Движение есть только в подлунном мире. Трехмерное пространство – необходимо и достаточно для описания объектов. В надлунном мире нет ни времени, ни пространства

Аксиоматика Евклида

1. От всякой точки до всякой точки можно провести прямую.

2. Ограниченную прямую можно непрерывно продолжать по прямой.

3. Из всякого центра всяким радиусом может быть описан круг.

4. Все прямые углы равны между собой.

5. Если прямая, пересекающая две прямые, образует внутренние односторонние углы, меньшие двух прямых углов, то, продолженные неограниченно, эти две прямые встретятся с той стороны, где углы меньше двух прямых углов.

 

Основные ограниченности античного («аристотелевского») образа науки:

1. Науке античного мира был присущ геоцентризм. Она описывала мир как замкнутый, шарообразный Космос (Парменид), центром которого является Земля (Птолемей).

2. Несмотря на значительные успехи математики, большинство объектов естествознания изучались качественными методами. Область применения математики ограничивалась Аристотелем расчетами движения небесных тел (астрономия). Земные явления, считал он, познаются только качественными, нематематическими методами. По мнению Аристотеля «математика пригодна для предметов, у которых нет материи, а поскольку природа почти во всех случаях связана с материей, то математика не подходит для науки о природе».

3. Античной науке был присущ созерцательный характер. Ей была чужда идея научного эксперимента. Согласно Аристотелю научные теории должны строиться на наблюдении вещей в их естественном состоянии с помощью естественных органов чувств. Аристотель считал, что «эксперимент нарушает жизнь природы и искажает ее познание».

Эпоха Средневековья – время господства теоцентризма, креационизма и эсхатологизма. Достижения науки в средние века были заслугой не только ученых Запада, но и заслугой ученых Востока (преодоление европоцентризма в рассуждениях о средневековой науке). Обоснование мысли о возможности и важности сочетания, взаимодействия религии и науки, как разных проявлений человеческой культуры. С точки зрения религии процесс познания рассматривался как путь к Богу, который находится внутри нас – самопознание. Природа является дополнительным, второстепенным источником познания, но дело это не столь важное, как познание Бога в самом себе. В природе, среди вещей, мы ищем нечто божественное, в этих вещах тоже есть частица Бога. Все знания, сведения, накопленные в средние века, были результатом средневекового типа мышления. 

Важную роль в системе средневекового знания играли физические, астро­номические, математические знания, которые базировались на достижениях антич­ной науки, на аристотелевской картине мира. В структуре средневекового знания выделяется учение о живых организмах. Учению о свойстве живого присуще учение о присутствии души, это свойство было сообщено Творцом. Этим свойством наделялся весь мир растений, животных и человек. Средневековое знание включало комплекс алхимических и астрологических знаний с присутствием определенных компонентов эмпирического знания.

Эпоха Возрождения и классическая наука Нового времени 17 – 19 вв. – рубеж в истории естествознания. Классическая наука – это огромный период в истории науки, это время величайших изобретений и открытий, именно поэтому этот период определяется как классика, эталон науки, ее образец. В этот период была создана механистическая картина мира – в основе этого представления о мире было зало­жено представление о том, что законы механики, физики распространяются не только на природу, но и на другие области жизни, включая и общество. Основной областью знаний в классической науке стала физика и на ней, как стали считать, базируются все другие науки, причем не только естественные, но и гуманитарные. Весь мир сводился к механическим силам притяжения и отталкивания. Все явления, в том числе, и социальные можно представить как перемещение частиц вещества, лишенных каких-либо качественных особенностей. Первостепенное значение в приобрели расчеты, особое внимание уделялось точным измерениям. 

17-19 вв. характеризуются огромным влиянием на весь корпус науки идей И. Ньютона (1643 – 1727 гг.) – физика, математика, механика и астронома, одного из создателей классической физики. Автор фунда­ментального труда «Математические начала натуральной философии» (1684 – 1686), в котором он изложил закон все­мирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисления, теорию цвета, заложил основы современной физической оптики.

Впервые была предложена универсальная математическая концепция архи­тектуры мироздания. Материя, обладающая фундаментальными физическими свойст­вами, предстала как целостная система силовых взаимодействий. Ньютон отказался от метафизических качественных первоначал в пользу исчисляемых количественных характеристик мира.

Прочное утверждение в сознании ведущих ученых рационалистического мировоззрения в противовес религиозному (основанному на догмах). Поэтому этот период стали называть веком разума. Считали, что Вселенная развивается по собственным присущим ей законам. Заменителем Библии стала знаменитая «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» – основатели Дидро, Вольтер, Руссо. Самым престижным занятием стала считаться в это время наука. Основанием стал лозунг Ф. Бэкона «Знание – сила». Утвердилось мнение, что человеческое познание имеет огромные возможности, а также в огромных возможностях социального прогресса – умонастроение, получившее наименование познавательного и социаль­ного оптимизма.

Начался активный процесс институционализации науки, появились институты, которых раньше не было. Именно в это время сложилась классическая система организации науки, просуществовавшая до настоящего времени. Стали появляться особые учреждения, которые стали объединять профессиональных ученых – академии наук. В 1603 г. появилась первая – Римская – академия наук.

Промышленная революция (конец 18 – 19 вв.). Промышленная революция – широкое понятие, под которым понимается развитие энергетики и машинного производства. Крупнейшие изобретения не всегда были связаны с чисто научными теоретическими открытиями. Эти изобретения непосредственно возникали в результате потребностей практики (общества, промышленности). 

Основные научные и технические достижения XIX в. Крупнейшие достижения в области науки были достигнуты, прежде всего, в области физики: в электродинамике. Большую роль в физике стала играть термодинамика – исследо­вание общих законов механизма превращения различных видов энергии. Химическая наука: Д. И. Менделеевым (1869) открыт периодический закон и создана периодическая система элементов. Биология: достижения связаны с именем Ч. Дарвина («О происхождении видов», 1859). Именно его наблюдения заставили его отвергнуть традиционные божественные концепции творения мира. Крупней­шие технические достижения: расширение применения парового двигателя не только в промышленности, но и на транспорте (сначала на железной дороге, а затем и на водном транспорте). Достигнуты успехи в электротехнике –возможность производства электроэнергии и передачи ее на большие расстояния, что обусловило более широкое ее применение. Исследование металлургических процессов: развитие химических технологий (химических удобрений, химических красителей).

В XIX в. произошли существенные организационные изменения в науке: центры стали перемещаться из академий наук в университеты. Кроме того, появились специализированные научно-исследовательские учреждения. В XIX в. усилились коммуникации между учеными не только на национальном, но и на международном уровне. Проводятся научно-технические выставки, конференции.

Основные выводы по классической науке XVII – XIX вв.

Развитие классической науки – лавинообразный рост научных откры­тий и технических изобретений, который привел к созданию новой сферы жизни – техносферы (которую иногда называют второй природой) в виде машинного производства, систем транспорта, связи. К концу XIX в. зало­жены основы совре­менной промышленной цивилизации. К концу периода сформировалась современ­ная система наук, которая включала математику, физику, химию, биологию и комплекс социологических наук. Причем методы естественных наук (экспе­риментальные методы) стали все теснее сближаться с методами гуманитарных наук. Образовался единый фронт науки и научная сфера стала одной из ведущих сфер в социальной жизни.

Современная неклассическая наука XX – XXI вв.

Отличие этого этапа состоит в том, что он еще не вполне устоявшийся, поэтому его признаки, черты до конца не определены. Наука развивается очень быстро, появляется огромное количество отраслей, поэтому дать оценку современному этапу развития науки чрезвычайно сложно. Особенности:

1) Системность (рассказывать про системный подход, дать определение системы).

2) Глобальный эволюционизм (идея эволюции прошествовала из философии – диалектика в социальную философию и далее – в науку (Дарвин). Любой сегодняшний объект рассматривается как результат эволюции – это и есть глобальный эволюционизм; современная наука не может рассматривать объекты как нечто статичное.

3) Самоорганизация (концепция Большого взрыва, теория само­организации).

4) Методологический плюрализм – осознание ограниченности любой методологии, в том числе и рациональной.

5) Постепенное ослабление требований жестких нормативов научного дискуса (некая конструкция стандартов, логико-понятийных переходов от одного уровня к другому).

6) Усиление роли внерационального компонента.

Идут острые споры по ряду научных проблем. Прежде всего, это следующие проблемы:

1) Возможности и перспективы развития ядерной энергетики (за/против).

 2) Возможности и пределы этих возможностей в использовании генной

инженерии (клонирование животных и человека).

3) Формы, способы использования компьютерных технологий, в особенности, в системе образования.

4) Основные направления космических исследований.

Несмотря на продолжающиеся процессы, ведущие к дифференциации науки, ведущим в развитии науки стал процесс объединения, интеграции всех научных отраслей в единое научное знание. Это наиболее ярко проявилось в развитии естественных наук, особенно математики, физики, химии, биологии. Как объекты, так и методы исследования становятся все более всеобщими. Под влиянием интеграционных процессов представления об основных сферах бытия – неживом, живом, социальном, казавшихся ранее противоположными, утрачивают свою несовместимость. Все больше физические методы и физические понятия используются при изучении биологических явлений на молекулярном уровне. Живой организм характеризуется физическим понятием открытой системы. Физические, химические, биологические процессы оцениваются в категориях самоорганизации, процесса интеграции – синергетики, основы ее заложены в конце XX в. И. Пригожиным. На основе этих процессов интеграции формируется новая картина мира – неклассическая. Но она содержит в себе немало противоречий («белых пятен», «черных дыр»), тем не менее, она обладает определенной степенью определенности, целостности.

Основные характеристики (особенности) современной картины мира:

1) Мир характеризуется как некая целостность, как некое единство, т.е. мир един, представляет собой нечто системное, целостное, континуальное. 

2) Несмотря на то, что мир един, он отнюдь не является однообразным, т. е. признавая единство мира, современная наука не отрицает его структурности, дискретности. Мир чрезвычайно разнообразен. Различают 3 основных мира: большой (мегамир), средний (мидимир), соизмеримый с человеком и малый мир (микромир). При сопоставлении мидимира оказывается, что основные параметры этого и других миров практически несоизмеримы. Поэтому, человеческие представления о времени, пространстве, движении, как установил Эйнштейн, относительны.

3) Несмотря на различие между различными структурами все уровни мира имеют общее свойство – становление, развитие, движение. Современная наука понимает движение иначе, чем классическая: классическая наука видела в движении процессы, которые полностью открыты естествознанию и исключают случайность. Так, например, считал Лаплас, полагавший, что все можно рассчитать и спрогнозировать с помощью математических расчетов – классический детерминизм в понимании движения. Хотя современная наука не отрицает закономерности движения, она не отрицает роль случайности. В частности, обращается внимание на то, что начало процесса развития Вселенной было следствием Большого Взрыва, который был случайностью, поэтому случайность будет иметь место и в развитии. Правда, случайность тоже подчиняется каким-либо закономерностям – возникает теория вероятностей.

Современная наука представляет собой синтез идей детерминации и идей теории вероятностей с ролью случайности. Эти выводы возникли на основе новейших современных комплексов наук – информатики, синергетики, общей теории систем – они внесли важнейшие новые представления в современную картину мира.

 

3. Философия науки, берущая свое начало с 30-40 гг. 19 века, представлена рядом направлений. Историю философии науки, с указанием основных направлений и представителей можно представить следующим образом:

Становление философии науки. О. Конт, У. Уэвелл, Е. Дюринг. «Первый пози­тивизм». Дж. С. Милль и Г. Спенсер. Конвенционализм А. Пуанкаре. Эмпириокри­тицизм. Э. Мах. Неокантианская философия науки. Э. Гуссерль и феноменоло­гическая философия науки. М. Хайдеггер. Неопозитивизм и аналитической филосо­фия науки. Б. Рассел. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна. «Венский кружок». Р. Карнап. Львовско-Варшавская школа логики. «Лингвистический по­ворот». Постпозитивизм. «Большая четверка»: К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд. Критический реализм. Методология научно-исследовательских программ. Методологический анархизм. Прагматизм и неопрагматизм. М. Полани: личностное знание. Философская герменевтика и гуманитарное знание. Струк­турализм. Синергетика как новая сциентистская парадигма. Критическая философия Франкфуртской школы. Марксизм и советская философия науки. Когнитивный подход в философии науки. Новый рационализм.

Ведущими направлениями философии науки были позитивизм и аналитическая философия науки. В форме тезисов представим концепции основных представителей этих направлений.

Б. Рассел:

- Имеет место принципиальное различие (дуализм) материи и сознания, единичного и общего (универсалий).

- Эмпиризм – универсальный метод, имеющий философскую значимость.

- Анализ наиболее адекватный метод, представляющий собой разложение сложных форм знания на простые и выявление «истинной схемы знания», репрезентирующей «подлинную структу­ру мира».

- Значение обозначающего выражения можно узнать путем не­посредственного знакомства с предметом и/или с помощью его описания.

Л. Витгенштейн:

- Мир есть факты в логическом пространстве.

- Границы языка есть границы мира.

- Между структурой факта и структурой предложения должно быть что-то общее.

- Логической картиной фактов служит мысль.

К. Поппер:

- Теория является научной, если ее можно опровергнуть.

- Истина – объективна.

- Знание носит предположительный характер.

- Любое знание подвержено ошибкам.

- Мир физических объектов взаимодействует с миром субъективной менталь­ности, а тот порождает мир объективного знания («третий мир»).

Т. Кун:

- Наука развивается дискретно.

- Научное знание развивается посред­ством научных революций.

- Нет абсолютных критериев научной рациональ­ности.

- Научное познание детерминировано внешними факторами.

И. Лакатос:

- Рациональность научной деятельности удостоверяется готовностью ученого признать опровергнутой любую научную гипотезу, когда она сталки­вается с противоречащим ей опытом.

- Ученый должен стремиться к возмож­ным опровержениям собственных гипотез.

- Фальсификационизм должен соединить в себе постулаты эмпиризма и рациональности.

- Чем больше теория запрещает, тем она лучше. Верификационизм ошибочно сделал ставку на высоковероятностные теории, которые говорят нам очень мало и не имеют объяснительной силы. Научные теории, никогда не могут быть полностью оправданы и верифицированы, они лишь прове­ряемы. Критерием научного статуса теории является ее фальсифици­руемость, опровержимость, или проверяемость.

- Рациональность опирается на универсализацию эмпиризма, а эмпиризм находит адекватное воплощение в критерии рациональности.

П. Фейерабенд:

- Кумулятивная модель развития науки – не состоятельна.

- Между теориями, сменяющими друг друга, нельзя установить логи­ческие отношения, в том числе, и отношение логической выводимости.

- У сменяющих одна дру­гую теорий нет ни общего «эмпирического базиса», ни общей терминологии; это позволяет считать научные теории «несоизмеримыми», т. е. они не могут противоречить друг другу.

- Вместо наивной рационалистической уверенности в преимуществах «под­линно научного» метода, следует признать, что единственным действительно работающим и жизненно важным для науки принципом является правило «anything goes» – пригодно все, что способствует успеху.

 

Вопросы для самоподготовки и дискуссий

 

1. Интерналистская и экстерналистская парадигмы истории науки.

2. Протонаука и технологии Древних цивилизаций.

3. Какую роль сыграла математика в истории античной философии?

4. Сформулируйте основные положения эпистемологии Платона.

5. Сформулируйте основные положения физики Аристотеля.

6. В чем оригинальность и новизна «Начал» Евклида?

7. В чем естественнонаучная специфика «Альмагеста» Птолемея?

8. Охарактеризуйте естествознание позднего средневековья.

9. Охарактеризуйте гелиоцентризм. Николая Коперника.

10. Приведите аргументы в пользу тезиса: «Наука современного типа формируется в 16-17 веках».

11. Проблема метода познания в классической философии.

12. В чем сущность кантианского переворота в философии?

13. Что такое эволюционный тип научного мышления?

14. Раскройте содержание темы «Социально-гуманитарные науки в 20 веке».

15. Какое влияние оказала квантовая физика на формирование новой концепции мировидения?

16. Какое влияние оказали СТО и ОТО на формирование новой концепции мировидения?

17. Напишите философский портрет Н. Бора.

18. Напишите философский портрет Л. Витгенштейна.

19. Напишите философский портрет К. Р. Поппера.

20. Раскройте содержание темы «Постнеклассическая наука и картина мира современного человека».




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: