Психологические проблемы речевого общения. Психолингвистика

Психолингвистика – прикладное направление психологической науки, возникшее в 50 – 60 годы, которое изучает такие области как научение и обучение языку, дву- и многоязычие, теорию речевого поведения, психологию чтения, отношения речи и мышления, а также воздействие речи (слова) на психику и поведение людей.

Предмет психолингвистики составляют все формы речевого поведения.

Речь - это совокупность произносимых или воспроизводимых звуков, имеющий тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Речь без освоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от отдельного человека. Речью называют процесс практического применения человеком языка в целях общения с др. людьми. В отличие от речи язык – это средство общения людей др. с другом. Язык - это система условных обозначений (символов), с помощью которых передаются сочетание звуков, имеющих для людей определенный смысл и значение.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имеет возможности получать и передавать большое количество информации, особенно если она несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно передать с помощью органов чувств (правила, законы, абстрактные понятия и т.д.). Благодаря речи, человек не ограничивается только собственным опытом, но и обогащается опытом других людей. По своему значению речь имеет многофункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.

Свойства речи: 1-содержательность – определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значимостью и соответствием действительности; 2-понятность – достигается синтаксически правильным построением предложения а также применением в соответствующих местах пауз или выделение слов с помощью логических ударений; 3-выразительность - связана с эмоциональной насыщенностью (может быть яркой, эмпиричной или вялой, бедной); 4-воздейственность – заключается в её влиянии на мысли, чувства и волю др. людей, на их убеждение и поведение.

Виды речи: 1) устная – общение между людьми с помощью произнесения в слух, с одной стороны, и восприятия на слух – с другой (монологическая, диалогическая); 2) письменная – речь посредством письменных знаков; 3) внутренняя речь – не выполняющая функций общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

Функции речи: 1) выражение – с помощью речи человек передаёт свои чувства, переживания, отношения; выразительность, эмоциональность расширяет возможности общения; 2) воздействия – способность человека с помощью речи побуждать людей к действию; 3) сообщение – состоит в обмене мыслями между людьми с помощью слов, фраз; 4) обозначения – способность человека с помощью речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Главная же функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем в себе несет обычное сочетание звуков. Экспериментально доказано, что все виды мышления человека, связанны э с необходимостью использования более или менее развернутых рассуждений, усилением речедвигательных импульсов, а привычные и повторные мыслительные действия ее редукцией. Существует, по-видимому, некоторый оптимальный уровень интенсивности речедвигательных реакций человека, при котором мыслительные операции выполняются наиболее успешно, максимально быстро и точно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: