Культура Беларуси советского периода

Идея национально-культурного возрождения была доминирующим аспектом развития культуры Беларуси в первый период после образования БССР. Это нашло свое отражение в политике белорусизации (1917–1925 гг.).

Политика белорусизации – это комплекс мер по национально-государственному и национально-культурному строительству. Основным содержанием политики белорусизации стали вопросы развития белорусского языка и культуры с обеспечением прав и возможностей свободного развития культуры национальных меньшинств. Значительно расширилась сфера применения белорусского языка. Вместе с тем не ущемлялись права и других языков. Осуществлялся перевод образования на белорусский язык в высших учебных заведениях и техникумах. Одна из основных задач развития культуры Беларуси – ликвидация неграмотности (которая на начало 20-х гг. составляла 76 % населения). Эту проблему удалось решить к началу 30-х гг. Основным звеном школьной системы являлась семилетняя общеобразовательная школа. Развитие народного хозяйства и культуры требовало организации в республике систематических научных исследований. Для осуществления этой задачи в 1921 г. был открыт институт белорусской культуры (Инбелкульт). В 1926 г. Инбелкульт преобразован в АН БССР. В 20-е гг. широкое развитие получили литература и искусство. Значительным явлением в белорусской литературе в 20-е гг. явилась поэма Я. Коласа «Новая земля», роман «Соки целины» Т. Гартного, «Стежки-дорожки» М. Зарецкого и др. В конце 20-х гг., в связи с укреплением тоталитарного режима, резко меняются условия развития белорусской культуры. В республике стала проводиться борьба с «национал-демократизмом». Борьба вылилась в физическое уничтожение части интеллигенции и в сужение сферы применения белорусского языка. К 1940 г. в большинстве белорусских городских школ преподавание на белорусском языке велось только в 1–4 классах, а в 5–10 – уже на русском языке. К концу 1930-х гг. белорусский язык вытеснен из высшей школы. За годы оккупации фашисты нанесли огромный ущерб культуре белорусского народа. Многие культурные ценности были уничтожены. К середине 50-х гг. был завершен переход ко всеобщему семилетнему образованию. В сложных условиях развивалась культура, что было связано с большими потерями среди творческой интеллигенции. Значительная часть ее была репрессирована, многие погибли на фронтах войны. Осложняла развитие культуры серия крупных послевоенных идеологических компаний. Тем не менее, в послевоенные годы были написаны такие произведения как роман И. Шамякина «Глубокое течение», И. Мележа «Минское направление», М. Лынькова «Незабываемые дни» и др. В белорусской живописи послевоенного десятилетия ведущей темой была тема подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны, восстановление страны. Наибольшую известность получили полотна И. Ахремчика «Оборона Брестской крепости», А. Шибнева «Пленных ведут» и др. Героическая тема доминирует и в творчестве скульпторов. Получает развитие монументальное искусство. Памятники, посвященные героике прошлого, Курганы Славы, братские захоронения, памятники воинам, партизанам, подпольщикам возводились почти во всех населенных пунктах. Самым значительным достижением белорусских архитекторов этого периода стал величественный ансамбль площади Победы в Минске. В последующее десятилетие продолжалось развитие системы образования. В 70-е гг. осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию. К концу 1980-х гг. в стране было 140 техникумов и профессионально-технических училищ. Совершенствовалась система высшего образования. Ведущим научным центром оставалась Академия наук БССР. Важные исследования проводились в области энергетики, физики, физико-математических наук, кибернетики. Со второй половины 50-х гг. под влиянием «хрущевской оттепели» происходила активизация культурной жизни. Начали печататься произведения репрессированных в 30-е гг. Т. Гартного, М. Горецкого, М. Чарота и др. Плодотворно работали писатели и поэты А. Адамович, В. Быков, В. Короткевич, М. Лыньков, И. Мележ, М. Танк, А. Кулешев, И. Шамякин и др. Лучшие произведения этого периода – дилогия А. Адамовича «Партизаны» (1957–1965 гг.), И. Науменко «Сосна возле дороги» (1962 г.), И. Мележа «Люди на болоте» и «Дыхание грозы» (1964–1965 гг.) и др. Белорусские художники развивали традиции классического реализма и лучшие достижения советского искусства. В музыкальном искусстве плодотворно работали А. Богатырев, Е. Глебов, Ю. Семеняко, Д. Смольский и др. Вступление республики на суверенный путь развития, экономический кризис определили новое направление развития культуры Беларуси. Появилась большая свобода творчества, задачи культурно-национального возрождения вновь стали актуальными. Продолжается развитие системы образования. Новая модель общеобразовательной школы предполагает 12-летнее обучение, 10-балльную систему оценки знаний. В республике принято два государственных языка – белорусский и русский. Белорусский язык нуждается в системе государственной поддержки Продолжается рост количества театров. Особенностью музыкальной жизни страны стало проведение музыкальных фестивалей «Белорусская музыкальная осень», «Минская весна», «Славянский базар» в Витебске. Активную работу по развитию белорусской культуры проводят ряд организаций. В 1989 г. создано Товарищество белорусского языка имени Ф. Скорины, в 1990 г. создано объединение белорусов «Бацькаўшчына». Активную работу по сохранению и пропаганде культурного наследия, возвращению культурных ценностей проводит Белорусский фонд культуры. Возрождение национальной культуры привело к возвращению целого пласта духовной культуры, связанного с деятельностью церкви. В стране активно идет культовое строительство, новые храмы украшают белорусскую землю. Успехи национально-культурного возрождения, дальнейшего развития культуры зависят от многих факторов. Важнейший из них – продуманная государственная политика в области культуры, формирование в обществе высоких гуманистических ценностей и идеалов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: