Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентации «домики»

Тест разработан на основе авторской модели структуры личности и факте предпочтения эмоций как потребности [Орехова О. А., 2002, 2006, 2007] и предназначен для детей в возрасте от 6 до 11 лет. Мето­дической основой теста «Домики» является цвето-ассоциативный эксперимент. Применение цвето-ассоциативного эксперимента яв­ляется реализацией факта предпочтения эмоций и позволяет проник­нуть в глубинные слои психической организации социального опыта, сложного для осознания и вербализации в этом возрасте. Используя цвет, ребенок выражает свое отношение (эмоцию), не выходя за пре­делы своего актуального опыта. Эмоции представлены в виде «жиль­цов» домиков, которые ребенок раскрашивает, подбирая подходящий цвет.

Тест позволяет произвести диагностику:

□ степени дифференцированности—обобщенности эмоциональ­ной сферы (дифференциация, амбивалентность, инверсии по­зитивных и негативных эмоций);

□ шкалы актуальных ценностей;

□ предпочтений определенных видов деятельности (по сути, тест является первой профессиограммой детей дошкольного возраста);

□ вариантов личностного развития, с рекомендациями коррекции в случае необходимости в определенных эмоциональных блоках.

Методической основой теста «Домики» является цвето-ассоциа- тивный эксперимент, известный по тесту отношений А. Эткивда. Про­цедура теста предполагает раскрашивание как выражение личностно­го отношения к определенным социальным категориям.

Необходимые материалы:

□ ответный лист;

□ шесть цветных карандашей: синий, зеленый, красный, желтый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, без особых примет, окрашены в цвета, соответствующие цвету грифеля; это очень важно для выравнивания условий процедуры исследования. Можно использовать грифельные карандаши или восковые карандаши.

Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашива­нию. В первом задании ребенок производит простое ранжирование цветов по степени предпочтения каждого цвета.

Во втором задании сущность процедуры меняется. Собственно здесь и происходит подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций. Ре­бенка просят подобрать подходящий цвет для домиков, в которых «жи­вет» ряд нравственных социальных категорий. Таким образом, ребенок выражает эмоцию, имеющую социальный генезис, воспитанную в рамках социума, свое отношение к той или иной нравственной кате­гории. Цвет служит мерой оценки, субъективной шкалой предпочтения данной категории.

В третьем задании происходит подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций ребенка к различным видам деятельности в детском саду, к самому детскому саду, который ребенок посещает.

Сущность процедуры исследования еще более усложняется при раскрашивании последнего домика третьего задания. Здесь ребенок выбирает для себя социальный объект предпочтения самостоятельно, выбирает для него занятие и только затем раскрашивает в подходящий цвет, обозначая, таким образом, отношение к данной ценности. Соб­ственно весь тест является отражением шкалы духовных ценностей ре­бенка. Но так как ребенок определяет свой выбор самостоятельно, мы

говорим о выборе ребенком определенной актуально переживаемой ценности (духовной ценности, ценностной ориентации) относительно социальных объектов и занятий.

После раскрашивания домиков мы видим всю систему личностных отношений ребенка, его социальных предпочтений и ценностей, ва­рианты личностного развития, а порой боль, непонимание, обиды, накопленные ребенком в период педагогического общения, общения со сверстниками и воспитателями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: