Психологические процессы переработки информации. Компьютерная метафора

Методологической основой исследования процессов переработки информации явились теория Лурия А.Р., положения теории переработки информации у человека Линдсея П. и Нормана Д., теория устройства памяти Роуза С.

Память – это запечатление, сохранение и последующее узнавание, и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Основными функциями памяти, в жизни человека являются запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

В основе способностей человека лежит память, которая является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память человека способна осуществлять ряд разнородных процессов: воспринимать информацию об окружающем мире, запечатлевать её, сохранять и воспроизводить.

Виды памяти и их особенности.

Каждая из видов несет особую функцию, хранит особую форму информации, обладает своими объемами, имеют свои особенности и все они действуют на основе различных принципов.

Выдающийся материалист XVII века Спиноза писал: «Если кто-нибудь прочтет только одну любовную историю, то превосходно удержит ее в памяти…Но если их несколько одного и того же рода, то мы воображаем сразу их все и они легко смешиваются».

Память – это наша жизнь и воспоминания детства, это способность узнавать голоса друзей по телефону и вспоминать отпуск двадцатилетней давности при взгляде на старую фотографию, знать наизусть расписание встреч или название фильма с участием любимых актеров.

Как правило, недостатки одного вида памяти могут компенсироваться за счет развития других. И это придает каждому человеку свою неповторимую индивидуальность в восприятии мира.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Обнаруживается очень рано, связана с мелкой и крупной моторикой. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, в движении танца.

Это память достигает полного развития очень рано, раньше всех видов и у нескольких людей остается ведущей на всю жизнь.

Образная  (зрительная, слуховая, осязательная) память – её отличительная особенность в том, что перед удержанием образа в памяти претерпевает информация. Образная память обычно ярче у детей и подростков.

Компьютерная метафора.

Наибольшее распространение когнитивной психологии получил вычислительный вариант Дж. Фодора, Д.Деннита в котором познавательные процессы выступают в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Это направление возникло под определенным влиянием информационного подхода. Описываемые в теории переработки информации операции, выполняемые ЭВМ, - получение информации, манипуляция символами, сохранение в «памяти» элементов информации и т.д., побуждали предположить по аналогии с компьютером, что познавательные процессы реальны и их можно исследовать. Таким образом была сформулирована компьютерная метафора: познавательные процессы стали трактоваться по аналогии с процессами переработки информации в сложном вычислительном устройстве.

Сторонники информационного подхода рассматривали человеческий ум как некоторое подобие компьютера, с тем лишь исключением, что по мере развития умственные процессы претерпевают определенные изменения. Введение в основы психологии компьютерной аналогии получило название «первой когнитивной революции».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: