Перспективы развития гражданского общества

Как быстро может завершиться процесс формирования гражданскогообщества в нашей стране? В условиях низкого уровня гражданской культуры иотсутствия длительное время у россиян возможности играть решающую роль вобщественно-политической жизни резкий переход от тоталитарно-авторитарногообщества к демократическому неизбежно привел бы к охлократии, развалугосударства и парализовал бы деятельность формирующегося гражданского

общества (во многом мы имеем возможность это наблюдать и сегодня).

Поэтому в течение длительного времени неизбежен переходный периодтесного, часто противоречивого взаимодействия и взаимовлияниядемократически сформированных органов правового государства и институтовгражданского общества. Постепенно по мере повышения культурного уровня,приобретения управленческих навыков, компетенции в суждении о важнейшихобщественно-государственных проблемах, граждане через институты

гражданского общества будут брать на себя все больше функцийгосударственной власти, и переходить к самоуправлению. Пока же в ходеполитической реформы члены общества должны иметь гарантированную законом иобеспеченную всем механизмом реформируемой государственной структурывозможность свободно выражать свою политическую волю и повышать уровеньсвоей гражданской культуры.

Процесс формирования гражданского общества у нас имеет своиособенности и сложности. В стране, особенно в ее центральных районах, впоследние десятилетия разрушены органичные вековые связи общественнойжизни, во многом утрачены народные традиции. В то же время горизонтальныесвязи иного типа гражданского общества только начинают складываться. Государственные структуры, пронизывающие все общество сверху донизу, оказались в этой ситуации единственным соединяющим его основанием. В такихусловиях форсированная перестройка экономики на рыночной основе, ослаблениевертикальной регулирующей роли государственных структур, демократизация, федерализация и децентрализация общественного управления могут создать (иуже создают) социальный вакуум, неизбежно ведущий к серьезным экономическими социально-политическим потрясениям. Поэтому необходим осторожный подход кразрушению вертикальных структур государственного регулирования и выборправильной стратегии поэтапного свертывания вертикальных структур ипараллельного развития горизонтальных взаимосвязей. Их генезис(горизонтальных рыночных, политических и правовых взаимоотношений) и будетпроцессом формирования гражданского общества.

Нельзя не учитывать, что отчуждение от собственности, от власти,психология социального иждивенчества, получившая широкое распространение вгоды уравнительного "социализма", привели к появлению значительныхсоциальных слоев, негативно относящихся к периоду перехода к рынку. Вобществе, где в течение длительного времени была подорвана мотивация к труду, уровень и качество жизни в значительной мере были оторваны отконечных результатов труда людей, страх этих социальных слоев перед рынкомв определенной степени закономерен. Рыночная экономика неизбежно ведет кобострению конкуренции между работниками, чего многие боятся. Но страхпорождает и то, что, как показал опыт 90-х годов в России и странах

Восточной Европы, процесс перехода к рынку часто приобретает неуправляемыйхарактер, ведет к возникновению "дикого" рынка, чреват резким повышениемцен, ослаблением социальной защищенности простых тружеников, ростомзначительной имущественной дифференциации между различными социальнымислоями общества и другими негативными явлениями. В этих условиях проблемысоциальной защищенности, социальной справедливости независимо от чьей-товоли выступают, во всяком случае, в нашей стране, на первый план.

Не просто идет процесс формирования многочисленных новых общественныхорганизаций и движений. К естественным трудностям их становлениядобавляется и сознательное стремление придать им полугосударственный статуси тем самым под видом обновления сохранить старую систему. Примером здесьможет служить созданный еще в СССР Крестьянский союз, который фактическиобъединил многих руководителей колхозов и совхозов, а не простых сельских

тружеников. В то же время не всегда оправданно стремление некоторыхнезависимых профсоюзов (например, профсоюзов горняков) добиться путеморганизации многочисленных забастовок, а не диалога с правительством, всеновых уступок без ущемления прав и интересов рабочих других отраслей. Приотсутствии нормальной налоговой системы тактика давления на любоеправительство будет иметь серьезные отрицательные последствия для нашей экономики.

Серьезным препятствием на пути формирования гражданского обществаявляется российская бюрократия. В ходе длительного исторического развитияона превратилась в мощное социальное образование, функционирующее не толькокак внутригосударственная, но и общественная структура, заменяющая собойнастоящие общественные образования экономического и социального порядка. Присвоив себе общественные функции, государственная бюрократия тем самымузурпировала их роль в качестве контрагента высшей государственной власти. Без ликвидации подобного противоестественного положения вещей развитиегражданского общества будет невозможно.

Принимая во внимание все вышеперечисленное, можно предположить, чтопроцесс формирования гражданского общества в нашей стране будет длительными во многом болезненным. Из мировой практики основные направления егоразвития известны: становление демократического механизма политическойвласти на основе четкого разделения ее функций, выражающего интересыразнообразных слоев населения; создание необходимых условий для перехода крыночной экономике как основе гражданского общества; подчинение всех государственных, хозяйственных органов, структур всех политических партийзакону, обеспечение его верховенства; разгосударствление собственности всамых разных формах и образование различных равноправных экономическихсубъектов; достижение необходимого уровня гражданской культуры, постепенноеформирование навыков социально-политической деятельности в демократическихусловиях жизни. Без последнего, думается, основная часть населения страны

окажется неспособной воспринять ценности гражданского общества, не пойметнеобходимости его становления и развития.

Развал старой тоталитарной системы общественного управления породилмногие негативные явления, такие, как национализм, сепаратизм, экстремизм,корпоративность и групповщину (имевшие место и раньше, но в условияхреформирования общественной системы России последних лет эта тенденцияусилилась), которые становятся серьезным препятствием на пути утверждениягражданского общества. В условиях внерыночной экономики и низкой гражданской культуры новые корпорации (концерн, общественно-политические объединения и др.) с их нередко встречающимся максимализмом и нетерпимостьюспособны привести общество к конфронтации, обострению социальныхконфликтов. Чтобы сделать их наименее болезненными для общества (если неудастся избежать их вообще), необходимо прийти к гражданскому согласию,исходя из тех общественных идеалов, которые выдвигались и отстаивались неодним поколением людей всех стран мира. Пройдя длительную проверку временем, они остаются нетленными и сегодня. Речь идет о таких понятиях,как "гуманизм", "демократия", "справедливость", которая в современныхусловиях должна пониматься как равенство всех граждан в правах ивозможностях, а отнюдь не как уравниловка во всем. Несмотря на широчайшийплюрализм мнений, позиций и взглядов на перспективы нашего дальнейшегообщественного развития, существующих среди казахстанских граждан, подобное толкование и практическое осуществление идеи справедливости способнысплотить основную часть населения РК. Тем самым будет установленгражданский мир, так необходимый для формирования гражданского общества внашей стране. Учитывая неизбежное сопротивление этому процессу со стороныразличных политических сил в переходный период от тоталитарно-авторитарногок гражданскому обществу, наиболее приемлемой, возможно, станет модель

сильного государственно-либерального режима, который постепенно открыл быдорогу к подлинной демократии, обеспечил бы необратимость движения нашейстраны к гражданскому обществу. Его главной задачей будет созданиенеобходимых условий, при которых идущие в обществе процессы смогли бы войтив нормальное русло, поддавались бы демократическому управлению и регулированию.

Список литературы:

1. Зеркин Д. Основы политологии. - Ростов н/Д, 1997.

2. Кочетков А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы

развития // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Полит.науки. - 1998.- № 4.- С.

85-97.

3. Мигранян А.М. Гражданское общество // 50/50. Опыт словаря нового

мышления. - М., 1989.

4. Соловьев А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского

общества // Полис. - 1996.- № 6.- С. 29-38.

Лекция № 11. Политические партии, партийные системы и общественно-политические организации и движения.

1. Понятие политической партии. Функции политических партий.

2. Основные этапы партогенеза.

3. Функции пратий. Типология партий.

4. Сущность и разновидности партийных систем.

5. Сущность и функции общественно-политических организаций и движений.Лоббизм.
Общественные организации как форма участия в политической жизни

Цель: усвоить сущность политической партии и общественной организации, а также партийной системы и понять роль политической партии как связующего звена между гражданским обществом и государством.учив тему, студент должен знать:

­ различать политические партии по идеологической направленности их доктрин;

­ типологизировать политические партии, общественные организации и общественно-политические движения по различным основаниям;

­ отличать политические партии от общественных организаций и общественные организации от общественно-политических движений;

­ обосновать роль политической партии как основного институционального посредника между гражданским обществом и государством;

­ обосновать необходимость многопартийности и плюрализма для развития демократии в России;

­ различать партийные системы в различных странах по количеству партий, участвующих в управлении государством;

­ аргументированно доказать роль общественной организации как опосредованного участника политической жизни;

­ иметь навыки самостоятельного определения политических партий по идеологической направленности их доктрин, а также анализа сущности политических партий по их программным документам и практической деятельности.

При освоении темы необходимо:

изучить тему 7 из учебного пособия, а также материал по данной теме из других источников;

обратить особое внимание на содержание следующих категорий и терминов: политическая партия, общественная организация, общественно-политическое движение, политические организации, партийная система, партийная фракция, многопартийность, плюрализм, функции политической партии, структура политической партии и др.;

выполнить тест по теме 7 из практикума по дисциплине;

ответить на следующие контрольные вопросы:

Сформулируйте определение политической партии.

В чем особенность марксистско-ленинского определения партий?

Сформулируйте важнейшую характерную черту политической партии.

Каковы основные функции партии?

По каким основаниям можно типологизироватъ политические партии?

Чем отличаются политические партии, предназначенные для выборов, от парламентских партий?

Правомерно ли в современных условиях выделять в особую группу "карманные партии"?

Что такое партийная система?

Дайте определение общественно-политическим организациям и движениям и сформулируйте их основное отличие от политических партий.

Каковы принципы деятельности общественных объединений?

Назовите основные общественно-политические движения и кратко их охарактеризуйте.

1. Политические партии и партийные системы

Партии - весьма своеобразный феномен политической жизни. Они непосредственно связаны с интересами той или иной социально-классовой общности, этнических или религиозных образований.

По существу партии выполняют роль посредников между группами населения и государственной властью, обеспечивая сопряжение и учет их интересов в деятельности политических институтов.

Такой процесс проходит в острой политической борьбе, в чем находят конкретное отражение перипетии социально-классовых отношений.

Партии, как политический институт, не только объективно обусловлены, но и являются отражением политической жизни общества.

Политическая партия (от лат. "партио" - часть, дело) - добровольный союз граждан, связанный идеологической общностью, стремящийся к обладанию политической властью, либо к участию в осуществлении власти в государстве.

Политическая партия - это часть населения, класса, социального слоя или слоев. Ее появление политологи относят к периоду становления буржуазной демократии.

В учебной, монографической, справочной литературе встречается более 200 определений и называется более 30 различных разновидностей партии. Это обусловлено сложностью вычленения наиболее сущностных характеристик партии.

Этимологически понятие "партия", как мы отметили ранее, означает часть, сторону целого, элемент. Аристотель говорит о партии долины, партии горы и т.п., имея при этом в виду не партии в современном смысле слова, но ранние политические союзы.

Либеральное понимание партии трактует ее как идеологическое объединение.

Традиционное определение партий связывается с избирательным процессом, выдвижением кандидатов, предвыборной борьбой, стремлением овладеть законодательной и исполнительной властью. Естественно, это определение уязвимо для критики - ведь партии существуют и при отсутствии выборов.

Марксисты подошли к определению партии с классовых позиций, считая ее наиболее сознательной и организованной частью класса, отстаивающей его интересы. Партия наделяется функцией вести за собой не только класс, но все общество и даже все "прогрессивное человечество".

Партия владеет точным знанием будущего, путей и способов его достижения, способностью избавить человечество от эксплуатации, нищеты, неравенства и вражды, привести его к счастью. Партия - мессия, считают последователи марксизма-ленинизма. В Федеральном Законе Российской Федерации "О политических партиях", принятом Государственной Думой 21 июня 2001 года, дается следующее определение политической партии.

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Особо следует отметить юридическое определение партий. Оно регламентирует: (посмотреть...)

политический статус и функции партии;

постоянный характер деятельности;

непременное участие в выборах;

степень политического участия;

уровень организации;

возможности в сравнении с другими политическими институтами;

число членов партии и даже название.

С точки зрения юридической не считаются партиями непостоянно действующие организации типа союзов избирателей, различных ассоциаций и т.п.

Важнейшей государственной процедурой, представляющей официальное признание партии, дающей ей государственную защиту, является регистрация. Пройдя официальную государственную регистрацию, партия получает право на участие в выборах, на налоговые льготы, государственное финансирование и т.п.

Наиболее важной характерной чертой партии, как политического института, отличающей ее от других общественных организаций, является стремление к власти.

Основными целями политической партии являются:

формирование общественного мнения;

политическое образование и воспитание граждан;

выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Более конкретно назначение партии проявляется в ее функциях:

Социальные функции партии:

представительство, т.е. выражение определенных социальных интересов;

обеспечение социальной интеграции, т.е. включение в политическую систему различных групп;

смягчение, примирение конфликтных интересов;

коммуникация между социальными группами и государством.

Теоретические функции партии:

разработка стратегии и тактики;

выявление, обоснование и формирование интересов различных социальных слоев и групп;

анализ состояния и теоретическая оценка перспектив общества;

уточнение и коррекция политической доктрины.

Идеологические функции партии:

распространение в массах и отстаивание своего мировоззрения;

пропаганда своих программных целей и политики;

привлечение граждан на свою сторону и в ряды партии;

социально-политическое просвещение.

Политические функции партии:

борьба за власть;

прямое или опосредованное участие в определении внутри- и внешнеполитического курса государства;

подготовка альтернативных предложений (теневой кабинет);

выполнение предвыборной программы;

разработка и выполнение принципов отношений с другими партиями.

Организационные функции партии:

реализация программных установок и решений;

проведение избирательных кампаний;

подбор кандидатов на выборные должности;

подготовка кадров для правящей элиты;

формирование правительства, руководства центральных и местных ведомств;

формирование в парламенте партийной фракции или партийной оппозиции (для партии, проигравшей борьбу).

В Российской Федерации политическая партия должна насчитывать не менее 10 тыс. членов, а региональные отделения должны иметься более чем в половине субъектов Российской Федерации. При этом более чем в половине субъектов Российской Федерации региональные отделения политической партии должны насчитывать не менее 100 членов партии, а в остальных - не менее 50 членов.

В структурном отношении партии представляют собой систему, в которую входят:

партийный аппарат;

ядро партии;

партийная масса;

сторонники;

способы связи аппарата и масс, партии и общества, партии и политической среды;

создаваемые партией молодежные, женские, иногда военные организации.

Важную роль в исследовании политических партий играет их классификация. Партии можно классифицировать по следующим основаниям:

По социальной среде деятельности:

моносредные;

промежуточные;

всеобщие (универсальные).

По отношению к социальной действительности:

революционные;

реформистские;

реакционные;

консервативные.

По идеологической направленности доктрин:

социал-демократические;

коммунистические;

либеральные;

консервативные;

конфессионные;

монархические;

националистические;

фашистские (неофашистские).

По отношению к власти:

правящие;

оппозиционные (легальные, полулегальные, нелегальные).

По политическому темпераменту:

ультраправые;

правые;

правоцентристские;

центристские;

левоцентристские;

левые;

ультралевые.

По внутренней организации:

с формальными принципами членства;

со свободным членством;

с сильной структурой;

со слабой структурой.

По политическому статусу:

мажоритарные;

доминирующие;

миноритарные.

Классической и весьма распространенной является типология партий, предложенная М. Дюверже. Он выделяет кадровые и массовые партии.

Кадровые партии отличаются немногочисленностью, свободным членством и опираются, прежде всего, на профессиональных политиков, финансовую, экономическую элиту. В них доминируют парламентарии. Вследствие элитарного характера, они имеют, как правило, правый уклон и представлены либеральными и консервативными партиями. В качестве примера обычно приводят республиканскую и демократическую партии США.

Массовые партии возникли позже кадровых в связи с распространением всеобщего избирательного права, во многом на волне рабочего движения, как пролетарские партии.

Массовые партии характеризуются:

многочисленностью;

идеологической ориентированностью;

преобладанием идеологической и воспитательной форм деятельности;

наличием тесной связи между членами;

сравнительно жесткой организацией.

Типология партий М. Дюверже была дополнена Ж. Блонделем. Он подразделял массовые партии на:

представительные западного типа;

коммунистические;

популистские.

Р.- Ж. Шварценберг выделил среди массовых партий следующие модели:

социалистическую;

коммунистическую;

фашистскую.

Американскими социолог С. Коэн по функциональным и организационным критериям выделил следующие типы политических партий:

1. Партии авангардного типа. Возникли в ходе развития рабочего движения.

Для партии этого типа характерны:

повышенные требования к вступающим в партию;

детальная регламентация деятельности;

строгая определенность внутренней жизни;

строгая партийная дисциплина и т.п.

Главный объект их политики - трудящиеся массы, их социальное просвещение, организация во имя торжества справедливости.

По мнению С. Коэна, придя к власти, подобная партия быстро становится частью административной системы, ее номенклатурой.

2. Партии, главная задача которых, - выборы. Подобные партии не имеют:

фиксированного членства;

партийных билетов;

постоянных членских взносов (они формируются за счет добровольных пожертвований корпораций, частных лиц, общественных организаций и ассигнований из государственного бюджета). Как политические организации, они активизируют свою деятельность в связи с подготовкой и проведением выборов, поэтому, чтобы принадлежать к подобной партии, достаточно на выборах поддержать ее кандидатов.

Яркие примеры таких партий - две ведущие партии США - республиканская и демократическая.

3. Парламентские партии.

Их основные функции связаны с парламентской деятельностью:

разработка стратегии и тактики избирательной кампании и предвыборной программы;

изучение общественного мнения и выработка рекомендаций своим кандидатам;

подбор и выдвижение кандидатов;

решение технических и финансовых проблем предвыборной кампании;

организация противодействия конкурентам;

контроль за деятельностью избранных депутатов и т.д.

Характерные признаки таких партий:

компактная организационная структура;

постоянно функционирующие органы управления;

возможность существования различных течений и даже фракций;

сравнительная демократичность внутренней жизни;

возможность влияния рядовых членов на политику партии и др.

4. Партия-община или партия-клуб.

Это массовая организация, объединяющая граждан не столько на основе какой-либо политической платформы, сколько на основе общности интересов.

К этой группе можно отнести:

"зеленых" (экология);

"синих" (борьба за улучшение социальной среды)

объединения защитников исторических памятников;

всевозможные ассоциации и клубы по интересам.

Политическую окраску партиям этой группы придают их действия в отстаивании своих интересов. Зачастую эти действия касаются напрямую политической сферы (парламентская борьба, лоббирование и т.п.).

5. "Карманные партии".

Это небольшие по численности организации, созданные, как правило, несостоявшимися лидерами и под "свою" программу. Главное направление их деятельности - реализация вождистских эгоистических устремлений.

Эти партии имеют немногочисленное руководство, прежде всего своего лидера, и не имеют строго определенной социальной базы.

Существуют и другие подходы и типологии партии.

Партии в своем функционировании, взаимодействии со средой образуют партийную систему.

Партийная система - это совокупность всех существующих и действующих в стране партий или совокупность партий, принимающих участие в осуществлении государственной власти.

Наиболее распространенной типологией партийных систем является классификация по количественному критерию:

однопартийная;

двухпартийная (бипартизм);

многопартийная.

Однако эту классификацию можно сделать более подробной и выделить следующие партийные системы:

1. Однопартийная система в строгом смысле этого слова.

В такой системе:

исключается даже номинальное существование других партий;

партия взаимодействует с государством, сама становится частью государственного аппарата;

исключается партийно-политическая оппозиция;

партия, как правило, отличается строгой дисциплиной, многочисленностью и организацией.

Такие партийные системы характерны для авторитарных и тоталитарных режимов.

2. Фактически однопартийная система.

В этой системе:

однопартийность замаскирована под многопартийностью;

помимо руководящей, правящей партии, действуют несколько партий-сателлитов, реального влияния не имеющих;

партия превращена в государственную; осуществляется тотальный идеологический и организационный контроль со стороны правящей партии за деятельностью партий-сателлитов.

3. Формально многопартийная система.

Здесь ключевые позиции в политической жизни заняты двумя партиями, которые периодически сменяют друг друга у власти. Остальные партии участвуют в политической жизни, но реально претендовать на власть не могут из-за своей малочисленности.

4. Многопартийная система,

Функционирующая на государственном уровне. В этом случае существует устойчивая коалиция двух или более партий, сохраняющих союзнические отношения не только при участии в правительстве, но и в оппозиции.

5. Многопартийная система плюралистической ориентации.

Для партий этой системы характерны:

самостоятельность в определении и проведении своей политики;

тенденции к блоковой политике;

самостоятельность в организации и проведении избирательных кампаний;

исключение взаимного снятия кандидатур в ходе предвыборной борьбы в пользу потенциального победителя;

самостоятельность в выработке и выделении программных требований и т.п.

Помимо количественного подхода к классификации партийных систем существуют и другие. Так, в зависимости от статуса партий, входящих в партийные системы и принимающих участие в управлении государством, они подразделяются на:

мажоритарные (чаще всего двухпартийные);

доминирующие;

коалиционные.

Стабильность партийной системы зависит от устойчивой поддержки избирателей. А избиратели будут поддерживать курс той партии, которая удовлетворяет их интересы в экономической, политической и социальной сферах.

Но стабильность партийной системы зависит также от характера взаимоотношений, входящих в нее партии.

В качестве принципов взаимоотношений политических партий в демократических партийных системах можно выделить следующие:

постоянная легальная борьба за власть;

всеобщие выборы - путь к власти;

власть принадлежит партии (группе партий), обеспечившей себе поддержку парламентского большинства (большинства электората); наличие постоянной легальной оппозиции по отношению к правящей партии (партиям);огласие относительно соблюдения демократических отношений между партиями.

2. общественные организации как форма участия в политической жизни

Помимо партий неотъемлемым элементом любого демократического общества являются общественно-политические организации и движения.

Общественно-политические организации - добровольные объединения граждан, возникающие по их инициативе и для реализации их интересов.

Основными характерными чертами общественных организаций являются следующие:

Общественные организации не имеют властных отношений и не могут выносить обязательных решений и требовать их выполнения.

В отличие от политических партий, они не ставят целью овладеть государственной властью, но их деятельность может приобретать политический характер.

Это добровольные организации граждан, возникшие по их инициативе.

Государство не вмешивается в их деятельность, но регулирует ее в соответствии с действующим законодательством.

Общественно-политические объединения действуют на основе следующих принципов:

добровольность;

сочетание личных и общественных интересов;

самоуправление;

равноправие участников;

законность;

гласность.

Общественно-политические движения - объединения, коалиции, союзы различных общественных групп для совместного решения интересующих их проблем.

Общественное движение:

может структурно не оформляться;

может объединять организации различной политической ориентации;

как правило, носит временный характер (для решения определенных задач).

В развитии общественного движения выделяются следующие стадии:

I стадия

зарождения идей;

появление активистов;

выработка общих взглядов;

II стадия

пропаганда взглядов;

агитация;

привлечение сторонников;

III стадия

более четкое формирование идей и требований;

развитие общественно-политической активности;

затем:

оформление в общественно-политическую организацию или партию и участие в политической жизни и борьбе за власть;

если цели достигнуты или отсутствуют перспективы их достижения, движение затухает.

Общественно-политические движения можно подразделять на:

национальные (в рамках одной страны);

региональные;

континентальные;

мировые.

Среди общественно-политических организаций особое место занимают профсоюзы.

Профессиональный союз - это негосударственная общественная организация людей труда одной и той же профессии или занятых в одной отрасли производства.

Основные функции профсоюзов:

защита экономических и социальных интересов трудящихся;

культурное просвещение и воспитание;

социализация трудящихся;

представление интересов наемных работников по вопросам их труда и быта.

Наиболее активными общественно-политическими и демократическими движениями являются следующие:

1. Женское движение.

В этом движении объединены женщины различных возрастов, национальностей, профессий, социальных слоев. Основная цель женского движения - защита прав женщин.

Женское движение неоднородно. Либерально-реформистское (умеренное) крыло движения выступает за реформы в пользу женщин, перестройку общественного сознания в отношении "слабого пола".

Радикально-экстремистское течение акцентирует внимание на вопросах брака, семьи, сексуальных отношениях. Первопричиной всех женских зол они считают извечный "мужской шовинизм". По их мнению, освобождение женщин возможно путем разрушения всех институтов, которые создали мужчины-угнетатели: государства, армии, партии, церкви, профсоюзов и т.д.

Первым требованием феминистской революции является требование уничтожения семьи и представление сексуальной свободы.

2. Антивоенное движение.

Объединяет в своих рядах миллионы представителей, практически, всех слоев населения. Главная цель - ликвидация угрозы войны.

3. Экологическое движение

Это движение в защиту окружающей среды.

"Зеленые" выступают:

за совершенствование законодательства в пользу охраны природы;

за использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;

за закрытие вредных производств;

против различных форм загрязнения окружающей среды.

Главная цель экологического движения - предотвращение глобального экологического кризиса.

4. Правозащитное движение

Объединяет организации, борющиеся против ущемлений прав личности.

5. Молодежное движение

Выступает за права молодежи, активно участвует в борьбе за мир против войны, проводит акции в защиту окружающей среды и т.п.

6. Национальное движение

Набирает силу в последние годы. Участники этого движения выдвигают требования возрождения национальной культуры, языка, традиций и т.д.

Кроме того, существуют:

движение неприсоединения;

движение против расовой и национальной дискриминации;

движение за установление нового экономического порядка;

движение крестьян за землю и социальные права;

пацифистские движения ученых, врачей, юристов и другие движения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: