Некоторые ученые считают прообразом гражданского общества Новгородское вече и крестьянскую общину.
В качестве особенностей становления гражданского общества в России можно выделить следующие:
· Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позднее стран Западной Европы и США.
В качестве точек отсчета можно считать отмену крепостного права в 1861 году, реформы судебной системы и местного самоуправления, проведенные Александром II.
Реформа местного самоуправления:
· создавались выборные думы в городах и земствах, в губерниях и уездах;
· выборы проводились не сословно-корпоративными органами, а гражданами;
· часть прав от государственного аппарата перешла к органам местного самоуправления.
Судебная реформа:
· устанавливалось равенство всех перед законом;
· вводилось разделение судебной и административной властей;
· устанавливалась несменяемость судей;
· вводились независимые адвокатуры;
· вводился суд присяжных.
Эти реформы породили общественные организации и гражданские учреждения.
|
|
· Установившийся после октября 1917 года тоталитарный режим, ввел со стороны государства жесткий политический контроль за деятельностью гражданского общества. Некоторые его элементы сохраняются (профсоюзные и добровольные общества, женские, молодежные, творческие и другие организации), но деятельность их регламентируется и контролируется Коммунистической партией, которая сама становится частью государства.
· Отсутствие демократического опыта функционирования гражданского общества после распада СССР.
В настоящее время в России сложились, действуют некоторые элементы гражданского общества:
· политические партии и движения;
· массовые общественные организации;
· ассоциации производителей и общества потребителей;
· конфессиональные общности;
· этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры;
· творческие союзы и организации;
· спортивные объединения.
Для того чтобы создать в России демократическое правовое государство, достаточно обеспечить выполнение в полном объеме действующей Конституции. В настоящее время в России можно отметить следующие проблемы, которые являются препятствием на пути становления правового государства:
· не обеспечивается равенство граждан и организаций перед законом и судом. Об этом, в частности, говорит избирательное применение закона в политических целях, а также зависимость суда от исполнительной власти;
· ставится под сомнение свобода слова и прессы - через различные формы давления на средства массовой информации, неугодные властям;
|
|
· свобода предпринимательства только декларируется, а реально не осуществляется властью из-за засилия коррумпированного чиновничьего аппарата;
· наличие устойчивых стереотипов массового политического сознания, системы ценностей, сформированных тоталитарным режимом. Такие ценности, как частная собственность, неравенство, конкуренция, порождают психологический дискомфорт у большей части населения;
· отсутствие у населения адекватного понимания сущности социально-экономических и политических процессов;
· гражданская апатия населения;
· отсутствие политической культуры гражданственности у подавляющей части общества и т.д.
· сохраняются неравные условия доступа к образованию, здравоохранению и культуре, что ограничивает свободу развития личности;
· не соблюдаются гарантии местного самоуправления в связи с финансовой зависимостью и административным давлением региональных органов государственной власти.
Правовое государство возможно только в том случае, если законы соблюдает сама власть. Современное российское общество далеко от гражданского, пока оно остается пассивным объектом манипуляций со стороны власти. В целом речь идет о едином и достаточно последовательном процессе приспособления политической сферы к такому типу развития, при котором государство (власть) играет центральную роль в структурировании экономических, политических и социальных отношений.
Воспрепятствовать возвращению России в авторитаризм как раз и призвано гражданское общество, построению которого могут способствовать следующие факторы:
· признание гражданских, политических и социальных прав неотъемлемой частью социума;
· создание многочисленных организаций, ассоциаций и институтов, поддержка их разнообразия;
· деятельность средств массовой информации в условиях свободы и плюрализма;
· финансовая поддержка политических партий, их независимость от государства;
· создание упрощенной законодательной базы для учреждения всевозможных фондов и других инструментов благотворительности, для развития малого бизнеса;
· предоставление самоуправления основным институтам (церковь, университеты, сфера искусства и т.д.);
· реализация принципа субсидиарности, то есть передачи права принятия решения и делегирование ответственности на тот уровень, на котором эти решения будут выполняться.
Из ранее изложенного можно сделать вывод, что в современной России только началось формирование гражданского общества, и некоторые его институты действуют реально. Становление гражданского общества в России находится на начальной стадии своего развития, хотя уже предприняты некоторые шаги со стороны главы государства, например, создан Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.