С биографической точки зрения «жизнь одного человека» есть все его телесно-душевно-духовное становление, поведение и судьба в мире, от рождения до смерти. 34 страница

       СОЗНАНИЕ КЛАССОВОЕ – социально-этическое понятие марксизма: пролетарий должен постоянно сознавать свою принадлежность к классу эксплуатируемых и свою солидарность с пролетариями всех стран. Классовое сознание – предпосылка активного участия в классовой борьбе; см. Класс.

       СОЗНАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ – термин, означающий совокупность всех сознательных актов и содержание сознания, которые свойственны каждому члену человеческой группы (когда речь идет о групповом сознании) или вообще всем людям (когда речь идет о «сознании вообще»- или «надындивидуальном сознании»). Коллективное сознание в собственном смысле – как сознание коллектива – не существует, хотя имеется некоторая (остающаяся неосознанной) коллективная определенность, за которой могут развиться однородные, становящиеся осознанными чувства и волевые действия (покоящиеся на чувствах).

       СОЗНАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ – сопровождающее любое наше действие или бездействие, высказывание или молчание сознание того, что наша деятельность не обусловлена средой или ситуацией, что мы могли бы поступить так, как поступили, но могли бы поступить и иначе, т.е. сознание того, что мы не только можем, но и должны (при уважении достоинства нашей личности) отвечать за последствия наших поступков (см. Свобода).

       СОЗНАНИЯ ОГРАНИЧЕННОСТЬ – так называют тот факт, что одновременно может быть сознаваемо всегда лишь небольшое число самостоятельных предметов мысли. Экспериментальные исследования показали, что сознание в состоянии бодрствования может вместить от 6 до 40 содержаний, в зависимости от оформления и членения воспринимаемого.

       СОЗНАНИЯ РАЗДВОЕНИЕ (раздвоение личности) – болезненная расщепленность личности на две фазы, сменяющие одна другую в характере личности и не связанные между собой, так что страдающий этим недугом говорит о своем нормальном Я как о чужом; иногда он не помнит своей прошлой жизни или же, наоборот, воспринимает себя самого как существующего в двух личностях одновременно.

       СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ – такое состояние духа, когда собственное поведение становится предметом критического самоанализа.

       СОИЗМЕРИМОЕ – противоположность несоизмеримому.

       СОКРАТ (род. 469 – ум. 399 до Р.Х., будучи приговоренным к смерти через принятие яда) – самый знаменитый (наряду с Аристотелем и Платоном) философ античности, споры о котором продолжаются до настоящего времени. Одни считают его первым крупным моралистом, другие же (напр., Ницше и даже Гегель) видят в нем ниспровергателя канонов этики. У Сократа космологическая натурфилософия греков сменяется антропологической этикой, но в то же время целью его философии был этический релятивизм софистов, отрицающий испытание человека, образование юношей и руководство души, а путем к нему – майевтика и ирония. Его философия основана на том, что нравственное можно познать и усвоить, а из знания нравственности следуют всегда действия в соответствии с ней. В этом смысле Сократ старался на примере каждого отдельного случая образовать у человека ясное понятие об истинно нравственном. Но таковым является то действие, которое дает истинную пользу, а вместе с тем и истинное блаженство. Поэтому предпосылкой практической приспособленности является самопознание. Если я знаю, что именно я есть, то, согласно Сократу, я знаю также, чем я должен быть. Но в себе самом Сократ находит также и некий внутренний голос, некоего демона, который ему подсказывает, что он должен делать и чего должен избегать. Наибольшей добродетелью является умеренность: чем меньшим довольствуешься, тем ближе находишься к Богу. Но только тот, кто научился управлять собой и во всех без исключения случаях придерживается правильного понимания, может повелевать другими и быть государственным мужем. Никогда не доверил бы я, говорит Сократ, свою жизнь кормчему или врачу, не изучившему свое искусство, но о важнейших делах человеческих – о политике и управлении государством – почему-то каждый считает себя вправе судить и участвовать в них. В конце концов Сократ, обвиненный в неверии в государственных богов, в поклонении новому божеству и развращении юношей, был приговорен к смерти и казнен, ибо из уважения к закону не пожелал бежать. Сократ не оставил после себя никаких соч. Важнейшими источниками наших знаний о жизни и учении Сократа являются соч. его учеников – Платона и Ксенофонта.

       СОКРАТИКИ – см. Греческая философия.

       СОКРАТИЧЕСКИЙ МЕТОД – введенный Сократом способ обучения в форме вопросов и ответов (см. Майевтика).

       СОЛИДАРНОСТЬ – чувство взаимопринадлежности и практическое осуществление его.

       СОЛИПСИЗМ (от лат. solus – один и ipse – сам теоретический эгоизм) – философское направление, согласно которому единственно существующим является только субъективное Я и содержание его сознания. Шопенгауэр считал, что представителей крайнего солипсизма можно обнаружить только в доме для умалишенных. Но, однако, имеется и умеренный солипсизм, признающий сверхиндивидуальное Я как носителя содержания сознания, а также методический солипсизм, который, как у Декарта и Дриша, начинается с крайнего солипсизма, для того чтоб от него двигаться к вне Я существующей действительности (см. Солипсизм данного момента, Субъективизм).

       СОЛИПСИЗМ ДАННОГО МОМЕНТА – философский взгляд, согласно которому (в отличие от солипсизма, считающего реальностью исключительно нашу собственную душевную жизнь, а все остальное – лишь видениями, подобными снам) реальным является скорее лишь наше душевное существование в данный момент.

       СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (род. 16 янв. 1853, Москва – ум. 31 июля 1900, там же) – крупнейший рус. религиозный философ, поэт, публицист, сын С. М. Соловьева, ректора Московского ун-та и автора 29-томной «Истории России с древнейших времен» (1851 – 1879). Философия всеединства В. С. Соловьева представляет синтез идей западноевропейской и восточной мысли. Наибольшее влияние на формирование этой философии оказала философия Платона, Плотина, отцов церкви во главе с Оригеном и Августином и нем, мистики (Я. Бёме); в меньшей степени находился под влиянием нем. классического идеализма (гл. о. Шеллинга). Эти взгляды у него сочетались с проповедями избавления материального мира от разрушительного воздействия времени и пространства, преобразования его в «космос красоты» и с теорией «богочеловеческого процесса» как совокупного спасения человечества, Соловьев пытался найти гармонию между космической и социальной темами в концепции «всеединства» и учении о Софии, а в гносеологии – в «цельном знании» (интуитивном образно-символическом постижении мира, основанном на нравственном усилии личности). О широте философских и историко-религиозных интересов Соловьева говорит уже одно перечисление тем, поднятых и разработанных им в его соч.: о расколе в рус. народе и обществе; польск. национальной церкви; первобытном язычестве; евр. пророках; Талмуде; Мухаммеде и его религиозном вероучении; медиумизме и Е. П. Блаватской. Соловьев оказал большое влияние на таких философов, как Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, П. А. Флоренский и др. Осн. произв.: «Чтения о Богочеловечестве», 1877 – 1878; «Критика отвлеченных начал», 1880; «История и будущность теократии», т. 1, 1887; «Жизненная драма Платона», 1888; «Россия и вселенская церковь», 1889; «Смысл любви», 1892 – 1894; «Оправдание добра», 1897-1899; «Три разговора», 1900. В 1911 – 1914 вышло в свет «Собр. соч.» B.C. Соловьева в 10 тт.

       СОМА (греч.) – тело; соматический – относящийся к телу; соматология – наука о теле.

       СОМНЕНИЕ – состояние неуверенности, нерешительность, колебание в том, что следует считать истинным или правильным (теоретическое, нравственное, религиозное сомнение). Сомнение может иметь методологическое значение и является предварительной ступенью познания, как это было, напр., у Августина и Декарта (см. Скептицизм).

       СООТНОШЕНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЕЙ – открытый В. Гейзенбергом закон природы, согласно которому произведение неточностей в определении импульса и координаты какой-нибудь частицы (напр., какого-либо электрона в атоме) не может быть меньше постоянной Планка А (см. Константа, Микрофизика). Отсюда следует, что, напр., нельзя одновременно точно определить импульс и местоположение электрона в атоме. Любое увеличение точности измерения одной из величин в результате изменения прибора внесло бы изменение в процессы микромира и нарушило бы определенность др. величины. При метафизическом понимании этого закона он ставит границу определенности и применимости закона причинности. Окончательными уравнениями, к которым приходит физик, являются вероятностные уравнения, в которых речь идет не о статистических средних эмпирических величинах, а о переменных, являющихся вероятностными функциями. Явлениям микромира присуща своего рода спонтанность, но совершенно ошибочной является попытка выводить отсюда человеческую свободу (В. Гейзенберг. Физические принципы квантовой теории. М.-Л., 1932).

       СОПЕРНИЧЕСТВО БРАТЬЕВ И СЕСТЕР – интенсивная конкуренция среди детей одной семьи за привязанность и внимание со стороны родителей. Соперничество обычно возникает, когда в семье появляется новорожденный и старший ребенок ощущает страх того, что младенец оттеснит его или ее от близких. Старший ребенок может сильно ревновать, проявляя агрессивность по отношению к новорожденному, или обнаруживать проявления регрессии, напр. обмачивание постели или младенческий лепет как попытка вновь играть роль маленького ребенка, зависящего от родителей. По мере роста детей соперничество может принимать жестко соревновательный, агрессивный характер, обращаясь на др. стороны жизни (напр., карьеру). Соперничество братьев и сестер не является ни всеобщим, ни неизбежным, оно в значительной мере зависит от того, как родители уравновешивают иногда конкурирующие интересы детей.

       СОРЕЛЬ (Sorel) Жорж (род. 2 нояб. 1847 – ум. 30 авг. 1922) – франц. философ-эклектик, писатель, теоретик анархосиндикализма. Находился под влиянием Джамбаттисты Вико, резко критиковал рациональное познание, научное понимание истории, современную культуру. Затем выступил с учением о мифе как мировосприятии любой социальной группы и восхвалением насилия как движущей силы в истории; революцию рассматривал как спонтанный иррациональный порыв народа. Осн. произв.: «Les illusions du progres», 1908; «Reflexions sur la violence», 1908; «La decomposition du Marxismen, 1908.

       СОРИТ (от греч. sorites – кучеобразный) – сложный силлогизм (см. Умозаключение), в котором промежуточные заключения, находящиеся между первой посылкой и заключительным выводом, опускаются, не повторяясь каждый раз вновь, как новые промежуточные посылки. Первый пример: собака – хищное животное; следовательно, она питается мясом; следовательно, длина кишок у нее невелика. Такой полисиллогизм, в котором опущены все большие посылки, называется аристотелевским соритом. Второй пример: собака (иногда) сенбернар; следовательно, (иногда) жительница Альп; следовательно – (иногда) спасительница при несчастных случаях в горах. Такой полисиллогизм, в котором опущены все меньшие посылки, называется гокленовским соритом (по имени Гокления).

       СОСЛОВИЕ – группа людей, которые связаны общностью нравов и обычаев и претендуют на официальное признание, выражаемое определенным способом. Сословное сознание – сознание принадлежности к какому-либо определенному сословию. Принадлежность эта осознается преимущественно как «честь сословия», основу которой составляет чувство долга соблюдать обязательства, вытекающие из особых задач, стоящих перед сословием. Сословное сознание, которое было весьма развито во времена сословного государства (с кон. средневековья и приблизительно до 18 в.) у духовенства, дворянства и бюргерства (в вопросах внутренней политики все они были противниками князей), а также у ремесленников, и поныне еще встречается (правда, в весьма ослабленной форме) у некоторых групп людей, напр. у дворянства, в мире ученых, офицеров, юристов, врачей, издателей и книготорговцев, журналистов и деятелей сцены.

       СОСТОЯНИЕ – по Хайдеггеру, действующая в человеке настроенность (настроение), на которую он сам не может оказывать воздействия, но которая определяет в данный момент все его чувства, мысли и желания. Состояние человека есть исходный момент нашего существования (см. Экзистенция).

       СОСТРАДАНИЕ – инстинктивное участие в боли и страдании другого человека; в буддизме и у Шопенгауэра оно приравнено к общему переживанию, потому что страдание относится к осн. субстанции действительного; см. Страдание, Любовь к ближнему.

       СОСУЩЕСТВОВАНИЕ (лат.) – существование в одно и то же время и в одном и том же месте.

       СОФИЗМ (от греч. sophisma – хитрая выдумка) – видимость доказательства. См. также Неправильное умозаключение.

       «СОФИСТ» – название соч. Платона; в нем рассматриваются вопросы о сущности софиста, государственного мужа и философа.

       СОФИСТИКАЦИЯ (чистого разума) так называет Кант не содержащие эмпирических посылок выводы чистого разума, с помощью которых мы, зная нечто, о котором у нас нет понятия, вследствие неизбежной иллюзии, однако, объективируем. Таким софистическим призраком чистого разума будет, напр., вывод о существовании Бога из существования мира или целесообразности организма.

       СОФИСТЫ (от греч. sophistes – мастер, художник) – так первоначально, в классической Греции, назывались мыслители и мудрецы, позднее – учителя красноречия; благодаря их стремлению добиваться в споре победы любой ценой они превратили спор в пустую, хитроумную, кажущуюся мудрость (софистика, софистический в отрицательном смысле слова). Со времен Сократа софисты имели дурную славу, пока наконец во времена Гегеля и Ницше не заслужили лучшей репутации в результате выяснения их значения для практической педагогики; см. Греческая философия. Главные представители старой софистики – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик. Т. н. «новая софистика» оформилась во 2 в. Ее представителями были: Герод Аттик – учитель императора Марка Аврелия, оратор Элий Аристид, странствующий проповедник Дион из Прузы и биограф софистов Флавий Филострат. Они были воплощением идеала образованности у римлян времен империи – и именно общей образованности, основанной на знании классиков прошлого. Новые софисты, и в первую очередь риторы (см. Риторика), добились возрождения истинного аттического языка с сильным уклоном в сторону философии.

       СОФИЯ (от греч., лат. sophia – мудрость) – в рус. религиозной философии (софиологии) творческая премудрость Божия, в которой заключены все мировые идеи и которая носит в своем сердце всю природу и одновременно является вечной идеей самого человечества. Она олицетворяет женственное в Боге и является символом тайны мира. Изображается на иконах в основном сидящей на огненном троне между Святой Девой Марией и Иоанном Предтечей, с пылающими крыльями и огненного цвета ликом.

       СОЦИАБИЛЬНОСТЬ (от лат. sociabilis – общительный, уживчивый) – способность или склонность к завязыванию связей с др. людьми, общительность.

       СОЦИАЛИЗМ – термин, первоначально употребленный в политическом лексиконе в 30-х годах 19 в. во Франции для обозначения идеала и действительности с таким социальным устройством, при котором благо определяется превращением частной собственности в общую (общественную). Под влиянием марксизма и возникших из него и поэтому родственных ему политико-мировоззренческих направлений понятие «социализм» приобрело содержание, враждебное содержанию понятия «индивидуально-капиталистический, буржуазный общественный и экономический порядок». Впервые нечто подобное социализму набросал еще Платон в книгах «Политика», «Государство», «Законы», особенно во второй из них. Исходя из логики совокупности трех принципов – равенства, коллективной собственности и единства, – он пришел к схеме иерархического общества: «золотой» класс правителей-философов вместе с «серебряной» военной кастой, коллективно владеющие и управляющие государством, но лишенные частной собственности; ниже «железный» класс производителей, кормящий правящую элиту; еще ниже – армия непослушных и недостойных, превращенных в рабов. Эта схема настолько точно предвосхитила реальный социализм, что в 1920 англ. философ Бертран Рассел после поездки в Советскую Россию отметил «поразительное сходство» между этой страной и Республикой Платона. Социалистические утопии плодили Томас Мор, Томазо Кампанелла, Г.Б.Мабли, Морелли, Н.Г.Чернышевский, А.Бебель и многие другие, их пытались осуществить на практике мирным путем, напр. Э.Кабе, Р.Оуэн, Ш.Фурье, и вооруженным – Г.Бабёф, якобинцы, Л.О.Бланки, П.Л.Лавров, С.Г.Нечаев, М.А.Бакунин, К.Маркс, Парижская коммуна, Р.Люксембург, К.Либкнехт, В.И.Ленин, Мао Цзэдун, Пол Пот и пр. Но уже Аристотель, изучив коллективистский проект Платона, выступил в книге «Политика» в 323 до Р. X. с утверждением о гибельности пути развития общества, основанного на принципах единства, обобществления, ликвидации собственности. Поскольку общество, писал Аристотель, по своей природе состоит из разнородных элементов, то их слияние, чрезмерное единение ведут к упадку, как замена симфонии одной нотой кладет конец музыке. По натуре человек меньше заботится об общем достоянии, чем о своем, к тому же, рассчитывая, что другой займется общим делом, каждый прикладывает к нему меньше усилий. Осн. мотивы человека – собственность и личный интерес – не приняты во внимание в сообществе Платона, и образ жизни в нем будет для людей нестерпимым. Если в своем трактате о неравенстве Ж. Ж. Руссо назвал вором первого человека, оградившего участок земли забором и сказавшего: «Это мое», то Вольтер определил первого собственника как человека не ленивого, не нищего, а человека честного, мудрого и делового. Среди мыслителей прошлого, изучавших доктрины социалистических утопий, давших им точный диагноз и предупредивших об их тягчайших последствиях в случае их осуществления (поглощение индивида в массе, уничтожение человека, деспотизм и насилие, казарма или монастырь), – Алексис Токвиль, Фредерик Бастиа, Фридрих Ницше, Виктор Гюго, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, П. Ж. Прудон. Опыт строительства социализма в России показал, что никакого послеродового его извращения не было – он был чудовищен еще при зарождении, с его борьбой за превращение частной собственности в общественную, с его экспроприацией всех классов, собственников – не только капиталистов, но и всей массы собственников-тружеников: крестьян, ремесленников, торговцев, представителей свободных профессий и независимых работников, – к которым можно отнести подавляющее большинство населения. Организованное насилие одного класса над всеми иными, крайний централизм, террор, принудительный труд, тотальная власть государства, единственной партии, железная дисциплина, контроль за инакомыслием – таков далеко не полный набор средств, взятых социализмом на вооружение для достижения своих целей. А цели эти не продолжение старой истории, традиций, а весьма грубый и варварский разрыв с ними, с самой человеческой цивилизацией, с ее закономерностями эволюции и развития. Обанкротившаяся идея социализма, стоившая миллионов жертв в различных странах, все еще не совсем отброшена; идеал полного равенства еще живет в сознании некоторых людей, хотя очевидно, что справедливо лишь положение, при котором существует только равенство прав и возможностей. Ибо уравнение людей, неравных по достоинствам, по способностям, по энергии, по инициативе, по бережливости и т. д., было и есть вопиющей несправедливостью, концом совершенствования людей и общества, смертью прогресса и свободы, началом деспотизма и нищеты.

       СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА – направление в педагогике, идеал воспитания которого определяется социально-этическими мотивами, а осн. задачей является воспитание из детей граждан.

       СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – пограничная между социологией и психологией область, исследующая переживания и основанные на них способы поведения индивида в социальных союзах, т.е. в сообществах, а также психологические характеристики социальных групп. Задачей социальной психологии является исследование осн. психических актов, появляющихся в сообществе: побуждений, инстинктов, форм коммуникации, внушения, любви, дружбы, самоутверждения, воли к власти и т. п. (см. Глубинная психология), а также исследование вопроса о влиянии окружающего мира на психику, о свойствах психики различных социальных групп – крестьян, рабочих и т. п. – и, наконец, вопроса о модах, обычаях и направлении их развития. Представители новой социальной психологии, особенно в США, пытаются превратить ее в главную дисциплину точной науки о человеческом обществе и стремятся поэтому выработать дескриптивно-экспериментальные методы, с помощью которых можно было бы исследовать социальные' установки и поведение (религиозные и политические верования, i моральные оценки и т. д.). Амер. социальная психология, весьма схожая с амер. социологией, испытывает сильное влияние эволюционизма и по своей сути является универсалистской и прагматистской. Социальные отношения рассматриваются как определяющие человека связи, как конституция и структура его сознания. Поэтому в центре исследования стоят отношения людей (human relations), внимание к которым, а также их укрепление во всех областях (политике, воспитании, различных видах попечения и т. д.) считаются первостепенной задачей социальной психологии. Др. важными областями исследования являются: примитивные культуры и их отношение к психике ребенка (cultural pattern), психическая жизнь и защита ее от причинения вреда (mental hygiene), группа как совокупность единства жизни и опыта.

       СОЦИАЛЬНАЯ РЕЛИГИЯ – так называет Альфред Вебер демократический капитализм, демократический социализм и советский коммунизм; источник социальной религии – декларация прав человека (1776), с ее религиозно-социальным содержанием как выражением нового типа человека. «Третий человек» (см. Функционер) начиная с сер. 19 в. полемизировал с вновь возникающей социальной структурой, причем полностью разрушились конкретные формы воплощения старых душевно-духовных (т.е. относящихся к духу и душе) абсолютов и почти исчезла основанная на религии форма существования человека. «Эта социальная религия в дальнейшем занимает место трансцендентальной религии; являясь идеальной и одновременно имея социальную структуру, она формирует в невиданных масштабах практически-динамические преобразующие силы современного человеческого бытия. Ни одна трансцендентальная религия, за исключением разве ислама, не обладает в настоящее время такой силой, которая хотя бы в незначительной мере была бы сравнима с преобразующей силой социальной религии» (A. Weber. Kulturgeschichte als Kultursoziologie, 1950, S. 423).

       СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ – философское исследование социальной жизни. Социальная философия не рассматривает конкретную действительность общественной жизни, а устанавливает ее нормы в качестве социального нормативного учения.

       СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА – этика общественной жизни, учение об этических отношениях и обязанностях, обусловливаемых самой жизнью человека в обществе. Противостоит индивидуальной этике, выводящей осн. нравственные законы из природы человека как нравственной личности; см. Индивидуальность.

       СОЦИАЛЬНЫЙ (от лат. socialis общий, общественный) – название всего межчеловеческого, т.е. всего того, что связано с совместной жизнью людей, с различными формами их общения, в первую очередь того, что относится к обществу и общности, что имеет общественный и общностный характер. Противоположность – асоциальный. См. также Социализм.

       СОЦИОГРАММА – см. Социология.

       СОЦИОГРАФИЯ – графическое изображение форм совместной жизни людей определенными во времени и в пространстве.

       СОЦИОЛОГИЗМ – стремление объяснить все духовные и культурные факты исключительно тем или иным состоянием общества и превратить социологию в основу всех наук о духе и культуре.

       СОЦИОЛОГИЯ (от лат. societas общество и греч. logos – учение) – наука о формах и изменениях совместной жизни людей, а также животных и растений. Она является наукой о социальном (см. Социальный), будь то всеобщая, основополагающая социальная наука или наука частная; как система она охватывает социальные образования и социальные процессы, Т. о., она исследует всю совокупность общественных явлений, таких, как народ, сословие, племя, союзы мужчин и женщин, род, семья, брак, различные виды общественных образований, их основы, формы, развитие, их возникновение и исчезновение. Социологическое мышление ведет свое начало с естественного права, которое первоначально являлось учением о государстве, но уже в схоластике распространилось на всю общественную действительность. В 17 в. это мышление во все увеличивающейся степени объединяется с философией морали: люди размышляют о своей жизни с тех пор, как они вообще научились думать (классическое учение о государстве древних греков, мудрость древнекит. социальной этики), так что «полная история социально-научного мышления проходит в действительности через всю историю мышления» (Фрайер). Начало социологии как самостоятельной науки относится, однако, к 19 в., а ее родоначальником является Конт, в трех последних томах шеститомного «Курса позитивной философии» которого излагаются осн. положения этой науки. Конт ввел в употребление также и сам термин «социология». Он развил социологию как естественно-научную дисциплину на базе своей эмпирической философии, которую называл «позитивистской». В соответствии с этим социология является учением об общественной жизни человека, рассматриваемой как совокупность взаимодействий индивидов между собой. Последователями Конта были такие англ, философы, как Герберт Спенсер («The study of sociology», 1873) и Джон Стюарт Милль, а также франц., амер. и иг ал. социологи. Главным последователем Конта в Германии был Альберт Шеффель (1831 – 1903). Значительное влияние на нем. социологию оказали философия права и философия истории Гегеля, из которой К. Маркс развил свой исторический материализм. В новейшей социологии различаются, по Бюлову (в «Wцrterbuch der Soziologie», 1955), следующие главные группы направлений: 1)Математическое направление (прежде всего Парето), где математические методы применяются для того, чтобы сделать более наглядными обыденные знания. 2) Физикалистское направление (социальная физика, социальная механика, социальная энергетика). Если уже Сен-Симон в области социологии был механицистом, в 19 столетии это направление получило развитие в лице Конта, Спенсера и Дж. Ст. Милля. Энергетическая трактовка Оствальдом социальных процессов также привела к созданию особой школы. 3) Социально-биологическое направление, рассматривающее сообщество живых существ с точки зрения его функционирования, как социальное тело и действующий органологический организм: наследственность, изменчивость, отбор, приспособление, борьба за существование являются осн. категориями этого способа мышления, непосредственно сближающего биологическое и социальное. Если уже Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Макиавелли, Альтузий, Воден и др. пользовались сравнениями из области органического мира, то Кант и многие мыслители после него перенесли идеи организма на государство. Романтики Шеллинг и Гегель имели обыкновение пользоваться аналогиями с организмом. Конт, Спенсер и др. являются представителями этого направления. 4) Социально-антропологическое направление занимается проблемами связи между расами и социальными образованиями, особенно вопросами наследования свойств внутри социальных групп. Большое влияние имели здесь Ж. Гобино и Ф. Гальтон («Hereditary genus», 1869). 5) Антpoпогеографическое, социогеографическое и этнологическое направления берут свое начало у Гиппократа и через греч. и рим. мыслителей доходят до Бодена, Монтескье, Гердера, Гумбольдта, Бокля и др. Сюда же относятся этнолого-народоведч е с к о е, а также направление психологии народов, представленное в работах Гумбольдта, Лацаруса, Штейнтоля, Бастиона, Вундта, Леви-Брюля, Л. Г. Моргана, Турнвальда и др. 6) Историко-философское, универсально-историческое и историческое направления рассматривают человека как историческое существо, а общественный феномен – как явление культуры. В центре их внимания находится социальный процесс в его историческом развертывании и оценка этого процесса в рамках исторического рассмотрения. Представителями этих направлений являются в первую очередь Кондорсе, Сен-Симон, Конт, Пауль Барт, Оппенгеймер, а также Альфред Вебер, К. Мангейм, Шелер, Трёльч и Фрейер. 7) Психологическое и социально-психологическое направления исходят из того, что вся социальная действительность психически обусловлена и поэтому может быть понята только изнутри, из психического. Если у Конта и Спенсера социология имеет сильный психологический уклон, а теория подражания Тарда и психология масс Лебона являются доказательством влияния франц. психологизма в социологии, то амер. социология в лице своих главных представителей ориентируется прежде всего на психологию; то же относится к бихевиоризму, глубинной психологии, а также к таким исследователям, как Мак-Дугалл, Фиркандт, Теннис, Зиммель. 8) Универсалистское направление является антисубъективистским, оно исходит из необходимости целостного рассмотрения социального порядка или социального расчленения и направлено на универсум. Предшественником его является Фома Аквинский, главный его представитель О. Шпанн – последователь Адама Мюллера, социал-философа романтики. Социальная действительность рассматривается ими принципиально сверху, как расчлененный дух: общество – духовная система. 9) Теория классов объясняет процесс социальной дифференциации снизу, при помощи факторов, действующих в век индустриализма в экономике и в производительных силах, с помощью интересов, определяемых этими факторами (см. Материализм исторический). Теории среднего сословия (класса) подчеркивают, что столкновение социальных сил (богатые – бедные, имущие – неимущие) угрожает уничтожением средних слоев социальной лестницы и что, с точки зрения общества в целом, все дело заключается в том, чтобы сохранить средний класс, средний слой (В. Г. Риль и др.). 10) Фоpмальная, или чистая, социология стремится, в противоположность всем до сих пор названным направлениям, иметь методически однозначно определенный объект познания и исследовать его в самостоятельной конкретной науке с помощью осн. социологической категории «формы». Главным представителем этой концепции является Г. Зиммель, который на базе различения формы и содержания общества рассматривает формальную социологию как эмпирическую дисциплину, как самостоятельный метод научного исследования в смысле учения о формах социальных связей с принципом взаимодействия в центре. Близко к этому направлению стоят Штаммлер, Фиркандт и Л. фон Визе. В учении о связи Л. фон Визе понятие взаимодействия, отягощенное естественно-научным смыслом, заменяется нейтральным понятием «взаимосвязь». 11) Феноменологическое направление стремится к созерцанию сущности, к своего рода интуитивному познанию и логизированию материала созерцания в социальных явлениях. Оно возникло из философии и особенно разрабатывалось Гуссерлем, Шелером и Хайдеггером. Его фундаментом является 4 Феноменология духа» Гегеля, а его представителями в социологии – в первую очередь Шелер, Литт и Фиркандт. 12) С о ц и ал-экономическое направление осн. предметом своего исследования делает хозяйство (экономику) и общество в их взаимообусловленности, а экономический мир рассматривает в единстве с социальным. Направление разрабатывалось Максом Вебером, Зомбартом, Оппенгеймером. Своим соч. " Ьber einige Kategorien der verstehenden Soziologie» Макс Вебер открывает новое направление, к которому близки также Зомбарт и Хайдеггер. 13) К у л ь турно-философское и культурно-социологическое направления отводят (при различении наук о природе и наук о культуре – Виндельбанд, Риккерт) понятию «культура» особое место в социологии в рамках учения о структурах исторического мира. Понятие «культура» было перенесено Бэконом и Гоббсом на воспитание, а Пуфендорфом – на общество, Вико, Руссо, Монтескье, Вольтер, Гаманн, Гердер и Кант в значительной мере способствовали проникновению духовно-исторического понятия «культура» в науку. Дильтей, Бурхард, Ницше, Шпрангер, Демпф Мангейм и прежде всего Альфред Вебер превратили затем философию культуры и социологию культуры в науку, которая делится у Вебера на три сферы – общественный процесс, процесс цивилизации и процесс культуры. 14) Индуктивно-аналитическая концепция имеет дело, прежде всего благодаря эмпирико-статистическому методу, с материалом, получаемым из конкретного опыта. Особенно развита она в США. Ее девиз – практическая работа с конкретными объектами с помощью заранее подготовленных для этого методов исследования (напр., тестов). Графическое изображение полученных результатов осуществляется с помощью социограмм и социографических условных изображений. Осн. цель всего этого – практическая применимость. Специальными социологическими дисциплинами являются: социология права, социология культуры, социология искусства, социология литературы, социология хозяйства и производства, социология техники, социология труда, социология финансов, педагогическая социология, социология знания и т. д. Прикладная социология – общее название всех попыток практического применения результатов социологии и оценки их с социально-реформистской и социально-политической точек зрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: