Текст и его характерные особенности: разнородность источников исторического повествования

При изучении исторических книг Ветхого Завета необходимо уделять пристальное внимание жанровому разнообразию внутри текста, а оно действительно поражает: для реализации своего замысла (в конечном варианте книг) авторы использовали широкую палитру приемов и источников. Библейские авторы не скрывают свои источники информации, многие из них указаны непосредственно в тексте. Так, например, можно выделить серию рассказов о Соломоне (т.н. «цикл Соломона») – 3Цар. 1:1-11:40, а в 3Цар. 11:41 упоминается о недошедшей до нас «Книге дел Соломоновых», содержавшей подробное описание достижений прославленного царя. Кроме того, авторы несколько раз ссылаются на летописные своды: «Летопись царей Иудейских» (напр., 3Цар. 14:29), «Летопись царей Израильских» (3Цар. 16:5), они же состояли из разнородных источников (напр., в 2Пар. 20:34 упоминается о том, что деяния Иосафата, описанные в «записях Ииуя, сына Анании», были внесены в книгу царей Израилевых). Эти летописи являлись придворными журналами, куда писцы заносили события каждого дня. Подобная практика была общепринятой на Древнем Ближнем Востоке: в книге Есфирь (6:1-2) упоминается о том, как царь Артаксеркс приказывает прочесть «памятную книгу дневных записей» (в ней было записано, как Мардохей предотвратил дворцовый переворот). Такие записи, безусловно, велись и в Израиле, предположительно начиная с эпохи Соломона.

Гармоничной и неотъемлемой частью исторического повествования являются рассказы о пророках: это и весьма обширные «циклы» (например, «цикл Илии» (3Цар. 17:1-19:21; 3Цар. 22:41 – 4Цар. 1:18) и «цикл Елисея» (4Цар. 2:1 – 10:36)), и более короткие рассказы, такие как: повествование об Ахии Силомлянине и Иеровоаме (3Цар. 11:29-39)[13]. Отмечая жанровое разнообразие в составе исторического корпуса книг Ветхого Завета, следует упомянуть также и о родословных и различных административных списках (например, список высокопоставленных чиновников (3Цар. 4:1-6) или список двенадцати начальников, назначенных Соломоном для управления территориями, принадлежавших двенадцати коленам Израиля (3Цар. 4:7-19)), указах и официальных письмах, причем даже на иностранном языке, как в случае с книгой Ездры (4:9-24).

(Слайд 15)                     

Историческое повествование как рассказ

Читателю Исторических книг необходимо выяснить, какого рода литературой является этот раздел Ветхого Завета для того, чтобы лучше понять принципы организации текста и в процессе его истолкования применять правильную методологию (ранее было отмечено, что сугубо исторические методы прочтения в данном случае не работает!). Историческое повествование Ветхого Завета, как правило, сообщает о событиях прошлого, делает оно это выборочно и в форме рассказа. Рассказ же – особый вид литературы.

Так, «Словарь литературоведческих терминов» определяет рассказ как небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера [14]. Из определения ясно, что такого рода литературу, каковой является ветхозаветное историческое повествование, следует толковать, не просто ища богословские истины, но - и тот литературный способ (или способы), которыми эти истины выражены или выделены через выбор того или иного литературного жанра[15]!

(Слайд 16)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: