Шаг 1. Разогрев. Интервьюирование. Прояснение трудности.
Участница группы Мария рассказывает о том, что видела сон, в котором подруга, несколько лет назад уехавшая в другой город с родителями, умерла.
Шаг 2. Разогрев. Интервьюирование. Формулирование вопроса.
Участница формулирует вопрос: «О чем мне говорит этот сон?» Она хочет посмотреть на происходящее в этом сне со стороны, поэтому усаживается на стул в стороне от сцены и наблюдает, как другие участники играют роли подруги, ее родителей, самой Марии.
Шаг 3. Разогрев. Исследование.
Выбираются участники, в реальности недавно пережившие ситуацию, связанную с потерей близких. Они, исполняя роли родителей подруги, искренне горюют. Сцена повторяется снова и снова, приобретая накал реальной жизненной трагедии. Однако Мария, наблюдая за происходящим, сначала улыбается, а потом начинает смеяться.
Шаг 4. Исследование. Парадокс в групповом катарсисе.
Другая участница группы, наблюдающая за Марией и за происходящим на сцене, возмущена: «Как можно смеяться над происходящим?!» Ей предложено сесть на стул Марии и из ее роли понаблюдать за сном. Она тоже начинает смеяться. Есть что-то парадоксальное в происходящем.
Шаг 5. Исследование. Кульминация. Инсайт.
Мария сама становится участницей сна и едет в другой город, чтобы встретиться с родителями «умершей» подруги. Когда она встречается с родителями и обнимает их, то понимает, что происходящее во сне имеет иной смысл, чем кажется.
Шаг 6. Обсуждение содержания символики сна.
Главным оказалось то, что чувствует Мария, обнимая родителей подруги. Она вспоминает, как несколько лет назад семья подруги уезжала. Родители подруги были очень дружны и близки с ней и ее родителями. Но Марии удалось проститься только с подругой. Попрощаться с ее родителями она не смогла, так как не успела вовремя приехать на вокзал.
По прошествии нескольких лет она стала замечать, что что-то изменилось в ее отношениях с уехавшей подругой. В письмах стало проскальзывать некоторое напряжение, отношения стали охлаждаться. Но не расстояние было помехой. Мария испытывала какое-то непонятное чувство вины и незавершенности ситуации, хотя ей сложно было понять
причину.
Образы сна гротескно проявили скрытую тревогу. В психодраматической ситуации Мария не только смогла поразмышлять об этом, но и сыграть и прожить эту незавершенную ситуацию. Когда она обнимала участников, исполняющих роли родителей, ее собственное тело подсказало причину тревоги. «Смерть» подруги во сне привела ее в город, где жила семья подруги, и эта «смерть» сама по себе могла символизировать намечающийся разрыв их отношений.
Шаг 7. Развитие психодраматического сюжета. Сцена
изменения и завершения.
Когда содержание сна в процессе инсценирования и проживания Марией прояснилось, была разыфана сцена прощания на вокзале с родителями подруги (то, чего не произошло и недоставало в реальности). В результате Мария почувствовала значительное облегчение и желание навестить подругу. Страха по поводу какого-либо угрожающего события она не испытывала, так как символика сна для нее была прояснена.
Шаг 8. Обсуждение переживаний других участников психодраматической сцены.
Участница, исполнившая роль умершей подруги, пролежав неподвижно все то время, пока происходили многократные повторения сцен, проработала свое переживание, связанное с мыслями о собственной смерти. Такая работа показалась ей полезной и дала возможность пересмотреть некоторые решения, принятые ею в последнее время. Это дало ей понять, что смерть — это не выход из ситуации.
Таким образом, то, что неоднократно проигрывается в уме или во сне, может значительное время оставаться непроясненным. Наше представление не обладает многомерностью и не дает возможности увидеть что-то с разных сторон. В уме мы можем изучить разные стороны предмета только по отдельности. Мы не можем стать этим предметом и не можем прояснить его чувства и переживания. Наше переживание также оказывается плоским и одномерным. В психодраме за счет объективизации (то есть воплощении проблемы в реальности) возможно эффективное прояснение и разрешение проблемной ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ведущий психодрамы работает с психической реальностью конкретного человека. Свое представление о ней он выстраивает на основе данных, полученных с помощью методов качественного анализа. Связь с психологической реальностью человека как предметом профессиональной деятельности психолога можно удержать только тогда, когда его действия направлены на свойства этой реальности и отвечают законам ее существования. Нужно также помнить, что психолог выступает в отношении другого человека не только как профессионал, сохраняющий эту реальность, но" и как другой человек, порождающий его психическую реальность.
Как метод воздействия, психодрама способствует ускорению личностного роста и развития. Как метод взаимодействия, позволяет расширить представление человека о реальности при соприкосновении двух или нескольких психических реальностей. Как метод исследования, она позволяет полнее представить внутренний мир человека, определяющий его существование во внешнем пространстве. Это акциональный метод, содержащий в себе потенциал внутреннего роста и творчества.
Психодрама открывает новое, более широкое пространство практической психологии. Измерение, которое, с одной стороны, работает с проблемами ограниченного поведения так называемых «нормальных» людей, а с другой стороны, — с незрелостью, связанной с задержкой развития. В последнем случае психодрама имеет целью проработку «блокировок» в психосоциальном развитии, чтобы человек мог достичь более полного и спонтанного самовыражения, более высоких жизненных успехов и более гармоничных взаимоотношений с другими (Келлерман, 1998). Функционирование личности находит свое выражение в активном поведении. В его основе лежит координация и иерархизация различных мотивов, которая заключается не только в надлежащем усвоении социальных ожиданий, но и в достижении соответствия этих ожиданий индивидуальным особенностям человека.