Мышление – это высший уровень психической, познавательной деятельности человека, в процессе которой происходит обобщенное опосредованное речью и прошлым опытом отражение действительности в ее существенных связях и отношениях.
Мышление тесно связано с действием, практической деятельностью. Так, владея обобщенным знанием о существенных свойствах дома, человек может спланировать и построить в соответствии со своими целями нужный ему конкретный дом. В процессе мышления человек активно соотносит между собой практический опыт и уже имеющиеся у него знания о вещах что позволяет ему еще глубже проникать в сущность объекта.
Интеллект, или ум, или здравый смысл, можно оценить на основе длительных наблюдений за поведением человека в разнообразных ситуациях, а также анализируя его достижения в некоторых видах деятельности. Нет строгих методов его диагностики, так же как нет их пока и для измерения такой способности, как мудрость, рассматриваемой как интеллект взрослого, зрелого человека.
|
|
Наряду с понятием «психометрический интеллект» существуют понятия «биологический интеллект», «социальный интеллект» и «практический интеллект». Первым на это обратил внимание Э.Торндайк, написав, что наши тесты измеряют разные виды интеллекта — абстрактный, социальный и практический. Первый проявляется в способности человека оперировать символами, второй — в способности работать с людьми, а третий — в способности манипулировать объектами. Биологическим интеллектом называют биологические основы интеллектуального поведения; его изучение связано с анализом деятельности мозга и нервной системы, часто осуществляемым на молекулярном и клеточном уровнях. Изучение биологического интеллекта психологи проводят совместно с физиологами, биохимиками, антропологами.
Термином «социальный интеллект» обозначают умения решать социальные проблемы, адекватно вести себя в ситуациях общения. Иногда такие умения (социальный интеллект) включают в более широкое понятие «практического интеллекта», под которым подразумевают умения решать разные типы житейских проблем.
Все вышеизложенное означает, что пути интеллектуального тестирования и теории интеллекта в настоящее время разошлись. «Тестирование стало технологией, которая привела к утрате соответствия теории, направляющей его» (Л.Херншау). По мнению многих, теорию интеллекта следует разрабатывать на основе генетической психологии, патопсихологии и теории обучения. На современном этапе, несмотря на то, что по проблеме интеллекта было опубликовано более 900 000 работ, психология интеллекта стоит лишь в самом начале своего развития.
|
|
Что касается интеллектуального тестирования, то на современном этапе психодиагносты сосредоточены в основном на решении двух проблем: уточнении содержательной валидности интеллектуальных тестов и ограничении целей их практического использования.
Но, тем не менее для диагностики мышления и интеллекта используют следующие методы психодиагностики:
1. Тест интеллекта Р.Амтхауэра.
2. Групповой тест Дж.Ваны (ГИТ).
3. Гуревич К.М. ШТУР (школьный тест умственного развития).
4. Тест интеллекта Айзенка.