1. Методология – направленность рационально-рефлексивного сознания на конструирование, проверку, совершенствование и изучение методов решения научных проблем (задач). Есть метод, как подход и метод, как способ. Подход представляет собой некую общую схему мировидения и базируется на принципах (регулятивах), которые, в значительной мере, определяют программу использования методов как способов. Далеко не все методологические принципы имеют универсальный характер. Естественные науки не нуждаются в принципе внеконфессиональности, такой регулятив как инвариантность не годится для культурологии, т. к. работает в отношении теорий с развитой математической структурой и т. д.
Метод – осмысленный, целенаправленный, контролируемый, способ (процедура, операция, алгоритм) решения проблем (задач). «Науку следует характеризовать используемыми в ней методами, то есть нашими способами обращения с научными системами, тем, что мы делаем с ними и что мы делаем для них», – пишет К. Поппер. Рефлексия над методологией именуется метаметодологией. Другими словами, метаметодология – это методология методологии.
|
|
Именно методологическое сознание, по словам Б. Парахонского, «является способом регулирования исследовательского процесса, обеспечения в нем необходимых рациональных стандартов и ценностных механизмов выбора, селекции должного от побочного, поддержания заданных целевых ориентаций». В пространстве такого сознания и формируется познавательная парадигма. Это сложный процесс, уже потому, что противоречия между объективным знанием и познавательными интенциями исследователя – неизбежны. Адекватный ли метод своему предмету нельзя определить априори, это решается в процессе познания. «Метод и система взаимоопределяющи. Следовательно, никакой метод не может претендовать на адекватность каждому предмету», – отмечает П. Тиллих. Б. Лоннерган подчеркивает, что метод, это, прежде всего, «нормативный паттерн, повторяющихся и взаимосвязанных операций». Многие операции субъективно окрашены, набору правил нельзя следовать «скрупулезно и бездумно», метод – каркас для научного творчества.
Методология важна, но это пропедевтика исследования, ее следствия ограничены в своей предсказательной силе. Не является аксиомой положение: познание базируется исключительно на рациональных и контролируемых методах. Слышны призывы: эпистемология должна обратиться к дологическим, допонятийным, допредекативным – вообще к дорефлексивным формам и компонентам. Правда, эти «компоненты» вполне доступны для строгого, осмысленного методологического контроля и рациональной интервенции. Необходимо также учитывать, что многие методологические вопросы, интересные в первую очередь людям, занимающимся философией науки, а не ученым. Несмотря на то, что теории уступают место сценариям, категории – метафорам, методы – дискурсу, «неклассическая эпистемология, – с точки зрения И. Касавина, – имеет шанс сохранить философский статус». Можно констатировать, что дискуссии между сторонниками нормативной и дескриптивной стратегии, номотетической и идеографической методологических программ – принципиально не завершены. Но наиболее творческие и новаторские работы создаются в условиях множественности парадигм. Именно «между» теориями, а также в столкновении противоречий, порождаемых новыми концепциями, необходимо вести поиск и формулировать новые подходы.
|
|
Под методологической стратегией понимается некий план решения эпистемологических проблем и преодоление аномалий; разработку и апробацию способов, операций и форм познавательной деятельности. Мы солидарны с Г. Рузавин: стратегия исследования связана «непосредственно не с изучением реального мира, а с наиболее целесообразным и эффективным осуществлением самого процесса исследования». Познавательная стратегия – это не столько следование устойчивым правилам и принципам, сколько адекватная и релевантная последовательность ходов, допускающая вариативность, аналогичная, по Хинтикке, игре в шахматы. Это, используя терминологию М. Вебера, идеально-типическое средство ориентации. Такие алгоритмические свойства как элементарность, дискретность, детерминированность в религиоведении заданы не жестко.
Под адекватностью стратегии понимаем ее полноту, т. е. способность всесторонне интерпретировать максимально доступный массив информации в контексте соответствия целям (задачам). Адекватность – это совпадение информационных параметров, при наличии связного списка вещей, представленного как система с одинаковым концептом, но с различными субстратами. Одним из условий адекватности является релевантность. Под ней понимаем некую эпистемическую единицу, имеющую максимальный констекстуальный эффект при минимуме когнитивных усилий. Релевантные знания привносят в контекст новую информацию, усиливают информацию имеющуюся и не способны нарушить целостность контекста. Для социально-гуманитарных наук понятие «релевантность» более приемлемо, чем истинность, т. к. не предполагает веритистской однозначности и точности, если точность понимать как понятие, характеризующее степень соответствия знания реальности. Кроме того, релевантность – это свойство которое не нуждается в репрезентации (не говоря уже о «вычислимости, следовательно, более «толерантно» к парадоксам и противоречиям. Непротиворечивость остается важнейшим регулятивом, однако выявление противоречий при встрече локальных теорий – отправная точка развития знания, переход к более релевантным теориям. «В формальной логике противоречие является сигналом бедствия, но в развитии реального знания оно означает первый шаг к победе. Это должно служить основой для предельной терпимости к разным мнениям», – отмечает А. Уайтхед.
Закончим рассмотрение первого вопроса «методологической» сентенцией А. Эйнштейна: «Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме».
2. Принципы научного познания по своему содержанию и функциям целесообразно классифицировать на общенаучные, частнонаучные и региональные частнонаучные.
Общенаучные принципы
Принцип объективности предстает в качестве идеала, своего рода, гносеологического маяка. Проблему объективности можно рассматривать: 1) в плане отражения «внешних» явлений в субъективных формах, 2) в программе функционирования знаний как имманентно достоверных, 3) как методологический регулятор познания. Интересное объяснение дает В. Паули: «Всякий способ рассмотрения, который может учить других, который другие, приобретя необходимые предварительные звания, могут понимать и снова применять, который, наконец, можно обсуждать с другими, может называться объективным». А. Мэгилл понимает объективность как «претензию на обладание эпистемологической значимостью». Он выделяет четыре пересекающихся типа объективности: 1) философский (абсолютный)тип – познающие субъекты обязаны представлять вещи такими, как они есть на самом деле, стремясь к единому набору репрезентаций; 2) дисциплинарнаяобъективность как конвенциональный стандарт в конкретном исследовательском сообществе; 3) интеракциональный (диалектический)тип– объекты становятся таковыми в ходе взаимодействия между субъектом и объектом, поэтому объективность всегда, отчасти, субъективна; 4) процедурныйтип объективности (ориентируется на практику имперсонального метода исследования объективности без субъективности). «Дисциплинарная, диалектическая и процедурная объективность не существует в чистой форме в реальности, а абсолютная объективность, которая предполагает божественный уровень понимания и отстраненности, видится нами, скорее, как некий идеал, лежащий за пределами человеческих возможностей».
|
|
Важным требованием объективности является возможность проверки, не основанной на одном субъективном мнении, но на квалифицированной оценке со стороны научного сообщества. А. Данто объективными называет те изложения, «которые не зависят от времени, места и личных предпочтений того, кто их дает». Но в таком случае, факты как раз и теряют объективность, ибо они всегда привязаны ко времени и пространству. Другое дело, интерсубъективная фиксация хронотопа и событийная общезначимость, нивелирующая «личные предпочтения». В контексте реализации программы элиминации субъективного появляется соблазн все знания объявить объективными. Действительно, в самых глубоких фантазиях есть что-то, не зависящее от субъективных факторов, мистические прозрения – объективны, т. к. детерминированы внешней для агента религиозной доктриной, даже сон – объективен, ибо зависит от сингулярных эпистемических состояний лишь отчасти. С другой стороны, как отмечает М. Вебер, «не существует совершенно «объективного» научного анализа культурной жизни или «социальных явлений», не зависимого от особых «односторонних» точек зрения, в соответствии с которыми они избраны в качестве объекта исследования, подвергнуты анализу и расчленены». Ни физические объекты, ни объекты социальные, не являются вещами, с которыми мы непосредственно и в полной мере знакомы.
|
|
Итак, обнаруживаем два формата объективности – как адекватность внешнему, и как отстраненность от внутреннего. Условно назовем их онтологической и эпистемологической объективностями. В социально-гуманитарных науках объективность – это уважение к истине на фоне плюрализма различных культурно-исторических традиций и познавательных парадигм, представители которых всегда в чем-то заблуждаются. Есть объективность вне нас, объективность знаний, т. е. «третьего мира», также вне нас, наша субъективность, которая стремится стать объективной, диалектически взаимодействуя с «третьим миром». Объективность не может быть «чистой», она субъективно нагружена. Другое дело, степень этой нагруженности. Вполне уместно рассматривать объективность как идеал-ориентир в определенной гносеологической системе координат. В свою очередь, принцип объективности характеризуется следующими требованиями: 1) элиминация (полная или частичная) субъективных паттернов познавательного процесса, 2) следование исследовательским конвенциональным стандартам, 3) возможность независимой проверки со стороны научного сообщества, 4) эпистемологическая общезначимость, 5) объекты должны быть отражены в теории такими, какими они есть, независимо от личностных оценок.
Принцип системности: все явления (предметы, процессы, события) представляют собой целостные системы различной степени иерархии и сложности.
Принцип историзма: явление (событие, процесс) целесообразно рассматривать в программе его возникновения развития, изменения. К. Поппер: историзм – это «реконструкция прошлых дискуссий вокруг определенных научных проблем».
Актуализм: 1) методологическийпринцип, согласно которому результаты изучения прошлого должны рассматриваться в контексте проблематики настоящего; 2) метод научного исследования исторически изменяющихся объектов, при котором настоящее их состояние служит ключом к пониманию их прошлого?
Принцип детерминизма (от лат. determinare – ограничивать, очерчивать, определять границы, определять) имеет как общенаучный, так и частнонаучный характер. Этот принцип – основа философского учения об объективной, закономерной взаимосвязи и всеобщей причинной обусловленности всех явлений, событий и процессов. Противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности. Принцип детерминизма тесно связан с однонаправленностью стрелы времени. Приверженцем абсолютного детерминизма был Пьер-Симон Лаплас. Между детерминизмом и индетерминизмом имеются переходные учения, например, у Лютера, Цвингли и Канта: так, если детерминизм полностью распространяется на эмпирически данную «естественную» природу человека, то его моральная природа рассматривается в этом случае как разновидность индетерминизма. Согласно детерминизму, все происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено либо судьбой (фатализм), либо богами или Богом (учение о предопределении, теологический детерминизм), либо природой (космологический детер минизм), либо человеческой волей (антро пологическо-этический детер минизм), либо развитием общества (социальный детерминизм).
Частнонаучные принципы
Причинность представляет собой такую форму связи, при которой одно явление порождает другое. Принцип причинности: имеют место объективно допустимые пределы влияния событий друг на друга, а именно: 1) событие может оказывать влияние только на события, происходящие позже него, и не может оказывать влияние на события, произошедшие раньше него («будущее не влияет на прошлое»); 2) если классическая физика допускает произвольно большую скорость переноса взаимодействий, то в теории относительности скорость любого сигнала не может превышать скорость света.
Принцип наблюдаемости – методологический регулятив, выражающий следующее требование: теория должна быть иметь в качестве своих оснований эмпирически фиксируемые фрагменты, а хотя бы часть ее логических импликаций предполагала указание на очевидные чувственно фиксируемые сегменты действительности.
Принцип точности характеризует степень соответствия знания реальности и особенности его организации в некоторой задаваемой структурой бытия области (интервале) ее адекватности, а также регулирующий процессы воспроизведения объекта в рамках научной теории.
Принцип простоты – принцип, согласно которому предпочтительна наиболее простая познавательная конструкция. Признаками данного принципа называют: 1) минимизацию исходных онтологических предпосылок и допущений («не следует преувеличивать сущности без необходимости»); 2) минимизацию усилий для достижения практических целей («экономия мышления»); 3) обобщение и схематизацию, в т. ч. с помощью адекватного математического аппарата; 4) формализацию; 5) выбор наиболее доступной и простой схемы объяснения и предсказания; 6) сведение разноплановых и многоярусных эпистемологических конструкций к ограниченному количеству законов (принципов, аксиом); 7) принципиальная фальсифицируемость; 8) отказ от пролиферации частных гипотез («нельзя каждое явление объяснять собственной отдельной гипотезой»).
Принцип дополнительности: для адекватного описания сложных объектов целесообразно использовать взаимоисключающие дескрипционные системы, которые нивелируют и компенсируют друг друга; ни одна из систем не имеет познавательно-прогностического преимущества. В комплексе они исчерпывают информацию об изучаемом объекте, отображая его разные стороны.
Дополнительность имеет как интерналистские, так и экстерналистские детерминанты: 1) становление и развитие объективной реальности (в т. ч. социальной) и наших знаний о ней – динамично и вероятностно; 2) мир и знаниевые конструкции о нем – есть единство действительного и потенциально возможного; 3) адекватными могут выступать несоизмеримые описания одной и той же предметной области; 4) завершенность любой научной теории, темы, программы – относительная. Неполнота, содержательная автономия опыта и способов его описания, говорят о том, что дополнительность имеет право на жизнь, а на определенном этапе научного поиска является необходимой. Причем, не только в пространстве современной физики. Теоретико-познавательные аспекты понятия дополнительности, впервые примененного в явной форме Н. Бором, выходят далеко за пределы одной частной науки».
Как дополнительные допустимо интерпретировать представления о линейности и цикличности исторического процесса. Наряду с академической дедуктивно-номологической историей (апеллирует к фактам и документам, стремится следовать строгим методологическим канонам, благосклонна к верификационизму, пусть и в его слабой версии), наблюдаем расцвет различных «нетрадиционных историй» (микроистория, нарративная история, история памяти, экзистенциальная история). Здесь господствует принцип многозначности, используются недемонстративные умозаключения, немонотонные доказательства, смелые ad hoc гипотезы. Можно согласиться с П. Хаттоном, что существует как бы две истории: «Одна делает прошлое универсальным и гомогенным, оставаясь в границах одного единственного образца интерпретации; другая вносит в прошлое разнообразие и разделяет его на мириады обособленных традиций». Описанная выше дихотомия продуцирует взаимодополняющие авторские методологические подходы. На одном полюсе будут, например, О. Шпан, Э. Трельч, К. Гемпель, Г. фон Вригт, на другом, – У. Дрей, М. Фуко, М. Хальбвакс, П. Нора, Ж. Ле Гофф. Проведя аналогию, можно сказать, что традиционная история сродни классической физике и неспособна описать исторический «микромир», ментальность прошлого; течение обычной жизни скрыто от нее. Но, «неклассическая» история не имеет возможности найти точные «макропоказатели» исторического процесса, дать обзор крупных социально-политических тем и представить глобальную футурологию. Нечто подобное наблюдаем и в социологии. Перефразируя Хаттона, можно сказать, что ЭМ трансформирует жизнь социума в «мириады индексикальных практических рассуждений» о профанной, но очень важной повседневности.
Имеют место трактовки дополнительности как свободного выбора исследователем познавательных средств и способов селекции. «Какие сведения приобрести, и какие безвозвратно утратить – решает экспериментатор, выбирая по своему усмотрению одно из взаимно исключающих экспериментальных устройств». Резюме В. Паули можно экстраполировать на социально-гуманитарные науки. Дополнительными к традиционным можно рассматривать метафорические описания истории. В свою очередь, дополняют друг друга аналитические (Д. Дэвидсон) и онтологические (Ф. Анкерсмит) обоснования метафоры. Полезным видится принцип дополнительности для онтологии, эпистемологии, психологии религии. Рационального содержания этих дисциплин недостаточно, необходимы интеллектуальная и эстетическая интуиции. Во взаимодополняющем единстве находятся две парадигмы антропологии – функциональная (эмпирическая) и структурная (рационалистическая). Отстаивая эту точку зрения, антрополог Э. Лич пишет о себе: «У Лича 1954 г. – стиль рационалиста, Лич 1961 г. – эмпирик». Использование принципа Бора оправдано и в ряде других случаев. При обнаружении качественно нового явления, которое не может быть объяснено с помощью устоявшегося понятийно-категориального аппарата (например, нейропсихологическая гипотеза происхождения религии Д. Льюиса-Вильямса, теория этногенеза Л. Н. Гумилева). Когда необходимо синтезировать знания, полученные с помощью традиционных и новых средств исследования (пример – изыскания представителей трансперсонального проекта). При сравнении эпистемических массивов, которые элиминируют друг друга, но взятые вместе исчерпывают объем доступной информации; аналитическом изучении альтернативных, телеологично и/или экзистенциально «разорванных», но латентно связанных явлений, например, магии и науки (работы Дж. Фрезера и Б. Малиновского). Принцип Бора релевантный для анализа двух, на первый взгляд, противоположных тенденций. Первая подчиняет человека внешнему социально-экономическому началу, усредняет и унифицирует личность, вплоть до этнического обезличивания и формирования, используя терминологию А. Я. Гуревича, «безмолвствующего большинства» мультикультурного постмодерна. Вторая – связана с актуализацией значимости этничности, ее ценностей и смыслов.
Н. Бор много внимания уделяет отношениям между культурами и цивилизациями. Различия традиций сходно с различиями между эквивалентными способами описания физического опыта, считает он. Глубоко коренящаяся дифференциация составляют тот фон, на котором основывается культурная гармония в разных сообществах. «В атомной физике слово «дополнительность» употребляют, чтобы характеризовать связь между данными, которые получены при разных условиях опыта и могут быть наглядно истолкованы лишь на основе взаимно исключающих друг друга представлений. Употребляя теперь это слово в том же примерно смысле, мы поистине можем сказать, что разные человеческие культуры дополнительны друг к другу. Действительно, каждая культура представляет собой гармоническое равновесие традиционных условностей, при помощи которых скрытые потенциальные возможности человеческой жизни могут раскрыться так, что обнаружат новые стороны ее безграничного богатства и многообразия». Датский физик проводит следующую аналогию: при изучении культур, отличных от нашей, исследователь имеем дело с особой проблемой наблюдения, которая обнаруживает признаки, общие с атомными и/или психологическими проблемами. Речь идет о сложных взаимодействиях между новым объектом, не апробированным орудием измерения и субъектом. Если последний оперирует устоявшимся и регламентируемым набором познавательных матриц, аномалии и истинностные провалы – неизбежны. Другими словами, интерпретация исследователем иных культур с помощью общепринятых схем часто оказывается неполной и требует подключения иного, дополнительного блока концептов и методов.
Аналогии между физическими и гуманитарными проблемами и методологиями имеют ограничения (как и аналогии между архаичными и современными сообществами). Не следует забывать о специфике категориального аппарата философии, где большинство понятий не обладают устойчивым интенсионалом и экстенсионалом. В философии и социологии намного острее стоит вопрос о референции, их язык сложно подвергнуть формализации. Приходится констатировать, что в социально-гуманитарных науках часто отсутствует «четко определенный комплекс сведений об объектах», о необходимости которого пишет Н. Бор. Поэтому есть угроза дурной бесконечности продуцирования новых понятий и способов описания. Принцип Бора имплицирует инструментализм, методологический «либерализм» и снижение критических стандартов.
В неопозитивистской философии науки доминировал джастификационизм – доктринальный подход, согласно которому научное знание состоит исключительно из «доказательно обоснованных высказываний» (И. Лакатос), апеллирующих к объективной реальности и/или строгим логико-математическим программам. Этот подход базировался на принципе верификации.
Принцип верификации: предложение А имеет значение тогда и только тогда, когда оно не является аналитическим предложением или противоречием, и если логически следует из непротиворечивого конечного класса предложений F, причем элементами этого класса предложений являются предложения наблюдения. Т. е., любой информационный ресурс, претендующий на статус научного, должен выдерживать независимую (эмпирическую и/или логическую) проверку на обладание истинностного содержания.
Типы верификации: 1) эмпирическая и логическая; 2) сильная и слабая.
У джастификационизма есть альтернативы (их можно рассматривать и как автономные методологические структуры).
Фаллибилизм – комплекс идей, концентрирующихся вокруг положения о принципиальном несовершенстве научного знания, его подверженности ошибкам и заблуждениям.
Принцип фальсификации гласит: теория является научной, если она потенциально опровергаема. Фальсификационизм, с точки зрения Лакатоса, должен соединить в себе постулаты эмпиризма и рациональности. Решающим моментом фальсификацииявляется то, дает ли новая теория новую, добавочную информацию по сравнению со своей предшественницей, и подкреплена ли какая-то часть этой добавочной информации.
Конструктивизм – направление в эпистемологии и философии науки, базирующееся на следующем положении: метафизическая онтология и гносеологический реализм не имеют достаточных оснований, в силу того, что всякая познавательная деятельность базируется на построении образов, понятий и рассуждений, которые являются результатом эпистемических состояний активного познающего субъекта.
Конвенционализм – положение, согласно которому, решение проблем в рамках научных теорий обусловлено принятыми понятийно-терминологическими и аксиоматическими соглашениями.
Инструментализм – философско-методологическая установка, согласно которой продукты сознания (понятия, научные теории, гипотезы и т. д.) являются средствами приспособления к окружающей среде, внесения в нее определенности и порядка, превращения действительности в «понятный» и комфортный мир».
Принцип Куна-Фейерабенда (тезис несоизмеримости) – положение, согласно которому конкурирующие и альтернативные теории могут быть логически несопоставимыми, т. е. не иметь каких-либо логических отношений, прежде всего противоречия. Проще говоря, имея один и тот же объект, теории говорят о разных вещах разными словами, они обнаруживают разные проблемы и решают их разными методами. Несоизмеримость обеспечивается холистическим характером и логико-семантической, прежде всего, понятийной замкнутостью теории, локальным конвенционализмом, нагруженностью фоновым знанием и эпистемологическим сепаратизмом.
Принцип Дюгема-Куайна: научную теорию можно спасти от опровержения, если «перезагрузить» ее теоретическую программу и произвести коррекцию фонового знания. Теория может оставаться легитимной даже при наличии фальсификаторов, т. к. представляет собой неизолированную систему высказываний, умозаключений и гипотез.
Региональные частнонаучные принципы (примеры)
Принцип соответствия Н. Бора: законы и уравнения квантовой физики переходят в законы и уравнения классической физики в тех случаях, когда можно не учитывать постоянную Планка.
Требование (принцип) локальности: причина и вызванное ею следствие должны быть привязаны к одному и тому же месту, не допускается мгновенное действие на расстоянии.
Принцип неопределенности: невозможно одновременно измерить некоторые пары наблюдаемых величин, таких как координата и импульс или энергия и время, с точностью, превышающей предельное значение, выраженное через постоянную Планка.
2. Методы делят, с одной стороны, на общенаучные частнонаучные и локальные (специальные), с другой – на эмпирические и теоретические.
Эмпирические методы ориентированы на интерактивное (непосредственное) взаимодействие с исследуемым объектом, теоретические – на опосредованное взаимодействие, путем помещения объекта в некую познавательную матрицу (концептуальную, формально-логическую, математическую).
Наблюдение заключается в том, что результаты целенаправленного и организованного чувственного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями, находящимися в «естественных» условиях, совмещаются со стандартными для какой-либо области познания средствами языкового описания
Эксперимент –род опыта, имеющий целенаправленный исследовательский, методический характер, реализуемый в специально заданных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого измерения.
Классификация экспериментов. По условиям проведения – естественные и искусственные. По целям исследования – преобразующие, контролирующие, констатирующие, поисковые. По количеству факторов – однофакторные (факты варьируются по одному) и многофакторные (независимые переменные варьируются как комплекс, впоследствии, каждый оценивается по результатам всех опытов данной серии).
Решающий эксперимент – эксперимент, результат которого принципиально разрешает спор между двумя (или более) гипотезами, выдвинутыми для решения некоторой научной проблемы.
«Мысленный эксперимент» – это конструирование и целенаправленное преобразование идеального объекта, представляющего в сознании тот фрагмент действительности, на который направлено внимание ученого.
К эмпирическим методам относятся описание, сравнение, измерение. Описание – это получение и репрезентация эмпирических данных в качественных терминах, сравнение – в суждениях отношения, измерение – в количественных терминах. Измерение – более совершенная процедура, т. к. она осуществляется по жестко заданным схемам, с использованием соответствующих методик (включает метрическую шкалу с фиксированной единицей измерения, правила измерения, измерительные инструменты).
Моделирование – метод, который состоит в изучении искусственного объекта («артефакта») или естественного объекта, который обладает существенным, с точки зрения познающего субъекта, сходством с изучаемым объектом («прототипом») и может его имитировать в заданном отношении. Другими словами, моделирование – изучение некоторого объекта посредством наблюдений или экспериментов, проводимых с его моделью.
Идеализация – метод, в основе которого лежит представление о чем-либо в предельном, более совершенном виде, чем оно есть и может быть на самом деле.
Формализация – комплекс познавательных операций и процедур, обеспечивающий отвлечение от значений понятий и смысла выражений научной теории с целью исследования ее логических особенностей, дедуктивных и выразительных возможностей. Потребность в формализации возникает тогда, когда наука находится на высоком уровне развития, имеет значительный когнитивный и методологический ресурс.
Абстрагирование – это замещение чувственно-данного объекта мысленным конструктом посредством двух процедур – отвлечения (в содержание конструкта включается лишь часть наблюдаемых данных) и объективации (содержание конструкта наделяется онтологической автономией).
Гипотетико-дедуктивный метод сводится к дедуктивному выводу следствий из гипотезы и их экспериментальной проверке.
Герменевтический метод уместно использовать, если основным вопросом герменевтики считать «сколько смыслов в слове?», а количество ответов неограничено. Этот метод, несмотря на свою комфортность (отказ от двузначности, акцент на контекстуальности, близость к эпистемологии «жизненного мира») и эвристичность, тем не менее, не имеет ясных контуров и четкого определения (искусство понимания; учение об онтологии понимания; общая программа эпистемологической интерпретации; теория творческой интерпретации текстов; «тотальная герменевтика» внешних и внутренних аспектов религиозных феноменов и т. д.).
Логические методы можно рассматривать как автономный корпус способов научного познания. С другой стороны, есть основания классифицировать их как подкласс теоретических методов.
С данными методами студент ознакомился при изучении формальной логики. Поэтому ограничимся лишь некоторыми уточнениями.
Абдукция – (лат. отведение) – метод рассуждения, направленный на обнаружение и построение объяснительных гипотез, претендующих на правдоподобность. Преследует цель установить регулярности между фактами. Логическая форма абдукции следующая. Посылки: 1) имеется некоторое нестандартное событие (явление, процесс) Р; 2) Р было бы объяснено, если бы гипотеза Н была бы истинной (правдоподобной). Заключение: имеется основание предполагать, что гипотеза Н – истинна (правдоподобна). В отличие от гипотетико-дедуктивного метода, абдуктивное рассуждение начинается с анализа и оценки фактов и поиска взаимосвязи между ними. Затем следует гипотеза, призванная объяснить ненаблюдаемые, уникальные явления. Между посылками абдукции часто нет рациональной связи, но отсутствие такой связи – существенный признак рассуждений в социально-гуманитарных науках. Согласно Я. Хинтикке, правильность умозаключений, в т. ч. абдуктивных, обосновывается, прежде всего, стратегическими целями познания, а не следованием дефиниторным правилам. Это придает рассуждениям мобильность и эвристичность, хотя и не гарантирует истинность.
Аналогия один из спутников междисциплинарного подхода. Его плюсы: 1) появление обширных концептуальных и методологических территорий взаимообмена и формулировки новых проблем; 2) модификация и «переводимость» знаний из одного концептуального каркаса в другой; 3) появление продуктивных научных аномалий; 4) способствует межкультурному синтезу; 5) препятствует эпистемологическому сепаратизму; 6) продуцирует конкуренцию парадигм и теорий.
А. Уемов дает такие дефиниции: «аналогия — умозаключение, в котором заключение относится к другому предмету, чем тот, о котором говорится в посылке» и аналогия – это «перенос информации от модели к прототипу». Аналогия используется 1) при выдвижении гипотез; 2) при сравнительном анализе; 3) при классификациях. Аналогия, даже строгая, не демонстративна, однако, именно она является одним из оснований интеллектуальной интуиции и важнейшей составляющей «контекста открытия» (Г. Рейхенбах). «К новым идеям приводят смелые, дерзкие аналогии, сближающие процессы, явления, казалось бы, чрезвычайно отдаленные друг от друга, не имеющие между собой ничего общего», – отмечает П. Копнин.