Философские предпосылки психодрамы

Я. Морено был экзистенциалистом, преследующим идеалы субъективности и увлеченным феноменологической философи­ей и метафизическими рассуждениями. В своих философских размышлениях Морено приходит к оптимистическому выводу: боль и смерть — это предпосылки для возникновения любви и сочувствия. Знание Морено рассматривал как расширение пределов личности, так же, как и любовь.

Экзистенциальная реальность открывается только через человека. Во-первых, опыт не передается вербально, его нельзя усвоить на примере. Во-вторых, существует индивидуальный опыт (каждый в одном и том же событии переживает наря­ду с универсальными и некоторые уникальные ощущения). В-третьих, продукт творческой деятельности одного человека не может быть до конца познан другим. Религиозный экзис­тенциализм пытался восстановить утерянное во время догмати­ческих раздоров представление о Боге как об экзистенциальной целостности бытия. Я. Морено в своей психодраматической философии рассматривает Бога таким же образом. В психо­драме исследуются в действии не только реальные события и жизненные кризисы, но и, что более важно, различные аспекты внутренних психологических событий. В ходе психодрамы вос­создается субъективная реальность сложного мира внутренних переживаний и отношений человека.

П. Келлерман пишет, что в экзистенциальной психодраме не существует концепций здоровья, нормы и патологии, и поэтому диагноз просто не нужен. Экзистенциальная психодрама дает «эмоциональный опыт в рамках межличностного взаимодействия со своей собственной духовной ценностью» и, таким образом, «цель психодрамы состоит не в том, чтобы дать „исцеление", а в том, чтобы просто сделать личность настолько спонтанной и творческой, насколько это возможно в рамках индивидуальности каждого из участников» (Келлерман, 1998, с. 42).

Я. Морено и 3. Морено указывали на две противоположные силы, действующие в терапевтическом исследовании: субъек­тивное состояние субъекта и объективные требования научного метода (Moreno J. L. & Moreno Z., 1959). Психодрама дает возможность исследовать и корректировать свой субъективный опыт с помощью драматизации его актуальных переживаний. Джонатан Морено (сын основателя психодрамы) охарактеризо­вал психодраму как форму феноменологической психотерапии. Психодрама подходит к человеку целостно, рассматривает его как комплексную, динамическую систему во взаимодействии с постоянно расширяющимся физическим, социальным и временным контекстом. Практикой интегративного сознания является встреча, экзистенциальное, или психодраматическое соприкосновение. Пропасть между субъектом и объектом, ко­торую Л. Бинсвангер назвал «раком психологии» (Binswanger, 1964), в психодраме преодолевается за счет настройки на бытие другого человека. Расширяя свое бытие до возможности бытия других, участник психодрамы доходит до понимания бытия вообще, достигая тем самым «объективности» (Лейтц, 1994).

Психодрама подсказывает, что главное в человеческом обще­нии — это понимание смысла, который нередко находится не в тексте, то есть не в значениях, а в подтексте. «Смысл ищется не только в словах, а в поступках, в выражении лица, в оговорках, обмолвках, в непроизвольной позе и жестах. Человеческое об­щение многоязычно, и оно живо своими внутренними формами. В нем используются языки жестов, действий, образов, знаков, слов, символов, а также тексты, подтексты, смыслы, значения, исполненные смысла паузы и фигуры умолчания. При этом бо­гатстве не всегда есть уверенность в правильности понимания. Но дело не только в мере понимания, а еще и в том, что слово, (сказанное и несказанное) в человеческом общении выступает в роли социального действия» (Зинченко, Моргунов, 1994, с. 38).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДА

Трудности определения метода психодрамы вызваны, во-первых, множеством противоречивых определений психодрамы, данных самим ее автором. Во-вторых, они связаны с эклектичным

характером психодрамы и ее сходством с такими подходами, как терапия фиксированной роли (Kelly, 1955), обучение социаль­ной модели (Bandura, 1971), гештальт-терапия (Perls, Hefferline & Goodman, 1973), группы встреч (Schutz, 1971), драмотерапия (Jennings, 1989; Landy, 1986) и с другими методами, основанными на действии. В-третьих, психодрама часто использует методы, которые могут существовать самостоятельно: социометрия и групповая психотерапия. Эти методы могут применяться или не применяться — в зависимости от ориентации терапевта. В-четвертых, психодраму применяют как в терапевтических, так и в нетерапевтических целях. То есть психодрама может быть использована и в исследовании себя и других людей, своих контактов с миром (экзистенциальная психодрама), и в обучении (дидактодрама, аксиодрама, «творческая драматика» и т. д.).

Психодрама — слово, состоящее из двух корней: «психо» — от греческого psyche — «душа» и «драма» — «действие» — «один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвеще­ния... изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не бе­зысходных отношениях с обществом или с собой» (Советский энциклопедический словарь, 1989, с. 414). Словарь-справочник по психологии характеризует психодраму как «метод психоте­рапии, входе которого клиент с помощью ведущего группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывает сцены, имеющие отношение к его проблемам. Сцены разыгрываются таким образом, как если бы они происходили в данный момент. Действия структурируются так, чтобы способствовать прояснению и конкретизации про­блемы. Анализируются новые роли, альтернативные эффектные поведенческие стили, осуществляется поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблемы» (Дьяченко, Кандыбович, 1998, с. 209-210).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: