплекса. Несмотря на то что ГК РФ оперирует понятием "предприятие", под которым понимается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132), а также гл. 30 ГК РФ содержит параграф, посвященный продаже предприятия, в реальной практике сделки, которые моделируются именно таким образом, встречаются нечасто. Так, в п. 3.4 Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренной решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г., отмечалось, что практика показала невостребованность конструкции предприятия, которое рассматривается как единая недвижимая вещь. Соответствующие нормы предлагалось исключить из ГК РФ. Это положение Концепции не было реализовано, однако конструкция предприятия как единого имущественного комплекса по-прежнему применяется крайне редко. Наше исследование позволило обнаружить несколько примеров, когда действительно сложный объект, включающий объект недвижимости, дебиторскую задолженность, права требования, регистрировался в качестве единого объекта, за которым закрепилось определенное коммерческое обозначение, и в таком виде данный комплекс становился предметом продажи. Но на сегодня такие случаи пока единичны. Это обусловлено весьма непростой процедурой документирования состава такого сложного имущественного комплекса, выделения его среди иных активов продавца, государственной регистрации. Однако все-таки надо иметь в виду, что указанный правовой механизм существует и полностью сбрасывать его со счетов при подборе правового инструментария для оказания правовой помощи клиенту, заинтересованному в приобретении бизнеса, не следует.

Чаще реализация цели получения имущественного комплекса оформляется заключением множества отдельных договоров купли-продажи движимого, недвижимого имущества, имущественных прав. Каждый договор будет иметь свой правовой режим, соответствующий режиму отчуждаемого объекта, соответственно, для каждого договора будут определяться форма, порядок регистрации перехода права, учета.

Преимущество получения бизнеса как совокупности объектов состоит в так называемом очищении бизнеса от долгов, поскольку при продаже имущества как совокупности вещей и прав долги остаются у продавца. В этом принципиальное отличие такого набора договоров от договора продажи предприятия как имущественного комплекса. В соответствии с законом по обязательствам, включенным в состав предприятия как имущественного комплекса, кредиторы приобретают дополнительные права. В соответствии с п. 2 ст. 562 ГК РФ кредитор, который письменно не сообщил продавцу или покупателю о своем согласии на перевод долга, вправе в течение трех месяцев со дня получения уведомления о продаже предприятия потребовать либо прекращения или досрочного исполнения обязательства и возмещения продавцом причиненных этим убытков, либо признания договора продажи предприятия недействительным полностью или в соответствующей части. При этом если долги были переведены на покупателя без согласия кредитора, то после передачи предприятия покупателю продавец и покупатель несут солидарную ответственность по таким долгам. Очевидно, что это создает правовую неопределенность режима долгов и риски для сторон. Разделение единого имущественного комплекса на части позволяет решить эту проблему.

Вместе с тем разделение имущественного комплекса на отдельные объекты также имеет и ряд недостатков. Так, недостатком рассматриваемого способа продажи бизнеса путем отчуждения отдельных объектов имущества является невозможность передачи лицензий на осуществление предпринимательской деятельности и других государственных разрешений (согласований), например подключений к коммуникациям, невозможность сохранения существующих договорных отношений (например, с поставщиками коммунальных услуг), которые могут иметь важное для покупателя значение. Все это связано с личностью продавца и либо вообще неотчуждаемо (лицензии, разрешения, членство в саморегулируемых организациях), либо должно приобретаться дополнительно - например, путем цессии (права требования по договорным обязательствам). Очевидно, что приобретение здания, мебели и оборудования банка не приведет к возможности покупателя заниматься банковской деятельностью. И, строго говоря, приобретением бизнеса вряд ли является. А лицензия Центрального банка РФ должна быть получена покупателем на себя при соблюдении установленных весьма высоких требований к имуществу, персоналу, членам органов управления и пр. К числу недостатков также стоит отнести неполучение покупателем так называемого гудвилла, т.е. нематериальных активов организации, ее деловой репутации, клиентелы, бренда, фирменного стиля. В этом случае также чаще всего не передается трудовой коллектив со сложившимися навыками, связями, корпоративной культурой (хотя если работники переоформят трудовые отношения с покупателем имущества, этот недостаток будет преодолен). Зачастую в случае приобретения активов покупателю приходится выстраивать бизнес самостоятельно на базе переданных активов, руководствуясь собственным коммерческим опытом. В некоторых сферах деятельности с высокой долей интеллектуальных активов (в высокотехнологичных сферах с использованием изобретений, новых технологий, других результатов интеллектуальной деятельности) либо с высокой конкуренцией при стандартном качестве товаров, работ услуг, где велико значение бренда, такой недостаток становится весьма существенным.

Передача прав (интеллектуальных прав, включая средства индивидуализации) без передачи имущества. Для многих сфер основную ценность представляют именно нематериальные активы, и приобретение бизнеса может означать для клиента в первую очередь получение доступа к использованию этих активов в своей предпринимательской деятельности. Такие сделки могут быть опосредованы лицензионными договорами, договорами об отчуждении интеллектуальных прав, договорами франчайзинга (если передается вся система ведения бизнеса). В этом случае имущество, цеха, оборудование предприниматель приобретает за рамками договора об интеллектуальных правах или использует имеющиеся.

Передача прав по лицензионным договорам, договорам франчайзинга (коммерческой концессии) позволяет продавцу сохранить свой бизнес за собой, расширив рынки сбыта товара. Более того, на определенном этапе субъект, разработавший эту бизнес-модель, основные доходы нередко получает не от непосредственного осуществления деятельности, а от продажи франшизы.

При использовании указанного способа, по сути, ни о каком отчуждении бизнеса речь не идет. Приобретение права на ведение предпринимательской деятельности в определенной сфере с использованием обозначений, технологий и прочего осуществляется без утраты соответствующего права у лица, предоставляющего такое право. Одна из приведенных моделей - франчайзинг - приводит к умножению бизнеса, а не к его переходу. Из всех анализируемых в настоящем параграфе способов отчуждения бизнеса только данный способ имеет такое свойство, что можно считать одновременно плюсом и минусом этой модели. Вопрос о приемлемости сохранения на рынке субъекта, предоставившего соответствующие права, и даже потенциальной возможности продать ту же модель еще много раз должен быть решен покупателем исходя из оценки конкретного рынка. С точки зрения правового сопровождения рассматриваемой модели договора следует обращать внимание на согласование условий о потенциальной конкуренции сторон на одном рынке, необходимости ограничения возможности правообладателя предоставлять права снова (с помощью установления запретов или ограничений - исключительная лицензия, ограничение объема, территории использования и пр.). Формальная сторона договора франчайзинга различна в зависимости от состава передаваемой бизнес-системы. Если в нее включены объекты, охраняемые патентами, или иные объекты, права на которые зарегистрированы, то и передача таких прав требует соответствующих регистраций.

Эта книга посвящена третьему способу приобретения бизнеса посредством приобретения корпоративных прав через приобретение акций (долей в уставном капитале) хозяйственного общества. С точки зрения имущественного оборота субъект права в этом случае сохраняется, однако корпоративное управление этим субъектом переходит к другому лицу.

Основным преимуществом такого варианта приобретения бизнеса является то, что во внешнем мире - для контрагентов, клиентов, работников, государственных и муниципальных органов, с которыми взаимодействует юридическое лицо, по сути, ничего не меняется: действуют и исполняются контракты; для клиентов, третьих лиц и кредиторов контрагент и обязательства остаются теми же; работники продолжают трудовые отношения с той же организацией. Однако имеются и недостатки: все дефекты и проблемы приобретаемого бизнеса, если таковые имеются, сохраняются и становятся проблемами покупателя. Именно поэтому правовая помощь при использовании такого варианта должна концентрироваться на использовании правового инструментария снижения рисков для сторон, важное значение приобретают также неправовые инструменты изучения приобретаемого бизнеса и определения цены с учетом существующих рисков.

 

§ 2. Понятие приобретения участия в корпорации

 

Акции (доли в уставном капитале) предоставляют их обладателям права на участие в управлении, получении части прибыли и части имущества при ликвидации корпорации, а также другие права в соответствии с законом и уставом корпорации. Еще М.М. Агарков писал, что следует разделять права на акцию и права из акции <1>. Приобретение права на акцию является предпосылкой приобретения прав из акции (доли). Поэтому для того, чтобы получить контроль над бизнесом, т.е. корпоративные права управления хозяйственным обществом, необходимо приобрести права на акции (доли) в количестве, обеспечивающем необходимые потребности.

--------------------------------

<1> См.: Агарков М.М. Избранные труды по гражданскому праву. Т. 2. Учение о ценных бумагах. С. 264.

 

Вопрос об объекте приобретения зависит от организационно-правовой формы, в которой осуществляется бизнес на момент приобретения и оценки рисков приобретения бизнеса в этой форме. Если приобретатель имеет ограничения законом или внутренним документом на владение определенными объектами или имеет желание приобрести компанию в определенной организационно-правовой форме, то существует правовой инструментарий, позволяющий изменить объект права путем преобразования акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью и, наоборот, с соответствующей конвертацией акции в долю или доли в акцию. Например, если нормативным правовым актом или внутренним документом организации допускается приобретать только акции публичных обществ, то до приобретения бизнеса, который осуществляется в форме общества с ограниченной ответственностью, необходимо преобразовать его в акционерное общество, а если в качестве дополнительного условия требуются определенные характеристики таких акций (например, котируются ли акции на той или иной бирже), то продавцу придется осуществить ряд подготовительных мероприятий к продаже, в частности по прохождению процедуры листинга. Мы хотим подчеркнуть, что вид и свойства объекта, в котором выражено право участия, не являются константой и могут быть изменены под потребности покупателя. Однако в этом случае структура сделки несколько усложнится и сторонам придется нести дополнительные материальные расходы и временные затраты на усложняющуюся процедуру.

Акция - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой (ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг). Акции могут выпускаться только акционерными обществами. Акции публичного общества могут продаваться на фондовой бирже, если допущены к торгам - прошли процедуру листинга. Выпуск акций формализован и подлежит регистрации Центральным банком РФ и его подразделениями. Каждый выпуск акций имеет регистрационный номер. Акции выпускаются в бездокументарной форме и учитываются в реестре акционеров, который ведет профессиональный участник рынка ценных бумаг - регистратор, имеющий лицензию Центрального банка РФ.

Доля участия - это часть уставного (складочного) капитала общества с ограниченной ответственностью, хозяйственного товарищества или партнерства, распределенная участнику и предоставляющая ему корпоративные и иные права в соответствии с законом и уставом. Доли в уставном капитале никогда и ни при каких условиях не могут обращаться на бирже. Учет прав на доли ведется самим обществом в лице генерального директора либо может быть поручен нотариусу; кроме того, сведения о текущих участниках общества с ограниченной ответственностью вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), ведение которого осуществляется налоговыми органами. Сведения об участниках общества, содержащиеся в ЕГРЮЛ, имеют приоритет в случае выявившегося несоответствия между ними и списком участников, который ведет само общество.

Несмотря на очевидное сходство организационно-правовых форм акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, относящихся к хозяйственным обществам, правовой режим акции и доли и, соответственно, правовой статус акционера и участника общества с ограниченной ответственностью существенно различаются. Кроме организационно-правовой формы режим акций различается в зависимости от вида акционерного общества (публичное или непубличное).

В целом для непубличного общества установлена большая степень свободы собственного усмотрения учредителей (участников) при определении положений устава, в том числе в части установления ограничений в отношении распоряжения акциями и долями. Правовой режим акций публичного общества в большей степени императивно определяется законом и не может произвольно изменяться в уставе конкретного общества. В непубличном хозяйственном обществе существуют специальные процедуры, связанные с переходом прав на акции (доли), что обусловлено особым значением личности участников непубличного общества. Более тесные связи между участниками непубличного общества предполагают важность сохранения неизменным состава участников и предотвращения неконтролируемого вступления в общество посторонних лиц. Именно поэтому в непубличном обществе могут быть предусмотрены ограничения в отчуждении долей (акций) третьим лицам, преимущественное право покупки, ограничение залога и др. Напротив, в соответствии со ст. 7 Закона об АО публичными обществами не могут устанавливаться ограничения на отчуждение акций, в то время как в непубличном обществе уставом может быть установлено ограничение на отчуждение акций на определенный срок. При отчуждении акций публичного общества не действует преимущественное право покупки акций другими акционерами, тогда как устав непубличного акционерного общества может содержать такое право. Уставом непубличного общества акционеру (участнику) помимо тех, которые есть у акционеров публичного общества, могут предоставляться также иные права, возлагаться иные обязанности либо реализация отдельных прав может ограничиваться, что не допускается в публичном обществе. Так, например, на участника общества с ограниченной ответственностью уставом общества может быть возложена обязанность вносить вклады в имущество общества (ст. 27 Закона об ООО). Участнику общества с ограниченной ответственностью могут быть предоставлены дополнительные права и возложены дополнительные обязанности в соответствии со ст. 8 и 9 Закона об ООО, на участников непубличного акционерного общества могут быть возложены дополнительные обязанности (п. 7 ст. 7 Закона об АО). Уставом непубличного акционерного общества могут быть предусмотрены один или несколько типов привилегированных акций, предоставляющих помимо или вместо прав, предусмотренных для классических привилегированных акций, право голоса по всем или некоторым вопросам компетенции общего собрания акционеров, в том числе при возникновении или прекращении определенных обстоятельств (п. 6 ст. 32 Закона об АО).

 

Таблица 1

 

Сравнительно-правовой анализ организационно-правовых форм

акционерного общества (публичного и непубличного)

и общества с ограниченной ответственностью

 

Основания сравнения Публичное акционерное общество Непубличное акционерное общество Общество с ограниченной ответственностью
Возможность публичного размещения (обращения) ценных бумаг Имеет право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законодательством о ценных бумагах (ст. 7 Закона об АО) Не имеет права публично размещать акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции (ст. 7 Закона об АО) Не имеет права выпускать акции
 

Вправе размещать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги в порядке, установленном законодательством о ценных бумагах

Обязательные органы управления Общее собрание акционеров, коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), единоличный исполнительный орган (ЕИО) - директор, генеральный директор

Общее собрание акционеров (участников), ЕИО - директор, генеральный директор

 

Уставом может быть предусмотрено предоставление полномочий ЕИО нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких ЕИО, действующих независимо друг от друга (п. 1 ст. 53 ГК РФ).

В качестве ЕИО могут выступать как физические, так и юридические лица.

Уставом могут быть предусмотрены создание коллегиального исполнительного органа и передача полномочий ЕИО управляющей организации

Обязательные органы контроля и внутреннего аудита Ревизионная комиссия создается, если ее наличие предусмотрено уставом (п. 1 ст. 85 Закона об АО). Совет директоров формирует комитет по аудиту. Создается служба внутреннего аудита Ревизионная комиссия создается, за исключением случая, если уставом предусмотрено ее отсутствие (п. 1 ст. 85 Закона об АО). Может быть создана служба внутреннего аудита Ревизионная комиссия (ревизор) образуется, если это предусмотрено уставом общества, а также императивно в случае, если число участников превышает 15 (п. 6 ст. 32 Закона об ООО). Функции ревизионной комиссии (ревизора) может осуществлять аудитор
Возможность ограничения количества акций (долей участия) у одного акционера (участника), их суммарной стоимости и максимального числа голосов Нет Законом или уставом общества могут быть установлены ограничения числа, суммарной номинальной стоимости акций или максимального числа голосов, принадлежащих одному акционеру (п. 5 ст. 99 ГК РФ, ст. 11 Закона об АО) Уставом общества могут быть ограничены максимальный размер доли участника общества, а также возможность изменения соотношения долей участников общества (п. 3 ст. 14 Закона об ООО)

Права и обязанности участников

Не могут иметь дополнительных прав и обязанностей Могут иметь дополнительные обязанности (п. 7 ст. 7 Закона об АО) Могут иметь дополнительные права и нести дополнительные обязанности (п. 2 ст. 8, п. 2 ст. 9 Закона об ООО)

Акционеры (участники) могут заключить корпоративный договор (ст. 67.2 ГК РФ)

Возможность исключения акционера (участника) Нет

Да, по решению суда (п. 1 ст. 67 ГК РФ, ст. 10 Закона об ООО, п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25)

Порядок отчуждения акций (долей) Свободная продажа акций третьим лицам без чьего-либо согласия (ст. 7 Закона об АО) Уставом общества может быть предусмотрена необходимость получения согласия акционеров на отчуждение акций третьим лицам. Возможно право преимущественного приобретения акций, отчуждаемых по возмездным сделкам, акционерами или обществом, если это предусмотрено уставом (п. 3 - 5 ст. 7 Закона об АО) Уставом общества может быть предусмотрена необходимость согласия участников на продажу долей третьим лицам, на принятие в состав участников наследников (правопреемников) (п. 3, 6 ст. 93 ГК РФ). Участники общества или общество пользуются преимущественным правом покупки доли (части доли) (п. 4 ст. 21 Закона об ООО)
Объем правомочий участников Пропорционально количеству акций в уставном капитале общества

Уставом общества или корпоративным договором, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ, может быть предусмотрен иной объем правомочий участников (п. 1 ст. 66 ГК РФ)

Возможность добровольного прекращения участия акционера (участника)

Членство в акционерном обществе прекращается в результате отчуждения акций. Акционеры вправе требовать выкупа акций обществом в соответствии со ст. 75 Закона об АО

Участники вправе выйти из общества с ограниченной ответственностью независимо от согласия других его участников, если это предусмотрено уставом, путем: - подачи заявления о выходе из общества, если такая возможность предусмотрена уставом общества; - предъявления к обществу требования о приобретении обществом доли в случаях, предусмотренных законом (ст. 94 ГК РФ, ст. 23, 26 Закона об ООО)
Способы фиксации владения долями (акциями)

Права акционеров удостоверяются в системе ведения реестра записями на лицевых счетах у держателя реестра или записями по счетам депо в депозитариях (ст. 28 Закона о рынке ценных бумаг)

Сведения об участниках, о размере и номинальной стоимости принадлежащих им долей общества с ограниченной ответственностью содержатся в ЕГРЮЛ (подп. "д" п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Кроме того, общество с ограниченной ответственностью обязано вести список участников, где указывается размер доли. При противоречии приоритетны сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ (ст. 31.1 Закона об ООО)

 

При приобретении бизнеса через приобретение участия в уставном капитале корпорации важно понимать преимущества и недостатки владения акциями (долями). Наиболее важные различия правового режима акций и доли следующие.

1. Акции являются более оборотоспособными объектами, поскольку существует меньше формальных ограничений к их отчуждению (отчуждение акций не требует нотариального удостоверения сделки, передаточное распоряжение при передаче акций может быть подписано в форме электронного документа, поданного через личный кабинет у регистратора, тогда как отчуждение долей почти всегда требует нотариального удостоверения и всегда - внесения изменения в ЕГРЮЛ).

2. Приобретение доли в обществе с ограниченной ответственностью и акций непубличного акционерного общества может требовать соблюдения дополнительных корпоративных процедур, установленных законом и уставом (например, соблюдения преимущественного права покупки, получения согласия участников), что несколько удлиняет процедуру совершения сделки.

3. При приобретении акций возможно скрывать личность владельца - сведения из реестра акционеров о принадлежности акций определенному лицу не предоставляются свободно, более того, допускается использование договора с номинальным держателем, еще более надежно скрывающим личность владельца акций, тогда как поименный состав участников общества с ограниченной ответственностью отражается в ЕГРЮЛ и общедоступен в сети Интернет для всех заинтересованных лиц.

4. Акции публичного акционерного общества могут быть приобретены на бирже через брокеров, тогда как акции непубличного общества или доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не продаются на бирже и соответствующие сделки реже совершаются через посредников.

5. Из публичного акционерного общества акционера в любом случае нельзя исключить, тогда как участник непубличного общества может быть исключен из общества при определенных условиях (в судебном порядке, при наличии предусмотренных в законе оснований и обычно при остром корпоративном конфликте).

Дифференциация правового режима акций (долей), различия между видами акционерных обществ (публичное/непубличное), организационно-правовыми формами хозяйственных обществ требуют глубокого анализа и оценки природы приобретаемого объекта. Приобретение нежелательного объекта (например, акций вместо долей или наоборот) потребует дополнительных расходов на поддержание существования той или иной организационно-правовой формы (например, на выпуск акций, раскрытие информации, на ведение реестра у лицензированного регистратора или нотариальную форму удостоверения передачи прав на доли) или расходов на преобразование одной организационно-правовой формы в другую.

В большинстве публичных акционерных обществ документ, отражающий цели компании в приобретении бизнеса, существует в виде утвержденной инвестиционной программы, инвестиционной стратегии. В непубличных обществах такие документы принимаются не всегда, в этом случае решение о том, целесообразно ли приобретение того или иного актива, принимается в конкретном случае компетентным органом хозяйственного общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: