Тест разработан на основе авторской модели структуры личности и факте предпочтения эмоций как потребности [Орехова О. А., 2002, 2006, 2007] и предназначен для детей в возрасте от 6 до 11 лет. Методической основой теста «Домики» является цвето-ассоциативный эксперимент. Применение цвето-ассоциативного эксперимента является реализацией факта предпочтения эмоций и позволяет проникнуть в глубинные слои психической организации социального опыта, сложного для осознания и вербализации в этом возрасте. Используя цвет, ребенок выражает свое отношение (эмоцию), не выходя за пределы своего актуального опыта. Эмоции представлены в виде «жильцов» домиков, которые ребенок раскрашивает, подбирая подходящий цвет.
Тест позволяет произвести диагностику:
□ степени дифференцированности—обобщенности эмоциональной сферы (дифференциация, амбивалентность, инверсии позитивных и негативных эмоций);
□ шкалы актуальных ценностей;
□ предпочтений определенных видов деятельности (по сути, тест является первой профессиограммой детей дошкольного возраста);
|
|
□ вариантов личностного развития, с рекомендациями коррекции в случае необходимости в определенных эмоциональных блоках.
Методической основой теста «Домики» является цвето-ассоциа- тивный эксперимент, известный по тесту отношений А. Эткивда. Процедура теста предполагает раскрашивание как выражение личностного отношения к определенным социальным категориям.
Необходимые материалы:
□ ответный лист;
□ шесть цветных карандашей: синий, зеленый, красный, желтый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, без особых примет, окрашены в цвета, соответствующие цвету грифеля; это очень важно для выравнивания условий процедуры исследования. Можно использовать грифельные карандаши или восковые карандаши.
Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию. В первом задании ребенок производит простое ранжирование цветов по степени предпочтения каждого цвета.
Во втором задании сущность процедуры меняется. Собственно здесь и происходит подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций. Ребенка просят подобрать подходящий цвет для домиков, в которых «живет» ряд нравственных социальных категорий. Таким образом, ребенок выражает эмоцию, имеющую социальный генезис, воспитанную в рамках социума, свое отношение к той или иной нравственной категории. Цвет служит мерой оценки, субъективной шкалой предпочтения данной категории.
В третьем задании происходит подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций ребенка к различным видам деятельности в детском саду, к самому детскому саду, который ребенок посещает.
|
|
Сущность процедуры исследования еще более усложняется при раскрашивании последнего домика третьего задания. Здесь ребенок выбирает для себя социальный объект предпочтения самостоятельно, выбирает для него занятие и только затем раскрашивает в подходящий цвет, обозначая, таким образом, отношение к данной ценности. Собственно весь тест является отражением шкалы духовных ценностей ребенка. Но так как ребенок определяет свой выбор самостоятельно, мы
говорим о выборе ребенком определенной актуально переживаемой ценности (духовной ценности, ценностной ориентации) относительно социальных объектов и занятий.
После раскрашивания домиков мы видим всю систему личностных отношений ребенка, его социальных предпочтений и ценностей, варианты личностного развития, а порой боль, непонимание, обиды, накопленные ребенком в период педагогического общения, общения со сверстниками и воспитателями.