Мужа зову я великим, кто сам свой творец и ваятель, 1 страница

Доблестной силой своей парку сумел одолеть.

Но не достичь ему счастья и то, что хариты ревниво

Берегут от него, силой у иих не отнять.

От недостойного ты храним суровою волей,

Высшее благо богов вольно слетает к тебе.

Еще в древнегреч. этике делали различие между эвтихией – благоприятствием обстоятельств и благосклонностью судьбы – и эвдемонией – способностью чувствовать эту благосклонность, чувством счастья. Эвтихия – ценность, основанная на отношении вещей, а эвдемония – ценность блага, относящаяся к внутреннему состоянию. Обе ценности этического значения не имеют. Чувство счастья зависит не от достижения определенных благ, а от внутренней способности человека быть счастливым. Но способность быть счастливым относится к ценности личности, ибо способный быть счастливым благодаря своему примеру повышает ценность жизни и готовность признавать и осуществлять этические ценности как таковые.

       СЧИАККА (Sciacca) Микеле Федерико (род. 12 июля 1908, Джарре, Катания) -

Итал. философ, профессор теоретической философии в Генуе. Осн. произв.: «Il Secolo XX», 1947; «Filosofia е metafisica», 1950; «La Filosofia oggi», 1953; «L'Ora di Christo», 1954; «Alto ed Essere», 1956.

       СЮНЬ-ЦЗЫ (род. ок. 313 – ум. ок. 238 до Р. X.) – один из наиболее влиятельных кит. мыслителей, предпринявший удачную попытку систематизировать учение Конфуция. В противоположность Мэн-цзы учил, что человек зол от природы. Добрым же он может быть только благодаря воздействию извне, влиянию таких средств, как воспитание, практическая деятельность.

       СЮРРЕАЛИЗМ (франц. surrealisme, букв. – сверхреализм) – сложившееся приблизительно в 1910 (особенно во Франции) направление в духовной жизни, испытавшее влияние нем. романтики, Бергсона и в первую очередь Зигмунда Фрейда. Сюрреализм требует от интеллекта неконтролируемого творчества, для того чтобы иметь возможность постичь и изобразить реальность, находящуюся за кажущейся действительностью. Исходная предпосылка сюрреализма: бессознательное, Оно, которое должно быть связано с трансцендентно переживаемой действительностью (искомой реальностью) ввиду сходства способа бытия обоих. Поэтому, для того чтобы подойти к реальной действительности, необходимо руководство духовно-художественным творчеством предоставить бессознательному и подсознательному. На практике (в живописи, поэзии, кино) союрреализм считает источником искусства сферу подсознания (мечтания, галлюцинации, сновидения, ассоциации, вызывающие возбуждение). Он дает интересный материал для философской антропологии и глубинной психологии.

       ТАВТОЛОГИЯ (от греч. tauto legein говорить то же самое) – излишнее, ненужное, но иногда и необходимое повторение какого-нибудь выражения. Примером ненужных тавтологий могут служить выражения: «маленький паренек», «достаточное основание». Ненужными тавтологиями являются и определения «то же через то же» (см. Диаллель). Необходимой тавтологией является любое объяснение слова (номинальное определение), напр.: «Вращение есть движение вокруг оси». Современная логика считает тавтологиями как логические аксиомы, так и аналитические суждения.

       ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ, эзотерическое учение – учение, доступное только посвященным, которые не имеют права распространять его дальше. Тайными учениями считаются, напр., евр. каббала, древнегреч. мистерии, гностические учения. В настоящее время тайными являются учения масонов, теософов и антропософов.

       ТАКТИЛЬНЫЙ (от лат. tangere – касаться) – относящийся к органам осязания.

       ТАЛАНТ (от греч. tдlanton, букв. – весы, вес, взвешенное) – выдающиеся способности, необычная одаренность в какой-либо области, присущая индивиду от рождения или под влиянием упражнений развивающаяся до высокой степени, обеспечивающая человеку возможность наиболее успешно выполнять ту или иную деятельность. Часто противопоставляющийся гению с его свободной творческой силой, талант как дарование менее глубокое, но зато часто более полезное оказывает в тот или иной момент иногда более сильное влияние на своих современников, чем гений.

       ТАЛМУД (древнеевр., букв. – изучение) – собрание религиозно-этических и правовых положений иудаизма, сложившихся в 4 в. до Р. X.-5 в. после Р. X. (см. Еврейская философия). Талмудист- истолкователь или последователь Талмуда.

       ТАНАТОЛОГИЯ (от греч. thдnatos смерть) – учение о смерти, ее причинах, механизмах и признаках. Важным вопросом танатологии является определение понятия смерти и в особенности изучение реакции умирающего человека, поскольку предполагается, что благодаря этому удастся разрешить проблему, как реагировать на приближение смерти. Учение получило развитие после публикаций нескольких посвященных ему книг (напр., «Значение смерти» под ред. Г. Фейфеля, «Психология смерти» Р. Кастенбаума и Р. Айзенберг). В целом психологи согласны с тем, что существуют две всеобъемлющие концепции смерти, помогающие понять одновременный процесс жизни и умирания. Концепция «твоя смерть – это не моя смерть» подчеркивает иррациональную веру в то, что хотя «твоя смерть» – непреложная реальность, в «моем случае» может иметь место исключение. Концепция «частичные смерти против полного исчезновения» основана на мнении, согласно которому, испытывая скорбь по умершим друзьям и близким, человек максимально приближается к пониманию «частичной смерти»; этот опыт формирует отношение человека к тяжким личным утратам и как к кульминации – самой окончательной потере, потере своей жизни.

В 1969 швейц. психиатр Элизабет Кюблер-Росс описала пять стадий отношения к смертельной болезни: отрицание, гнев, попытку торговаться, депрессию, принятие. Хотя большинство специалистов в области танатологии принимают это деление, однако отмечают, что стадии не наступают с предсказуемой регулярностью и в определенном порядке. Более того, они являются обычной реакцией на любую потерю, не только на смерть. Умирающий человек редко следует четкой, ясно идентифицируемой схеме реакций. У одних людей стадия принятия наступает сначала, сменяясь затем отрицанием; другие многократно переходят от стадии отрицания к стадии принятия.

К области танатологии также относятся и проблемы отношения к смерти, поведения, связанного со скорбью и трауром, моральные и этические проблемы эвтаназии, пересадки органов, поддержания жизни, проблемы облегчения предсмертных страданий больного.

       ТАНТРИЗМ – возникшая в 1 в. после Р. X. в брахманизме и буддизме тайная наука о ритуале, которая излагалась в текстах-тантрах (санскр. – ткань, т.е. текст) и др. книгах, объявленных его сторонниками истинными. Тантризм воспринял методы йоги и разработал систему экзотерической практики. В основе учения тантристов лежит идея человека-микрокосмоса. С тантризмом тесно связан шактизм, который отводит особую роль в мировых и священных событиях некоему половому энергетичеескому началу, представляемому в виде богини Шакти.

       ТАРД (Tarde) Габриель (род. 12 марта 1843, Сарла – ум. 13 мая 1904, Париж) франц. криминалист и социолог, профессор Коллеж де Франс с 1900. Считал, что осн. функцией социальной жизни является инициатива (нововведение) и подражание (мода и традиция). Психологизируя общественные отношения, считал осн. социальными процессами конфликты, приспособление и подражание, с помощью которых индивид осваивает нормы, ценности и нововведения. Осн. произв.: «Les lois de limitation», 1890 (рус. пер. «Законы подражания», 1892); «La logique sociale», 1894 (рус. пер. «Социальная логика», 1901); «Les lois sociales», 1898.

       ТАРСКИЙ (Tarski) Альфред (род. 14 янв. 1902, Варшава) – польск.-амер. логик и математик. С 1939 живет в США. Основоположник формальной семантики, изучающей значения понятий и суждений в логике, дал определение классического понятия истины для большой группы формализованных языков. Разрабатывал теории моделей, определимости понятий, проблемы построения дедуктивных теорий, металогику, семиотику, внес большой вклад в развитие математической логики и оснований математики. Осн. труды: «Logic, semantic, metamathematics», 1956; на рус. яз. – «Введение в логику и методологию дедуктивных наук», М., 1948; «Истина и доказательство». – «Вопросы философии», 1972, Me 8.

       ТАУЛЕР (Tauler) Иоганн (род. ок. 1300, Страсбург – ум. 16 июня 1361, там же) – нем. мистик; доминиканец, испытавший сильное влияние Мейстера Экхарта; некоторое время был близок к базельскому мистическому движению «друзей Бога»; блестящий проповедник, оказавший влияние на Лютера и Шопенгауэра, но особенно на автора «Немецкой теологии» и на Иоганна Себастьяна Баха. Точно так же, как и Экхарт; Таулер отличал сотворенное Богом от действующего по милости Божьей, а также теологию – от практической религии, религиозности и заботы о спасении души. Проповедовал воспитание человека в духе близкого к Богу образа жизни. Его «Проповеди» («Predigten») изданы в 1923.

       ТАУРЕЛЛ (Taurell) (лат. имя Окслейна – «бычок») Николай (род. 1547, Манбельяр – ум. 1606, Альтдорф) – нем. гуманист. Выступал против всякой опеки над философией со стороны церкви и религии. Как аристотелик создал протестант, философию, в которой отвергались панпсихизм и пантеизм итал. позднего гуманизма и оспаривалось введенное Лютером понятие «наследный грех». Осн. произв.: «Philosophiae Triumphus», 1573; «Synopsis Aristotelis metaphysices ad normam Christianae religionis explicatae», 1596; «De rerum aeternitate», 1604.

       ТВАРДОВСКИЙ Казимеж – см. Польская философия.

       ТВОРЕНИЕ – возникновение мира и любой отдельной вещи из ничего благодаря всемогущему божественному творению. Согласно христ. учению о creatio continua (лат. – продолжающееся творение), акт

Божественного творения является непрерывным, он не только создает мир, но и содержит его в бытии. В переносном смысле творением, творчеством называют всякое внесение нового, в частности создание образов в результате формирующей деятельности духа, творческой фантазии. Все творения – создание природы (Гёте).

       ТЕЗА, тезис (от греч. thesis – основополагающее положение) – утверждение, положение; в логике – утверждение, требующее доказательства. Антитеза, антитезис – противоположение, утверждение противного (см. Диалектика).

       ТЕИЗМ (от греч. theцs – Бог) – вера в единого, индивидуального, самосознающего и самодействующего Бога, существующего вне и над миром, Бога, который рассматривается как творец, хранитель и властитель мира. Противоположности – деизм, генотеизм (см. Бог), пантеизм, панентеизм, атеизм.

       ТЕЙЛОР (Taylor) Альфред Эдуард (род. 22 дек. 1869, Аундл – ум. 31 дек. 1945, Эдинбург) – англ, философ; профессор с 1924. Сначала защищал метафизику гегельянского толка, позднее склонялся к неосхоластике. Главные произв.: «Elements of metaphysics», 1903; «The faith of a moralist», 2 vol., 1930; «Philosophical studies», 1934; «The Christian hope of immortality», 1938; «Does God exist?», 1945.

       ТЕЙЛОР (Tylor) Эдуард Бернетт (род. 2 okt. 1832, Лондон – ум. 2 янв. 1917, Уэллингтон, Соммерсетшир) – англ, этнограф, исследователь первобытной культуры; вместе со Спенсером был основоположником эволюционной школы в истории культуры и в этнографии. Рассматривал историю культуры как процесс поступательного развития, совершенствования не только орудий труда, но и видов искусства, верований, культов. Тейлор – создатель анимистической (см. Анимизм) теории происхождения религии, по которой источник религии заложен в психической деятельности индивидов. Ввел в историю религии понятие развития, генетическую связь между первобытными и развитыми религиями. Осн. труды: «Первобытная культура». М., 1939; «Введение к изучению человека и цивилизации. Антропология». Пг.-М., 1924.

       ТЕЙЛОРИЗМ – разработанная амер. инженером Ф. У. Тейлором (1856-1915) система научно обоснованного управления производством. Задача ее – найти путем исследования организации условий труда и трудовых процессов связь между минимумом рабочего времени и усилий рабочего и максимальной производительностью труда. Эта система является ошибочной, т. к. рассматривает процесс труда с механистических позиций.

       ТЕЙХМЮЛЛЕР (Teichmьller) Густав (род. 19 нояб. 1832, Брауншвейг – ум. 23 мая 1888, Дерпт) – нем. философ, профессор. Представитель христ. теизма, развитие которого он продолжал, совмещая с философскими учениями Лейбница и Лотце. Выступал против позитивизма и эмпиризма. Осн. произв.: «eber die Unsterblichkeit der Seele», 1874 (рус. пер. «Бессмертие души», 1895); «Religionsphilosophie», 1886; «Neue Grundlegung der Psychologie und Logik», 1889.

       ТЕЛЕЗИО (Telesio) Бернардино (род. 1508, Козенц, близ Неаполя – ум. 2 окт. 1588, там же) – итал. философ. Основал в Неаполе Academia Telesiana, или Consentina (Академию для опытного изучения природы). Один из главных представителей естественнонаучного эмпиризма эпохи Возрождения, правда еще не преодолевший некоторой склонности к спекулятивным рассуждениям. Движущей силой всего бытия считал самосохранение, целью – самосовершенствование. Написал «De natura rerum juxta propria principia» («О природе вещей согласно ее собственным законам»), 1565.

       ТЕЛЕКИНЕЗ – см. Психокинез.

       ТЕЛЕОЛОГИЯ (от греч. tabs – конец, цель, завершение и logos – учение) – учение о цели или целесообразности; учение о том, что не только действия человека, но и исторические события и природные явления направлены как в общем плане, так и в частностях к определенной цели (телеологической); рассмотрение вещей только с точки зрения целесообразности. Телеология является антропоцентрической, если она исходит из того, что все существует для человека; метафизической – если она исходит из конечной цели, господствующей над всем мировым процессом; трансцендентной – если она исходит из признания потустороннего целеполагающего существа, находящегося вне мира; имманентно и – если она полагает, что цель заключена в самих вещах (см. Энтелехия). По Канту, телеология является только регулятивным, эвристическим принципом, т.е. имеет значение только для способа познания внешнего мира, но не говорит ничего о самом этом мире. Согласно христ. телеологической точке зрения, Бог – единственная и высшая конечная цель явлений. Примерно так же рассматривает телеологию и нем. идеализм.

       ТЕЛЕПАТИЯ (от греч. tele – вдаль, далеко и pathos – чувство) – передача мыслей и чувств на расстоянии без посредства органов чувств, т.е. без помощи языка, непроизвольного шепота или каких-либо чувственно воспринимаемых явлений, выражающих внутреннюю жизнь человека. Наука все больше и больше допускает возможность такого процесса.

       ТЕЛО – 1) название материальной протяженной вещи как чего-то объективно физического; 2) неточное название материального носителя жизни организма, в частности организма человека; 3) название трехмерной фигуры в стереометрии.

       ТЕЛО АСТРАЛЬНОЕ (от лат. astrum – звезда) – тело, которое в обычных условиях остается невидимым и недоступным и в качестве движущей духовной силы господствует в земном теле (по Парацельсу). В теософии и антропософии то же самое, что Aura.

       ТЕЛО ЖИВОЕ – одушевленное тело человека и животного. Человеческое тело в широком толковании этого слова есть основа душевной жизни: тело и душа (см. Animus) образуют витальное единство в

Противоположность единству духовному (см. Дух); через мозг, нервы, состав крови, внутреннюю секрецию, наследование, состояние здоровья и т. д. тело оказывает влияние на душевное начало, которое в свою очередь воздействует на тело силой воображения, чувствами, аффектами, настроениями и т. п. (см. Психоанализ, Индивидуальная психология). Поскольку духовное основывается на душевном, постольку дух не является независимым от живого тела (см. Учение о слоях). Душевные переживания также связаны с телом; это выражается в том, что они подчас могут полно развиться только тогда, когда находят выражение в теле (см. Учение о выражении). Для человека его собственное тело как синтез телесного и духовного (причинно-механического и конечно-телеологического) есть центральный объект переживаний, наглядное воплощение его Я, по аналогии с которым он образует свой образ человека и мира; см. Вопрос об отношении души и тела.

       ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. temperamentum надлежащее соотношение частей, соразмерность) – совокупность индивидуальных особенностей личности, определяемых способом, силой, ритмом, скоростью и характером протекания психических процессов и состояний. Со времен Гиппократа и Галена в зависимости от силы и скорости протекания волевого процесса и процесса чувствования, определяющихся соответствующим. темпераментом, выделяют 4 типа темперамента: холерический, меланхолический, сангвинический, флегматический. Каждый тип темперамента рассматривается при этом как душевное выражение одного из 4 осн. «соков» тела: крови (haima, лат. sanguis), слизи (pflegma), черной желчи (melancholia) и желтой или белой крови (chole). В зависимости от большей или меньшей мотивирующей силы чувства сангвиник является человеком настроения, подвижным, быстро возбудимым, сравнительно легко переживающим неудачи и неприятности, непостоянным; меланхолик – впечатлительным, легкоранимым, склонным глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующим на окружающее, ипохондриком или идеалистом в делах; холерик – человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения; флегматиком называют медлительного, невозмутимого человека с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Классическое выведение темперамента из отдельных «соков» или смеси их в различных пропорциях с научной точки зрения является несостоятельным; при рассмотрении темпераментов речь идет о структуре свойств всей личности.

       ТЕНДЕНЦИЯ (от лат. tendere – направляться, стремиться к чему-нибудь) – направление, в котором совершается развитие какого-либо явления, намерение (см. также Интенция), стремление, цель; тенденциозный – содержащий тенденцию с предвзятой, навязываемой идеей.

       ТЕННИС (Tцnnies) Фердинанд (род. 26 июля 1855, ферма Рип, приход Ольденсворт, Шлезвиг – ум. 9 апр. 1936, Киль) – нем. социолог; профессор в Киле с 1891 по 1923. В произв. «Gemeinschaft und Gesellschaft» (1887) проводит четкий раздел между такими осн. социологическими понятиями, как общность и общество. Первая является продолжительной и подлинной формой совместной жизни в семье и народе. В процессе развития она частично вытесняется обществом, которое представляет собой механическую целесообразную конструкцию и находит свое выражение в больших городах и в государстве: здесь господствуют эгоизм, разграничения, контрасты, страсть к наживе, эксплуатация и т. п.; общество вырождается по мере исчезновения различных форм жизни в общностях. Др. произв.: «Thomas Hobbes», 1925; «Kritik der цffentlichen Meinung», 1922; «Soziologische Studien und Kritiken», 1925-1929; «Geist der Neuzeit», 1935.

       ТЕОГОНИЯ (от греч. the6s – Бог и goneia – рождение) – рождение богов; миф о происхождении богов (напр., «Теогония» Гесиода); у Л. Фейербаха («Theogonie», 1857) – психологическое исследование возникновения идеи Бога.

       ТЕОДИЦЕЯ (от греч. theos – Бог и dike – справедливость) – оправдание Бога в отношении допускаемого им зла на земле, оправдание, которое пытались осуществить теологи или теологизирующие философы (стоики – в древности, Лейбниц – в Новое время). При этом они или не признают зла, или рассматривают его как испытание, ниспосланное Богом в мир. Первым критически подошел к теодицее Эпикур: или Бог желает избавить мир от несчастий, но не может, или может, но не желает, или не может и не желает, или и может и желает. Первые три случая не отвечают представлению о Боге, а последний не согласуется с фактом наличия зла. Классическая литература по этому вопросу: Leibniz. Essais de theodicee, 1710 (рус. пер. «Теодицея», 1887-1892).

       ТЕОКРАТИЯ (от греч. the6s – Бог и krдtos – власть, боговластие) – форма управления государством, при котором светская власть находится в руках двуховенства, церкви, напр. в древнем Египте, Иудее, во времена католич. средневековья. Теократический – основанный на теократии, относящийся к теократии.

       ТЕОЛОГИЯ (от греч. theos – Бог и logos – учение) – богословие, учение о Боге. В узком смысле, в отличие от религиозной философии, – система догм христ. вероучения. Различают: историческую (история церкви, догм, теологии, «библиоведение»); систематическую (догматика, апологетика, нравственная теология) и практическую (гомилетика, катехетика, литургика) теологию. По существу, теология находится в оппозиции метафизике, поскольку она также высказывается и о последних вещах, и о сущности мира и человека. Но в средние века, когда метафизика находилась под влиянием теологии и даже рассматривалась как ее «служанка», отношение переменилось: метафизика стала размышлять о последних вещах по сравнению с теологией более тонким и стоящим ближе к истине способом, ибо она свободна от персонализма, с необходимостью извращающего истину, ибо она более абстрактна и свободна от образов и аллегорий, искажающих истину, ибо она более чиста и стремится только к истине, а не к препятствующему поискам истины господству над душой (пусть даже во имя спасения души).

       ТЕОРЕМА (от греч. theoreo – рассматриваю) – научное положение.

       ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ (от греч. theorein смотреть) – относящийся к познанию, совершаемому с помощью понятийного мышления. Противоположность – практический (см. Практика).

       ТЕОРИЯ (от греч. theoria – рассмотрение, исследование) – система осн. идей в той или иной отрасли знаний. Для Геродота theorein (смотреть) и historein (расспрашивать) являются основой науки. У ионийских натурфилософов слово «теория» приобретает смысл духовного созерцания абстрактных вещей; у Аристотеля bios theoretikos – определяемая «мысленным рассмотрением вещей» жизнь. В настоящее время теорией в противоположность голой эмпирии называется любое научное единство знания, в котором факты и гипотезы связаны в некоторую целостность, т.е. такое научное знание, в котором факты подводятся под общие законы, а связи между ними выводятся из последних (Фриз). Ко Всякому теоретическому познанию, в силу того что теории неизбежно присущ гипотетический элемент, примешивается момент неуверенности; она приобретает вероятностный характер, причем обнаружение каждого согласующегося с этой теорией факта увеличивает степень ее достоверности, а обнаружение факта, противоречащего ей, делает ее менее достоверной, вероятной. С позиции веры в упорядоченность всех мировых событий (см. Порядок) считается, что, чем проще теория, тем ближе она к истине. Теория может быть как исходным пунктом научных исследований, так и их результатом (см. Гипотеза).

       ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ – см. Учение о познании.

       ТЕОСОФИЯ (от греч. theos – Бог и Sophia – мудрость) – божественная мудрость; якобы высшее знание о Боге и тайне божественного творения, достигаемое непосредственным созерцанием. Теософией в таком широком понимании является мистика Бёме, Сведенборга и др. В более узком смысле употреблялась в кон. 19 в., когда стали создаваться теософские секты (см. Блаватская), распространившиеся преимущественно в Азии, в кругах интеллигенции, и проповедовавшие взгляды, которые являлись смесью элементов буддизма и брахманизма, а также идей современного христианства. cм. также Индийская философия, Антропософия.

       ТЕОФРАСТ (род. ок. 370, Эрес на Лесбосе – ум. 288/285 до Р. X., Афины) древнегреч. философ. Разносторонний ученый; является наряду с Аристотелем основателем ботаники и географии растений. Благодаря исторической части своего учения о природе выступает как родоначальник истории философии (особенно психологии и теории познания). Автор свыше 200 трудов по естествознанию (физике, минералогии, физиологии и др.). Наибольшей известностью пользуется его соч. «Этические характеры» (рус. пер. «О свойствах нравов человеческих», 1772, или «Характеристики», СПб., 1888).

       ТЕПЛО – см. Молекула.

       ТЕРМИН (от лат. terminus – граница, предел) – понятие; слово, выражающее понятие; в логике – составной элемент суждения (субъект и предикат) или силлогизма. См. также Терминология.

       ТЕРМИНОЛОГИЯ (от лат. terminus граница, предел и греч. logos – учение) – специальный язык, совокупность специальных и искусственных знаков (termini technici), употребляемых в науке или в искусстве. Хуже всего обстоит дело с терминологией в философии, ибо традиционные понятия благодаря новым аспектам исторически более поздней интерпретации становятся столь многозначными, что каждый исследователь, чтобы быть правильно понятым, должен сначала давать пояснение к своей терминологии, т.е. разъяснять смысл применяемых им терминов. В результате этого терминология как целое становится все менее ясной и может быть понята только при условии учета соответствующих аспектов.

       ТЕРТУЛЛИАН (Tertullianus) Квинт Септимий' Флоренс (род. ок. 160, Карфаген – ум. ок. 222, там же) – христ. богослов, писатель, юрист. Мышление его отмечено тягой к парадоксам, он непоследователен и неровен в своих мыслях и языке. Презирал всякое «язычество», резко выступал против всей древнегреч. философии. Подчеркивая пропасть между библейским откровением и древнегреч. философией, Тертуллиан утверждал веру именно в силу несоразмерности с разумом. В своем соч. «О душе» выступал против платоников и гностиков, против их понимания телесности и существования начала во времени. Все действительное – телесно, Бог – тоже; по тактическим соображениям защищал свободу религий: выбор религии – право индивида; но если он не религиозен, то его следует принуждать к принятию какой-нибудь религии. Выражение credo quia absurdum было введено Тертуллианом. В конце жизни сблизился с монтанистами и порвал с церковью, которую упрекал в непоследовательном проведении принципов аскетизма и мученичества.

       ТЕСТ – см. Психологическое тестирование.

       ТЕСТ АССОЦИАТИВНЫЙ – см. Ассоциативный тест.

       ТЕТЕНС (Tetens) Иоганн Николас (род. 16 сент. 1736, Тетенбюлль, Голыитиния – ум. 15 авг. 1807, Копенгаген) нем. психолог; с 1776 по 1789 – профессор философии в Киле, затем высокопоставленный чиновник в Копенгагене. Предшественник нем. позитивизма, признающего также и иррациональное; в своей осн. работе «Philosophische Versuche ьber die menschliche Natur und ihre Entwicklung» (1776 – 1777) проводит мысль о том, что исходным пунктом психологии является самонаблюдение, а начинаться психология должна с эмпирического расчленения душевной жизни; метафизические же общие соображения допустимы разве только в заключение.

       ТЕХНИКА (от греч. techne – искусство, мастерство) – способ добиваться чеголибо, достигать, осуществлять; в самом широком смысле слова – совокупность средств человеческой деятельности, направленная на изменение данного, преднаходимого соответственно человеческим потребностям и желаниям. Предпосылкой техники явились познание природы, знания, понимание. Безопасность, улучшение, облагораживание человеческого существования были ее целью. По своим приемам и способам техника в течение тысячелетий находилась на уровне ремесленничества, была кустарной, примитивной. В 19 в. она превращается, особенно благодаря изобретению паровой машины, в машинную технику, во все большей степени основывающуюся на достижениях науки. С тех же пор возникла и проблема связи техники и культуры, вся серьезность которой стала очевидной только в 20 в. Проникновение техники во все страны мира повлекло за собой соответствующие изменения в труде, в обществе и образе жизни людей (индустриализация общества); оно имело также и др. серьезные последствия, важнейшие из которых суть поворот от веры и «иррационального» к «знанию», к целенаправленному мышлению, рационализму, точному расчету и проверке, экономному использованию средств труда; интенсивное, хищническое использование сырья; перепроизводство; повышение потребностей; увеличение свободы личности в материальном отношении при одновременном значительном уменьшении ценности отдельной личности, вызванном механизацией и обезличением общественной жизни, – совершенно новое ощущение времени, расстояния, глобальное мышление, выдвигающее задачи, для которых Земля стала слишком маленькой и тесной. Произошел поворот от труда, при котором один человек изготовлял вещь целиком, к односторонней, насквозь рационализированной специализации (см. Специалист). Появилась неправильная оценка культурного уровня народа только по степени технического прогресса. С др. стороны, благодаря всему этому, а также тому, что развившаяся техника по различным причинам вызвала жесточайшие экономические кризисы, потрясшие основы основ не только европейского мира, пострадали традиционные культурные ценности, особенно религия, национальная самобытность и вообще все интимное. У европейских народов техника вызывает все большую и большую тревогу и недоверие. Постоянно возраставший страх перед войной и возможностью применения атомной бомбы приводил к тому, что техника начинала представляться в виде некоторой враждебной для жизни силы, которая все более и более выходит из подчинения человеку и начинает существовать самостоятельно, угрожая человеческой сущности (см. Покорение природы). Все чаще технику называют «демонической» и апокалипсической. В результате этого возникает и постоянно поддерживается экзистенциальный страх – страх за существование – как осн. состояние человеческого существования, что и дало возможность Кюнцли назвать его «европейской болезнью». Подобным же образом отклоняется как беспредметное и романтическое всякое восхищение техническим прогрессом. Вред, наносимый личности техникой, отрицать нельзя. Ибо каждый человек, прямо или косвенно участвующий в изготовлении машин, а также каждый работающий на этих машинах, для того чтобы производительно использовать их, вынуждены подчиняться определенной дисциплине, которая является предпосылкой пригодности техники (правила пользования, правила управления, правила транспортировки, меры по предупреждению несчастных случаев и различных повреждений при пользовании). Производитель и потребитель предметов техники являются членами коллектива, который вынуждает их к этой дисциплине. Их мышление, чувства и воля определяются в значительной мере этим коллективом и его каузально-механистическим мировоззрением. Широкие круги цивилизованного человечества находятся на пути превращения в функционеров (см. Функционер) технического коллектива и, т. о., утраты человечности и культурных ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: