Указания к выполнению

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

 

 

МЕТОДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКНОМИКИ

Методические указания и задания к практическим занятиям студентов очной формы обучения направления

080100.62 Экономика

Новосибирск 2013

 



Кафедра статистики и математики

 

 

Методы моделирования и прогнозирования экономики: Методические указания и задания к практическим занятиям / Сост. Т.М. Перевощикова, ст. преподаватель, Ю.А. Макурина, доцент, О. В. Колоусова, ст. преподаватель – Новосибирск: СибУПК, 2013. –   53 с.

 

 

Рецензент: д-р экон. наук, проф. Н.В. Шаланов

 

Методические указания и задания к практическим занятиям для студентов очной формы обучения по направлению 080100.62 «Экономика»утверждены и рекомендованы к изданию кафедрой статистики и математики, протокол № 9 от 14.04.2013 г.

 

 



СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Пояснительная записка ……………………………………………... 4
Тема 1. Анализ взаимосвязей и зависимостей ……………………. 6
Тема 2. Прогнозирование на основе однофакторных регрессионных моделей ………………………………….                8
Тема 3. Прогнозирование на основе многофакторных регрессионных моделей …………………………………. 16
Тема 4. Прогнозирование на основе трендовых моделей ……....... 20
Тема 5. Прогнозирование на основе моделей с распределенным лагом ………………………………….................................... 33
Список рекомендуемой литературы ……………………………….. 40
Приложение ………………………………………………………….. 42

 

Пояснительная записка

Методы моделирования и прогнозирования экономики – это наука, изучающая процес­сы функционирования и развития социальных и экономических сис­тем различного уровня; тенденции, закономерности развития и воз­можные состояния реальных экономических и социальных объектов в будущем; способы и методы разработки прогнозов.

Дисциплина «Методы моделирования и прогнозирования экономики» – одна из мно­гих в системе подготовки высококвалифицированных специалистов в области экономики и управления.

В результате изучения дисциплины студенты получат практические навыки использования методов и приемов прогнозирования применительно к социально-экономическим системам, позволяющих предприятию более эффективно осуществлять текущее и стратегическое планирование.

Изучение дисциплины «Методы моделирования и прогнозирования экономики» основано на применении студентами знаний и навыков, полученных в ходе ос­воения других дисциплин – статистика, экономика предприятия, ин­форматика. Так как практические занятия по дисциплине проводятся на компьютере, студент должен иметь элементарные знания и навыки работы в ОС WINDOWS и основные функции программы Microsoft Excel, что позволит экономить учебное время студентов и дает им возмож­ность максимально сосредоточиться на освоении методов прогнози­рования.

В результате выполнения заданий студент должен:

- освоить различные методы анализа зависимостей и прогнозирова­ния;

- уметь оценивать качество и точность прогнозов на основе ретро­спективных расчетов;

- овладеть методами автоматизации и свода аналитических и плано­вых расчетов;

- приобрести навыки анализа полученных результатов и их после­дующей экономической интерпретации.

Все задания выполняются студентами применительно к своему варианту, номер которого соответствует порядковому номеру в жур­нале посещаемости.

Исходные данные для выполнения задания представлены в файле Варианты заданий.doc (F:\Prognoz\Экономисты\Очники\Варианты заданий.doc) и в Приложении данного пособия. Задания студентами выполняются в MS Excel. Для этого необходимо:

· выбрать данные, соответствующие варианту;

· скопировать их;

· вставить в файл, созданный в редакторе Microsoft Excel;

· сохранить файл на диск Z.

ТЕМА 1. Анализ взаимосвязей и зависимостей

Задание

1) Построить диаграммы, показывающие зависимость каждого из показателей (заданных в индивидуальном варианте задания студента) от времени. Проанализировать полученные результаты, сопоставляя характер динамики каждого из показателей за различные годы. Выдать диаграмму на печать вместе с анализом.

2) Рассчитать коэффициенты корреляции и детерминации:

2.1) между каждым показателем и временем (t – y; t – x1; t – x2);

2.2) между 2-мя первыми и 2-мя последующими годами по каждому из показателей (y(за 1-2 год) – y(за 3-4 год); x1 (за 1-2 год) – x1 (за 3-4 год); x2 (за 1-2 год) – x2 (за 3-4 год));

2.3) между парами показателей за соответствующие периоды времени (y – x1; y – x2; x1 – x2).

В итоге студентом должно быть получено 9 коэффициентов корреляции (по 3 на каждый пункт) и соответственно 9 коэффициентов детерминации. Проанализировать полученные результаты, представив их в виде табл. 1, оценить тесноту связи в различные годы. Сделать выводы.

 

Таблица 1

Расчетные значения коэффициентов корреляции и детерминации

 

Взаимосвязь между показателями

Значение коэффициента

корреляции выводы детерминации выводы
t – y    
t – x1    
t – x2        
y(1-2 год) – y(3-4 год)        
x1 (1-2 год) – x1 (3-4 год)        
x2 (1-2 год) – x2 (3-4 год)        
y – x1        
y – x2        
x1 – x2        

 

Указания к выполнению.

Для построения диаграммы необходимо:

1) в таблице с исходными данными выделить один из столбцов, вызвать “ мастер диаграмм ”;

2) выбрать тип диаграммы (Стандартные Þ Тип: График Þ Вид: График с маркерами) и нажать «Далее»;

3) в появившемся диалоговом окне в разделе «Диапазон данных» выбрать «Ряды в: столбцах» и нажать «Далее»;

4) задать основные параметры диаграммы применительно к своим данным и нажать «Далее»;

5) определить место для размещения диаграммы (на листе с исходными данными) и нажать «Готово».

 

Коэффициенты корреляции показывают тесноту связи между двумя показателями « и «x» и могут принимать значения в диапазоне от 0 до 1. Чем ближе значение коэффициента корреляции к 1, тем более тесная связь между рассматриваемыми показателями. Для расчета коэффициентов корреляции:

1) вызвать “ Мастер функций Þ Категория: Статистические Þ функция: КОРРЕЛ”.

2)  в качестве «массива 1» (Задание 1, п. 2.1) выделить весь диапазон числовых значений одного из имеющихся показателей, в качестве «массива 2» выделить весь диапазон числовых значений столбца «Время»;

3) для расчета остальных коэффициентов последовательно повторить весь набор действий, изменяя в зависимости от задания содержание «массива 1» и «массива 2».

Знак при линейном коэффициенте корреляции указывает направление связи: «+» - прямая связь; «-» - обратная связь.

Для качественной оценки тесноты связи между признаками используется шкала Чеддока:

Показания тесноты связи 0,1 – 0,3 0,3 – 0,5 0,5 – 0,7 0,7 – 0,9 0,9 – 0,99
Характеристика тесноты связи Слабая Умеренная Заметная Высокая Весьма высокая

Коэффициент детерминации показывает, сколько процентов изменений зависимой переменной объясняется изменениями независимой переменной. Для его расчета необходимо возвести коэффициент корреляции в квадрат.

 

ТЕМА 2. Прогнозирование на основе однофакторных
регрессионных моделей

 


Задание

1) Спрогнозировать объем результативного показателя (у) от одного из фактора хi на 4-й год по уравнению однофакторной линейной и нелинейной (показательной) регрессии, используя:

ü данные третьего года (25-36 месяцы);

ü объединенные данные за второй и третий года (13-36 месяцы);

ü объединенные данные за три года (1-36 месяцы).

 По каждой ситуации рассчитать ошибку прогноза. Полученные результаты проанализировать, представив их в форме табл.2. (F:\Prognoz\Экономисты\Очники\Табл.2.doc). Выбрать наилучшую модель, при прогнозировании по которой получены минимальные ошибки прогноза. Сделать выводы.

2) На основе данных за первые три года (1-36 месяцы) по одной из двух моделей (факторный – результативный признаки):

2.1) рассчитать параметры уравнения линейной однофакторной регрессии;

2.2)  оценить тесноту связи с помощью показателей корреляции и детерминации;

2.3)  оценить с помощью средней ошибки аппроксимации () и F-критерия Фишера качество уравнения;

2.4)  рассчитать прогноз на четвертый год и доверительный интервал прогноза для уровня значимости =0,05;

Полученные результаты проанализировать, представив их в форме табл. 3. Сделать выводы.

Указания к выполнению

Прогнозирование по однофакторным моделям линейной зависимости осуществляется по уравнению регрессии:

y = a + b*xi,

где y - зависимая переменная; показатель, который прогнозируется;

a - отрезок, начальное значение зависимой переменной;

b - наклон, показывает, на сколько единиц изменится прогнозируемый показатель « при изменении независимой величины (фактора) «х»  на единицу.

xi - значение независимой переменной в данном месяце прогнозируемого периода.


Таблица 2

Результаты прогнозирования на основе однофакторных регрессионных моделей на 4-й год

Месяц

Значение факторного показателя на 4 год (х)

Фактическое значение результативного показателя на 4-ый год (Y)

На основе линейной однофакторной регрессии

y = a + b*xi

На основе нелинейной однофакторной регрессии

По данным 3-го года

По данным за три года

По данным 3-го года

По данным за три года

Прогнозное значение показателя Ошибка прогноза, %        Прогнозное значение показателя Ошибка прогноза, % Прогнозное значение показателя Ошибка прогноза, % Прогнозное значение показателя Ошибка прогноза, %
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
37 38 39 … …         =(гр.4-гр.3)/ гр.3*100   =(гр.6-гр.3)/ гр.3*100   =(гр.8-гр.3)/ гр.3*100   =(гр.10-гр.3)/ гр.3*100

За год

S S   S   S   S  

 

  а = … b = …   а = … b = …          

Таблица 3

Результаты прогнозирования … (результативного показателя)       от … (факторного показателя) на 4-й год

Месяц

Значение факторного показателя на 4-ый год

(х)

Фактичес-кое значе-ние резуль-тативного показателя на 4-ый год

(Y)

Прогнозное значение результативного показателя на 4-ый год

(Y)

Доверительный интервал прогноза

(α = 0,05)

Верхняя доверительная граница Нижняя доверительная граница
37          
38          
         

За год

S S - -

 

Для этого необходимо:




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: