Е. П. Ильин определяет эмоции как дифференцированную оценку разных ситуаций. «В отличие от эмоционального тона, который дает обобщенную оценку (нравится — не нравится, приятно — неприятно), эмоции более тонко показывают значение той или иной ситуации» [Ильин Е. П., 2002, с. 52].
Нас заинтересовало, какова роль «отрицательных» и «положительных» эмоций с точки зрения исследователей.
«Отрицательные» эмоции, по мнению Б. И. Додонова, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. «Отрицательная» эмоция — это сигнал тревоги, опасности для организма. Далее Б. И. Додонов говорит о том, что сигнал тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не устранена. Такие «отрицательные» эмоции, как страх, гнев, ярость, повышают интенсивность обменных процессов, приводят к лучшему питанию мозга, усиливают сопротивляемость организма перегрузкам, инфекциям и т. д. [Лукьянов В. С., 1966]. О полезности «отрицательных» эмоций умеренной интенсивности свидетельствуют опыты на крысах, проведенные В. В. Фролькисом [1975]: из трех групп подопытных крыс дольше всего жили те, которых систематически подвергали стрессовым воздействиям средней силы — пугали, брали в руки и т. д. «Отрицательные» эмоции вредны лишь в избытке, как вредно все.
|
|
Как полагает П. В. Симонов, в деятельности человека побуждающее влияние «отрицательных» эмоций ничтожно, если оно вообще имеется [1970], «отрицательные» эмоции, как правило, обеспечивают сохранение того, что уже достигнуто эволюцией или индивидуальным развитием субъекта.
«Положительные» эмоции появляются значительно позднее [Макарова Е. И., 1968]. «Положительные» эмоции — это сигнал возвращенного благополучия. С другой стороны, «положительные» эмоции побуждают к деятельности, вынуждают искать новые, еще не удовлетворенные потребности, без которых немыслимо наслаждение и которые могут быть обусловлены в том числе и примитивными, эгоистическими, социально неприемлемыми потребностями.
В то же время без «положительных» эмоций также трудно представить те формы деятельности, которые не продиктованы непосредственным утилитарным эффектом: игру, художественное творчество и восприятие произведений искусства, теоретическое познание.
С точки зрения П. В. Симонова, нервные механизмы положительных эмоциональных реакций более сложные и тонкие, чем отрицательные. Он считает, что «положительные» эмоции имеют самостоятельное приспособительное значение, они побуждают живые системы активно нарушать достигнутое «уравновешивание» с окружающей средой: «Важнейшая роль положительных эмоций — активное нарушение покоя, комфорта, знаменитого "уравновешивания" организма с внешней средой» [Симонов П. В., 1970].
|
|
Изучая взаимосвязи эмоций с вегетативной нервной системой, Э. Гельгорн и Дж. Луфборроу [1966] выдвинули положение о динамическом равновесии парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, связанного с «положительными» эмоциями, и симпатического отдела вегетативной нервной системы, связанного с «отрицательными» эмоциями. Б. И. Додонов заключает, что «для организма важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный их динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного индивида интенсивности» [Торшилова Е., 1994, с. 82].
Поэтому более важно выявить не столько роль «отрицательных» и «положительных» эмоций в развитии и регуляции деятельности и поведения в отдельности, а роль их взаимоотношений в эмоциональной сфере. Распространено мнение, что для эмоций характерна полярность: эмоции, противоположные друг другу по качеству переживаний, образуют пары: радость и печаль, гнев и страх, наслаждение и отвращение.
Вильгельм Штекель в начале XX века ввел понятие «биполярности». Психические феномены биполярны, как магнетизм. По последним воззрениям Фрейда, только благодаря этой биполярности из равномерной монотонности безжизненного возникла жизнь [Freud S., 1910, р. 188].
По мнению С. Л. Рубинштейна, наличие полярности, напряжения, возбуждения или противоположных им эмоциональных переживаний вносит в эмоциональную сферу необходимую дифференциацию. «Наряду с возбужденной радостью (радостью-восторгом, ликованием) существует радость покойная (растроганная радость, радость-умиле- ние) и напряженная радость, исполненная устремленности (радость страстной надежды и трепетного ожидания); точно также существует напряженная грусть, исполненная тревоги, возбужденная грусть, близкая к отчаянию, и тихая грусть — меланхолия, в которой чувствуется разрядка и успокоенность» [Рубинштейн С. Л., 1957, с. 180].
В. Д. Небылицын считал, что своеобразие эмоционального облика человека может быть охарактеризовано локализацией точки в трех- (или более)-мерном пространстве, образованном основными модальностями — качественно определенными переживаниями. Эти модальности представляют собой биполярные континуумы, в которых индивиды размещаются неравномерно: близко к полюсам немногие, а большинство с неявно выраженной эмоциональной характеристикой.
Анализ экспериментальных данных нашего исследования показал, что дифференциация наблюдается уже у старших дошкольников (рис. 1). Уровень развития эмоциональной сферы у первоклассников мало отличается от эмоциональной сферы дошкольников. Дифференциация эмоциональной сферы третьеклассников в значительной степени снижается. У десятиклассников дифференциация эмоциональной сферы выше, чем у дошкольников, первоклассников и третьеклассников (при р < 0,001).
Возрастные различия в дифференциации эмоций были подтвержде- кы в лонгитюдном исследовании эмоциональной сферы детей от 5 до 7 и от 8 до 10 лет. При этом наибольшее увеличение дифференциации наблюдается у детей от 5 до 7 лет (при р < 0,001): предпочтение эмоции «Дружба» у детей в 5 лет составило 3,65 балла, у тех же детей в 7 лет — 4,95 балла. Отвержение эмоций «Обида» и «Злоба» в 5 лет составило 3,35 и 2,96 балла, в 7 лет — 2,04 и 1,69 балла соответственно.
Таким образом, можно полагать, что период от 5 до 7 лет является сенситивным для развития эмоциональной сферы. У третьеклассников, как было отмечено ранее, процессы дифференциации снижаются, что, по-видимому, можно объяснить началом предпубертатного кризисного периода. В лонгитюдном исследовании этот факт нашел свое отражение. У детей от 8 до 10 лет наблюдается отсутствие дифференциации эмоциональной сферы.
Анализ дифференциации позитивных и негативных эмоций по полу показал, что у мальчиков дифференциация эмоций выше, чем у девочек, во всех возрастных группах испытуемых (при р < 0,001).