С биографической точки зрения «жизнь одного человека» есть все его телесно-душевно-духовное становление, поведение и судьба в мире, от рождения до смерти. 35 страница

       СОЦИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ – исследование совместной жизни животных, ее форм и причин, способствующих этой совместной жизни (мотивов, стремлений, инстинктов); см. Зоопсихология.

       СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ – теория о тесной бытийной связи знания. Исследует социальные процессы, управляющие процессом познания и влияющие на его структуру и направление. Изучает также сущность духовных столкновений (напр., взаимного непонимания людьми, принадлежащими к различным социальным слоям); сущность и последствия такого удаления от своего собственного социального слоя для успешного понимания людей, принадлежащих к др. слоям; сущность связи знания с сословием и т. д.

       СОЦИОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ – см. Учение об отношениях.

       СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА – та область социологии, которая, с одной стороны, развивает прагматическую историю права, этнологическую и сравнительную правовую науку, а с другой – использует всеобщую программу эмпирической теории человеческого общества для исследования правовой организации.

       СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ – по Максу Веберу, исследование положения религии в обществе. Социология религии рассматривает религиозную форму социальных отношений; религиозные социальные объединения (духовное сословие, церковь, секты, ордена), общественные функции этих объединений; объединение верующих в «общины».

       СОЦИОМЕТРИЯ (от лат. societas – общество и греч. metreo – измеряю) – прикладная микросоциология, отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения индивидов (симпатии, антипатии и пр.) и взаимоотношения в малых группах, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению. Термин появился в 19 в. в связи с попытками применить математические методы к изучению социальных явлений. Социометрические тесты, ауто- и ретроспективная социометрия позволяют описать положение индивида в группе так, как оно представляется самому субъекту, сопоставить и сравнить взгляды всех участников группы. Групповые индексы показывают степень связанности в группе, взаимность связей, объем и интенсивность взаимодействий и т. д. В США существует школа Морено в микросоциологии, которая рассматривает социометрию как средство достижения максимальной общественной гармонии путем такой перегруппировки малых групп, в результате которой устанавливается единство желаний и чувств объединенных в них людей.

       СПЕВСИПП (род. 395 – ум. 334 до Р. X.) – древнегреч. философ-платоник, преемник Платона в руководстве Академией (348/7-339/8 до Р. X.), упадок которой происходил уже при нем. Писал трактаты и диалоги. Заменил платоновские идеи числами, которые рассматривал как самостоятельные субстанции, отделенные от чувственных явлений, как первые из существующих предметов, рождение которых понимал не буквально, а в качестве мысленного образа. Разграничивая мир чувственный и умопостигаемый, Спевсипп, в отличие от Платона, признавал знание на основе ощущений. В этике считал благом отсутствие зла. Написал 30 соч. Важнейшие из них: «О пифагорейских числах», «Об удовольствии», «О философии»; «О богах», «О душе», «О подобном». Их фрагменты содержатся в: Р. Lang. De Speusippi Academic! Scriptis, 1911.

       СПЕКУЛЯЦИЯ (от лат. specular! рассматривать издалека) – попытка исключительно мысленным путем получить знание о вещах, лежащих по ту сторону опыта. Следовательно, спекуляция пытается выйти за пределы как восприятия, так и вообще «посюстороннего», против чего особенно возражал Кант: «Теоретическое знание бывает спекулятивным, если оно направлено на такой предмет или такое понятие о предмете, к которым нельзя прийти ни в каком опыте» («Критика чистого разума», 1915, с. 363). Подобные мысли высказывал и Шиллер: «...философия всегда смешна, когда, не сознаваясь в своей зависимости от опыта, пытается своими средствами расширить знание и предписывать мирозданию законы» (Гёте и Шиллер. Переписка. М.-Л., 1937, с. 88; письмо к Гёте от 16 окт. 1795). Спекулятивными системами в кантовском понимании этого слова являются, напр., системы Пифагора, элеатов, Платона, неоплатоников, Декарта, а также Лейбница и др. нем. идеалистов. Гегель, наоборот, под спекулятивным мышлением понимал развитое им диалектическое мышление.

       СПЕНСЕР Герберт (род. 27 апр. 1820, Дерби – ум. 8 дек. 1903, Брайтон) – англ, философ, главный представитель эволюционизма, получившего во второй пол. 19 в. широкое распространение. Под философией он понимал совершенно однородное, целостное, основанное на конкретных науках знание, достигшее универсальной общности, т.е. высшей ступени познания закона, охватывающего весь мир. Согласно Спенсеру, этот закон состоит в развитии (эволюционизм). Развитие подчиняется закону сохранения силы и материи и является накоплением (интеграцией) вещества при одновременном рассеивании (диссипации) движения. При этом развитие идет от относительно неопределенной, несвязанной однородности (гомогенности) к конкретной, связанной разнородности (гетерогенности). Разрушение (дисолюция) есть оборотная сторона «любого» развития. Оно заключается в поглощении (абсорбции) движения и сопровождающем его распадении на составные части (дезинтеграции) соответствующих образований. Поскольку в универсуме господствуют антигонистические силы, то он должен вечно следовать этому ритму развития и разрушения. Осн. произв.: «A system of synthetic philosophy», 10 vol., 1862-1896; «Education», 1861; «The study of sociology», 1873; «An autobiography», 1910; на рус. яз. – «Сочинения». СПБ, 1899-1900.

       СПЕЦИАЛИСТ – человек, получивший глубокие знания или навыки в ограниченной области. Случается, что специалист теряет представление о жизни в целом,, а иногда даже и о том, являются ли результаты его работы позитивными или негативными; см. Функционер.

       СПЕЦИФИКАЦИЯ (от лат. species вид и facere – делать) – уточненная классификация чего-нибудь; обособление, расчленение на подотделы (подгруппы), напр. рода на виды, вида на подвиды.

       СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ – теория ранней психологии, согласно которой один и тот же орган чувств независимо от природы раздражителя всегда производит ощущения одного и того же рода; см. Константность,

       СПЕЦИФИЧЕСКИЙ – относящийся к виду; свойственный только данному предмету, обособленный, отличительный.

       СПИНОЗА (Spinoza, d'Espinosa) Бенедикт, религиозное имя – Барух (род. 24 нояб. 1632, Амстердам – ум. 21 февр. 1677, Гаага) – нидерл. философ-пантеист. Его предками были евреи – переселенцы из Португалии. Сам он был изгнан из евр. общины за «страшное ложное учение». При создании своего главного соч. «Этика» (1677) Спиноза последовательно применял метод, созданный Декартом. Только математический способ мышления ведет к истине. Чем больше значит человеческий дух, чем лучше познает он свои собственные силы и порядок природы, тем легче может он руководить собой, устанавливать для себя правила и воздерживаться от бесполезных вещей. Поскольку в природе не может существовать ничего противоречащего ее законам, более того, все совершается по определенным законам, а все конкретные действия природы совершаются по определенным законам в нерасторжимой связи, то из этого следует, что душа, пока она верно понимает вещи, продолжает производить эти действия объективно. Душа сама есть только часть всеобъемлющей природы, субстанции, обнаруживающей себя в двух атрибутах: протяженности и мышлении, материи и духе; все вещи, идеи суть модусы, способы бытия этой единственной, вечной и бесконечной субстанции, вне которой нет никакого бытия и Бога: «Deus sive natura» («Бог или природа»). Чем больше мы познаем отдельные вещи, тем больше мы познаем Бога. Чем больше и чем лучше мы познаем Бога, тем больше мы любим его. Эта интеллектуальная любовь к Богу является частью бесконечной любви, которой Бог любит себя самого. В таком познании и любви к Богу и состоит наше благо. Спиноза является представителем строгого детерминизма. Люди считают себя свободными, поскольку они не сознают своей обусловленности. Добро и зло суть характеристики связей, которые мы устанавливаем между вещами. Sub specie aeternitatis не имеется никакого зла. Вначале учение Спинозы не нашло большого отклика, и лишь в результате спора Ф. Г. Якоби с М. Мендельсоном о спинозизме Лессинга, благодаря Гердеру и Гёте интерес к нему стал всеобщим. Осн. работы (на рус. яз.): «Политический трактат». М., 1910; «Принципы философии Декарта». Л., 1926; «Переписка». М., 1932; «Этика», ч. 1-5. М.-Л., 1933; «Трактат об усовершенствовании разума». М. -Л., 1934; «Избр. произв.», т. 1 – 2. М., 1957.

       СПИНОЗИЗМ – учение Спинозы и его дальнейшее философское развитие. В Германии спинозизм развивали особенно в 18 в. Лессинг, Гердер, Гёте, Якоби, Шлейермахер, причем символ веры спинозизма («Бог-природа») принял менее рационалистический вид, чем «Deus sive natura» («Бог или природа») Спинозы. Подобное же изменение в эмоционально-волюнтаристском направлении претерпел спинозизм у Фихте, Шеллинга, Шопенгауэра, Фехнера, В. Вундта и др, Как идейное течение спинозизм играл весьма значительную роль во времена нем. романтики. Лихтенберг высказал мысль, что если мир будет еще существовать бесчисленное число лет, то универсальной религией его ста-. нет рафинированный, «облагороженный» спинозизм.

       СПИРИТУАЛИЗМ (от лат. spiritus дух) – философское направление, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности: действительность (абсолют) духовна, а телесное – продукт или способ проявления Бога, либо нечто совершенно не существующее, или даже чистое представление. Противоположность – материализм. Термин часто служит также для обозначения идеализма.

       СПИРИТУАЛЬНОСТЬ – духовность. Противоположность – материальность, телесность; спиритуальный – духовный.

       СПОНТАННОСТЬ (от лат. spontaneus произвольный) – самодеятельность, способность активно действовать под непосредственным влиянием собственных побуждений. Спонтанный – возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне; в философии – из самого себя, из собственных побуждений.

       СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ – происходивший в средние века спор по вопросу о бытии универсалий (общих понятий), особенно следующих пяти: рода, вида, подвида, существенного свойства, несущественного признака – акциденции (см. также Общее понятие, Всеобщее). Были противопоставлены друг другу три осн. понимания (со множеством оттенков каждое) этого вопроса: 1) всеобщим понятиям соответствует всеобщая объективная (в метафизическом смысле) сущность (см. Идея), отличная от единичных вещей (крайний реализм, напр. у Иоанна Скота Эриугены); 2) общие понятия существуют только в слове, при помощи которого постигается подобное в вещах (см. Номинализм, напр. у Уильяма Оккама); 3) общие понятия являются объективно значимыми, ибо в них осознается сущность вещей (умеренный реализм, напр. у Фомы Аквинского).

       СПОСОБНОСТЬ СУЖДЕНИЯ – по Канту: 1) «способность подводить под правила, т.е. различать, подходит ли нечто под данное правило или нет» (субсуммирующая способность суждения); 2) способность мыслить особенное как содержащееся в общем – правило, принцип, закон (рефлектирующая способность суждения).

       СПРАВЕДЛИВОСТЬ – у Платона добродетель правильного отношения к др. людям, сумма всех добродетелей вообще. В современной этике ценностей справедливость является предварительным условием осуществления остальных ценностей (см. Этика) и состоит в том, чтобы быть справедливым по отношению к чужой личности как таковой, уважать ее и не вторгаться в сферу ее свободы, чтобы сохранить ее свободу действий и не препятствовать созданию культурных ценностей.

       СРАВНЕНИЕ – см. Аналогия.

       СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – см. Дифференциальная психология.

       СРЕДА (франц. Milieu) – 1) окружающий мир; понятие, введенное в философию и социологию Тэном. Теория среды признавала человека глубоко зависящим от окружающего его мира и поэтому морально совершенно неответственным (см. Свобода). В настоящее время среду рассматривают как противоположный полюс врожденной способности, как пространство и материал для развития, с помощью которых способность прокладывает себе путь прямо или окольно; см. также Масса, Ситуация; 2) окружение, совокупность природных условии, в которых протекает деятельность человеческого общества и организмов, т, е. те из окружающих их условий, которые они способны переживать и от которых зависит их существование и продолжение рода. Якоб Иоганн фон Икскюль установил, что среда у различных организмов различается не в количественном отношении, а в качественном, вплоть до несравнимости. Это же имеет место и в отношении milieu, также называемого средой человека.

       СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ – см. Схоластика.

       СТАГИРИТ – прозвище Аристотеля, который был родом из города Стагиры в Македонии.

       СТАДИЯ (греч. stдdion – мера длины у древних греков) – период, ступень в развитии чего-либо, имеющие свои качественные особенности.

       СТАЛЬ (Stahl) Фридрих Юлиус (род. 16 янв. 1802, Мюнхен – ум. 10 авг. 1861, Бад-Бркженнау) – нем. философ права и политик, профессор в Берлине (с 1840). Как идеолог политической реакции, начавшейся после войны за освобождение, обосновывал в печати и устно авторитет государства и церкви ссылками на могущество Бога, боролся с «неверующими», революцией, естественным правом, выступал за строжайшее сохранение «угодного Богу» исторического порядка и создал для Пруссии 19 в. «христ.-консервативное» учение о государстве. Осн. произв.: «Die Philosophie des Rechts nach geschichtlicher Ansicht», 2 Bde., 1830-1837; «Der christliche Staat», 1847; «Der Protestantismus als politischer Prinzip», 1853.

       СТАНОВЛЕНИЕ – переход от одной определенности бытия к другой. Все существующее является становящимся, а его бытие есть становление. Отношение бытия к становлению представляет собой старую проблему. У Парменида становление растворяется в бытии, у Гераклита – наоборот. Позже, в ходе развития философии, становление опять получило приоритет перед бытием. Согласно учению неотомизма о действии и потенции, становление состоит из уже осуществленного действия и из еще не осуществленной потенции (внутренние причины становления). Если процесс становления вызывается производящей причиной, то направляется он др. причиной – целью. Благодаря энтелехии цель может содержаться в самом становящемся. Последней причиной любого становления является аристотелевский proton kinun, на место которого схоластика ставит Бога. В соответствии с этим Бог становится источником и одновременно целью всякого становления; см. Ничто.

       СТАТИКА (от греч. statikos – приводящий к покою) – в физике учение о равновесии тел.

       СТАТИСТИКА (от лат. status – состояние) – наука, изучающая количественные показатели развития общественного производства и общества, их соотношения и изменения в сфере хозяйственной, государственной и социальной жизни, а также в области биологии, физики и т. п., проявляющиеся в массовых явлениях. Истинность ее результатов тем больше, чем больше число наблюдаемых единичных случаев.

       СТАТИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ – законы средних величин, действующие в области массовых явлений, в частности, по Гейзенбергу, в атомной физике действуют только статистические законы, а не каузальные; см. Закон.

       СТАТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО – чувство изменения положения тела в пространстве, локализовано в трех полукружных каналах слухового лабиринта (улитки).

       СТАТЬ – см. Habitus, Конституция.

       СТАЦИОНАРНЫЙ (лат. stationarius неподвижный) – остающийся на месте, постоянный.

       СТИЛЬ – основанный на определенных закономерностях способ, образ жизни и действий, особенно если речь идет о способе, играющем в этом отношении значительную роль, способе создающем, обладающем творческой ценностью. В этом смысле говорят о творческих стилях (романский, готический стиль, стиль эпохи Возрождения, стиль барокко и т. д.), о стиле культуры (у Ницше культура – единство творческих стилей во всех проявлениях народной жизни), о стиле жизни какой-либо отдельной яркой личности (гётевский стиль жизни) и т. д.

       СТИМУЛ (от лат. Stimulans – побудительная причина) – побуждение к действию, возбуждение; стимулировать – возбуждать, волновать, побуждать.

       СТИРЛИНГ (Stirling) Джеймс Хатчинсон (род. 22 июля 1820, Глазго – ум. 19 марта 1909, Тринити, Эдинбург) – шотл. философ. В своей философско-поэтической работе «The Secret of Hegel» (1865) он выступил как родоначальник англ, гегельянства. Перевел и прокомментировал «Критику чистого разума» Канта («Textbook of Kant», 1881),

       СТОИЦИЗМ – духовная позиция, основанная на идеях стоиков.

       СТОЯ – широко распространенное в древнегреч. философии течение. Основано приблизительно за 300 лет до Р. X. Зеноном из Китона. Зенон собирал своих учеников в одном из портиков в Афинах – Stoa poikile (отсюда происходит название этой школы). Знаменитыми стоиками были Клеан (ему принадлежит изречение: «В нем [Боге-космосе] мы живем, движемся и существуем», которое приводит апостол Павел [см. Деян., 17, 28]) и Хрисипп; Панэций Родосский, Посидоний, являющиеся представителями средней Стой, а также позднейшие стоики – Сенека, Мусоний, Эпиктет и император Марк Аврелий. Во времена империи учение Стой превратилось в своего рода религию для народа. Для стоиков, которые эклектически соединили в, своей философии самые различные учения, Бог и природа суть одно и то же, а человек – часть этой богоприроды. Все действительное и действующее телесно. Сила не есть нечто нематериальное или абстрактное, а есть сама тончайшая материя. Сила, управляющая миром в целом, – божество. Она пронизывает мир, как распространяющееся во все стороны дуновение (световой эфир), она – душа мира, его разум. Вся материя есть лишь модификации, находящиеся в вечном изменении этой божественной силы и снова и снова растворяющиеся в ней. Все происходит согласно внутренней и абсолютной необходимости, и абсолютно необходимое есть одновременно и абсолютно целесообразное. Но, с др. стороны, стоики считали, что существует свобода воли. Поэтому они требовали (ради свободы) жить в согласии с природой. Но поскольку человеческий разум, пока он заслуживает этого названия, есть часть мирового разума, то жить сообразно природе – значит жить одновременно и сообразно разуму. Всякое нравственное действие является, согласно стоикам, не чем иным, как самосохранением и самоутверждением; но споспешествовать самому себе – значит, если это осуществляется правильно, споспешествовать общему благу. Все грехи и безнравственные поступки суть не что иное, как саморазрушение, утрата собственной человеческой природы, болезнь души. Правильные (сообразные с разумом и природой) желания и воздержания, поступки и дела – гарантия человеческого счастья. Но правильно желать и воздерживаться – значит всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не быть покорным судьбе, не склоняться ни перед какой силой. Наиболее известные работы стоиков в рус. пер.: Марк Аврелий Антонин. К самому себе. Размышления, СПБ, 1885, а также: его же. Наедине с собой. Размышления, 1914.

       СТРАДАНИЕ – физическая или нравственная боль, мучение: состояния горя, страха, тревоги, тоски. В рамках христ. религиозной традиции, рассматривавшей события индивидуальной жизни как результат взаимоотношений между человеком и Богом, страдание выступало божественной карой за грехи (искупление). Одновременно страдание – это средство избавления от греха, нравственного совершенствования и спасения, т.е. благо; по Евангелию, искупительная жертва Христа придает страданию значение залога спасения, а сострадание выступает в качестве универсального отношения к миру, из которого проистекает заповедь любви к ближнему. У Шопенгауэра основанием морали служит сострадание, при котором сильная нравственность преодолевает мощные эгоистические побуждения. Он видит в сострадании непосредственное проникновение в чужое Я, слияние с ним, ведущее к познанию тождественности всего сущего. По Шпенглеру, страдание – критерий и содержание подлинной духовности, по Ницше – средство к величию души. В экзистенциализме структура экзистенции (существования) открывается через страдание («страх» у Хайдеггера, «пограничные Ситуации» у Ясперса).

       СТРАСТНОЕ ЖЕЛАНИЕ – стремление, которое можно поставить между непроизвольным стремлением и сознательным волнением; см. также Либидо.

       СТРАСТЬ – сильно выраженное чувство, крайнее увлечение, превратившееся в прочную симпатию, подчиняющее все мысли, чувства и желания человека, поставившее их себе на службу и, следовательно, делающее – как и аффект, только в более сильной степени и более продолжительно – человека несвободным. Оценка страсти должна сообразовываться с тем, направлена ли она на более низкую или более высокую ценность. Гегель называет страсть субъективной стороной энергии, воления и деятельности; он утверждает, что ничто великое не свершилось без страсти и не 'может свершиться без нее.

       СТРАТОН (ум. 270 до Р. X.) – древнегреч. философ и естествоиспытатель из Лампсака, с 287 – руководитель школы перипатетиков, преобразовал мировоззрение Аристотеля в натуралистический пантеизм. Божественное, по Стратону, есть сама природа, действующая бессознательно и без цели. Психические процессы связаны с деятельностью тела, вне которого нет никакого духа.

       СТРАХ – в философии Хайдеггера состояние, в котором человеческое существование благодаря собственному бытию оказывается перед самим бытием. Причина страха – само бытие в мире. Страх обособляет человеческое существование и раскрывает его, т. о., как возможное бытие, как свободное бытие, свободное в понимании самого себя и выборе самого себя. По Сартру, страх – это боязнь самого себя вследствие свободы недетерминированного характера, которую нельзя предвидеть. См. также Техника.

       СТРЕМЛЕНИЕ К ЗНАЧИМОСТИ – согласно психологии, часто вырождающееся в болезнь стремление быть признанным другими как личность или утвердить свое Я по отношению к другим.

       СТРЕСС – в психологии и биологии любое напряжение или препятствие функционированию организма. Человек реагирует на физический или психологический стресс сочетанием физических и психологических защитных механизмов. Если стресс слишком силен или защитные силы недостаточны, результатом может оказаться психосоматическое или иное психическое отклонение. Стресс неразрывно связан с процессом жизнедеятельности и представляет собой сложный феномен современного технологического общества. Нет сомнения в том, что способность или неспособность индивида контролировать потенциально стрессовые ситуации может иметь решающее значение для его функционирования. Способность «справляться» со стрессом явилась предметом многих психосоматических исследований. Была выявлена статистическая зависимость между сердечно-сосудистыми заболеваниями и склонностью индивида к стрессу (тип поведения, обозначаемый как «тип А»). Этот тип связан со стилем жизни, характеризуемым нетерпением, спешкой, жесткой конкуренцией и озабоченностью профессиональным и иным успехом. Существуют разообразные эффективные стратегии по отношению к психологическому и физиологическому стрессу. Умеренный стресс может быть преодолен физическими упражнениями или медитацией (напр., йогой или иными восточными методами медитации). При сильном стрессе часто необходима психотерапия для раскрытия и устранения его причин. Одна из форм поведенческой терапии, известная как биофидбек, позволяет пациенту осознать внутренние процессы и научиться контролировать реакции на стресс. Иногда изменение окружения или жизненной ситуации может оказать терапевтический эффект.

       СТРУКТУРА (от лат. structure строение, порядок, связь) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность. Уже у Канта структура – «положение и связь частей какого-либо организма, образованного с определенной целью». В новой психологии – одно из гештальткачеств. Многие психологи связывают понятие структуры только со срезом переживания, осуществляемого в данный момент, т.е. с получившей определенную структуру связью психического содержания в определенный момент (описательный структурный анализ; см. Сознание); другие связывают его с последовательностью отрезков во времени, т.е. хотят обосновать структурную связь переживаемого опыта с предшествовавшим опытом, а также с приобретенной или врожденной предрасположенностью (генетический структурный анализ, особенно представленный у Крюгера). Оба понятия о структуре используются для исследования индивида, общих типов, групп и коллективов (напр., структурная психология детей, животных, народов, масс, искусства и религии, культуры и хозяйства, социальная психология, психопатология и т. д.). Согласно Дильтею, психические структуры переживаются. Но под структурой надо понимать также и непереживаемое.предрасположение (конституция, тип, характер и т. д.). В психологии как науке о духе структура является взаимосвязью переживаемых и действующих предрасположений; различается структура по ценностной направленности и связывается с центром, с Я (см. Структурная психология).

       СТРУКТУРАЛИЗМ – научное направление в гуманитарном знании, возникшее во Франции в первой пол. 20 в. Основу структурного метода образует выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях. В такой интерпретации понятие структуры характеризует не просто устойчивый «скелет» какого-либо объекта, а совокупность правил, по которым из одного объекта можно получить второй, третий и т. д. путем перестановки его элементов и некоторых др. симметричных преобразований. Выявление структурных закономерностей некоторого множества объектов достигается здесь, т. о., путем выведения различий между этими объектами в качестве превращающихся друг в друга конкретных вариантов единого абстрактного инварианта. Структурный метод первоначально был разработан в лингвистике, а затем быстро был взят на вооружение в «науках о человеке»: антропологии, этнологии, психологии, социологии и др. Осн. представители структурализма – антрополог Клод Леви-Строс, психоаналитик Жак Лакан, философ Мишель Поль Фуко, а также философ марксистского толка Луи Альтюсер.

       СТРУКТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – «как учение о структуре (см. Структура) в плане наук о духе» была создана Дильтеем и развита дальше Шпрангером. В отличие от прежней физиологической психологии (см. Психология элементов) она, как и вообще вся целостная психология, принципы которой ею заимствуются, не является элементной психологией. Структурная психология находится на более высоком теоретическом уровне и рассматривает внутренние процессы как некую обладающую определенным смыслом целостность, принадлежащую ко всей психической ситуации и из нее получающую свое значение; она «невозможна без наук о культуре (наук о духе), а последние в свою очередь не могут развиваться, не принимая во внимание субъективные способы переживания и внутреннюю структуру психики индивида. Ориентирование как здесь, так и там становится возможным только в том случае, если удается установить типы, законы образования которых известны» (Spranger. Lebensformen, 1950).

       СТУПЕНЬ – важное понятие всякой эволюционной теории, обозначающее отрезок в процессе развития, который характеризуется каким-то изменением, «шагом вперед», более высоким (по сравнению с прежним) состоянием. Такие ступени имеются как в индивидуальном, так и в общем развитии (онтогенез, филогенез, биогенез), в истории народов и их культур, языка, нравов, искусства и т. д.

       СТЫД – в философии Ясперса основанная на чувствах уверенность в том, что нельзя философствование, раскрывающее экзистенцию, выдавать за само существование, нельзя удовлетвориться результатами такого философствования. Сартр говорит: «В чувстве стыда я признаю, что я есть я, каким другие видят меня».

       СТЭНЛИ (Stanley) Томас (род. 1625, Гумбелау, Херфордшир – ум. 12 апр. 1678, Лондон) – англ, философ, профессор в Оксфорде (с 1648). Первым среди англичан написал историю философии: «The history of philosophy, containing the lives, opinions, actions and discourses of the philosophers of every sect», 3 vol., 1655- 1661.

       СТЮАРТ (Stewart) Дугалд (род. 22 нояб. 1753, Эдинбург – ум. 11 июня 1828, там же) – шотл. философ. Принадлежал к шотландской школе, в значительной мере способствовал развитию философии common sense (здравого смысла); учил, что первоначально данная в ощущениях самость человека только благодаря рассудку превращается в разумное самосознание, что реальность внешнему миру сообщается не переживанием реальности через чувственное восприятие, а благодаря повторяющемуся восприятию постоянства предметов. Нравственность Стюарт рассматривал как автономную и не зависящую от закона и религии. Его произв. объединены в «Collected works», 11 vol., 1854-1858.

       СУАРЕС (Suarez) Франциск (род. 5 янв. 1548, Гранада – ум. 25 сент. 1617, Лиссабон) – исп. теолог, иезуит, один из виднейших представителей неосхоластики времен Контрреформации, первый средневековый мыслитель, самостоятельно переработавший метафизику Аристотеля. Выступал в защиту Фомы Аквинского и Дунса Скота, но, преклоняясь перед авторитетом Августина Блаженного, в деталях, частностях отступал от их учения. Главное его произв. «Disputationes metaphysical» (1597) оказало влияние не только на католиков, но и на протестантов (в т. ч. на Шейблера), что отмечал еще Шопенгауэр. Суарес отрицал реальное различие между essentia и existentia и считал, что сначала познается единичное и только затем общее. В вопросах государственного и народного права тесно примыкал к Фоме Аквинскому.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: