Психодрама и ролевые игры

Можно ли рассматривать психодраму как игру*. На этот вопрос трудно ответить, не определив понятие игры. Неко­торые последователи Я. Морено считают, что психодраму не стоит рассматривать как обыкновенную игру, связанную с миром фантазий, оторванную от «реальной» жизни (Барц, 1997). Из-за того, что психодрама основана на теории ролей, ее нередко отождествляют с ролевыми играми. Такая пози­ция значительно сужает понятие «психодрама». Возможно, это объясняется применением ролевых игр в тренинговых группах, целью которых является саморазвитие и самосовер­шенствование их участников. В таких тренингах популярны! игры с сюжетами, заданными тренером, а не представляющими психическую реальность участников. Эффективны ролевые игры и в психотерапии.

Чтобы разграничить то, что называют «ролевыми играми», и психодраму, нужно вспомнить, что в основе возникновения ролевых игр заложены три подхода: психодрама Я. Морено;! терапия фиксированной роли Дж. А. Келли и репетирование поведения, которое традиционно ассоциируется с именами Дж. Вольпа и А. Лазаруса.

Если психодраму рассматривать в аспекте терапии пове­дения, то игры в психодраме сопоставимы с имитационными играми: представляемое поведение может быть как естествен­ным, "истинным выражением индивидуальности «актера», так и имитацией чужих реакций.

Э. Барц (1997) справедливо называет психодраму «игрой в глубокое». Психодрама трактуется как метод углубленного анализа поведения человека, причем цель этого анализа за­ключается в выявлении «межличностного базиса» личности. Психодрама не должна быть игрой, то есть деятельно­стью, имеющей смысл только в данный момент, в ответ на сиюминутную потребность. В психодраме развертывается определенное психодраматическое действие, тогда как в игре его нет. Сюжет психодрамы заставляет соблюдать дисциплину. В частности, поэтому ведущий должен следить, чтобы пси­ходрама не превращалась в игру. В игре роли, хотя и носят фиктивный характер и не требуют полного отрешения от всего остального, являются стереотипными. Человек, играя, приспосабливается к той или иной фиктивной ситуации, что препятствует спонтанному самовыражению. Человек, «играющий» в психодраме, выкладывается значительно мень­ше, чем в реальной жизни.

Роль, которую играют в психодраме, должна интенсивно проживаться. Тогда она позволяет разобраться в значении того, что характерно для повседневного бытия человека. Участник психодрамы соотносит роль со своими возможностями, реа­листично оценивая свой внутренний потенциал. Игра в данном случае — нечто большее, чем способ человеческого поведения, потому что благодаря особому бытию в игре устраняются со­противления терапии, формируется атмосфера доверия. Игра охватывает всего человека. По словам Шиллера, «он бывает вполне человеком тогда, когда играет». Схожей психодраму с игрой делает и то, что «игра — это деятельность ради действия, имеющая смысл, но не имеющая цели». Ведущий психодрамы, по словам Г. Лейтц, «привносит цели терапии в игру и сво­дит игру участников психодрамы к терапевтическим целям» (Лейтц, 1994, с. 54).

Психодрама — это феерия разнообразных ролей, не­которые из них синтезируются, другие уточняются или пе­реопределяются. Это новые и старые, ригидные и гибкие, потенциальные и сознательно избираемые роли, отражающие в своей совокупности самые различные аспекты и качества существования человека. Играть — означает освобождаться от препятствий, чинимых действительностью, стоять над вещами, распоряжаться ими по своему усмотрению, царствовать, быть господином, быть свободным. Играть — значит быть.

Эта игра особенно целительна для исполняющих ее, поэтому в психодраме важно быть участником. В психодрама­тической сессии клиент одновременно и главный герой своей драмы, и ее творец, и исследователь себя и своей жизни. В то же время психодрама — это групповой метод, поэтому, исследуя свой мир в действии, протагонист позволяет другим членам группы заглянуть в его глубины и увидеть там отражения их собственных чувств и переживаний, что помогает им прожи­вать, прорабатывать их, благодаря эмоциональной вовлечен­ности и в драму протагониста, и в свои проблемы.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Все участники психодраматической группы так или иначе вовлечены в действие. Постоянное действующее лицо — пси-ходраматист (ведущий группы) — выступает в нескольких ро­лях: режиссера, терапевта и аналитика. Главное действующее лицо каждой психодраматической сессии — протагонист, им становится тот, кто решается работать со своей проблемой. Других участников выбирает протагонист для исполнения ролей значимых лиц в его психодраме. Эти же исполнители могут выступать также в ролях дублера и зеркала. Участники, не исполняющие роли, также вовлечены в драму, и их главная роль — в обсуждении и обмене чувствами по окончанию пси­ходраматического эпизода. По желанию они могут включаться в действие там, где это уместно.

В психодраме есть место для рационального и ирраци­онального, реального и воображаемого, спонтанного и ре­флексивного, будущего, настоящего и прошлого, для эмоций и мышления, интрапсихического и межличностного, инди­видуального и группового, для психологической поддержки, обучения и инсайта, для духовного и эстетического.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: