Искренность в противовес играм

Основное преимущество игры в том, что пока она длится между двумя или большим числом людей, им удается избегать настоящих взаимоотношений. В противовес играм Э. Берн рас­сматривал такие ТА, как близость, или искренность.

Близость— это искренние неигровые отношения между людьми со свободным взаимным обменом между ними, исклю­чающим извлечение выгоды, В ней не бывает скрытых ТА, при­чем содержание ТА вовсе не обязательно должно быть приятным.

Близость может быть двухсторонней и односторонней, когда один дарит другому свое искреннее отношение, а другой ищет при этом выгоду. Секс — не обязательная форма близости, так как секс может присутствовать в любом из способов структуриро­вания времени: избегании (мастурбация), ритуальном поведении (навязчивые сексуальные ритуалы), развлечении (на улице дождь, пошли в кровать), деятельности (проституция), участии в играх (например, игра «Динамо», рассматриваемая выше). Близость же возникает только при любовных отношениях.

В отличие от игры при близости чувства партнеров направ­лены на завершение ситуации. Чувства, испытываемые в конце игр, никак не способствуют разрешению ситуации для игроков, поэтому игры проигрываются снова и снова. «Я»-состояния, принимающие участие при близости, — это прямолинейные отношения между Детьми, в которых отсутствует взаимная экс­плуатация. Но при этом важно помнить, что близость устанавли­вается «Я»-состоянием Взрослого общающихся партнеров. Это необходимо для того, чтобы они хорошо понимали обязанности по отношению друг к другу и соблюдали их.

Так как близость нельзя запрограммировать, она наиболее непредсказуема из всех способов структурирования времени. Но, как это ни парадоксально, на самом деле близость — на­именее рискованный вид отношений, а ее результат будет всегда конструктивным.

СЦЕНАРНЫЙ АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЦЕНАРИЯ

Сценарий — это жизненный план личности, драма, чаще всего неосознанная, но, как правило, имеющая четкие законо­мерности: завязку, действие, кульминацию и финал. Он может быть комичным или трагичным, восхитительным или скучным, вдохновляющим или ведущим к неудачам. Э. Берн считал, что план жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути (Берн, 1992). Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления и свободного выбора.

По мнению Э. Берна, в основе сценариев обычно лежат непосредственные, как у детей, иллюзии, которые могут со­храняться на протяжении всей жизни. Создание сценариев приводит к тому, что у людей возникает иллюзия автономности своей личности, в то время как фактически они выполняют, при­чем, часто не задумываясь, предписания своих сценариев. Время от времени, однако, некоторые люди начинают сомневаться в правильности сценариев, что приводит к личностным кризисам.

С точки зрения транзактного анализа человек начинает составлять свой сценарий с момента рождения, а к четырем годам уже определяет основные моменты его содержания. К семи годам вносятся все существенные детали, а от семи до двенадцати происходит его совершенствование. В юношеском возрасте сценарий начинает приобретать реальные очертания.

Мысль о том, что детские впечатления оказывают сильное влияние на поведение взрослых людей, занимает центральное место не только в транзактном анализе, но и в других направ­лениях психологии (например, в психоанализе). Отличительная особенность теории сценария — идея о том, что ребенок состав­ляет определенный жизненный план, а не просто формирует основные взгляды на жизнь.

Другая отличительная черта состоит в том, что кульми­нация — это неотъемлемая часть сценария, а другие состав­ляющие служат для того, чтобы привести сценарий к этой заключительной сцене. Эта сцена получила название расплаты за сценарий. Э. Берн говорит о том, что мы бессознательно выбираем поведение, которое приблизит нас к расплате за сценарий. Он считал, что существуют четыре главных типа расплаты: быть одиночкой, быть неудачником, сойти с ума или упасть замертво (Нельсон-Джоунс, 2000). Даже если сценарий деструктивный, обращаясь к нему, люди начинают чувствовать себя комфортно. Это происходит из-за того, что выполнение действий, соответствующих сценарию, связано с благополучием и комфортом, обусловленными родительской защитой. Алкоголик, даже мучаясь от похмелья, получает

одобрение «Я»-состояния Дитя-в-Родителе, призывающего: «Не думай! Пей».

Кроме этого, важно отметить, что ребенок сам прини­мает решение о выборе сценария. Из этого следует, что даже тогда, когда дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные сценарные планы. Э. Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать ска­зала следующее: «Вы оба попадете в психушку». Впоследствии один из братьев стал пациентом психиатрической больницы, а другой стал психиатром. Сценарные решения представляют собой наилучшую стратегию ребенка с целью выживания в мире, который часто кажется ему не просто враждебным, но даже угрожающим его жизни. Но эти решения принимаются без тщательного обдумывания, а в соответствии с эмоциями ребенка и его отношением к реальности.

Хотя родители не могут заставить ребенка принять ре­шение о выборе сценария, они тем не менее оказывают на него сильное влияние. С первых дней жизни ребенка родители передают ему различные послания, на основе которых тот формирует представления о себе, о других людях и о жизни. Сценарные послания могут быть как вербальными («ты глупый», «ты ничего не добьешься» и т. п.), так и невербальными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: