Метод сходства:
АВС – вызывают p;
СDE – вызывают p;
CEF – вызывают p;
Вероятно, С – причина p.
Объединенный метод сходства и различия:
АВС – вызывают p;
АВD – не вызывают p;
СEF – вызывают p;
Вероятно, С – причина p.
Метод остатков:
АВС – вызывают p q r s;
А – вызывает p;
В – вызывает q
C – вызывает r
Вероятно, существует Х, который вызывает s.
Метод сопутствующих изменений.:
АВС – вызывают p;
АВС1 – вызывают p1;
АВС2– вызывают p2;
Вероятно, С – причина изменений p.
Вопросы для самоподготовки и дискуссий
1. Почему понятия «метод» и «методология» являются многозначными?
2. Как классифицируют методологические принципы?
3. В чем гносеологическая ценность принципа объективности?
4. Чем объективность естествознания отличается от объективности в социально-гуманитарных науках?
5. В чем гносеологическая ценность принципа системности?
6. В чем гносеологическая ценность принципа историзма? Чем историзм отличается от историцизма?
7. Какие типы детерминизма Вам известны?
8. В чем эпистемологическая значимость принципа простоты?
9. Могут ли социально-гуманитарные науки быть точными?
10. Раскройте философский смысл принципа дополнительности.
11. Раскройте тему: дополнительность и релятивизм.
12. Чем наблюдение отличается от эксперимента?
13. Приведите примеры решающих экспериментов, опираясь на знания, полученные при изучении темы 4.
14. Какие теоретические методы Вам известны? Можно ли логические методы рассматривать в качестве автономных?
15. В чем сущность проблемы индукции в философии науки?
Тема 7. Структура научного знания: логический анализ
Логический анализ понятий.
Определение и классификация.
Две догмы эмпиризма» У. Куайна.