Политическая система России

Конституция РФ 1993 г. в значительной мере определила политическую систему России. Россия провозглашена демократическим, федеративным, правовым, социальным государством с республиканской формой правления. Единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Политическая система строится не по национальному принципу, а с учетом наличия в России многонационального населения. Федеративное устройство РФ: государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов в России.

Ведущим элементом политической системы России является социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан. Государственные органы РФ функционируют на основе принципа разделения властей.

РФ – государство светское. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства. Гражданам РФ гарантируется свобода совести, вероисповедания.

Система органов государственной власти подразделяется на федеральные органы, органы субъектов РФ. Особый элемент российской политической системы – органы местного самоуправления. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, но не входят в систему органов государственной власти.

Существенным элементом российской политической системы является наличие различных политических партий, общественно-политических движений, избирательных политических блоков и союзов. В политической системе России особое место отводится политическим традициям: единовластное, самодержавное управление, византийская идея о сотрудничестве церкви и государства, идея о божественном происхождении царской власти, вера в революционное переустройство общества как самый действенный фактор социального прогресса.В политической системе России приобрели важное значение СМИ (так называемая четвертая власть).

Государство в политической системе. Государство и гражданское общество.

Государственная власть как центральный элемент политической системы. Природа государства и его основные признаки. Функции государства. Формы правления и формы государственного устройства. Виды государственной политики. Понятие правового социального государства. Конституционные основы российской государственности. Концепция гражданского общества в общественной мысли. Пределы государственного вмешательства в экономическую и социальную сферу. Особенности взаимодействия гражданского общества и государства в различных политических системах. Проблемы формирования и развития гражданского общества в современной России.

Государство — это властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая особый правовой порядок на определённой территории.

Государство — совокупность политических институтов, главной целью которых является защита и поддержание целостности общества.

Государство есть организация, обладающая монополией на легитимное использование физического насилия на определенной территории

Попытки объяснить этот феномен какой-либо одной или “главной” причиной малопродуктивны. Так, согласно психологической теории возникновение государства связывается с гениальной идеей, озарившей вдруг разум какого-то одного человека. Близка к исходным позициям такого объяснения известная теория “общественного договора”, смысл которой заключается в следующем: люди, принадлежавшие к разным общинам, постоянно враждовали между собой, совершали набеги, захватывали и убивали чужаков. И когда они, наконец, осознали опасность этого, то договорились учредить государство как некий надобщинный орган власти и управления, передав ему часть своих “естественных прав” в обмен на защиту общих и индивидуальных интересов. В таком объяснении есть рациональное зерно, однако не ясно по крайней мере одно: почему люди не могли договориться об этом много раньше?

Немало сторонников было и есть у классовой теории возникновения госу-дарства, разработанной марксизмом: “Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку возникают классы с противоположными, непримиримыми интересами” (В.И. Ленин). И для того чтобы эти классы не “пожрали” друг друга и общество в бесплодной борьбе, возникает государ-ство – как сила, стоящая над обществом, если не примиряющая классовые противоречия, то во всяком случае умеряющая их, т.е. ставящая их в границы определенного порядка (Ф. Энгельс).

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА: 1. Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства): конституция, военная доктрина, законодательство. 2. Управление и планирование: публичная власть (глава государства, суд, парламент), 3. нормирование жизни общества (система права),4. государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность, 5. хозяйственная деятельность (экономика): денежная система, налоговые сборы, государственная казна. 6. Собственность (ресурсы); 7. Территория; 8. Население; Наличие подчинённых организаций: правоохранительная деятельность, вооружённые силы, периферийные административные организации. 9. Наличие государственного языка (языков); 10 Суверенитет (способность государства выступать в международно-правовом поле как признанный другими государствами субъект); 11 Гражданство; 12 Государственные символы.

Функции государства классифицируются:

по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,

по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),

по значению: на основные и дополнительные,

по видимости: на явные и латентные,

по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции государства:

Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.

Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.

Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

форма правления — определяет кому принадлежит власть;

форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;

политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления. Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть: абсолютная (всевластие главы государства); конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть: парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом); президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом).

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на: Унитарные, Федеративные, Конфедерации. Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция. Признаки унитарного государства: существование одноуровневой системы законодательства; подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ); существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида: 1. Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус. 2. Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик). Федерация облагает такими признаками: союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств; наличие двухуровневой системы государственных органов; двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать: 1. по принципу формирования субъектов: административно-территориальные; национально-государственные; смешанные. 2. по юридической основе: договорные; конституционные; 3. по равенству статусов: симметричные; ассиметричные.

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач. Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства. Различают следующие виды конфедераций: межгосударственные союзы; содружества; сообщества государств.

Государственная политика - это совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной или муниципальной власти, с привлечением институтов гражданского общества. Она является средством, позволяющим государству достичь определённых целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные и иные методы и средства воздействия, опираясь на ресурсы, имеющиеся в его распоряжении. Государственную политику разделяют по направлениям в зависимости от характера и содержания проблем и вопросов, которые необходимо решать органам власти в определённой сфере общественной жизни. Выделяют следующие виды государственной политики:

o экономическая – совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей, создание экономических программ с целью экономического роста государства;

o социальная – мероприятия для поддержания отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий;

o экологическая - экологические программы по очищению окружающей среды и создание благоприятных условий для жизни граждан;

o военная – мероприятия, с помощью которых государство способно и готово к применению средств вооруженной борьбы для защиты и достижения других политических целей;

o культурная - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры;

· информационная - комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленный на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации.

При разработке того или иного направления политики государства говорят о пределах государственного вмешательства в ту или иную сферу. Например, экономику (вопрос Ксюши) и социальную сферу (доктрина социального государства).

Социа́льное госуда́рство— политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой. Функции: Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов); Охрана труда и здоровья людей; Поддержка семьи, материнства, детства; Устранение социального неравенства путем перераспределения доходов; Поощрение благотворительной деятельности; Финансовая поддержка образовательных и культурных программ; Борьба с безработицей. Лидер – Швеция. Основа социального государства – гражданское общество.

Гражданское общество - это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений (экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других). Гражданское общество есть та среда, в которой современный человек законным путем удовлетворяет свои потребности, развивает свою индивидуальность, приходит к сознанию ценности групповых акций и общественной солидарности.

Основой функционирования гражданского общества выступают важнейшие его атрибуты:

ü наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

ü развитая демократия;

ü правовая защищённость граждан;

ü определённый уровень гражданской культуры;

ü высокий образовательный уровень населения;

ü наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

ü самоуправление;

ü конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

ü свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

ü сильная социальная политика государства;

ü многоукладная экономика;

ü большой удельный вес в обществе среднего класса.

Гражданское общество на сегодняшний день выступает самой эффективной формой общественного устройства. Современная Россия стремится к этой цели, однако, в настоящее время гражданское общество в России не развито в полной мере, оно находится в стадии формирования, присутствуют только его отдельные элементы. Безусловно, большинство названных элементов гражданского общества формально декларированы в российском государстве: права, предоставленные гражданам Российской Федерации, позволяют им активно участвовать в политической жизни, свободно избирать представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Определено также право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Конституция РФ гарантирует свободу деятельности общественных объединений и т.д.

Однако, самыми серьезными преградами на пути становления гражданского общества по-прежнему остаются слабость среднего класса и социальное несовершенство нашего общества, проявляющееся, прежде всего, значительным разрывом между уровнем жизни богатых и бедных слоев населения. Кроме того, в стране существуют сложности с построением зрелой демократии. Усиливается авторитаризм власти. В парламенте полностью отсутствует конструктивная оппозиция. Не приходится говорить и о действенной многопартийности, так как партии строятся сверху.

Несмотря на то, что за годы реформирования России произошли существенные изменения в направлении формирования гражданского общества (например, возникли элементы рыночной инфраструктуры), в стране продолжает углубляться экономический кризис. Наблюдается снижение производительности труда и мотивации труда, сокращается объем производства, снижается качество жизни населения. Широкое распространение получила коррупция, являющаяся одним из главных препятствий для развития гражданского общества. Массовое обнищание широких слоев населения, неуважение к закону, снижение уровня культуры общества создают социальную основу для авторитарного режима. Хотя в настоящее время в России и существуют многочисленные организации и движения, организованные по инициативе самих граждан, что является хорошей предпосылкой развития гражданского общества, но и у этого элемента гражданского общества возникает немало проблем. В России, как и во многих других трансформирующихся странах, появление добровольных ассоциаций нередко сводится к соперничеству их между собой за право представлять народ. Также их деятельность мало поддерживается государством (например, гранты, выделяемые на проекты НКО ничтожны).

Таким образом, гражданское общество в современной России представлено частично. Властью законодательно закреплены демократические основы, однако не созданы экономические, социальные предпосылки (об этом свидетельствует низкий уровень образования, здравоохранения, качества жизни, низкий уровень доходов) для формирования гражданского общества. Вследствие этого институты гражданского общества (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) формируются не снизу (как выражение гражданской позиции), а сверху - искусственно насаждаясь властью как необходимая современная тенденция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: