С биографической точки зрения «жизнь одного человека» есть все его телесно-душевно-духовное становление, поведение и судьба в мире, от рождения до смерти. 36 страница

       СУБЛИМАЦИЯ (от лат. sublimare возносить) – утончение, одухотворение. В психоанализе Фрейда – преобразование вытесненного полового влечения в духовную деятельность, большей частью в сфере религии, метафизики или искусства. Именно в этом смысле объясняет психоанализ деятельность в области культуры; см. Ресублимация.

       СУБОРДИНАЦИЯ (от лат. cub – под и ordinatio – приведение в порядок) – система строгого подчинения, напр. одного понятия другому, более широкому.

       СУБРЕПЦИЯ (лат. subreptio) – доказательство чего-либо нечестным путем (напр., истинности вывода сознательным или бессознательным допущением логической ошибки); см. Логическая уловка.

       СУБСИСТЕНЦИЯ (от лат. subsistere быть устойчивым) – бытие субстанции, существование благодаря самому себе.

       СУБСТАНЦИЯ (от лат. substantia сущность) – в обычном понимании синоним материи, вещества; в философском плане – нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом. Как сущность, лежащая в основе всего, понятие субстанции играет некоторую роль уже в древнегреч. философии (гл. о. начиная с Аристотеля). Позднее – у схоластов, а также у Декарта и Спинозы. В то время как Декарт, кроме абсолютной субстанции (Бога), предполагает еще и две др. сотворенные субстанции (см. Res), у Спинозы имеется только одна бесконечная субстанция, которую можно назвать также Богом или природой. Закон, по которому при всякой смене явлений субстанция остается и количество ее в природе не увеличивается и не уменьшается, принадлежит, по Канту, к «аналогиям опыта». Для Шопенгауэра субстанция – материя, для Юма – это только фикция, сосуществование свойств. Современная психология заменила предположение о наличии «духовной субстанции» как основы психических процессов теорией актуальности (см. Актуальности теория). Для современного естествознания субстанция – только формальное понятие, имеющее смысл: носитель явления. Субстанциальны и (от лат. substantia – лежащий в основе) – существенный, материальный, относящийся к субстанции.

       СУБСТИТУЦИЯ (от лат. substitutio подстановка) – замещение, замена одного понятия другим, равнозначным.

       СУБСТРАТ (от лат. substratum подкладка) – основа, основание, носитель, субстанция.

       СУБСУМЦИЯ (от лат. sub-sum быть подчиненным) – подчинение. В частности, в логике – подчинение видового понятия родовому; старая логика, напр. еще логика Канта, была по преимуществу субсумционной логикой.

       СУБЪЕКТ (от лат. subjectus – лежащий в основе) – понятие, употреблявшееся уже Аристотелем, а также и в средние века в смысле субстанции. Только с 17 в. оно начинает использоваться в современном смысле, т.е. как обозначение психолого-теоретико-познавательного Я, противопоставляемого чему-то другому – не-Я, предмету, объекту, или как обозначение объективированного Я, т.е. индивида, которому противостоит, противопоставляется объект и который направляет на этот объект свое познание или действие, – в этом отношении он выступает как «субъект познания», «субъект действия»; см. Познание, Предложение, Субъективный – касающийся субъекта (Я), имеющий значение только для субъекта, основанный на субъекте, зависящий от субъекта, связанный с субъектом; см. Внутрисубъективное, Транссубъективный.

       СУБЪЕКТИВИЗМ – введенное Декартом понятие, означающее поворот к субъекту, т.е. взгляд на сознание как на первично данное, в то время как все другое является формой, содержанием или результатом творчества сознания. Идеализм Беркли является самой крайней формой такого субъективизма. Кантианство может рассматриваться как умеренный субъективизм того же сорта. Многие разновидности неопозитивизма также склоняются отчасти к такому субъективизму. В собственном смысле слова субъективизм – учение об исключительной субъективности интеллектуальной истины, а также моральных и эстетических ценностей, отрицание абсолютной значимости их (см. Homo-mensura – положение). В крайних случаях такой субъективизм в теории приводит к солипсизму, а в этике – к эгоизму. Субъективистами в теории были, в частности, софисты и киренаики, в этике – гедонисты, а в Новое время – особенно Штирнер.

       СУБЪЕКТИВНОСТЬ – все то, что относится к субъекту (всему его психологическому состоянию) и более или менее совпадает с его взглядами, интересами, вкусами и т. д.; зависимость от субъекта (противоположность – объективность). У Гегеля и Кьёркегора бесконечная субъективность является признаком самостоятельности духовной жизни; Кьёркегор рассматривает субъективность как противоположность точке зрения, отдающей преимущество всеобщему перед особенным.

       СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ – по Гегелю, дух, находящийся в непосредственной связи с самим собой (в ощущении, чувстве, мышлении, воле индивида); см. Дух, Объективный дух, Абсолютный дух.

       СУГГЕСТИЯ (от лат. suggestio – внушение) – психическое внушение, изменение процессов мышления, чувствования и реакций, большей частью не замечаемое тем, кто подвергается внушению со стороны (чужая суггестия) или со стороны самого себя (аутосуггестия, самовнушение). Суггестия, осуществляемая внушающим в присутствии внушаемого, называется гипнозом, при котором внушается или гипнотический сон, или состояние бодрствования. Суггестибельный – восприимчивый к суггестии, легко поддающийся влиянию. Суггестивный – внушающий; напр., суггестивный (наводящий) вопрос – вопрос, который незаметно внушает, подсказывает желаемый ответ, наталкивает на него.

       СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – область психологии, изучающая круг вопросов, относящихся к нарушителям закона (криминальная психология) и свидетелям (психология свидетелей); отраслью судебной психологии, которая еще мало разработана, является судейская психология как наука о характере судьи. Судебная психология исследует психологические условия и причины (общие или частные) какоголибо проступка или преступления с целью помочь вынести справедливый приговор.

       СУДЬБА – предопределенность событий и поступков, совокупность всего сущего, которое влияет и не может не влиять на бытие человека, народа и т. д. Греки гипостазировали судьбу и персонифицировали ее в виде Мойры, Тюхе, Ате, Адрастеи, Хеймармене, Ананке, Атропоса и т. д. Эта высшая сила может мыслиться в виде природы и ее закономерности или в виде божества. Шопенгауэр говорит о видимой преднамеренности в судьбе индивида. Ницше проповедует любовь к судьбе (amor fati). Современные трезвые мыслители в своих теориях умаляют власть судьбы, не исключая ее, однако, из области переживаний. Поток реально происходящего кажется человеку «роковым, ибо он чувствует, что он сам, против его желаний и воли, ни в чем не повинный, включен в этот поток. И эта ощущаемая им включенность – простое свидетельство реальности происходящего в нас самих, которое неотвратимо, шаг за шагом, руководит нами в нашей жизни» (Н. Гартман). Христианство заменяет понятие судьбы понятием божественного провидения. Шеллинг видит в истории откровение абсолюта, развертывающегося в трех периодах: в течение первого периода судьба властвует как совершенно слепая сила; в течение второго периода абсолют обнаруживается в виде природы и слепая сила природы становится истинным законом природы; третий период – бытие, в котором то, что прежде существовало как судьба и природа, раскрывается в качестве провидения. Сущность судьбы характеризуется тем, что она является враждебной, темной, угрожающей, уничтожающей (см. Апокалипсический, Демон). Бывает, что мы говорим о «милостивой» судьбе, освобождающей нас от своих ударов, которые были предназначены нам. Особенно тревожат эти проблемы философию экзистенциализма. См. также Фактичность, Заброшенность, Пограничная ситуация, Ничто, Крушение, Ожидание гибели.

       СУЕВЕРИЕ (ложная вера) – неполноценная, превратная вера. Суеверие есть вера в действие и восприятие сил, не объяснимых законами природы, поскольку эти силы не находят себе обоснования в самом религиозном учении. Суеверие принимает за реальность существование магических таинственных сил, которые оказывают благотворное или вредное влияние на жизнь людей и домашних животных, а также определяют известные явления природы (погоду, рост, рождение, смерть). В наши дни в суеверии сохранились пережитки старых народных верований. Проявляется суеверие в ношении амулетов, татуировке и т. п. Проявление суеверия, хотя и может носить различный характер в зависимости от врожденных способностей, поведения, условий жизни и воспитания, есть, однако, факт, который устанавливается как психологией, так и при изучении преданий всех времен и народов.

       СУЖДЕНИЕ – в логике выраженное в форме предложения высказывание, с помощью которого связываются два понятия (субъект и предикат; см. Предложение). В суждении мысль выкристаллизовывается. Суждение соотносит понятие с предметом и вместе с тем с его предикатами с помощью связки «есть», которая всегда направлена на абсолютную значимость утверждаемого положения вещей. Ибо для истинного суждения характерно, что нельзя допустить ничего противоречащего этому суждению и одновременно обладающего значимостью. Если существуют условия данного положения вещей, то благодаря суждению эти условия сополагаются столь же категорично, как и само положение вещей. Внутренним, неотъемлемым качеством всякого суждения является то, что оно заключает в себе связь с содержанием всех возможных субъектов познания, всех возможных положений вещей и необходимых условий. Эта совокупность всех возможных субъектов, положений дел и необходимых условий управляется одним общим законом – законом непротиворечия. Кант в «Критике чистого разума» различает следующие виды суждений: 1) по количеству – общие, частные и единичные; 2) по качеству – утвердительные, отрицательные, бесконечные; 3) по отношению – категорические, гипотетические, разделительные; 4) по модальности – проблематические, ассерторические, аподиктические. Аналитическими, или объясняющими, суждениями являются, по Канту, суждения, предикат которых уже заранее содержится в субъекте («все тела протяженны»); синтетическими, или расширяющимися, суждениями – суждения, прибавляющие к понятию субъекта предикат, который еще не подразумевается в знании о субъекте («все тела обладают весом»).

       СУЖДЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКОЕ – по Канту, суждение, содержание предиката которого не заключено уже, как в аналитическом суждении, в содержании субъекта, а расширяется только в результате акта суждения. Кант различал синтетические суждения a posteriori и a priori. Последние являются для него объективным отправным пунктом для его критического исследования познания. При этом он исходил из того, что такие синтетические суждения возможны и даже имеются (Кант. Пролегомены).

       СУЖДЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ – суждение, которое относится к существованию как таковому (см. Существование). Оно имеет форму: «Л есть» (а именно: налично, сущее, существующее), в отличие от суждения определенного бытия, форма которого: «Л есть Р» (напр., «А есть зеленое»). Логистика различает два вида экзистенциальных высказываний: сингулярное экзистенциальное суждение типа «существует нечто такое, как элементарное количество» и универсальное экзистенциальное суждение типа «существует нечто такое, как цвет».

       СУЗО (Зойзе) (Seuse) Генрих (род. ок. 1300, Юберлинген, Бодензее – ум. 25 февр. 1366, Ульм) – нем. мистик, доминиканец, ученик Мейстера Экхарта. В своей мистике он придерживался более крайних убеждений, чем Экхарт, учение которого он защищал в своей «Книжице истины». Особенно широко распространилась его «Книжица вечной мудрости», содержавшая проповеди и поучительные произв., которые отличались поэтической образностью. Он пытался защищаться от обвинений в пантеизме, что ему удалось сделать лишь с относительным успехом – в проведении различия Между божественным творением и божественным откровением в творении. Автобиография, которая, вероятно, была написана в соавторстве с мистиком Эльсбет Штагель, издана под названием «Жизнь».

       СУКЦЕССИЯ (от лат. succesio – преемственность) – последовательность; с у к цессивно – постепенно, мало-помалу.

       «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом» (Gцtzendдmmerung) – название одного из произв. Ницше, написанного в 1888.

       СУММИСТЫ – так назывались в средние века писатели, которые в своих трудах (т. н. «суммах», от лат. summa – «целое») давали краткое, суммарное изложение сути огромного теологического и философского материала (Петр Ломбардский, Фома Аквинский и др.).

       СУПЕРНАТУРАЛИЗМ (от лат. super сверху и natural is – природный) – такое направление мысли, которое допускает наличие сверхприродной и даже сверхразумной действительности. Эта действительность должна познаваться или посредством особой функции духа (веры, предчувствия, духовной интуиции, экстаза), или при помощи превосходящего наше понимание источника познания – откровения. Противоположность – натурализм, а также рационализм.

       СУППОЗИЦИЯ (лат. suppositio) предпосылка, предположение, допущение; предположенное, допущенное. Суппозицией называется также отнесенность слова, имеющего одно и то же значение, к областям, часто весьма различным, напр. отец – творец ребенка, лицо, имеющее право на воспитание ребенка и обязанное его содержать. Многочисленные философские псевдопроблемы имеют свое основание в суппозиции такого рода.

       СУРРОГАТ (от лат. surrogates – поставленный взамен) – заменитель, эрзац; в переносном смысле употребляется для обозначений неполноценных психических качеств.

       СУЩЕЕ – многообразие, в котором бытие является идентичным. «Сущее и бытие различаются так же, как различаются истинное и истина, действительное и действительность, реальное и реальность. Того, что истинно, очень много, но само истинное бытие в этом многом одно и то же. Действительное многообразно, но в нем одна действительность, идентичный модус бытия» (Н. Гартман). Сущее есть то, что есть; оно не идентично данному, т.к. охватывает также и неданное.

       СУЩЕСТВОВАНИЕ – см. Экзистенция.

       СУЩНОСТИ СОЗЕРЦАНИЕ, созерцание идеи, значения – духовный акт, с помощью которого человек постигает идею вещи, значение сущности или непосредственно, или опосредованно через восприятие соответствующей вещи. Платон создал миф о душе, которая еще до своего переселения в тело непосредственно созерцала идеи. Непосредственное постижение сущего проповедовали также неоплатонизм, мистика, нем. идеализм (см. также Интуиция). О созерцании сущности как постижения логического значения, опосредованного восприятием, говорят и сторонники современной предметной логики, напр. Дриш. У Гуссерля созерцание сущности является видением эйдоса; см. Феноменология.

       СУЩНОСТЬ (также «чтотость» лат. quidditas) – то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств, субстанциональное ядро самостоятельно существующего сущего. Иногда это ядро рассматривают как самостоятельное сущее. В таком случае говорят о «сущностях», которые вступают в связь друг с другом, действуют друг на друга и т. д.

       СФЕРА (от греч. sphaira – шар) – область действия, предел распространения чего-либо; чреда, обстановка. Гармония с ф е р, по Пифагору (Платону, Кеплеру и др.), – гармонические неслышимые звуки, производимые движущимися планетами; сферический – шарообразный, с выгнутой поверхностью. Сферой человека является пространственно представляемая область свободы и могущества личности.

       СФЕРА МЫШЛЕНИЯ – образное выражение, означающее совокупность всех возможностей мышления, которыми располагает человек, группа людей, народ. Сфера мышления охватывает микрокосмос, вспоминаемое знание и представления познающего и эмоционального мышления. Внутри сферы мышления совершается духовный процесс поисков в запасе знания или накопленного в сокровищнице памяти; чисто пространственно переживаемое блуждание духа между возможностями представляемого или возможностями измышляемого; отыскание представлений, которые можно присоединить к тем, которые отыскиваются; припоминание прошлого. Всякое понятие, которым пользуется человек или народ, по своему содержанию и по своему объему находится в зависимости от того, что совершается в мышлении и какое место в его сфере занимает данное понятие. От того, какое место занимает последнее в сфере мышления, зависит его значение и то влияние, которое оно оказывает на остальное содержание сферы мышления (например: «В центре его мышления находится забота о жене и ребенке»; «Его мышление постоянно занято созданием благополучия для жены и ребенка»). Сфера мышления постоянно меняет объем и содержание. В особых случаях, напр. перед лицом смертельной опасности или в чаду любовного опьянения, сфера мышления может совершенно исчезнуть, оставив Я наедине с самим собой. Осн. структура индивидуальной сферы мышления в какой-то мере остается постоянной. Это постоянство составляет часть осознанности тождества Я.

       СХЕМА (греч. schema – наружный вид) – фигура; форма, набросок, образец, обобщенный образ. В философии Канта схема – метод, необходимый для того, чтобы сделать наглядным абстрактное понятие при помощи замещающих его наглядных представлений. В частности, категориям, согласно Канту, необходима трансцендентальная схема, которая является посредником между категориями и чувственностью. Она придает категориям их «значение», а созерцанию – его категориальную структуру. Канту, следовательно, понадобилась трансцендентальная схема, для того чтобы связать описываемое при помощи понятий всеобщее с заключенным в содержании понятия особенным. Понятие «антиципированной схемы», т.е. схемы, одновременно динамической и систематически упорядочивающей причины в мышлении, было введено в психологию мышления Кюльпе. Оно было заимствовано некоторыми логиками, напр. Дришем.

       СХОЛАСТИКА (от лат. schola – школа) – школьная наука, школьное движение в период западнохрист. средневековья (в т. ч. в Византии), школьное направление развития науки, философии, теологии. В кит., инд., ислам, философии также имеет место нечто аналогичное схоластике. Для схоластики христ. западного мира (6 и 9 -15 вв.) характерно то, что наука и философия основывались на христ. истинах, изложенных в догмах. Однако было высказано много мыслей, не согласующихся с догмами христианства, особенно под прикрытием учения о двойственной истине. Этапы развития схоластики: 1) Ранняя схоластика (9-12 вв.), стоявшая еще на почве нерасчлененности, взаимопроникновения науки, философии, теологии, характеризуется оформлением схоластического метода (см. Sie et поп) в связи с осмыслением специфической ценности и специфических результатов деятельности рассудка и в связи со спором об универсалиях. Главные представители схоластики: в Германии – Рабан Мавр, Ноткер Немецкий, Гуго Сен-Викторский; в Англии – Алкуин, Иоанн Скот Эриугена, Аделард из Бата; во Франции – Абеляр, Жильбер Поретанский, Амальрик из Бена; в Италии – Пётр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Бонавентура. 2) Средняя схоластика (13 в.) характеризуется окончательным отделением науки и философии (особенно натурфилософии) от теологии, а также внедрением в западное философское мышление учения Аристотеля (см. Европейская философия), имевшегося, правда, только в лат. переводе. Формируется философия больших орденов, особенно францисканского и доминиканского, а также системы Альберта Великого, Фомы Аквинского, Дунса -Скота. Затем последовал спор между сторонниками Августина, Аристотеля и Аверроэса, спор между томистами и скотистами. Это было время великих философско-теологических энциклопедий. Др. главные представители схоластики: в Германии – Витело, Дитрих Фрейбергский, Ульрих Энгельберт; во Франции – Винченцо Бовэ, Иоанн Жандунский; в Англии – Роджер Бэкон, Роберт Гроссетест, Александр Гэльсский; в Италии – Эгидий Римский. 3) Поздняя схоластика (14 и 15 вв.) характеризуется рационалистической систематизацией (благодаря которой схоластика получила отрицательный смысл), дальнейшим формированием естественно-научного и натурфилософского мышления, выработкой логики и метафизики иррационалистического направления, наконец, окончательным отмежеванием мистики от церковной теологии, становившейся все более нетерпимой. Когда в нач. 14 в. церковь уже окончательно отдала предпочтение томизму, схоластика с религиозной стороны стала историей томизма. Главные представители поздней схоластики: в Германии – Альберт Саксонский, Николай Кузанский; во Франции – Жан Буридан, Николай Орезмский, Пётр д'Альи; в Англии – Уильям Оккам; в Италии – Данте. В период Гуманизма, Возрождения, Реформации схоластика перестала быть единственной духовной формой западной науки и философии. Неосхоластика защищает примат христ. философии. Схоластически и – соответствующий методу схоластики; в отрицательном смысле – хитроумный, чисто рассудочный, спекулятивный.

       СХОЛИИ (от лат. scholion – возникающее из школы) – объяснения; примечания, в которых даются разъяснения.

       СЦИЕНТИЗМ (от лат. scientia – наука) – абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества.

       СЧАСТЬЕ – состояние полного, высшего удовлетворения, абсолютного отсутствия желаний, идеал, осуществить который стремятся путем разумного и совместного действия (см. Эвдемонизм). «Высшее из возможных в мире и являющееся конечной целью наших стремлений физическое благо – это счастье, при объективном условии согласия человека с законами нравственности – это достоинство быть счастливым» (Кант. Критика способности суждения). В стихотворении Шиллера «Счастье» мы читаем:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: