Резонаторы голосового аппарата певца, их функции

Голосовой аппарат певца делится на три части в соответствии с особым функциональным назначением этих частей.

) Гортань с голосовыми связками. Этот орган называем вибратором и возбудителем звука.

) Дыхательный аппарат - его иногда называют энергетической системой, так как дыхание - изначальный поставщик энергии голосу. Он включает в себя легкие, трахею, бронхи, дыхательные мышцы, межреберные, брюшные, диафрагму, а также гладкую мускулатуру бронхов.

) Резонаторы, или резонаторная система, поскольку резонаторов много и они в процессе пения объединяются (или не объединяются - это индивидуально) в единую, взаимосвязанную систему, т. е. единый звучащий комплекс[3, 15].

Звучащим телом в певческих резонаторах является воздух, ограниченный стенками дыхательного тракта, а не сами стенки, как иногда приходится слышать. Другое дело, что стенки голосового тракта приходят в соколебание с резонирующим в полостях воздухом и певец ощущает эти колебания, например:

в области грудной клетки (резонанс в трахее);

в области лицевых тканей в области «маски» (резонанс в носовой полости или в гайморовых пазухах);

в области твердого нёба в «точке Морана» (резонанс в ротовой полости) и т.п.

Эти ощущения, безусловно, можно назвать «ощущениями активности резонаторов», но помнить при этом, что резонируют (т.е. сильно увеличивают амплитуду своих колебаний) объемы воздуха в полостях-резонаторах и колебания свои передают стенкам голосового тракта. Они ощущаются певцом из-за присущей человеку виброчувствительности, благодаря наличию во всех живых тканях чувствительных нервных окончаний, воспринимающих вибрацию и вызывающих специфические певческие резонансные ощущения.

Различают:

верхние резонаторы - все, что выше гортани;

нижние - трахея с крупными бронхами[3, 19].

Верхние резонаторы нередко называют надставной трубой, поскольку они как бы надставлены сверху над гортанью. Среди верхних резонаторов важнейшую роль в пении (и речи) имеет ротовая полость, поскольку это наиболее подвижный из всех резонаторов, благодаря участию языка, челюсти, губ, сильно изменяющих объем и форму ротового резонатора, что и обеспечивает артикуляцию гласных, как певческих, так и речевых. Важнейший резонатор - глотка, также подвижная, изменчивая по объему и форме полость. Особо важную роль в пении играет небольшая по объему надгортанная полость, образующаяся у хороших певцов путем сужения входа в гортань.

Наконец, к резонаторам относятся носовая полость и так называемые придаточные пазухи носа. Это - гайморовы полости, основная полость, решетчатый лабиринт и лобные пазухи. Они соединены с носовой полостью узкими проходами. Вибрация в лицевом костяке, особенно ощутимая от переносицы до передних зубов, сигнализирует, что и верхний, или головной, резонатор включен в работу. Правильная подача дыхания способствует не только красивому звучанию голоса, но и хорошей дикции. В свою очередь, легкая и отчетливая, координированная с дыханием артикуляция помогает сделать опору звука более крепкой[10, 13 ].

Ощущение основания столба дает мышечный поясок - естественное напряжение мышц при правильном дыхании. Поступая в голову, звуковая волна проходит не горизонтально по направлению ко рту, а вертикально, как бы омывая его по кривой. При такой вокальной позиции мы ощущаем вибрацию в грудной клетке и даже можем заставить резонировать весь костяк до ступней ног и кистей рук - это работает нижний, или грудной, резонатор.

К основным функциям резонаторов в пении относятся:

) энергетическая;

) генераторная;

) фонетическая;

) эстетическая;

) защитная[10, 71].

Выделение этих функций в известной степени носит условный характер, поскольку все они взаимосвязаны. Рассмотрение каждой из этих функций в отдельности позволяет нам подчеркнуть ту огромную роль, которую играет система резонаторов в формировании профессионального певческого голоса.

Многообразна роль резонаторов в пении:

во-первых, они придают певческому голосу силу и полётность, причем без каких-либо нажимов со стороны дыхания и усилий гортани (т.е. дают голосу как бы “даровую энергию”);

во-вторых, облагораживают тембр голоса, так как голосовые связки в изолированной гортани порождают неприятные, “неприличные” звуки;

в-третьих, резонаторы защищают голосовые связки от перегрузок, облегчая их колебания.

Такой подход должен способствовать ориентации сознания и подсознания певца на резонансный принцип голосообразования, резонансные певческие ощущения, о которых говорят все выдающиеся мастера. Функции резонаторов состоят в обеспечении большой мощности и полетности певческого голоса, способности его озвучивать большие оперно-концертные залы, преодолевать «звуковую завесу» оркестрового сопровождения, без какого-либо перенапряжения и заболевания голосового аппарата певца в течение многих лет профессиональной певческой деятельности [9,57].

Энергетическая функция резонаторов проявляется не только в увеличении силы певческого голоса, т. е. придания ему большой энергии, но и в переносе этой энергии слушателю. Это свойство хорошо известно под термином «полётность» голоса. Полётность голоса связана с таким профессионально важным свойством певческого голоса, как «близкий» звук. «Близкий» звук обусловлен особой организацией резонаторной системы, при которой у певца возникает ощущение звука как бы вне голосового аппарата. Такого ощущения рекомендовал добиваться И. С. Козловский - «звук под носом», как он образно выражался. Близкий звук, возникающий при высокой активности певческих резонаторов, характеризуется еще одним важным свойством: такой звук и слушатель, даже далеко сидящий в зале, ощущает как бы близко от себя, а не где-то далеко на сцене[].

Прекрасной иллюстрацией роли резонаторов как усилителей звука являются духовые музыкальные инструменты, например медные. Губы трубача являются как бы аналогами голосовых связок, т. е. вибратором, возбудителем звука, а сам инструмент - резонатором. Голос трубы раздается на километры!


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: