Приказ Султана о заключении Шейха в тюрьму

 

В этом же году, в понедельник 6 числа, от наместника Султана в Дамаске, к Шейху прибыл ответственный за Вакъуфное имущество и один из судебных приставов Ибн Хутейр и оповестили Шейха, что пришел указ Султана поместить его в крепость.

 

Лицо Шейха выражало радость и приветствие, он сказал: «Я давно ждал этого, в этом есть великое благо». Шейха поместили в тюрьму, где для него освободили чистое помещение. Султан разрешил его брату Зейну-дину находиться вместе с ним и приказал выделить ему все, что необходимо для обслуживания Шейха.

 

В пятницу этого же месяца Шафиитский судья постановил о заключении в тюрьму группы соратников Шейха, других придали гонениям, остальные скрылись, после освободили из тюрьмы всех кроме Имама Шамсу-дина, Мухаммада ибн Абу Бакра аль-Джавзия».

[Книга «аль-укъуд ад-дурийя», стр. 259-260. Также Хафиз аль-Барзали в «Тарихе», также Ибн Касир в «аль-бидая ва ан-нихая»].

 

Ибн Касир пишет: «В среду 10 зуль-къаада 726 года, в ханбалитском медресе преподавал Бурхану-дин Ахмад ибн Хилал аз-Зарьи аль-Ханбали, заменяя Шейха Ибн Теймийю. Его посетили Шафиитский Судья и группа Факъихов, что трудно сказалось на многих из последователей Шейха ибн Теймийи, так как за день до этого к Ибн Теймийе, по поручению наместника Султана с некоторыми вопросами, приходил судебный пристав Ибн аль-Хутейри.

После этого, в четверг, пришёл Судья Джамалу-дин и ответственный за Вакъуфное имущество Насру-дин и спросили его про тему посещения могил. Шейх ответил им, написав на свитке, и Шафиитский Судья Дамаска подписал, что он принял этот ответ от Ибн Теймийи, написанный им собственноручно, а далее написал, что самое больное место, т.е. что якобы точка разногласия здесь, в том, что Ибн Теймийя сделал посещение могилы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и могил других пророков мир им, грехом по абсолютно единогласному мнению всех Ученых».

 

Ибн Касир продолжает: «Так посмотрите же сейчас на это изменение слов Ибн Теймийи, со стороны Шафиитского Судьи. Поистине, его ответом на этот вопрос не было запрещение посещения могил Пророков и праведников. В его ответе было упоминание двух мнений, одно по поводу отправления в путешествие и снаряжения в путь лишь для посещения могил, а другое простое посещение могил без снаряжения в путь и дальней дороги к ним. Посещение могилы, без отправления в путешествие только ради этого — это один вопрос, а посещение могилы, отправляясь только ради этого в путешествие, другой вопрос.

 

Шейх не запрещает посещение могил без того, чтоб только ради этого отправляться в далекий путь, а наоборот считает её желательной и Сунной, и его книги и жизненный путь свидетельствую об этом. Этот вид посещения могил он не оспаривает в фатве, и он не сказал, что это грех, и не приводил никакого «Иджма» на запрет этого. Шейх Ибн Теймийя не является незнающим хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Посещайте могилы, поистине они напоминают вам о будущей жизни». А от Аллаха ничего не скроется из скрываемого: «А притеснители скоро узнают, какой поворот [судьбы] их ожидает». (Сура Шуъара 227 аят)».

[Книга «аль-бидая ва ан-нихая» 2\2165. Подобные слова говорят Хафизы Ибн Абдул-Хади и аль-Барзали в своих книгах].

 

Имам ан-Навави писал в своих комментариях к «Сахиху» Имама Муслима: «Ученые разногласили по поводу подготовки в путь и путешествия к чему-либо, кроме трёх мечетей, как путешествие к могилам праведников и к достопочтимым местам и т.п. Шейх Абу Мухаммад аль-Джувейни из наших соратников Шафиитов, считал это запрещенным. Это так же известно со слов Къадия Айяда…». Далее ан-Навави указывает на то, что верно на его взгляд противоположное мнение.

[Цитировалось по книге «Джала аль-Айнейн», Нуъмана ибн Махмуд Афанди аль-Алуси, стр.491].

 

Подобное мнение, запрещающее отправляться в дальний путь, с единственным намерением, посетить какую-то определенную могилу или достопочтимое место, выражали многие Ученые. Первыми из них были сподвижники Пророка, да будет доволен ими Аллах, Абу Хурейра, Абу Басра, да будет доволен ими Аллах, видевшие и слышавшие его, да благословит его Аллах и приветствует, и лучше всех других понимавших цель и значение его высказываний.

 

Передается от Басры ибн Абу Басры аль-Гъифари: «Я встретил Абу Хурейру возвращающегося с горы Тура, и спросил его «Ты откуда идёшь?» Абу Хурейра [Ибн Хаджар Аскалаини в «Фатх аль-Бари» после приведения этого хадиса сказал: «…и согласился с ним Абу Хурейра». 3\86] ответил: «С Тура. Я помолился там». Басра продолжил: «Если бы я встретил тебя раньше, чем ты начал собираться в путь, то ты бы туда не пошел. Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не отправляются в путь, кроме как к трем мечетям, мечеть аль-Харам, моя мечеть и мечеть аль-Акъса».

[Приводит Имам Ахмад в «Муснаде» 39\270, Имам Малик в «Муватта». Хайсами сказал; «Передатчики этого хадиса достой доверия». «Маджма аз-заваид» 4\3].

 

Так же передается от Къаз’а [«Табиин достойный доверия». Смотрите «Тахзиб аль-Камаль», Хафиза аль-Миззи аш-Шафии]: «Я собрался сходить на гору Тур, и спросил об этом Ибн Аббаса. Он сказал: «Ты что, не слышал слов Порока, да благословит его Аллах и приветствует: «Не отправляются в путь, кроме как к трем мечетям, мечеть аль-Харам, моя мечеть и мечеть аль-Акъса». Оставь, не ходи туда».

[Приводит с достоверным иснадом Азракъий в «Ахбар Макка» стр. 304].

 

Из ученых это были, Къадзий Айяд аль-Маликий (476-544 г.г.), Къадзий Хусейн аш-Шафии *, Ибн Акъиль аль-Ханбали (431-523 г.г.), Абу Мухаммад аль-Джувейни аш-Шафии (умер в 438 г.), Ибн Батта аль-Ханбали (304-380 г.г.), это же говорил Ибн Теймийя, Ибн Къаийм аль-Джавзия, и многие ученые Маликиты их современники из Шама и Багдада.

 

*[Ибн Хаджар Аскалани говорит в «Фатх аль-Бари»: «Ученые разногласили по поводу подготовки в путь и путешествия к чему-либо, кроме трех мечетей, как путешествие к могилам праведников и к достопочтимым местам, с намерением получения благодать-бараката в этих местах, молитвы возле них. Сказал Шейх Абу Мухаммад аль-Джувейни, что это запрещено, в соответствии с хадисом. Къадзий Хусейн сделал подобный выбор, то же самое сказал Айяд и группа ученых». 3\8].

 

Ибн Раджаб аль-Ханбали пишет: «В конце концов, враги Шейха, проявили хитрость в вопросе запрета на путешествие к могилам Пророков и праведников, сделав это с его слов принижением достоинств Пророков, что является неверием. Группа из последователей за своим страстями, постановили об этом (о его неверии), и это были восемнадцать человек во главе с Маликитским Судьёй аль-Ахнаи. После чего Судьи мазхабов постановили, что его следует заключить в тюрьму, где он в последствии провел два года и несколько месяцев.

 

Шейх с разных сторон пояснил им неверность того, что они постановили в отношении него. Группа Ученых давали фатвы, что даже если он ошибся в этом, то это ошибка Муджтахида, которая прощена. Группа Ученых из Багдада выразила свое согласие в этом вопросе с Шейхом, а также многие другие. Сыновья Шейха Маликитов в Дамаске, Абу Валида, дали фатву, что к выраженному Шейхом Ибн Теймийей, вообще не может быть никаких претензий. Он привел разногласие ученых в этом вопросе и выразил мнение приоритетности одного из них».

[Книга «Зейль аля Табакъат аль-Ханабиля» Ибн Раджаба. Цитировалось по книге «аль-Джами ас-сира Шейх аль-Ислам» стр. 480].

 

Однако не смотря на все это, мнение Ибн Теймийи наталкивалось на стену необъективности со стороны ответственных людей. Кто-то понимал, но боялся встать в ряды защитников Шейха, которых быстро определяли в тюрьму. Кто-то, нарочно желая воплотить в жизнь свои амбиции, наговаривал на Шейха, выслуживаясь перед начальством в Судебной иерархии Египта, которая всегда пыталась удалить Шейха с горизонта своего беспечного существования, так как распространение Сунны и убеждений праведных предшественников, рушили их авторитет в государстве и ослабляли влияние.

 

Таковыми были причины преследований Шейха Ибн Теймийи, его тюремных заключений и испытаний.

 

И в конце воздаю хвалу Аллаху, Господу миров. Мир и благословления нашему любимому Пророку Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: