Психологическая характеристика готовности детей к школе

Под психологической готовностью к школьному обуче­нию понимается необходимый и достаточный уровень пси­хического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Необходимый и достаточный уровень актуального разви­тия должен быть таким, чтобы программа обучения попа­дала в «зону ближайшего развития» ребенка. «Зона бли­жайшего развития» определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Если актуальный уровень психического развития ребен­ка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в шко­ле, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружаю­щей среде, названного внутренней позицией школьника. И если посещение дошкольных учреждений являет­ся необязательным, то посещение школы строго обязательно, и дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда и появляется желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений. Именно этим, как прави­ло, объясняется то, что дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе: им недостаточно удовлетворить только по­знавательную потребность, им еще необходимо удовлетворить потребность в новом социальном статусе, который они полу­чают, включаясь в учебный процесс как серьезную деятель­ность, приводящую к результату, важному и для ребенка, и для окружающих его взрослых.

«Внутренняя позиция школьника», возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, по­зволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, други­ми словами, произвольном поведении ученика.

Д. Б. Эльконин выделял необходимые предпосылки учебной деятель­ности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:

—умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

—умение ориентироваться на заданную систему требо­ваний;

— умение внимательно слушать говорящего и точно вы­полнять задания, предлагаемые в устной форме;

—умение самостоятельно выполнить требуемое зада­ние по зрительно воспринимаемому образцу.

Выделяется три сферы: отношение к взрослому, к сверст­нику и к самому себе, уровень развития которых определя­ет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что в отечественной психо­логии при изучении интеллектуального компонента пси­хологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немало­важный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов, «...ребенок должен уметь выделять существен­ное в явлениях окружающей действительности, уметь срав­нивать их, видеть сходное и отличное; он должен научить­ся рассуждать, находить причины явлений, делать выводы» Для успешного обучения ре­бенок должен уметь выделять предмет своего познания.

Кроме указанных составляющих психологической го­товности к школе мы выделяем дополнительно еще одну — развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отража­ет как общее развитие ребенка, так и уровень его логичес­кого мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел нахо­дить в словах отдельные звуки, т. е. у него должен быть развит фонематический слух.

 

Психологические особенности педагогического управления. Технологизация образовательной среды.

Управление — это деятельность, направленная на выработку ре­шения, организацию, контроль, регулирование объекта управле­ния в соответствии с заданной целью на основе достоверной ин­формации. Объектами управления могут выступать любые, в том числе и социальные, системы (например, система образования страны, края, области, города или округа). Субъектами управления системы образования выступают Министерство образования РФ, управления образования края, области или города, окружные отде­лы образования.

Общие принципы управления педагогическими системами:

• демократизация и гуманизация управления педагогически­ми системами (делегирование прав и полномочий снизу вверх и наоборот);

• системность и целостность в управлении;

• научность — необходимость учета определенных законов и за­кономерностей развития систем;

• рациональное сочетание централизации и децентрализации;

• единство единоначалия и коллегиальности в управлении;

• оптимальность и эффективность — отбор адекватных и эконо­мичных методов решения управленческих задач;

• объективность и полнота информации в управлении педагоги­ческими системами.

К основным функциям управленческой деятельности руководи­теля относят:

• информационно-аналитическую;

• мотивационно-целевую;

• планово-прогностическую;

• организационно-исполнительскую;

• контрольно-диагностическую;

• регулятивно-коррекционную.

Эти функции в управлении общеобразовательным учебным за­ведением реализуются директором и его заместителями. На качест­во функционирования учебного заведения влияет способность всех членов управленческого аппарата выполнять свои функцио­нальные обязанности и согласованность действий при реализации управленческих стратегий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: