Выявление резервов улучшения платежеспособности организации

 

В соответствии с задачами анализа хозяйственной деятельности классификация факторов включает факторы внутренние (основные, не основные) и внешние. Внутренними основными называются факторы, определяющие результаты работы предприятия. Внутренние не основные факторы, хотя и определяют работу производственного коллектива, но не связанны непосредственно с сущностью рассматриваемого показателя: это структурные сдвиги в составе продукции, нарушение хозяйственной и технологической дисциплины. Внешние факторы - это те, которые не зависят от деятельности производственного коллектива, но количественно определяют уровень использования производственных и финансовых ресурсов данного предприятия.

Комплексная классификация факторов дает возможность моделировать хозяйственную деятельность, осуществлять комплексный поиск внутрихозяйственных резервов с целью повышения эффективности производства.

Для практики поиска резервов важное значение имеет классификация их по факторам и условиям интенсификации и повышения эффективности хозяйственной деятельности. Научно-технический уровень производства и продукции включает резервы повышения прогрессивности и качества продукции и применяемой техники, степени механизации и автоматизации производства, технической и энергетической вооруженности труда, прогрессивности применяемых технологий, ускорения внедрения новой техники и мероприятий научно-технического развития.

Возможны и другие принципы классификации резервов. Их необходимость вытекает из конкретных условий и задач каждого предприятия. В механизме поиска резервов важное место занимает передовой опыт, который позволяет сформулировать определенные условия рационализации выявления и мобилизации резервов. К таким условиям можно отнести:

выявление ведущего звена в повышении эффективности производства, т.е. выявление тех затрат, которые составляют основную часть себестоимости продукции и которые могут дать большую экономию при минимальных условиях;

выделение "узких мест" в производстве, которые лимитируют темпы роста производства и снижение себестоимости продукции;

учет типа производства; например, в массовом производстве анализ резервов рекомендуется вести в последовательности - изделие, узел, деталь, операция; в единичном производстве - по отдельным операциям производственного цикла;

одновременный поиск резервов по всем стадиям жизненного цикла объекта или изделия;

определение комплектности резервов с тем, чтобы экономия материалов, например, сопровождалась экономией труда и времени использования оборудования, только в этом случае возможен выпуск дополнительной продукции.

В целом следует отметить некоторую отрицательную динамику изменения показателей ликвидности и платежеспособности предприятия, свидетельствующую об уменьшении потенциальной платежеспособности предприятия.

Основными направлениями повышения платежеспособности УТТ ООО "Лукойл-Бурение Пермь" являются:

получение долгосрочного финансирования;

увеличение коэффициента использования парка автомобилей;

улучшение управления дебиторской и кредиторской задолженностью;

изменение политики ценообразования.

снизить затраты на обеспечение транспорта нефтепродуктами и сопутствующими товарами на АЗС путем установки программного комплекса "АРМ Клиента".

4.2 Эффективность приобретения и установки программного комплекса "АРМ Клиента" в организации УТТ ООО "Лукойл-Бурение Пермь"

 

Подробнее рассмотрим предложение по установке программного комплекса "АРМ Клиента" в УТТ ООО "Лукойл-Бурение Пермь".

Для обеспечения безналичных расчетов при приобретении нефтепродуктов и сопутствующих товаров на АЗС нефтяной компании "ЛУКОЙЛ” создан комплекс программно-аппаратных средств, составной частью которого является программа "АРМ Клиента”.

Программа "АРМ Клиента" предназначена для ввода, хранения и обработки данных о клиенте ОАО "ЛУКОЙЛ-Интер-Кард”, у которого она установлена, для выполнения операций с топливными картами с использованием SAM-карт с помощью считывателя SC552, а также для обмена информацией с агентством приписки клиента.

Аппаратно-программный комплекс "АРМ Клиента" предназначен для обслуживания Карт Клиента без оперативной связи с другими элементами Системы.

Если "обычный" Клиент выполняет операции кредитования Карт, смены ПИН и другие технологические операции с Картами только в Агентстве Системы, то Клиент, оснащенный АРМом Клиента, может выполнять такие операции самостоятельно.

Учитывая то, что УТТ ООО "Лукойл-Бурение Пермь" сегодня обладает парком более 1000 единиц техники предприятию необходима установка такого оборудования. Оно позволяет оперативно отслеживать движение покупок топлива по картам (дата, время, место заправки, количество, вид, стоимость топлива, баланс карты). Также позволяет контролировать и регулировать остатки средств на картах.

Техника УТТ ООО "Лукойл-Бурение Пермь" все чаще отправляется в командировки по аварийным заявкам. Водители, не имея на топливных картах достаточно средств для поездки, берут в кассе наличные деньги. Т.к. для пополнения карт необходимо, либо везти их в агентство, либо ждать до следующего дня, пока оператор агентства создаст сертификат по заявке клиента и разошлет этот сертификат по АЗС, закрепленным за этим агентством, что обуславливает срыв выхода техники на линию.

На этой основе проведен анализ выдачи наличных в сравнении с пробегами и расходом горючего в течение 2009 года.

 

Таблица 4.1 - Учет расхода наличных денежных средств на 1км пробега

Периоды

2008 год

2009год

  пробег, млн. км. Выданные наличные средства на ГСМ, млн. руб. Денежные затраты на 1км пробега, руб. пробег, млн. км. Выданные наличные средства на ГСМ, млн. руб. Денежные затраты на 1км пробега, руб.
1 квартал 4,75 1,70 0,36 5,04 1,53 0,30
2 квартал 5,54 2,33 0,42 5,04 1,97 0,39
3 квартал 4,09 1,37 0,33 4,94 2,27 0,46
4 квартал 5,25 2,09 0,40 4,72 2,26 0,48
ИТОГО: 1963 7,49 0,38 19,74 8,03 0,41

 

Анализируя данные таблицы 4.1 видно что, наряду с ростом пробегов и расхода горючего, повышается и уровень выданных наличных средств.

По результатам таблицы видим что, произошло увеличение удельного расхода наличных денежных средств, в виду того что, доля командировочных поездок увеличилась.

Проанализировав приведенные данные, отметим, что ситуация весьма неоднозначна, но разрешение её возможно путем приобретения предприятием УТТ ООО "Лукойл-Бурение Пермь" программного комплекса "АРМ Клиента".

АРМ Клиента функционирует на компьютерах типа IBM PC (или совместимых). Клиентское место АРМа должно быть оснащено считывателем Карт (PinPad) модели VeriFone SC552 или SC5000, соединенным с компьютером через коммуникационный порт. Для каждого такого считывателя предусматривается отдельная SAM-карта с записанным на нее лимитом кредитования.

Для функционирования АРМ Клиента необходимо наличие на клиентских местах и на сервере ОС Windows 98/NT/2000/ХР. На сервере возможно использование другой операционной системы (после соответствующего тестирования).

Дополнительно, на сервере должен быть установлен программный продукт InterBase Server, версии 5.6, на рабочих местах - продукт InterBase Client, версии 5.6.

Система технологически связана с системой "ЛУКОЙЛ-Интер-Кард" и является ее частью. Взаимодействие системы с Агентством приписки Клиента заключается в своевременном обмене почтовыми файлами, содержащими необходимую информацию об операциях, проведенных с использованием Карт. АРМ Клиента может формировать почтовый файл для Агентства приписки и обрабатывать почтовый файл, пришедший из этого Агентства.

Регламент обмена и технические способы такого обмена информацией зависят от потребностей и возможностей Клиента и могут быть дополнительно согласованы.

Произведем расчет экономического эффекта от использования программного комплекса "АРМ Клиента".

) Экономия, непосредственно связанная с картами.

Экономия за счет скидки при покупке топлива по картам Экарт, на которые было проведено кредитование с "АРМ Клиента", вместо выдачи наличных средств. Сумму средств, снятых в течение каждого из месяцев с SAM-карт, возьмем из информационного отчета "операции по SAM-картам", сформированного с помощью "АРМ Клиента" данные занесем

Скидка по топливным картам, согласно договора № ПМЮ 04000118/25 от 1.01.2004 на все виды топлива была установлена 7% от стоимости. Но 2% "Лукойл-Интер-Кард" берет за информационное обслуживание. Произведем расчет средней ежемесячной экономии в пять процентов, зная, что средние расходы на топливо в месяц составляют 578600 рублей:

 

Экарт/ср=578600*5/ 100=28930 руб.

 

В среднем, экономия составляет 28930 руб. в месяц.

Экономия за счет выделения НДС, ЭНДС.

При покупке ГСМ за наличный расчет, предприятие оплачивает его полностью, включая НДС по розничной цене. При переходе на безналичный расчет предприятие оплачивает продукт, согласно информационному отчету по счет-фактуре, включая НДС. Но оставляет за собой право на возмещение НДС из бюджета. Рассчитаем среднюю сумму НДС.

 

ЭНДС = 18%×578600 руб. /100%=104148 руб.,

 

где - 18% - ставка НДС

Средняя сумма НДС составила 104148 руб.

Экономия за счет отказа от услуг банка Эб, связанных с обналичиванием денежных средств.

Произведем расчет суммы процента за обналичивание, которую берет банк, составляет 0,2%:

 

Эб=0,2%*578600/100%=1157,2руб.

 

Экономия за счет отказа от услуг банка составила 1157,2 руб. месяц.

) Экономия за счет исключения простоя АТС Эпр при оформлении документации на получение наличных денежных средств и сдачи отчета при возвращении из поездки.

 

Эпр=Nср×ТАТС×Стар. ст ., (4.1)

 

где, Nср=250 - среднее количество авансовых отчетов в месяц;

ТАТС - среднее время простоя АТС при оформлении и сдаче документов;

Стар. ст. - средняя тарифная ставка водителя в час.

 

ТАТС= Тполсд, где (4.2)

 

Тпол - время, затраченное на получение наличных средств

 

Тпол= tвып +tГСМрасч. +tбухг +tкасс/пол., (4.3)

 

где - tвып - 10мин. - время, затраченное на выписывание авансового расчета;

tГСМ - 5мин. - время, затраченное на расчет наличных средств на покупку топлива в группе по ГСМ;

tбухг - 2мин. - время, затраченное на оформление расчета в бухгалтерии;

tкасс/пол - 10мин. - время, затраченное на получение денег в кассе.

 

Тсд= tАЗС + tГСМконтр. +tкасс/сд., где (4.4)

 

tАЗС - 30мин. - время, затраченное на оформление отчета на АЗС;

tГСМконтр - 5мин. - время, затраченное на контрольную проверку и подпись отчета в группе по ГСМ;

tкасс/сд - 5мин. - время, затраченное на сдачу отчета в кассу.

Произведем расчет:

 

Тпол = 10+5+2+10=27мин.;

Тсд = 30+5+5=40мин.;

ТАТС=27+40=67мин.;

Стар. ст. =30,55руб. /час

Эпр=250×67×30,55/60=8528,5руб.

 

Экономия за счет исключения простоя АТС составит 8528,5 руб. месяц.

Экономия, за счет сокращения времени обслуживания карт с помощью программного комплекса АРМ Клиента, которые необходимо было возить в агентство Эаг для проведения операций по ним.

 

Эаг= Nезд×САТС, (4.5)

 

где Nезд - 10 - количество высвободившихся ездок в агентство в месяц;

САТС - 168, 20руб. Средняя экономия от стоимости АТС для собственных нужд

Произведем расчет:

 

Эаг=10×168, 20=1682руб.

 

Средняя экономия от стоимости АТС для собственных нужд составила 1682 рубля в месяц. Экономический эффект за год составит:

 

Э= (Экарт/срНДСбпр+ Эаг) ×12 (4.6)

 

Произведем расчет:

 

Э= (28930+104148+1157,2+8528,5+1682) ×12=1 733 348,4 руб.

 

Средний экономический эффект за год составит 1733348,4 руб.

Расчет затрат от внедрения комплекса.

Единовременные затраты.

Затраты ЗАРМ на приобретение и установку программного комплекса "АРМ Клиента":

 

ЗАРМ= Соб+ Сж. д. + СмодSAM., (4.7)

 

где Соб - 24000руб. - стоимость программного комплекса;

Сж. д. - 2000руб - стоимость жесткого диска, установленного дополнительно;

Смод. - 2000руб - стоимость модема;

СSAM - 2000руб - ежегодная плата за аренду SAM-карт (4 карты).

Произведем расчет:

 

ЗАРМ=24000+2000+2000+2000=30000руб.

 

Затраты на приобретение и установку программного комплекса "АРМ Клиента" составят 30 тыс. руб.

Помесячные затраты.

Затраты на заработную плату Зз. п,руб. обсуживающему персоналу составляют 40% от оклада инженера группы по ГСМ.

В его обязанности входит обслуживание карт, в том числе с помощью АРМ Клиента: смена пин-кода, смена лимитов, разблокировка топливных карт.

 

% Оклада (инженера) - 8450×0,4=3380 руб.

 

Премия 40% - 1352 руб.

Уральский коэф. 15 % - 710 руб.

Сумма - 5442 руб.

ЕСН (единый социальный налог) 26,7% - 1453 руб.

Резерв на отпуск 15% - 816 руб.

Затраты на заработную плату составят 7711 руб. в месяц.

Затраты на потребление электрической энергии:

 

Зэл. = tр. об. ×P×Cэл., (4.8)

 

где tр. об. - 165 - время работы оборудования, час.;

P - 0,0037 кВт/ч - потребляемая мощность считывателя карт;

Cэл. - 1,62 руб. - стоимость 1-го кВт/ч.

Произведем расчет:

 

Зэл. = 165×0,0037×1,62=0,99 руб.

 

т.к. месячные затраты на электроэнергию настолько малы, то ими можно пренебречь и в расчеты не включать. Затраты на телефонную сеть:

 

Зтел. =165×tмод×См,

 

где tмод - 15 мин. - время работы модема;

См - 0,2 руб. - стоимость минуты разговора по телефону.

Произведем расчет:

 

Зтел=165×10×0,2=330 руб.

 

Сумма затрат на телефонную сеть за месяц составит 330 рублей

Общие затраты за год рассчитаем по формуле:

 

Зобщ= (ЗАРМ+ Зз. п. + Зтел) ×12, руб. (4.9)

 

Произведем расчет:

 

Зобщ = 30000+7711×12+330×12=126492 руб.

 

Общие затраты составят 126492 рубля в год.

Расчет затрат от внедрения комплекса.

 

Таблица 4.2 - Расчет по калькуляции себестоимости "АРМ Клиента" в руб.

Затраты За год/ руб. Экономия За год/руб.
 На приобретение комплекса "АРМ Клиента" 30000  5% скидка при покупке топлива по карте 347160
 На обслуживающую телефонную сеть 3960 Возмещение НДС из бюджета 1249776
На зарплату обслуживающему персоналу 92532 Отказ от услуг банка, связанных с обналичиванием денежных средств 13886,4
    Исключение простоя 102342
    Стоимость автомобиля на собственные нужды 20184
Итого 126492 Итого 1733348,4

 

Рассчитаем время окупаемости приобретенного оборудования Ток, по формуле:

 

Токобщ/ Э, (4.10)

 

где Зобщ - затраты общие; Э - экономия. Произведем расчет:

 

Ток = 126492 руб. / 1733348,4 руб. =0,073 года.

 

Время окупаемости, дней:

 

Тдн = 0,073×365= 27дней.

 

После установки программного комплекса "АРМ Клиента", он окупит себя за первый месяц работы и начнет приносить прибыль, что и показывают расчеты. Проведем анализ проектных расходов на ГСМ, учитывая лишь один элемент экономии - за счет скидки при покупке топлива по карте (скидка 5%) Данные занесем в таблицу 4.3

 

Таблица 4.3 - Проектные расходы ГСМ на 1км пробега

Период Пробег млн. км 2009г Расходы по наличному расчету на 1км пробега руб. Проектные расходы по безналичному расчету на 1 км пробега руб. (-5%) Экономия на 1км пробега руб.
1 квартал 5,04 0,30 0,29 0,015
2 квартал 5,04 0,39 0,37 0,02
3 квартал 4,94 0,46 0,44 0,023
4 квартал 4,72 0,48 0,46 0,024
ИТОГО: 19,74 0,41 0,39 0,02

 

Сравнивая полученные данные с 2009 годом, мы видим, что, экономия на 1 км пробега 0,02 руб. Пробег за 2009 г. составляет 19740000 км. 19740000*0,02 руб = 394800 руб. - экономия за год. Из расчетов видно, что уровень наличных, выдаваемых на покупку ГСМ, резко упадет. Т, е. себестоимость на ГСМ существенно снизится, а следовательно улучшится платежеспособность данной организации.

Для заправки по топливным картам водителям необходимо знать, где они могут заправиться. Агентство ОАО "ЛУКОЙЛ-Интер-Кард" предоставило нам подробный перечень АЗС всей России, имеющих оборудование, способное заправлять водителей по безналичному расчету по топливным картам системы "ЛИКард". На сайте данной фирмы, имеется подробная информация и карта автомобильных дорог России. При необходимости есть возможность составить маршрут движения транспортного средства, и на карте будут показаны все автозаправочные станции оборудованные терминалами, работающими с топливными картами ОАО "ЛУКОЙЛ-Интер-Кард".

В дальнейшей перспективе предприятия - полностью уйти от покупки ГСМ за наличные средства и перейти на безналичный расчет. Как показали расчеты, это намного выгоднее с точки зрения экономии средств.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: