Порядок отгрузки и условия сдачи приемки

Для удобства покупателя в контракте дается описание отгрузочных инструкций и указывается на обязанность продавца уведомить покупателя о готовности товара к отгрузке и о произведенной отгрузке. В контракте также определяется срок, исчисляемый числом дней до начала поставки, в течение которого продавец должен уведомить покупателя о предполагаемой дате отгрузки.

При контрактных поставках большую роль играет сдача приемка товара. В результате сдачи приемки покупатель получает возможность распоряжаться товаром, а продавец считается выполнившим свои обязательства.

В контракте стороны устанавливают порядок сдачи приемки, а именно:

• вид сдачи приемки;

• место и сроки сдачи приемки;

• способы сдачи приемки товара по количеству;

• способы сдачи приемки по качеству.

В контрактах может быть предусмотрена предварительная и окончательная сдачи приемки. Предварительная сдача приемка имеет целью установить соответствие изготовленного товара условиям договора. Окончательная сдача приемка означает фактическое выполнение контракта по получению товара соответствующего количества и качества. Данные окончательной приемки являются основой для расчетов сторон.

Место фактической сдачи приемки товара точно устанавливается в договоре рядом с наименованием базисного условия поставки. Оно может быть выбрано как в стране продавца, так и в стране покупателя. Это может быть предприятие или склад продавца, согласованный порт отгрузки, железнодорожная станция отправления или аэропорт, порт назначения, пограничная или конечная железнодорожная станция в стране назначения, склад покупателя или конечный пункт реализации товара. Если необходимо, в контракте определяется место предварительной и окончательной приемки.

Срок сдачи товара определяется сроком поставки, установленным в контракте. Сдача приемка товара производится по количеству и по качеству. Сроки приемки товара по количеству и качеству, как правило, не совпадают.

По количеству приемка осуществляется путем пересчета либо взвешивания товара, и ее результаты отражаются в соответствующих документах. Проверку по количеству покупатель обычно обязан произвести немедленно по прибытии товара.

По качеству сдача приемка товара проводится либо на основе документа, подтверждающего соответствие качества товара условиям контракта, либо проверкой качества фактически поставленного товара в месте приемки.

Вопрос о том, кем производится сдача приемка товара, оговаривается в контракте. Приемка может осуществляться сторонами или их представителями совместно; указанной в контракте компетентной организацией в стране экспортера, выдающей сертификат о качестве; указанной в контракте незаинтересованной контролирующей организацией, назначенной по согласию сторон.

Если стороны избрали систему приемки в присутствии обеих сторон и если покупатель или продавец не явится, то приемка товара может производиться в отсутствие неявившейся стороны, но с обязательным присутствием третьего, незаинтересованного лица, назначенного сторонами. При этом расходы по приемке, связанные с участием третьего лица, относятся на счет неявившейся стороны.

В контракте может быть сделана оговорка о том, что с согласия покупателя продавец имеет право поставить товар без приемки. Иногда в контракте специально оговаривается, что после сдачи приемки товара и до даты, предусмотренной договором для вывоза этого товара, продавец обязан обеспечить его сохранность.

К участию в приемке товара по количеству и качеству и составлению актов экспертиз, на основании которых покупатель может предъявить претензию продавцу или перевозчику, привлекаются эксперты из торгово-промышленных палат или их региональных отделений, аварийные комиссары страховых компаний или компетентные представители незаинтересованных организаций.

В данной статье стороны должны предусмотреть последствия несоответствия качества товара обусловленному в договоре (скидки, замена товара, устранение дефекта и др.).

Покупатель имеет право проверить содержание влаги в хлор калии во время перегрузки его на границе. Отбор проб из российских вагонов и анализы производятся нейтральной контрольной организацией, согласованной между Продавцом и Покупателем.

Если содержание влаги окажется выше 2%, Покупатель имеет право предъявить Продавцу рекламацию не позднее двух месяцев после поставки и получить от Продавца возмещение путем возврата стоимости товара по весу, равному содержанию влаги в части, превышающей 2%.

Обсуждая условия контракта, следует иметь в виду, что возможности покупателя в отношении поставленного ему дефектного товара (в частности, возможность отказаться от товара, т.е. аннулировать контракт) по-разному определяются в законодательстве отдельных стран. Например, в Австрии это возможно сделать только при выявлении серьезных и неустранимых дефектов, в Швейцарии — в большинстве случаев, в ФРГ — всегда. Право расторжения контракта предусмотрено и российским законодательством.

Гарантии

При поставках машин и оборудования в контракте формулируются обязательства продавца относительно гарантии качества и технических характеристик товара. При этом стороны согласуют сроки гарантий, обязанности продавца в течение гарантийного периода, порядок предъявления претензий и удовлетворения рекламаций.

Объем предоставляемой гарантии зависит от характера товара и технических условий контракта. В контрактах на стандартные машины и оборудование обычно содержится только указание на то, что продавец гарантирует высокое качество и нормальную работу проданных машин. В контрактах на комплектное и другое сложное оборудование, а также на суда объем гарантий значительно выше. Срок гарантии может составлять от нескольких месяцев до нескольких лет.

Гарантийные сроки устанавливаются сторонами сделки с учетом сложившейся международной практики и вида товара. Гарантийный период может исчисляться с даты поставки товара; с даты передачи товара первому потребителю; с момента получения покупателем от продавца уведомления в письменной форме о том, что оборудование готово к отправке; с даты пуска оборудования в эксплуатацию. В пределах согласованного срока продавец несет ответственность за качество поставленного товара и его эффективную эксплуатацию. Если в течение срока гарантии оборудование окажется дефектным или не будет соответствовать условиям контракта, продавец обязан за свой счет по выбору покупателя устранить дефекты или заменить дефектное оборудование новым, доброкачественным оборудованием, которое поставляется без промедления в установленное в договоре место. Если устранение дефектов производится по согласованию между сторонами силами покупателя, продавец обязан возместить ему связанные с этим расходы. Если недостатки не могут быть устранены обеими сторонами, то покупатель вправе отказаться от контракта либо потребовать от продавца соразмерного уменьшения цены поставленного оборудования. Продавец в этом случае обязан возвратить все суммы, уплаченные покупателем по контракту, включая определенные проценты годовых, и возместить понесенные им убытки. В контракте перечисляются также случаи, когда гарантии не распространяются (неправильное хранение; не надлежащая эксплуатация; чрезмерные нагрузки; применение изделия не по назначению; не достаточный или неправильный монтаж и пуск в ход неквалифицированным персоналом покупателя, а также несоблюдение покупателем технических инструкций продавца, касающихся монтажа или сборки и пуска; поломки и повреждения, возникшие при транспортировке товара и т.д.). Гарантия может не распространяться на быстроизнашивающиеся детали и запасные части.

При обнаружении дефектов покупатель в течение гарантийного периода имеет право предъявить продавцу претензии по качеству. В контракте стороны указывают возможные способы удовлетворения обоснованных рекламаций: устранение дефекта, частичная или полная замена товара, уценка и др.

Порядок предъявления рекламаций предусматривает установление сроков для предъявления рекламаций, определяет виды представляемых при этом документов, сроки ответа на рекламации.

При поставке сложного оборудования, требующего монтажа и технического обслуживания силами продавца, контракт должен содержать условия, оговаривающие порядок монтажа и техобслуживания. Эти условия могут быть включены в сам текст контракта отдельным пунктом, однако можно оговорить все эти условия в отдельном контракте на монтаж и техническое обслуживание, который будет дополнять основной контракт купли продажи. Стоимость монтажных работ можно сразу заложить в стоимость оборудования по контракту купли продажи, но можно оплату этих работ обусловить в контракте на монтаж и техобслуживание.

Рекламации и санкции

Претензии, предъявляемые одним контрагентом сделки другому контрагенту в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением условий контракта, называют рекламациями. Рекламация включает извещение о нарушении или очевидной возможности нарушения договора; доказательство этого нарушения; требования устранить совершенное или предотвратить возможное нарушение, возместить ущерб и уплатить штраф, предусмотренный в контракте или законе, а также доказательства, которые обосновывают предъявленные требования.

В контракте устанавливают порядок предъявления рекламаций; сроки, в течение которых рекламации могут быть заявлены; права и обязанности сторон в связи с представлением рекламаций; способы урегулирования рекламаций.

Сроки предъявления рекламации зависят, прежде всего, от характера поставляемого товара, а также от соотношения сил контрагентов. Обычно, чем больше преимуществ у покупателя перед продавцом в их взаимоотношениях, тем более продолжителен срок предъявления рекламации. Очень часто в контрактах устанавливаются разные сроки для предъявления рекламаций по качеству и количеству (сроки рекламаций по качеству значительно длиннее).

Продавец обязан рассмотреть рекламацию и сообщить по ней свое решение (подтвердить согласие или отказаться от удовлетворения) без промедления, но не позднее срока, установленного в контракте. Если в течение этого срока продавец не даст ответа по существу претензии, то она считается признанной продавцом и покупатель имеет право обратиться в арбитраж с отнесением расходов по арбитражному делу на счет продавца.

Урегулирование рекламации может быть произведено одним из следующих способов:

• восполнением недогруза отдельной партией или при последующих поставках;

• путем возврата товара и уплаты его стоимости наличными;

• исправлением дефектов в товаре за счет продавца;

• заменой одного товара другим, соответствующим условиям контракта (все транспортные и другие расходы, связанные с возвратом товара и его заменой, оплачиваются продавцом);

• предоставлением скидки с цены товара или путем уценки всей партии товара пропорционально проценту дефектного товара. Эту скидку в международной торговле принято называть рефакцией. При поставке товара более высокого качества, чем предусмотрено в контракте, покупатель уплачивает продавцу надбавку за повышенное качество, которая называется бонификацией;

• обязательством зачесть установленную сумму за товар при расчетах по последующим поставкам по тому же контракту или при последующей сделке.

При продаже товаров, обладающих индивидуальными признаками, обычно в контракт включается условие о замене товара в случае предъявления рекламации.

В контракте оговариваются и санкции, которые могут быть применены к сторонам в случае нарушения сроков поставки или сроков и условий платежа.

За просрочку поставки, если она не вызвана форс мажорными обстоятельствами, продавец обязан уплатить неустойку — конвенциональный штраф. Обычно штраф предусматривается в тех случаях, когда покупатель оплачивает товар полностью или частично авансом. Размер конвенционального штрафа фиксируется в контракте в виде процента от стоимости не поставленного товара или в виде определенной твердой суммы.

Если продавец не уплачивает штраф, несмотря на предупреждение покупателя, последний имеет все основания для обращения в арбитраж.

Штрафные санкции в отношении нарушения сроков оплаты также применяются в виде начисления процентов на неуплаченную вовремя сумму.

Кроме штрафов стороны могут оговорить в контракте порядок возмещения убытков, понесенных одной из сторон из-за нарушения другой стороной своих обязательств. Иногда штрафы и возмещения могут быть в контракте предусмотрены одновременно, иногда в виде санкций к нарушителю могут быть предъявлены требования либо уплатить штраф, либо возместить убытки. Здесь нужно учесть, что законодательство некоторых стран, в частности США и Великобритании, не признает конвенциональных штрафов, поэтому нарушитель, если контракт подчиняется материальному праву этих стран, будет обязан только возместить убытки.

Если просрочка в поставке товара превысит три месяца. Покупатель вправе без обращения в арбитраж аннулировать контракт полностью или частично без возмещения Продавцу каких-либо расходов или убытков, вызванных аннулированием контракта. В этом случае Продавец обязан платить Покупателю штраф в размере 10% стоимости не поставленного в срок товара и немедленно возвратить Покупателю все суммы, уплаченные им по настоящему контракту, включая 12% годовых.

В случае частичного аннулирования подлежат возврату суммы, уплаченные Покупателем за товар, поставка которого подпадает под такое аннулирование.

Размер штрафа не подлежит изменению в арбитражном порядке. Штраф взыскивается путем удержания причитающихся сумм при оплате счетов Продавца. Если Покупатель по каким-либо причинам не удержит сумму штрафа. Продавец обязуется уплатить сумму штрафа по первому требованию Покупателя.

Условия страхования

Все договоры купли продажи сопровождаются страхованием. В зависимости от условий контракта эта обязанность лежит либо на продавце, либо на покупателе. Если же формой сделки эта обязанность не оговорена, то сторона, на которой лежит риск случайной гибели товара в период транспортировки, сама заинтересована в его страховании.

В статье, посвященной вопросам страхования, стороны контракта должны предусмотреть, какой груз подлежит страхованию, от какого риска, какая из сторон контракта осуществляет страхование и в чью пользу оно производится.

Во внешнеторговых сделках страхование предусматривается главным образом при транспортировке товара. Обязанности сторон в отношении страхования определяются базисными условиями контракта. Для осуществления страхования между страховой компанией и хозяйственной организацией заключается генеральное соглашение (генеральный полис), отражающее общие условия страхования. Страхование грузов в страховой компании может быть произведено на разных условиях.

При заключении контрактов на машины и оборудование, а также на подрядные работы может появиться необходимость в особых условиях страхования, как материальных объектов, так и персонала (личное страхование). Эти условия должны быть подробно описаны в контракте.

Условия контрактов должны включать также обязательства экспортеров предоставлять покупателям страховые полисы или сертификаты (в том случае, когда продавец обязан страховать товар), которые включаются в список документов для представления к оплате.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: