Основные физические свойства резонаторов

Выпускная квалификационная работа

ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЯ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ НА ОСНОВЕ РЕЗОНАНСНОЙ ТЕХНИКИ ПЕНИЯ В КУЛЬТУРНО - ДОСУГОВОМ УЧРЕЖДЕНИИ



Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические и методические основы резонансной техники пения

Основные физические свойства резонаторов

Резонаторы голосового аппарата певца, их функции

Методические приёмы направления звука в резонаторы

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа

Заключение

Список литературы

Приложения



Введение

резонансный пение голосовой тембр

В настоящее время в связи с развитием эстрадного искусства, эстрадная песня пользуется огромной популярностью у широких масс. Обучение эстрадных певцов происходит как в высших и средних специальных учебных заведениях, так и в учреждениях дополнительного образования и культурно-досуговых учреждениях. Задача педагогов - помочь им выявить меру своего таланта, как можно шире раскрыть вокальные возможности в поиске индивидуального певческого голоса.

Обучение эстрадному пению происходит на основе классической методики, разница лишь в стилистических особенностях, многообразии жанров, манере исполнения. Одно из основных отличий голосов выдающихся певцов от голосов неквалифицированных исполнителей заключается в том, что мастера пения владеют особой техникой голосообразования, которую педагоги-вокалисты называют резонансной техникой пения. Суть этой техники состоит в максимальной активизации певцом резонансных свойств своего голосового аппарата с целью получения максимального акустического эффекта - силы и красоты звука при минимальных напряжениях гортани и голосовых связок.

В работе с певцами-любителями в культурно - досуговых учреждениях преподаватели вокала часто сталкиваются с неумением певца использовать резонаторы в процессе пения. Это проявляется в «зажатости», «горловой» окраске звука, отсутствии «полётности» голоса. Исходя из актуальности проблемы, нами была определена тема исследования:

« Формирование исполнителя эстрадной песни на основе резонансной техники пения в культурно-досуговых учреждениях (на примере вокальной студии Дома офицеров Волочаевского гарнизона г. Хабаровска)».

Цель данной работы: доказать, что резонансная техника пения действительно приводит к хорошим результатам: яркости, силе, ровности певческого тембра.

Задачи:

.   Выявить основные принципы резонансной техники певческого голоса;

.   Провести анализ научно-исследовательской и методической литературы;

.   Провести опытно-экспериментальную работу.

Объектом исследования: является резонансная техника пения как система приёмов и методов обучения.

Предметом исследования является процесс обучения исполнителя эстрадной песни на основе резонансной техники пения юношеского возраста в культурно - досуговых учреждениях.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование исполнителя эстрадной песни на основе резонансной техники пения будет эффективнее в условиях взаимосвязи:

. Ясного представления понятий «резонанс» и «резонаторы»;

. Осознания функций резонаторов;

. Четкой системы методов обучения;

. Владения приемами педагогической практики для направления звука в резонаторы;

. Активного использования резонансных свойств певческого голосового аппарата с целью получения силы и красоты звука при минимальных напряжениях гортани и голосовых связок.

Методологической основой работы явились концепции В.П. Морозова, Г.Н. Тица, П.И. Скусниченко, Л.Б. Дмитриева.

Методы исследования:

1. Метод теоретического анализа;

. Метод систематизации;

. Метод сравнительного анализа;

. Метод педагогического наблюдения;

. Метод обработки результатов практической работы.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Во Введении обозначена проблема исследования, ее актуальность, определены цели, задачи, методологическая основа, методы исследования, выдвинута гипотеза, определен объект и предмет исследования.

В Первой главе дано описание теоретических основ резонансной техники пения, основных физических свойств резонаторов, функций резонаторов в певческом процессе.

Во Второй главе дано описание опытно-экспериментальной работы на базе вокальной студии Дома Офицеров волочаевского гарнизона г. Хабаровска.

В Заключении подводятся итоги работы, отмечается значимость резонансной техники пения в формировании исполнителя эстрадной песни, приводятся основные выводы и подтверждается гипотеза.


 


Глава 1. Теоретические и методические основы резонансной техники пения

Исследования вокального искусства привело ученых к выводу, что секрет превращения голосового аппарата в уникальный музыкальный инструмент скрыт отнюдь не в опасных манипуляциях голосовыми связками, а в интуитивном (по большей части) использовании энергии, которую дает голосу резонанс и резонаторы.

Основные физические свойства резонаторов

Слово резонанс происходит от французского слова resonance - звучать. Резонировать могут всевозможные упругие физические тела - твердые, жидкие, газообразные, например, воздух. При этом резонировать могут только те тела, в которых могут распространяться волновые процессы, т. е. колебания среды. Не все материалы могут резонировать, иные гасят звуковые колебания, например войлок. Важным условием возникновения резонанса является наличие у того или иного тела так называемой собственной резонансной частоты. Собственная резонансная частота- это такая частота колебаний, с которой данное физическое тело начнет колебаться, будучи выведенным из состояния покоя какой-либо внешней возбуждающей силой, например толчком, как качели, маятник часов и др., или ударом, как ножки камертона, корпус колокола, струна рояля, или потоком воздуха, как труба органа или бутылка, если подуть в ее горлышко и т.д.. Собственную резонансную частоту называют иногда частотой свободных колебаний [9, 45].

Резонансом называется явление возникновения и усиления колебаний какого-либо тела или его части под действием возбуждающей эти колебания внешней силы, частота воздействия которой совпадает с собственной резонансной частотой данного тела.

Акустическим резонатором является любой пустотелый сосуд, наполненный воздухом, сообщающийся с окружающим пространством одним или несколькими отверстиями и отвечающий - т. е. резонирующий - на звуки определенной высоты (частоты звуковых колебаний), соответствующие его собственной резонансной частоте. Резонирующим звучащим телом в акустическом резонаторе является воздух. Материал стенок резонатора влияет на его свойства. В частности, мягкие стенки, как, например, в голосовом аппарате человека, несколько понижают его собственную резонансную частоту по сравнению с жесткими, а также увеличивают потери на поглощение звуковых волн. Однако, эти потери с лихвой окупаются той огромной ролью, которую играют вибрационные ощущения певцом резонансных звуковых волн для формирования профессионального певческого голоса.

Собственная резонансная частота резонатора зависит от его размеров и формы, прежде всего от его объема: чем больше объем, тем ниже резонансная частота. В этом легко убедиться, если подуть (сбоку) в горлышко бутылок разного размера или уменьшать объем одной бутылки, заполняя ее водой. Так, стандартная пол-литровая бутылка будет менять свой резонансный тон от ноты mi (частота 164,8 Гц), когда она пустая, и до ноты la-бемоль (830,6 Гц), когда почти полная. Помимо объема на резонансную частоту влияет площадь отверстия или, как его называют, «горла» резонатора, соединяющего его с атмосферой: чем шире отверстие «горла», тем выше резонансный тон. Влияет также и длина «горла» резонатора: удлинение «горла» понижает резонансную частоту и наоборот[10, 18].

Резонатор усиливает колебания, соответствующие его собственной частоте, не требуя практически никакой дополнительной энергии. Любой источник звуковых колебаний, например камертон, струна скрипки или голосовые связки певца, способен превратить в звук лишь небольшую часть своей колебательной энергии. Много большая часть энергии, расходуется непроизводительно: на преодоление трения, бесполезное тепло. Коэффициент полезного действия вибратора без резонатора весьма невелик - ничтожные доли процента. Акустические вибраторы имеют, как правило, слишком малые размеры, чтобы заставить колебаться большие массы воздуха, т. е. создать сильный звук. Малые вибраторы не согласованы со свойствами звуковой воздушной среды и нуждаются в посредниках для эффективного превращения их колебательной энергии в звуковые волны. В качестве такого рода посредников выступают различного рода резонаторы, они увеличивают силу звука, не потребляя при этом никакой излишней дополнительной энергии, т. е. придают вибратору как бы «даровую» энергию за счет повышения его коэффициента полезного действия. В этом легко убедиться: если приставить к наушнику резонатор, то звук усилится, а потребление энергии наушником останется на прежнем уровне.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: