Стилистические особенности исторического повествования

Многим из нас нравится читать исторические книги Ветхого Завета, истории многих героев трогают нас за живое. Происходит потому, что это данные Писания – живое Слово Бога, но еще и потому, что Он даровал авторам этих книг достаточно мудрости и способностей облечь Откровение в наиболее подходящую для этого литературную форму.

Давайте же рассмотрим основные и наиболее частотные литературные приемы, которые авторы использовали в историческом повествовании. Среди них – повтор, диалог, пропуск, ирония.

Повтор является, пожалуй, самой распространенной стилистической чертой исторического повествования Ветхого Завета. Самый простой тип повтора - констатация факта того, что герой повествования действительно выполнил то, что должен был. Вот пример из И.Нав. 3:6: «Священникам же сказал Иисус: возьмите ковчег завета и идите пред народом. Они взяли ковчег завета и пошли пред народом». Дословное повторение команды Иисуса Навина во втором полустишии – не признак дурного литературного вкуса, а способ показать, что священники сделали всё именно так, как им было приказано.

В повествовании могут повторяться не только фразы (или отдельные утверждения), но целые сюжеты (т.н. «типовые сюжеты»), такие как встреча с Богом в пустыне или на горе. Также распространен повтор ключевых слов. Повтор ключевых слов нередко – способ соединения повествовательных отрывков. Также повтор ключевого слова может служить способом подчеркнуть какую-либо деталь в фабуле, персонаже, обрамлении или богословии отрывка. Так, в 3Цар. 4 двенадцать раз повторяется словечко «весь» (все) с тем, чтобы подчеркнуть важность личности Соломона и его непререкаемый авторитет в Израиле.

Диалог в повествовании – средство развития фабулы рассказа или раскрытия характера героя. Так, в Суд. 14-16 мы узнаем о своенравном и самодовольном Самсоне не из авторских ремарок, а благодаря диалогам судьи Израиля с разными людьми в различных жизненных ситуациях (с родителями, с женой, с гостями на брачном празднестве, с иудеями, с Далидой).

Пропуск – еще одна важная черта в повествовании. Порой то, что автор опускает в повествовании, оказывается гораздо важнее того, что там оказывается – т.н. «значимый пропуск». Одна из функций пропуска – пробудить интерес в читателе. Отсутствие имени Бога является системообразующим элементом в богословском послании книги Есфирь, хотя все события книги указывают на божественный промысел в действии. Точно так же и в оде «Бог» Г.Р. Державин раскрывает величие Божье, Его всевластие, не упоминая при этом Его имени. Но читателя такое авторское «упущение» нисколько не смущает, поскольку из содержания становится понятно о Ком идет речь.

Ирония нередко используется для выражения того или иного литературного эффекта. Поэтому она зачастую имеет дело с неожиданным поворотом событий. Ветхозаветное повествование изобилует ироническими «превращениями» и неожиданными поворотами. В книге Есфирь интересен мотив перемены участи героев (Мардохей прославлен вместо Амана, евреи остались живы вместо того, чтобы претерпеть геноцид).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: