double arrow

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа

Опытно - экспериментальная работа проводилась нами на базе исследования - вокальной студии Дома Офицеров Волочаевского гарнизона.

Цель данной работы: доказать, что резонансная техника пения действительно приводит к хорошим результатам: яркости, силе, ровности певческого тембра.

Задачи проведенной опытно-экспериментальной работы:

)   систематизация методологии резонансной техники пения в вокальной студии Дома Офицеров;

)   разработка и проверка методики на практике;

)   подготовка обучаемых к концертной деятельности;

)   подготовка обучаемых к конкурсу на лучшее исполнение эстрадной песни;

Объект исследования - резонансная техника пения как система приемов и методов обучения.

Предмет исследования - процесс обучения исполнителя эстрадной песни на основе резонансной техники пения юношеского возраста в культурно-досуговом учреждении.

Методы, применявшиеся в опытно-экспериментальной работе:

) Информационный (объяснительно - иллюстративный):

беседа;

рассказ;

рассуждение;

объяснение;

метод демонстрации музыкального материала голосом педагога, и воспроизведение услышанного учащимся.

) Практический метод (наблюдение, эксперимент);

) Репродуктивный метод (повторение, упражнение);

4) Продуктивный - самостоятельная работа (самостоятельная выработка и совершенствование навыков, самостоятельное закрепление и совершенствование усвоенных умений и навыков);

) Фонетический метод - один из способов настройки голоса на тот или иной тип тембрового звучания;

) Метод внутреннего пения - метод развития внутрислуховых представлений;

) Метод сравнительного анализа - метод сравнения различных образцов звучания голоса.

На начальном этапе работы из военнослужащих срочной службы нами был проведен отбор в класс эстрадного вокала по следующим критериям:

) вокальные данные:

чистота интонирования;

естественность звукоизвлечения;

манера пения;

владение дыханием;

выразительность исполнения.

) музыкальные данные:

слух;

ритм;

память.

Кандидатам было предложено исполнить эстрадную песню. Оценивание происходило по пятибалльной системе. В итоге в класс эстрадного вокала было принято 6 человек.

 


 

Таблица 1. Состав принятых в класс эстрадного вокала.

№ п/пп/п Фамилия, имя Возраст (лет) Музыкальные данные Вокальные данные Исполнение эстрадной песни Недостатки исполнения
1 Цигалов Андрей 19 5 4 4 Зажатость, неестественность звукоизвлечения
2 Меньшов Борис 19 5 4 4 узкий диапазон, нет звонкости, отсутствие вибрато
3 Углевич Николай 20 5 4 4 слабый динамический диапазон, зажатость
4 Бабкин Сергей 19 4 3 3 нечеткая дикция, неопределенное звучание фонем
5 Ушаков Владимир 20 5 4 4 отсутствие техники дыхания
6 Шамкин Алкесандр 19 4 4 4 Нет полетности, звук вялый

 

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:

методическая ясность, постепенное осознание учащимися своих певческих возможностей;

доступность терминологии педагога;

концентричность (периодическое повторение всех элементов звучания с целью их совершенствования);

воздействие на ученика музыкальным материалом, показ голосом, мышечные приемы, подражание, фонетический метод, словесный анализ;

возможность организации звучания голоса начинающего певца с помощью эмоционально-художественных представлений: к звуку через эмоцию.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ: три месяца (февраль 2007 - май 2007).

На начальном этапе нами были определены две группы учащихся - контрольная и экспериментальная:


 

Таблица 2. Контрольная группа.

№ п/п Фамилия, имя Возраст (лет) Музыкальные данные Вокальные данные
1 Цигалов Андрей 19 5 4
2 Меньшов Борис 19 5 4
3 Углевич Николай 20 5 4

 

Таблица 3. Экспериментальная группа

№ п/п Фамилия, имя Возраст (лет) Музыкальные данные Вокальные данные
1 Бабкин Сергей 19 4 3
2 Ушаков Владимр 20 5 4
3 Шамкин Александр 19 4 4

 

В ходе эксперимента нами были определены критерии уровня силы и красоты звука при минимальных напряжениях гортани и голосовых связок.

1. Высокий.

. Средний.

. Низкий.

 

Таблица 4. Оценка силы и красоты звука при минимальных напряжениях гортани в контрольной группе.

№ п/п Фамилия, имя Возраст (лет) Оценка
1 Цигалов Андрей 19 средний
2 Меньшов Борис 19 средний
3 Углевич Николай 20 средний

 

Таблица 5. Оценка силы и красоты звука при минимальных напряжениях гортани в экспериментальной группе.

№ п/п Фамилия, имя Возраст (лет) Оценка
1 Бабкин Сергей 19 слабый
2 Ушаков Владимир 20 средний
3 Шамкин Александр 19 средний

 

В ходе занятий на начальном этапе обучения использовались следующие формы работы:

)   Работа над постановкой исполнительского дыхания

(см. Приложение 2);

)   работа над артикуляцией;

)   работа над развитием звукового диапазона;

)   работа над развитием динамического диапазона;

)   работа над подвижностью голоса;

)   работа над песней (см. Приложение 7);

)   работа над артистизмом исполнения;

) работа над образностью и метафоричностью мышления и представлений певца о певческом голосе и механизмах его образования в голосовом аппарате.

)   работа с микрофоном.

Ученики обеих групп были ознакомлены с гигиеной голоса в условиях напряженной работы.

В ходе опытно - экспериментальной работы нами были выявлены и использованы приемы и методы резонансной техники пения. В отличие от контрольной группы ученики экспериментальной группы были ознакомлены с:

) терминологией резонансного пения;

) устройством певческого аппарата;

) взаимосвязи резонансной техники и эмоций.

В экспериментальной группе помимо основных форм работы, были использованы следующие упражнения и приемы на активизацию резонансных свойств певческого голосового аппарата с целью получения максимального акустического эффекта - силы и красоты звука при минимальных напряжениях гортани и голосовых связок:

)   упражнения на дыхание (см. Приложение 2);

)   вспомогательные упражнения (см. Приложение 3);

)   упражнения на концентрацию звука (см. Приложение 4);

)   упражнения на достижение силы звука, глубины и красоты тембра (см. Приложение 5);

)   упражнения на развитие субтона (см. Приложение 6);

)   упражнения на развитие певческого вибрато (см. Приложение 9);

)   приемы для направления звука в резонаторы (см. Глава 1. раздел 1.3.).

Одновременно шла работа над песней: подготовка к конкурсу военно-патриотической песни (см. Приложение 7).

 

Таблица 6. Конкурсная программа.

№ п/п Фамилия, имя Возраст (лет) Оценка Исполняемое произведение, (авторы)

КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА

1 Цигалов Андрей 19 средний «А я то знал» В. Астафьев, сл. Р. Егоров
2 Меньшов Борис 19 средний «Русский парень» А. Зацепин, сл. М. Стреха
3 Углевич Николай 20 средний «Синева» А. Васильев, сл. Н. Астахов

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА

4 Бабкин Сергей 19 слабый «Берёзы» И. Матвиенко
5 Ушаков Владимир 20 средний «Пацаны» А. Маршал
6 Шамкин Александр 19 средний «Офицеры» О. Газманов

 

В ходе опытно-экспериментальной работы на основе используемой методики резонансной техники пения нами была выявлена динамика роста уровня силы и красоты звука при минимальных напряжениях гортани и голосовых связок.

Перед конкурсным выступлением в ходе опытно - экспериментальной работы нами была сделана повторная оценка уровня развития звуковысотного интонирования и получены следующие результаты:

 


 

Таблица 7. Оценка перед конкурсом в контрольной группе

№ п/п Фамилия, имя Возраст (лет) Оценка
1 Цигалов Андрей 19 средний
2 Меньшов Борис 19 средний
3 Углевич Николай. 20 средний

 

Таблица 8. Оценка перед конкурсом в экспериментальной группе

№ п/п Фамилия, имя Возраст (лет) Оценка
1 Бабкин Сергей 19 средний
2 Ушаков Владимир 20 высокий
3 Шамкин Александр 19 высокий

 

Конкурс военно-патриотической песни проходил восьмого мая 2007 в Доме Офицеров Волочаевского гарнизона.

 

Таблица 9. Результаты выступления в конкурсе военно-патриотической песни

№ п/п Фамилия, имя Возраст Оценка Итоги

КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА

1 Цигалов Андрей 19 средний 5 МЕСТО
2 Меньшов Борис 19 средний 4 МЕСТО
3 Углевич Николай 20 средний 3 МЕСТО

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА

4 Бабкин Сергей 19 средний 2 МЕСТО
5 Ушаков Владимир 20 высокий 1 МЕСТО
6 Шамкин Александр 19 высокий 1 МЕСТО

 

Таким образом, сравнивая исходный и конечный результаты активизации резонансных свойств певческого голосового аппарата с целью получения максимального акустического эффекта уровня силы и красоты звука при минимальных напряжениях гортани и голосовых связокможно выявить большую динамику развития в экспериментальной группе, участники которой показали лучшие результаты в итоговом выступлении эксперимента - конкурсе военно-патриотической песни.

Знания о работе голосового аппарата, о качествах вокального звучания, о способах его достижения, о законах музыкально-вокального исполнения ученик получает в процессе пения и овладения вокальными навыками. Самостоятельный и осмысленный подход к процессу голосообразования и способам, обеспечивающим нужные качества звучания, стимулирует сознательность в обучении и воспитывает положительные качества характера: пытливость, наблюдательность и любознательность.

Часто даже при скромных вокально-музыкальных данных наличие такого психического комплекса, как воля, целеустремленность, внимание, умение организовать свой певческий и общий жизненный режим, может привести к высокому профессиональному уровню. Иногда исключительные музыкально-вокальные данные остаются без реализации, если нет таких компонентов, как трудолюбие, воля.

Воспитание у молодых певцов резонансной техники пения, как правило, быстро приводит к хорошим результатам, яркости, силе, ровности голоса, овладению верхами.

С помощью резонансной техники, возможно восстанавливать, возвращать к жизни практически потерянные голоса (в результате неправильной певческой установки, культа голосовых связок, снятого c опоры, лишенного резонанса дыхания и т.п.).

В ходе разработки было выявлено, что данная методика приемлема для начального этапа обучения исполнителя эстрадной песни юношеского возраста.

Задача современной вокальной педагогики - научить начинающего певца свободно пользоваться приемами резонансной техники пения с начального периода обучения.

 


 

Заключение

Резонансная техника пения открывает большие возможности для эстрадного певца в развитии его творческой исполнительской деятельности, так как направлена на получение максимального акустического эффекта уровня силы и красоты его певческого звука при минимальных напряжениях гортани и голосовых связок.Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Мышцы, необходимые для правильного звукоизвлечения бездействуют, на помощь им приходят другие, для этого не предназначенные. Примером может служить зажатая, гнусавая, неприятная на слух и опасная для самого исполнителя певческая манера многих отечественных молодых артистов.

На основании проведенного исследования и опытно - экспериментальной работы нами были сделаны следующие выводы. Формирование исполнителя эстрадной песни на основе резонансной техники пения дает певцу:

ясное представление понятия резонаторов голосового аппарата певца и их функций в певческом процессе;

понимание психологии владения резонансной техникой пения;

активизации резонансных свойств певческого голосового аппарата с целью получения максимального акустического эффекта - силы и красоты звука при минимальных напряжениях гортани и голосовых связок.

Развивая методологические идеи В.П.Морозова, Г.Н. Тица, П.И. Скусниченко, Багадурова В.А., Стуловой Г.П., Дмитриева Л.Б. нам удалось подтвердить гипотезу исследования.

Теоретическое исследование и практическое применение на базе вокальной студии Дома офицеров Волочаевского гарнизона показали эффективность использованной методики и необходимость их дальнейшей разработки в теоретическом и практическом аспектах. Представляется перспективным применение данных методик в классе эстрадного вокала в учреждениях дополнительного образования.

Для окончательного понимания сложного явления резонансной техники пения важно исследовать его в целостности, во взаимодействии всех составных элементов, необходимы дальнейшие исследования в избранном направлении.

Практическая вокальная педагогика всегда будет трудным искусством, так как сталкивается с огромными индивидуальными различиями учеников и их разнообразными реакциями, и поэтому педагог обязан знать объективную, научно доказанную на сегодняшний день картину верного звукообразования.


 


Список литературы

 

1. Барсов Ю.А. Креативность личности как необходимое условие для овладения искусством пения // Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений / РАМ им. Гнесиных; Ростовская конс. им. Рахманинова. М., 1994

2. Барсов Ю. А., Морозов В. П. О полетности певческого голоса//Музыкальные кадры. 1965. № 24

. Дмитриев Л.Б. Голосовой аппарат певца. М., 1964

. Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певцов. М., 1962

.Дмитриев Л.Б. Интуиция и сознание в творчестве и вокальной педагогике // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 7. М., 1984

. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М., 1968

. Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели. Л., 1972

. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца. Л., 1977

. Морозов В. П. Резонансная теория пения и вокальная техника выдающихся певцов. М., 2001

. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. М., 2001

. Нестеренко Е. Размышления о профессии. М., 1985

. Переверзев Н. Исполнительская интонация. М., 1989

. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М., 1981

. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992 15. Юссон Р. Певческий голос. М., 1974

 


 


Приложения

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: