Мышление и интеллект. Их диагностика

Мышление – это высший уровень психической, познавательной деятельности человека, в процессе которой происходит обобщенное опосредованное речью и прошлым опытом отражение действительности в ее существенных связях и отношениях.

Мышление тесно связано с действием, практической деятельностью. Так, владея обобщенным знанием о существенных свойствах дома, человек может спланировать и построить в соответствии со своими целями нужный ему конкретный дом. В процессе мышления человек активно соотносит между собой практический опыт и уже имеющиеся у него знания о вещах что позволяет ему еще глубже проникать в сущность объекта.

Интеллект, или ум, или здравый смысл, можно оценить на основе длительных наблюдений за поведением человека в разнообразных ситуациях, а также анализируя его достижения в некоторых видах деятельности. Нет строгих методов его диагностики, так же как нет их пока и для измерения такой способности, как мудрость, рассматриваемой как интеллект взрослого, зрелого человека.

Наряду с понятием «психометрический интеллект» существу­ют понятия «биологический интеллект», «социальный интеллект» и «практический интеллект». Первым на это обратил внимание Э.Торндайк, написав, что наши тесты измеряют разные виды ин­теллекта — абстрактный, социальный и практический. Первый проявляется в способности человека оперировать символами, вто­рой — в способности работать с людьми, а третий — в способности манипулировать объектами. Биологическим интеллектом называ­ют биологические основы интеллектуального поведения; его изу­чение связано с анализом деятельности мозга и нервной системы, часто осуществляемым на молекулярном и клеточном уровнях. Изучение биологического интеллекта психологи проводят совме­стно с физиологами, биохимиками, антропологами.

Термином «социальный интеллект» обозначают умения решать социальные проблемы, адекватно вести себя в ситуациях об­щения. Иногда такие умения (социальный интеллект) включают в более широкое понятие «практического интеллекта», под кото­рым подразумевают умения решать разные типы житейских проблем.

Все вышеизложенное означает, что пути интеллектуального тестирования и теории интеллекта в настоящее время разошлись. «Тестирование стало технологией, которая привела к утрате соот­ветствия теории, направляющей его» (Л.Херншау). По мнению многих, теорию интеллекта следует разрабатывать на основе гене­тической психологии, патопсихологии и теории обучения. На со­временном этапе, несмотря на то, что по проблеме интеллекта было опубликовано более 900 000 работ, психология интеллекта стоит лишь в самом начале своего развития.

Что касается интеллектуального тестирования, то на современном этапе психодиагносты сосредоточены в основном на ре­шении двух проблем: уточнении содержательной валидности интеллектуальных тестов и ограничении целей их практического ис­пользования.

Но, тем не менее для диагностики мышления и интеллекта используют следующие методы психодиагностики:

1. Тест интеллекта Р.Амтхауэра.

2. Групповой тест Дж.Ваны (ГИТ).

3. Гуревич К.М. ШТУР (школьный тест умственного развития).

4. Тест интеллекта Айзенка.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: