Характерные признаки библейского исторического повествования (рассказа)

Каковы же основные характеристики исторического повествования? Существует множество описательных признаков. Мы отметим несколько наиважнейших, которые наилучшим образом раскрывают природу исторического повествования.

Во-первых, историчность – основная характеристика, поскольку основной задачей текстов данного жанра является рассказ о событиях прошлого.

Во-вторых, художественность. Библейское историческое повествование – произведение искусства, где важна не только сама информация, но и то, как она передана. Особой художественностью отличаются книги Руфь и Есфирь, циклы историй о Давиде, Илии и Елисее. Однако художественность не ведёт к неточности изложения исторических фактов (как могут предположить некоторые)! Исторические книги захватывают внимание разновозрастных читателей своими историями о героизме, любви и предательстве, человеческой слабости и чудесном божественном вмешательстве в жизнь отдельных людей и ход истории и т.д.

В-третьих, собирательный характер (антологичность). Не стоит забывать: исторические книги являются масштабным трудом множества авторов, что видно из обилия ссылок в тексте. Одним из следствий этого является разнообразие стилей изложения и широкая богословская палитра. В одном и том же корпусе книг как-то сосуществуют идеи, например, об «исключительности» Израиля с его весьма суровым отношением к язычникам (см. крайние меры Ездры и Неемии, направленные даже против тех язычников, которые формально являлись частью общества Израиля) с одной стороны, и универсализм книг Руфь и Ионы, где язычники – получатели Божьего благоволения и милости.

В-четвертых, избирательность. Ранее уже было сказано о сущности ветхозаветной историографии, где избирательность материала играла важную роль. Однако избирательность может выражаться и на уровне отдельных ключевых фраз (порою, даже отдельных слов), которые, повторяясь в разных местах исторического корпуса, напрямую влияют на смысл текста. Например, в И.Нав. 1:1 Иисус Навин назван всего лишь «служителем Моисеевым», тогда как Моисей назван «рабом Господним». И только лишь в конце всего своего служения Иисус Навин назван рабом Господним так же, как и Моисей (24:29). Это указывает на то, что преемник Моисея действительно выполнил доверенное ему Богом предназначение и удостоился, образно говоря, называться «вторым Моисеем».

В-пятых, единство. Несмотря на литературно-идеологическое разнообразие (например, Суд., 1-2Пар., Езд. и Неем), исторические книги как единое целое повествуют о Боге и Его царстве, включающем в себя и нашу земную реальность.

В-шестых, реализм. Библейские истории действительно стремятся изобразить события во всех подробностях. Да, есть ряд повествований, которые имеют схожие черты, поэтому их называют «типовыми эпизодами»[16]. Но читая тексты с признаками типового строения, читатель должен быть чувствителен к их деталям. Именно детали заставляют нас читать историческое повествование как реалистично переданную картину событий, а не их схематичное изображение. Так, убийство судьёй Аодом языческого царя Еглона представлено весьма реалистично, хотя и красочно (Суд. 3:21-22). Следовательно, ветхозаветное историческое повествование стремится точно изобразить реалии мира, но делает это каким-то своим, особенным, способом[17].

В-седьмых, божественное откровение. Писание не есть человеческое повествование о Боге, это, прежде всего, - Слово Бога, обращенное к людям. Авторы ветхозаветного повествования осмысливали историю и природу человека с божественной перспективы. В историческом блоке это выражается в том, как в книгах Царств и Паралипоменон характеризуются правители Израиля: с перспективы послушания/непослушания Богу.

В-восьмых, ожидание отклика. Повествование построено так, чтобы вызвать отклик читателя/слушателя. Это - не просто нейтральный (с точки зрения морали) рассказ! Он требует эмоционального ответа, но в большей мере он предполагает духовный отклик – изменение жизни. Мы видим, как авторы используют доступный риторический арсенал для того, чтобы ободрить, предупредить и убедить людей о верном или неверном отношении и поведении.

В-девятых, богословский окрас. Исторические книги не просто передают картину прошлого, они повествуют о деяниях Бога. Даже не исторические личности, а именно Бог является главным действующим лицом повествования. Даже если и делается акцент в той или иной книге на какую-то историческую личность, делается это с целью показать, какую роль она играет в осуществлении замысла Всевышнего. Так, царь Давид представлен в 1-2Цар. не просто как собиратель земель Израиля (великий полководец, правитель, музыкант), но как богословский символ послушного «избранника Божия».

Слайд (


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: