Структурная патология

Отдельно Э. Берн рассматривал случаи, когда у человека могут смешиваться «Я»-состояния, а также когда он не может войти в какое-либо «Я»-состояние или выйти из него. Эти про­блемы обозначаются как контаминация и исключение. Эти явления имеют общее название — структурная патология.

Контаминация — это вторжение одного «Я»-состояния в границы другого. В таком случае человек может принять со­держание Дитя или Родителя за содержание Взрослого.

Контаминация Родителя происходит тогда, когда чело­век ошибочно принимает Родительские девизы за реальность (рис. 2). Берн называл такие девизы предрассудками. Например: «Людям нельзя доверять», «Мир ужасен», «Нельзя показывать людям свои чувства» и т. п.

Человек совершает много лишних поступков из-за не­обоснованных страхов Дитя. При контаминации Дитя взрослое мышление затуманивается заблуждениями из детства, фанта­зиями, которые принимаются за реальную действительность (рис. 3). Такие заблуждения Берн называл иллюзиями. Напри­мер: «Я хуже других», «Я не нравлюсь людям», «Я плохо умею делать что-либо (писать, считать, говорить на иностранном языке)».

Двойная контаминация бывает в том случае, когда человек проигрывает какой-то Родительский девиз, соглашается с ним с верой Дитя и ошибочно принимает это за действительность (рис. 4). Например: Родительское «Людям нельзя доверять» в сочетании с Детским «Я никогда никому не верю». При такой структуре Взрослый не может принимать правильное решение. Невроз, по Э. Берну, возникает тогда, когда Взрослый под влиянием Дитя и Родителя теряет инициативу.

Исключение — это процесс, когда человек исключает одно или более из своих «Я»-состояний.

Люди с исключенным «Я»-состоянием Родителя не будут действовать по готовым жизненным принципам (рис. 5). Вместо этого они в каждой ситуации заново будут создавать для себя свои собственные принципы. Эти люди — ведущие политики, преуспевающие бизнесмены, боссы мафии.

При исключении Взрослого человек теряет способность жить настоящим моментом, критически оценивая действи­тельность (рис. 6). Вместо этого он слышит лишь внутренний диалог Родитель — Дитя. В результате его действия, чувства и мысли будут отражать их постоянную борьбу.

При исключении Дитя человек «выключает» воспомина­ния детства (рис. 7). На вопрос: «Каким было ваше детство?» такой человек ответит: «Я не знаю. Я ничего об этом не помню». У него возникают сложности при выражении чувств, поэтому человек с исключенным Дитя часто производит впечатление холодного или бесчувственного.

Если исключены два из трех «Я»-состояний, то действу­ющее «Я»-состояние называется константным.

Человек с константным Родителем будет жить только по Родительским принципам. На вопрос: «Как вы себя чувс­твуете?» он ответит: «В нынешние времена надо сохранять спокойствие, не правда ли?» Такой человек не способен ис­пытывать удовольствие, вместо этого он только и делает, что планирует, собирает и обрабатывает информацию. Человек с константным состоянием Дитя будет всегда действовать, как будто он еще ребенок, и будет производить на окружающих впечатление незрелого или «истеричного». Исключение во многом зависит от конкретной ситуации. Когда говорится о человеке с исключенным Дитя, на самом деле имеется в виду тот факт, что он редко бывает в «Я»-состоянии Дитя.

Цели структурного анализа — это определение (но не обязательно решение) внутреннего конфликта с помощью диагноза состояния «Я», изменение его границ и стабилизация тех состояний, в которых Взрослый мог бы сохранить контроль во время стресса. При таком анализе возможно восстановление нормальных отношений между тремя аспектами личности и ликвидация устаревших программ, мешающих жизни. Одна из задач транзактного анализа состоит в том, чтобы обеспечить человеку возможность выбора «Я»-состояния, которое соот­ветствует его нуждам и желаниям.

ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ

Транзакция (ТА) — это единица общения. Она начинается с транзакционного стимула — того или иного знака, осве­домляющего о том, что присутствие одного человека воспри­нято другим. Человек, к которому обращен стимул, отвечает каким-то действием — транзакционной реакцией. При этом человек, вступающий в общение, неосознанно выбирает себе подходящее состояние «Я» и предлагает выгодное для себя состояние собеседнику. Если собеседник принял это состояние

(а он может не принять), то он оказывается в определенной психологической зависимости от этого человека (Джеймс, Джонгвард, 1993).

Цель транзактного анализа— выяснить, какое именно состояние «Я» ответственно за транзакционный стимул и какое состояние человека осуществило транзакционную реакцию. Все ТА делятся на дополнительные, перекрестные и скрытые. Кроме этого, последователями Э. Берна позднее были выделены прямые, непрямые и смазанные ТА.

ВИДЫ ТРАНЗАКЦИЙ

Основная особенность дополнительных транзакций в том, что векторы общения параллельны и никогда не пересекаются (рис. 8). Пока ТА дополнительны — процесс коммуникации между людьми будет протекать гладко и неопределенно долго. Это правило не зависит ни от природы ТА, ни от их содер­жания.

Дополнительная ТА имеет под собой совпадение ожида­ний, при этом «Я»-состояние, к которому обращаются, является источником реакции.

Перекрестные транзакции возникают, когда на определен­ный стимул следует неожиданная реакция (рис. 9). Именно этот тип ТА доставляет наибольшие хлопоты в общении.

При перекрестной ТА векторы не параллельны друг другу, а «Я»-состояние, к которому обращаются, не является источником реакции. Например, стимул рассчитан на вза­имоотношения Взрослый — Взрослый: «Ты не видела, где мои запонки?» Адекватным, дополняющим здесь может быть признан ответ: «Запонки лежат на столе». Однако собеседник может вспылить: «Вечно я у тебя во всем виновата!» (Детский вариант) или «Ищи их там, куда сам положил!» (Родительский вариант). После перекрестной ТА процесс коммуникации временно прекращается. Начинается позиционная борьба, которая длится до тех пор, пока векторы не будут приведены в порядок. Для восстановления контакта одному или обоим собеседникам необходимо изменить свое «Я»-состояние.

Скрытые транзакции более сложные, они связаны с тем, что поведение людей не всегда соответствует их социальному по­ложению. На социальном уровне, например, начальник может быть и маленьким мальчиком и покровительствующим отцом. Скрытые ТА требуют одновременного участия более чем двух состояний, одно из которых маскируется. Открытое сообщение происходит на внешнем социальном уровне, скрытое — на пси­хологическом уровне. Скрытые ТА — это шифровка, секрет, по крайней мере, для «Я»-состояния Взрослого. Соответственно, результат такой ТА определяется на психологическом, а не на социальном уровне. Это можно рассмотреть на примере такой ситуации (рис. 10).

Продавец: «Эта модель лучше, но боюсь, что она вам не по карману».

Покупательница: «Вот ее-то я и возьму».

Продавец на уровне Взрослого констатирует два факта: «Эта модель лучше» и «Она вам не по карману». На социальном уровне слова продавца кажутся обращенными к Взрослому покупательницы, поэтому она должна была бы ответить: «Вы безусловно правы и в том, и в другом». Однако скрытый, психологический вектор был умело направлен опытным Взрос­лым продавца к Дитя покупательницы. Ответ, данный Дитя, показывает правильность анализа. Покупательница думает: «Несмотря на финансовые последствия, я покажу этому на­глецу, что я ничуть не хуже других его покупателей». Эта ТА дополнительна на обоих уровнях, поскольку продавец как бы принимает ответ покупательницы за чистую монету, то есть как ответ Взрослого, решившего сделать покупку (Берн, 1992).

Более поздние исследователи выделяют прямые, непря­мые, смазанные ТА.

Прямые ТА — это «Я — Ты» транзакции, при которых человек обращается напрямую к собеседнику. Непрямые ТА — «Я — Он», при которых кто-то говорит с кем-то о тре­тьем лице. Смазанные — «Я — Вы Все», при которых человек обращается к группе людей.

Как правило, проводя тренинг, психолог использует только прямые ТА и просит участников придерживаться именно этого типа ТА. Многие семейные пары начинают работу с непрямых ТА, играя в игру «суд»: «Он никогда ничего не делает по дому». В этой игре психологу отводится роль судьи или присяжного, и ожидается, что он втянется в эту игру. Когда психолог просит пару говорить друг с другом, судебное разбирательство закры­вается, а они становятся доступнее психологической работе. Пока они говорят друг о друге в третьем лице, интимность и близость для них становится практически недоступна, пусть даже провозглашенная ими цель — перестать ссорится и стать ближе друг к другу.

Смазанные ТА могут использоваться при сообщении ор­ганизационной информации: «Все знают, что сегодня вечером семинар?» В других случаях их применение усложняет обще­ние. К сожалению, даже психологи используют смазанные ТА неаккуратно. Например, после того, как один из участников психологической группы что-то сказал, ведущий может спро­сить: «Что чувствует группа по этому поводу?» или даже хуже: «Что его слова заставляют чувствовать группу?» Ошибка при постановке первого вопроса состоит в том, что «группа» ничего не чувствует, ибо это социальное единство, а не эмоциональное. Один из участников может злиться, другой расстраиваться, третьему станет больно, четвертый запутается, пятый заскучает. С формулировкой второго вопроса связана дополнительная проблема — ни один человек не может ничего заставить другого; каждый из нас несет ответственность за свои чувства.

ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: