Дифференциация эмоций

Е. П. Ильин определяет эмоции как дифференцированную оценку разных ситуаций. «В отличие от эмоционального тона, который дает обобщенную оценку (нравится — не нравится, приятно — неприятно), эмоции более тонко показывают значение той или иной ситуации» [Ильин Е. П., 2002, с. 52].

Нас заинтересовало, какова роль «отрицательных» и «положитель­ных» эмоций с точки зрения исследователей.

«Отрицательные» эмоции, по мнению Б. И. Додонова, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмо­циями. «Отрицательная» эмоция — это сигнал тревоги, опасности для организма. Далее Б. И. Додонов говорит о том, что сигнал тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не устранена. Такие «отрицательные» эмоции, как страх, гнев, ярость, повышают интен­сивность обменных процессов, приводят к лучшему питанию мозга, усиливают сопротивляемость организма перегрузкам, инфекциям и т. д. [Лукьянов В. С., 1966]. О полезности «отрицательных» эмоций умерен­ной интенсивности свидетельствуют опыты на крысах, проведенные В. В. Фролькисом [1975]: из трех групп подопытных крыс дольше все­го жили те, которых систематически подвергали стрессовым воздей­ствиям средней силы — пугали, брали в руки и т. д. «Отрицательные» эмоции вредны лишь в избытке, как вредно все.

Как полагает П. В. Симонов, в деятельности человека побуждающее влияние «отрицательных» эмоций ничтожно, если оно вообще имеет­ся [1970], «отрицательные» эмоции, как правило, обеспечивают сохра­нение того, что уже достигнуто эволюцией или индивидуальным раз­витием субъекта.

«Положительные» эмоции появляются значительно позднее [Ма­карова Е. И., 1968]. «Положительные» эмоции — это сигнал возвра­щенного благополучия. С другой стороны, «положительные» эмоции побуждают к деятельности, вынуждают искать новые, еще не удовле­творенные потребности, без которых немыслимо наслаждение и кото­рые могут быть обусловлены в том числе и примитивными, эгоисти­ческими, социально неприемлемыми потребностями.

В то же время без «положительных» эмоций также трудно предста­вить те формы деятельности, которые не продиктованы непосредст­венным утилитарным эффектом: игру, художественное творчество и восприятие произведений искусства, теоретическое познание.

С точки зрения П. В. Симонова, нервные механизмы положитель­ных эмоциональных реакций более сложные и тонкие, чем отрица­тельные. Он считает, что «положительные» эмоции имеют самостоя­тельное приспособительное значение, они побуждают живые системы активно нарушать достигнутое «уравновешивание» с окружающей сре­дой: «Важнейшая роль положительных эмоций — активное нарушение покоя, комфорта, знаменитого "уравновешивания" организма с внеш­ней средой» [Симонов П. В., 1970].

Изучая взаимосвязи эмоций с вегетативной нервной системой, Э. Гельгорн и Дж. Луфборроу [1966] выдвинули положение о динами­ческом равновесии парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, связанного с «положительными» эмоциями, и симпатическо­го отдела вегетативной нервной системы, связанного с «отрицательны­ми» эмоциями. Б. И. Додонов заключает, что «для организма важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный их динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного индивида интенсивности» [Торшилова Е., 1994, с. 82].

Поэтому более важно выявить не столько роль «отрицательных» и «положительных» эмоций в развитии и регуляции деятельности и по­ведения в отдельности, а роль их взаимоотношений в эмоциональной сфере. Распространено мнение, что для эмоций характерна полярность: эмоции, противоположные друг другу по качеству переживаний, обра­зуют пары: радость и печаль, гнев и страх, наслаждение и отвращение.

Вильгельм Штекель в начале XX века ввел понятие «биполярности». Психические феномены биполярны, как магнетизм. По последним воззрениям Фрейда, только благодаря этой биполярности из равно­мерной монотонности безжизненного возникла жизнь [Freud S., 1910, р. 188].

По мнению С. Л. Рубинштейна, наличие полярности, напряжения, возбуждения или противоположных им эмоциональных переживаний вносит в эмоциональную сферу необходимую дифференциацию. «На­ряду с возбужденной радостью (радостью-восторгом, ликованием) существует радость покойная (растроганная радость, радость-умиле- ние) и напряженная радость, исполненная устремленности (радость страстной надежды и трепетного ожидания); точно также существует напряженная грусть, исполненная тревоги, возбужденная грусть, близ­кая к отчаянию, и тихая грусть — меланхолия, в которой чувствуется разрядка и успокоенность» [Рубинштейн С. Л., 1957, с. 180].

В. Д. Небылицын считал, что своеобразие эмоционального облика человека может быть охарактеризовано локализацией точки в трех- (или более)-мерном пространстве, образованном основными модальностя­ми — качественно определенными переживаниями. Эти модальности представляют собой биполярные континуумы, в которых индивиды размещаются неравномерно: близко к полюсам немногие, а большин­ство с неявно выраженной эмоциональной характеристикой.

Анализ экспериментальных данных нашего исследования показал, что дифференциация наблюдается уже у старших дошкольников (рис. 1). Уровень развития эмоциональной сферы у первоклассников мало отличается от эмоциональной сферы дошкольников. Дифферен­циация эмоциональной сферы третьеклассников в значительной сте­пени снижается. У десятиклассников дифференциация эмоциональной сферы выше, чем у дошкольников, первоклассников и третьеклассни­ков (при р < 0,001).

Возрастные различия в дифференциации эмоций были подтвержде- кы в лонгитюдном исследовании эмоциональной сферы детей от 5 до 7 и от 8 до 10 лет. При этом наибольшее увеличение дифференциации наблюдается у детей от 5 до 7 лет (при р < 0,001): предпочтение эмоции «Дружба» у детей в 5 лет составило 3,65 балла, у тех же детей в 7 лет — 4,95 балла. Отвержение эмоций «Обида» и «Злоба» в 5 лет составило 3,35 и 2,96 балла, в 7 лет — 2,04 и 1,69 балла соответственно.

Таким образом, можно полагать, что период от 5 до 7 лет является сенситивным для развития эмоциональной сферы. У третьеклассников, как было отмечено ранее, процессы дифференциации снижаются, что, по-видимому, можно объяснить началом предпубертатного кризисно­го периода. В лонгитюдном исследовании этот факт нашел свое отра­жение. У детей от 8 до 10 лет наблюдается отсутствие дифференциации эмоциональной сферы.

Анализ дифференциации позитивных и негативных эмоций по полу показал, что у мальчиков дифференциация эмоций выше, чем у дево­чек, во всех возрастных группах испытуемых (при р < 0,001).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: