Для описания процесса общения Э. Берн вводит термин «поглаживание» (Берн, 1992). Выбор этого понятия связан с потребностью человека в прикосновении. Будучи взрослыми, считал Берн, мы продолжаем нуждаться в физическом контакте. Однако человек учится заменять физическое прикосновение другими формами признания. Улыбка, комплимент, даже оскорбление — все это показывает нам, что наше существование признается. «Поглаживания» бывают вербальными («Привет!») и невербальными (кивок головы в ответ), позитивными (вызывают приятные чувства) и негативными (неприятно задевают), условными (связаны с тем, что делает другой) и безусловными (связаны просто с фактом существования другого) (Стьюарт, Джойнс, 1997). Таким образом, любая ТА является «поглаживанием». При этом «поглаживание» (пусть даже болезненное) всегда лучше, чем его отсутствие. Берн (1992) ссылается на эксперимент с крысами, в котором ласковое обращение и болезненный электрошок оказались одинаково эффективным средством поддержания их здоровья. Таким образом, «поглаживания» имеют определенное значение для выживания. Если человек получает недостаточное количество позитивных «поглаживаний», то он пойдет дальше и будет искать негативные «поглаживания».
|
|
Каждому человеку подходят свои «поглаживания». Человек склонен игнорировать или преуменьшать не предпочитаемые им «поглаживания». Услышав комплимент, например, «Как вы умны!», человек тут же реагирует замечанием «Зато не очень-то привлекателен». Многие люди — свои злейшие враги, потому
что оказывают отрицательное воздействие сами на себя. Критический Родитель требует совершенства, и человек постоянно твердит себе, что он «мог бы сделать это лучше». Транзактный анализ предлагает покончить с подобным самоистязанием и высвободить Дитя из ежовых рукавиц Критического Родителя. Предположительно, что у каждого человека имеется своеобразный фильтр «поглаживаний» (Стьюарт, Джойнс, 1997). В его основе лежат Родительские установки об экономии «поглаживаний». К ним относятся:
• не давай «поглаживания», когда их надо давать;
• не напрашивайся на «поглаживания», когда в них нуждаешься;
• не принимай «поглаживаний», если нуждаешься в них;
• не отвергай «поглаживания», когда не нуждаешься в них;
• не «поглаживай» себя сам.
Предполагается, что родители поступают подобным образом с целью контроля над своими детьми. Обучая детей тому, что запас «поглаживаний» ограничен, родители приобретают монополию на «поглаживания». Вырастая, люди тратят большую энергию на поиски «поглаживаний», которые, как все еще они считают, имеются в ограниченном количестве. В качестве терапевтической установки в транзактном анализе предлагается следующее: «„Поглаживания", которые вы получаете, спрашивая о них, стоят ровно столько же, сколько „поглаживания", которые вы получаете, не спрашивая о них» (Стьюарт, Джойнс, 1997, с. 140).