Лсиходраматический процесс

В психодраме человек инсценирует ситуацию, в которой он желает разобраться. В психодраматическом пространстве разворачивается не сама ситуация, а то, как человек ее пред­ставляет. Таким образом, в психодраме проявляется экзистен­циальная реальность человека. Когда протагонист инсценирует ситуацию, он не просто показывает, как она разворачивалась и как в ней действовал он сам и другие люди. У него есть воз­можность увидеть ситуацию со стороны. Полноту содержанию ситуации обеспечивают опыт и мироощущения исполнителей ролей значимых близких протагониста.

Несмотря на то что саму сцену определяют описания протагониста, а исполнение ролей разыгрывается согласно его же инструкциям, эти роли исполняются живыми людьми. Следуя инструкциям, они выходят за обозначенные пределы схемы и насыщают ее внутренним личным опытом. Внутреннее осознание оформляет представление человека об окружающем мире. Это осознание формируется из наших знаний, опыта, переживаний, ожиданий, домыслов и фантазий. Переживае­мую человеком реальность можно назвать «экзистенциальной реальностью». На нее опирается человек, когда выбирает способ взаимодействия с окружающим его миром. Символика этой реальности скрыта от окружающих, а также часто и от сознания самого человека.

Наблюдая за развертываемой ситуацией, протагонист видит как свои ограничения, так и свои возможности. Этому способствуют определенные психодраматические процеду­ры — дублирование, зеркало, обмен ролями, — дающие воз­можность проявить все аспекты реальности человека. Еще один важный принцип психодрамы — психодрама не рассказывается, а показывается, так как в ней важно быть участником, быть вовлеченным в действие.

В ходе драмы воссоздается субъективная реальность слож­ного мира внутренних переживаний и отношений протагониста. В то же время психодрама — это групповой метод, где каждый участник группы является терапевтическим агентом другого. Поэтому, исследуя свой мир в действии, протагонист позволяет другим членам группы заглянуть в его глубины и увидеть там отражения их собственных чувств и переживаний. Это помогает им благодаря эмоциональной вовлеченности в драму протаго­ниста проживать, прорабатывать и свои проблемы.

Все эти аспекты психодраматического действия спо­собствуют достижению личностной идентичности, укрепляют надежду на изменения, поощряют и стимулируют ответствен­ность за свою жизнь и принимаемые решения. Можно сказать, что стратегическая цель психодрамотерапии — развитие той части психики, которая может быть названа выбирающим «Я». Выбирающее «Я» дирижирует всем множеством граней существования человека в интересах личностного роста.

В процессе психодрамы постоянно изменяются как сами ее участники, так и их взгляды на реальность. В ходе драмы про­тагонист показывает все типичные для него модели поведения и эмоциональные состояния. Содержанием драматического дей­ствия становятся не вполне осознаваемые и не переживаемые в полной мере аспекты его жизни. С помощью специальных техник в ходе психодрамы реконструируются и раскрываются непроявленные чувства и неосознанные установки, что уже само по себе несет в себе залог позитивного изменения. Будучи осознанными, они становятся и управляемыми. Восприятие клиентом своей внешней и внутренней реальности углубляется и расширяется, обеспечивая новое видение, новый взгляд на ситуацию и свои возможности.

Обычно клиентами психодрамы становятся люди, у ко­торых блокированы творческие процессы. Они испытывают необъяснимую тревогу, страх перемен, неспособность адекватно реагировать на предоставляемые новые возможности, а иногда и неспособность увидеть эти возможности. Такие клиенты жалуются на бессмысленность существования, усталость от жизни и страх перед ней, неспособность или нежелание кон­тактировать с другими, иными словами, на утраченное чувство полноты бытия — на неспособность осознавать и переживать свою жизнь во всей полноте.

Решение стать протагонистом требует от человека огром­ного мужества, которое заключается в преодолении страха раскрыться перед другими людьми. Но, преодолев этот страх, человек, как правило, неожиданно для себя обнаруживает общность и универсальность трудностей, переживаемых им уникально.

В качестве примера можно рассмотреть психодрамати­ческое упражнение «Монолог». Во время его исполнения участники группы располагаются" в кругу. Один из участников (протагонист) делится своим переживанием. Если оно захва­тывает других участников, то поддержку протагонисту можно оказать только в одной форме — сесть на его место и войти в его переживание. Затем от лица протагониста рассказать о проблеме. В данной ситуации каждый участник проецирует на себя переживания протагониста, присоединяется к его чувс­твам, опираясь на свой опыт подобных переживаний. Так все участники по очереди оказываются на месте протагониста и в его переживании и чувствах. Когда все участники побывают на месте протагониста, упражнение заканчивается.

Цели этого упражнения: развитие у участников группы способности к сопереживанию; снижение дистанции в фазе обсуждения; развитие «Я»-позиции в работе с катарсическим переживанием.

Это упражнение вызывает большой накал переживания у участников группы. Здесь присоединение к переживаниям про­тагониста — обязательное условие для каждого. Протагонист, на­блюдая за участниками, может осознать как универсальные, так и особенные аспекты своей проблемы. С одной стороны группа поддерживает его (он не один переживает это), с другой— не дает прямых советов. Опыт переживания других расширяет его горизонт восприятия своей трудности и своих чувств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: