Наука как социокультурное явление общественной жизни. Ее основные аспекты. 7 страница

С точки зрения познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект без субъекта. В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом познания имеют ввиду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания- это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Так человек является объектом изучения многих наук- биологии, медицины, психологии, философии и др. Однако каждая из них “видит” человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику, душевный мир человека, медицина- его недуги и способы их лечения и т.д. Следовательно в предмет исследования как бы входит актуальная установка исследователя, т.е. он формируется как бы под углом зрения исследовательской задачи.

Материализм исходит из того, что материальный объект познания и практической деятельности существует до, вне и независимо от деятельности субъекта. Идеализм, напротив, изображает объект познания только как продукт деятельности субъекта, как продукт сознания и воли человека (субъективный идеализм) или надмирового существа, «абсолютного субъекта» (объективный идеализм). Домарксистский материализм рассматривал отношение субъекта и объекта в познании как отношение, в котором субъект пассивно воспринимает воздействия от объекта. Идеализм, как правило, односторонне подчеркивал и абсолютизировал активную роль сознания. Вопрос о диалектике взаимоотношений субъекта и объекта в познании был поставлен идеалистами и получил свое наиболее полное выражение у Г. Гегеля, но научно решил этот вопрос только диалектический материализм. Основоположники марксизма показали, что познание осуществляется в процессе общественной практической деятельности человека, направленной на изменение окружающего мира. Все познавательные способности субъекта были поняты как продукт общественно-исторического развития практики и познания. На этой основе был впервые научно разрешен вопрос об активной роли сознания человека. Удовлетворяя посредством деятельности свои общественные потребности, человек активно изменяет предметы природы. При этом он изменяет, создаёт предмет, объект в соответствии с поставленной им целью. В конце процесса труда получается то, что ранее было лишь в сознании субъекта в виде цели его деятельности. В процессе познания человек приводит свое сознание в соответствие с объектом. Изменение объекта, совершающееся в процессе труда, выступает одновременно в качестве критерия истинности тех представлений и понятий, на основе которых субъект воздействует на объект. Совпадение результатов с заранее поставленной целью, т.е. успех, доказывает правильность представлений и понятий. Неуспех обнаруживает несовпадение представлений и понятий с их объективным прообразом. С другой стороны, правильность, истинность представлений и понятий об объекте оказывается необходимым условием успеха практической деятельности человека. И в практике и в познании субъект является активной, деятельной стороной отношения с объектом.

Практика- это чувственно предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной предмет с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. Практика не только выявляет и указывает те явления, изучение которых необходимо для общества, но и изменяет окружающие предметы, выявляет такие их стороны, которые до этого не были известны человеку и поэтому не могли быть предметом изучения. Вся история научного познания говорит о том, что вслед за практическим применением какого-либо открытия начинается бурное развитие соответствующей области научного познания: развитие техники революционирует науку.

Разграничение основных терминов познания можно рассмотреть на примере предания о падении яблока на голову Ньютона, которое натолкнуло на открытие закона всемирного тяготения. Соглашаясь с легендой принимаем факт падения яблока как эмпирический, научный факт. Для того, чтобы вывести законы развития природы нужно множество одинаковых фактов, которые можно единообразно объяснить. Ожидание падения новых яблок- способ или метод исследования, который называется в естествознании наблюдение и остается единственным и главным эмпирическим методом исследования. Если мы хотим потрясти яблоню и посмотреть, как будут вести себя яблоки, то наше действо- испытание объекта исследования, эксперимент. Однако не над всеми телами можно провести эксперимент. Если же мы все-таки считаем его необходимым, то сделать это можно на моделях, а эксперимент будет носить название модельный эксперимент. Если эксперимент происходит в уме с воображаемыми телами, то он - мысленный. Понятия, которыми оперирует ученый, являются творческими произведениями человеческого разума. Формирование понятий относится к уровню исследования, который называется теоретическим. Но прежде необходимо записать результаты эмпирических исследований, с тем, чтобы каждый желающий мог их проверить и убедиться в их правильности. На основании эмпирических исследований могут быть сделаны эмпирические обобщения. В науках, которые называют эмпирическими, или описательными, как скажем, геология, эмпирические обобщения завершают исследование, в экспериментальных, теоретических науках это только начало. Чтобы двинуться дальше нужно придумать гипотезу, объясняющую (в нашем примере) падение тел. Для этого необходимо все предшествующее знание, касающееся данной проблемы. При выдвижении гипотезы принимаются во внимание не только ее соответствие эмпирическим данным, но и некоторые методологические принципы, получившие название критериев простоты, красоты, экономии мышления. После выдвижения гипотезы исследование опять возвращается на эмпирический уровень для проверки. Если гипотеза выдерживает эмпирическую проверку, то она приобретает статус закона или закономерности. Совокупность нескольких законов, относящихся к одной области познания называется теорией.

 

2.4. Становление логического и геометрического знания в древнегреческой культуре

Древнеегипетскую и вавилонскую культуру в области математики продолжали греки. Они не только усвоили весь опыт их геометрии, но и пошли гораздо дальше. Ученые древней Греции сумели привести в систему накопленные геометрические знания и, таким образом, заложить начала геометрии как дедуктивной науки. Греческие купцы познакомились с восточной математикой, прокладывая торговые пути.

К сожалению, не сохранилось первоисточников, описывающих ранний период развития греческой математики. Только благодаря восстановленным текстам четвертого столетия до нашей эры и трудам арабских ученых, которые были богаты переводами сочинений авторов античной Греции, мы располагаем изданиями Евклида, Архимеда, Аполлония и других великий людей. Но в этих произведениях уже представлена вполне развитая математическая наука.

Необыкновенный расцвет науки и культуры был тесно связан с общим подъемом греческого производства 6 - 4 в.в. до н.э., жизненными потребностями людей. Проблемы механики, астрономии, строительства, архитектуры, мореплавания требовали совершенствования математических методов, начиная от вычислительной геометрии и до учения об отношениях, способах определения площадей, объемов, центров тяжести.

Большое значение для развития наук имела общественно - политическая жизнь городов – полисов. В это время возникли первые философские школы, которые логически объясняли свое миропонимание, исходя из небольшого числа положений, принимаемых без доказательства. Такой логический подход был введен также в геометрию и скоро стал в ней основным методом установления истинности предложений. Как и естествознание, математика, начиная с самого своего формирования как науки, явилась ареной борьбы материализма и идеализма. Выступая против религиозных мифологических фантазий, древнегреческие философы, разделявшие стихийно-материалистические взгляды, искали в самой природе начало бытия, и математика служила средством, содействовавшим им в этих поисках. Между тем философы-идеалисты видели в числах начало всех вещей, а в математике - основу всей науки. Таким образом, пока она не обособилась от философии, борьба двух мировоззрений происходила непосредственно внутри нее самой.

Первой среди научных и философских школ древней Греции была ионийская (VI в. до н.э.). Ее ученые впервые стали заниматься геометрией, однако строгой геометрической системы не создали. У них имелось лишь собрание правил, найденных эмпирическим путем, которыми они пользовались при конкретных построениях.

Представителем новой формы рационального мышления в математике, основателем ионийской школы считается Фалес Милетский (640 - 548 г.г. до н.э.). Во время путешествий он посетил Египет, где и познакомился с астрономией и геометрией. Легенда рассказывает о том, что Фалес привел в изумление египетского царя Амазиса, измерив высоту одной из пирамид по величине отбрасываемой ею тени (рис. 6). Задача. Измерить высоту пирамиды по отбрасываемой ею тени. (Размеры даны в локтях; 1 локоть = 7 ладоням = 466 мм.) В геометрии ему приписывают ряд утверждений. Вот первое из них: "Диаметр делит окружность (круг) пополам". Доказательством служил рисунок - круг, разделенный на равные секторы. Он обосновал также и другие: "Углы при основании равнобедренного треугольника равны", второй признак равенства треугольников. Фалес мыслил углы не как величины, а как фигуры, имеющие некоторую форму. В этой школе был введен процесс обоснования как необходимый компонент математической деятельности, что являлось отличительной чертой их математики. Свое существование школа прекратила после падения Милета, завоеванного персами в 494 году до н. э.

Дальнейшее развитие математики происходило в другой древнегреческой школе, основателем которой был легендарный Пифагор (564-473 г.г. до н. э.). По совету Фалеса Пифагор отправился для усовершенствования своих знаний в Египет, где прожил около 22 лет и познакомился с теми математическими сведениями, которые хранились жрецами со времен глубокой древности. Возвратившись в Грецию, он основал в Кротоне (южная Италия) научную школу, больше походившую на политическую партию и религиозное братство. Философия пифагорейцев стремилась обосновать вечный и неизменный мировой порядок, а вместе с ним и власть аристократии. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы, считали, что с помощью чисел можно выразить все закономерности мира. Пифагор успешно разрабатывал различного рода математические доказательства, что способствовало развитию принципов строгого рационального типа мышления. Пифагорейцы изображали числа в виде точек, группируемых в геометрические фигуры, и называли их фигурными. Так, среди них они выделяли плоские и телесные. Точка, изображавшая единицу была неделимой и имела вокруг себя "поле". Поэтому каждое число можно было задать не только при помощи точек, но и квадратных полей.

В V-IV в до н.э. во Греции возникали новые выборные учреждения- народные собрания, суды, что породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством политического и судебного красноречия, силой убедительного слова и логической доказательностью своих суждений. В этих новых условиях на смену философам и поэтам стали выдвигаться оплачиваемые профессиональные учителя - грамоты, музыки, словесности, риторики, философии, дипломатии. Софистом сначала именовали человека, которые посвящал себя умственной деятельности. Наиболее яркие представители софистики - Протагор, Горгий, Продик. Просвещая древнегреческое общество в политических и юридических вопросах, они уделяли пристальное внимание проблемам языка и логики. Некоторые из софистов в споре и убеждении пользовались занимательным приемом, который впоследствии был назван софизмом - доказательство заведомо ложного утверждения. Причем ошибка в доказательстве искусно замаскирована. Например, древний софизм “Рогатый”: “ То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь“.

 

2.5. Религиозные представления о мире в средневековой культуре. Западно-европейская и восточно-арабская культура средневековья

 

В философском отношении для Средневекового периода характерна существенная трансформация античной, по преимуществу греческой, философии. Эта трансформация имела два главгых исторических вектора эволюции- арабский и западноевропейский. Арабские завоевания привели к образованию цивилизации, охватившей территорию от Индии до Испании, включавшей также и южную Италию. Она просуществовала с VII по XIII в. В средние века арабы были в религиозном отношении значительно менее ортодоксальны, сем абсолютное большинство европейцев. Во многом это было обусловлено молодостью ислама, возникшего лишь в VII в и лишенного вплоть до XIII в. организационно-цензурных по отношению к философии и науке структур.

Формирование собственно Арабской культуры относится к периоду возникновения ислама и создания Халифата, который в результате арабских завоеваний превратился в огромное государство. На ранних этапах формирование Арабская культура представляло собой главным образом процесс освоения, переоценки и творческого развития в новых идеологических и социально-политических условиях (ислам и Халифат) наследия культур покорённых народов (древнегреческой, эллинистическо-римской, арамейской, иранской и др.). Сами арабы дали Арабская культура такие компоненты, как религия ислама, арабский язык и традиции бедуинской поэзии. Значительный вклад в Арабская культура внесли народы, которые, приняв ислам, сохранили национальную, а затем возродили и государственную самостоятельность (народы Ср. Азии, Ирана, Закавказья).

Важную роль сыграла также часть населения Халифата, не принявшая ислам (сирийцы-христиане, иудеи, персы-зороастрийцы, представители гностических сект Передней Азии); с их деятельностью (особенно сирийцев-несториан и сабиев г. Харрана) связано, в частности, распространение философско-этических идей и научного наследия античности и эллинизма. Разделение отраслей знания в Арабской культуре условно, т.к. для неё, как и для других культур средневековья, типичны отсутствие чёткой дифференциации наук и энциклопедический характер образованности большинства деятелей Арабской культуры. Философ и математик часто был и крупным историком, медиком, географом, поэтом и филологом. Значение Арабской культуры 8—10 вв. в истории мировой культуры определялось открытием её создателями новых средств научного, религиозно-философского и художественного познания мира и человека. Главные усилия деятелей Арабской культуры последующих периодов направлялись в основном на систематизацию и детализацию этого наследия. Блестящий расцвет пережила арабо-испанская цивилизация в 10—15 вв. Центрами её были Кордова, Севилья, Малага и Гранада. Наибольшие успехи были достигнуты в астрономии, математике, химии и медицине. Продолжалось здесь и развитие прогрессивной линии арабской философии [аль- Фараби, около 870 — около 950; Ибн Сина (Авиценна), 980—1037], представленное трудами Ибн Рушда (Аверроэса, 1126—1198).

9—11 вв. — период бурного развития науки в Халифате. Наряду с созданием огромной переводной литературы и комментариев к ней здесь уже начинает складываться научное направление, тесно связанное с решением прикладных проблем и практических задач строительства, землемерия, торговли. Интенсивно развиваются астрономия и математика, минералогия, описательная география. В связи с распадом Халифата на отдельные государства (10 в.) наряду с Багдадом возникают новые научные центры: Дамаск и Халеб (Алеппо) в Сирии, Каир в Египте, Марага в Азербайджане, Самарканд в Ср. Азии, Газни в Афганистане, а также центры испано-арабской культуры — Кордова, а затем Севилья и Гранада. В разное время крупными научными центрами были Бухара, Исфахан, где с конца 11 в. в обсерватории трудился персидский и таджикский поэт и учёный Омар Хайям (около 1048 — после 1122), писавший свои научные трактаты на арабском языке. В Каире с начала 11 в. функционировал «Дом знания», в котором работали астроном Ибн Юнус (950—-1009) и математик и физик Ибн аль-Хайсам (около 965—1039); в 1004 здесь была построена обсерватория.

 На формирование математики в странах ислама, помимо греческого наследия, большое влияние оказала и индийская научная традиция. Получила распространение десятичная позиционная система счисления с применением нуля, ведущая своё происхождение от индийской математики. Первое сочинение на арабском языке, посвященное арифметике, — трактат крупнейшего представителя багдадской школы аль- Хорезми (9 в.). В 15 в. самаркандский учёный аль- Каши ввёл в употребление десятичные дроби и описал правила действий над ним. Чрезвычайно велика роль Хорезми и Омара Хайяма в создании алгебры как самостоятельной математической дисциплины. Алгебраический трактат Хорезми содержит классификацию квадратных уравнений и приёмы их решений; трактат Омара Хайяма — теорию и классификацию кубических уравнений. Значительных успехов достигла астрономия. Вначале были выполнены перевод и комментирование трудов Птолемея и индийский астрономических сочинений — сиддхант. Отправляясь от греческих методов моделирования движения небесных тел и индийских расчётных правил, арабские астрономы разработали способы определения координат светил на небесной сфере, а также правила перехода от одной из трёх употребляемых систем координат к другой. Значительной точности добились арабские астрономы в измерении наклона эклиптики. При халифе Мамуне (9 в.) было проведено измерение градуса меридиана для определения размеров земного шара. Продолжалась дальнейшая разработка наследия античной механики [трактат Ибн Курры о рычажных весах — корастуне; трактаты Бируни, Омара Хайяма, аль-Хазини (12 в.) об определении удельных весов металлов и минералов]. Цикл работ по общим вопросам механики ведёт начало от перевода и комментирования трудов Аристотеля. Среди комментаторов естественнонаучных сочинений Аристотеля были Бируни и Ибн Сина. Большие успехи были достигнуты в медицине. «Канон врачебной науки» Ибн Сины долго был основным руководством в медицинской практике как на средневековом Востоке, так и в Зап. Европе. Среди сочинений Бируни имеется трактат по фармакологии. Известен свод медицинских знаний ар- Рази (864—925). Разрабатывались вопросы хирургии, офтальмологии, терапии, психиатрии.

Главным принципом культуры Запада средних веков или главной истиной ценностью был Бог. Все важные разделы средневековья культуры выражали этот фундаментальный принцип или ценность, как он формулируется в христианском "Сгеdo" (Сгеdo (лат.) - верю, верую; 1) символ веры; 2) убеждения, взгляды, основы мировоззрения.).

Архитектура и скульптура средних веков были "Библией в камне". Литература так же была насквозь пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы в линии и цвете. Музыка почти исключительно носила религиозный характер. Философия была практически идентична религии и теологии и концентрировалась вокруг той же основной ценности или принципа, каким являлся Бог. Этика и право представляли собой только дальнейшую разработку абсолютных заповедей христианства. Политическая организация в ее духовной и светской сферах была преимущественно теократической (Теократия - форма правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно религиозным главой.) и базировалась на Боге и религии. Семья, как священный религиозный союз, выражала все ту же фундаментальную ценность. Даже организация экономики контролировалась религией, налагавшей запреты на многие формы экономических отношений, которые могли бы оказаться уместными и прибыльными, поощряя в то же время другие формы экономической деятельности, нецелесообразные с чисто утилитарной точки зрения. Господствующие нравы и обычаи, образ жизни, мышления подчеркивали свое единство с Богом как единственную и высшую цель, а также свое отрицательное или безразличное отношение к чувственному миру, его богатству, радостям и ценностям. Чувственный мир рассматривался только как временное "прибежище человека", в котором христианин всего лишь странник, стремящийся достичь вечной обители Бога и ищущий путь, как сделать себя достойным, чтобы войти туда. Такая унифицированная система культуры, основанная на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности может быть названа идеациональной.

Закат средневековой культуры заключался именно в разрушении этой идеациональной системы культуры. Он начался в конце XII века. когда появился зародыш нового - совершенно отличного - основного принципа, заключавшегося в том, что объективная реальность и ее смысл чувственны. Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств, - реально и имеет смысл. Вне этой чувственной реальности или нет ничего. или есть что-либо такое, чего мы не можем прочувствовать, а это - эквивалент нереального, несуществующего. Как таковым им можно пренебречь. Таков был новый принцип, совершенно отличный от основного принципа идеациональной культуры.
 Этот медленно приобретающий вес новый принцип столкнулся с приходящим в упадок принципом идеациональной культуры, и их слияние в органическое целое создало совершенно новую культуру в XIII-XIV столетиях. Его основной посылкой было то, что объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна, она охватывает сверхчувственный и сверхрациональный аспекты, плюс рациональный и, наконец, сенсорный аспекты, образуя собой единство этого бесконечного многообразия. Культурная система. воплощающая эту посылку, может быть названа идеалистической. Культура XIII-XIV столетий в Западной Европе, так же, как и греческая культура V-IV веков до нашей эры, были преимущественно идеалистическими, основанными на этой синтезирующей идее.

Однако процесс на этом не закончился. Идеациональная культура средних веков продолжала приходить в упадок, в то время как культура, основанная на признании того, что объективная реальность и смысл ее сенсорны, продолжала наращивать темп в последующих столетиях. Начиная приблизительно с XVI века новый принцип стал доминирующим, а с ним и основанная на нем культура. Таким образом возникла современная форма нашей культуры - культуры сенсорной, эмпирической, светской и "соответствующей этому миру". Она может быть названа чувственной. Она основывается и объединяется вокруг этого нового принципа: объективная действительность и смысл ее сенсорны. Именно этот принцип провозглашается нашей современной чувственной культурой во всех ее основных компонентах: в искусстве и науке, философии и псевдорелигии, этике и праве; в социальной, экономической и политической организациях, в образе жизни и умонастроениях людей.

Таким образом, основной принцип средневековой культуры делал ее преимущественно потусторонней и религиозной, ориентированной на сверхчувственность Бога и пронизанной этой идеей.

Центральные фигуры средневековой философии - философ и богослов, реалист- Фома Аквинский (1225 или 1226-1274), концептуалист П. Абеляр (1079-1142). В общем, средневековые философы при осмыслении общества ставили на первое место не политику, не экономику, а нравственность, точнее нравственные принципы.

 

 

2.6. Географические открытия в XV-XVII вв. как определяющее условие становления и формирования естественнонаучного знания. Их социально-экономическое значение

Великие географические открытия путешественников середины XV-XVII вв., крупнейшие из которых открытие Америки в 1492 г. Колумбом, открытие морского пути из Европы в Индию в 1497-1499 гг. Васко де Гамой, первое кругосветное плавание Ф. Магеллана в 1519-1522 гг., доказавшего, что между Америкой и Азией простирается океан и что земля имеет форму шара; путешествия русских землепроходцев XVI-XVII вв., также открытие новых путей и стран, захват и ограбление открытых земель, способствуя процессу первоначального накопления и зарождению мирового рынка, положили начало эпохе колониализма. Во второй половине XV в. феодализм находился в стадии разложения, вырастали крупные города, развивалась торговля. Всеобщим средством обмена стали деньги, потребность в которых очень увеличилась. Поэтому в Европе сильно возрос спрос на золото, что усилило стремление к "Индиям", где будто бы золота очень много. Но в тоже время для европейцев в результате турецких завоеваний становилось все труднее пользоваться старыми, восточными комбинированными сухопутными и морскими путями к "Индиям". Поисками южных морских путей тогда занималась только Португалия. Для прочих атлантических стран к концу XV в. остался открыт только путь на запад через неведомый океан.

Исследование португальцами западного берега Африка.
Великие географические открытия стали возможны благодаря успехам европейской науки и техники. К 15 веку были созданы достаточно надежные для океанского плавания парусные суда (каравеллы), усовершенствованы компас и морские карты, приобретен опыт, необходимый для дальнего мореходства. Большую роль в Великих географических открытиях сыграла утверждавшаяся идея о шарообразности Земли, с которой была связана мысль о возможности западного морского пути в Индию через Атлантический океан. Новые торговые пути заставили искать и турецкие завоевания, перекрывшие традиционные купеческие связи с Востоком через Средиземное море. В заморских землях европейцы надеялись найти богатство: драгоценные камни и металлы, экзотические товары и пряности, слоновую кость и моржовые бивни.

Первыми планомерные экспедиции в Атлантическом океане начали португальцы. Активность Португалии на море была предопределена ее географическим положением на крайнем западе Европы и историческими условиями, сложившимися после окончания португальской Реконкисты. Все силы и энергия португальского королевства были направлены на поиски новых земель за морем, на африканском побережье. Именно там португальские короли видели источник будущей славы и богатства своего государства.

Традиционно успехи Португалии на море связывают с именем принца Генриха Мореплавателя (1394-1460). Он был не только организатором морских экспедиций, но и всерьез занимался освоением открытых земель. В 1416 году португальский моряк Г. Велью, следуя на юг вдоль Африки, открыл Канарские острова, в 1419 году португальские дворяне Зарку и Ваш Тейшейра обнаружили острова Мадейру и Порту-Санту, в 1431 году В. Кабрал — Азорские острова.

В течение 15 века португальские каравеллы осваивали морской путь вдоль западного побережья Африки, достигая все более южных широт. В 1482-1486 годах Диогу Кан (Cao) пересек экватор, открыл устье реки Конго и прошел вдоль побережья Африки до мыса Кросс. Кан обнаружил намибийские пустыни, тем самым отпровергнув бытовавшую со времен Птолемея легенду о непроходимости тропиков. В 1487-1488 годах Бартоломеу Диаш совершил новое беспримерное плавание на юг. Он достиг южной оконечности Африки и обогнул ее, открыв мыс Доброй Надежды. Плавание Диаша открыло перед португальцами перспективу установления морского пути в Индию вокруг Африки.

Открытие морских путей в Америку и Индию.
Успехи португальцев вызвали интерес к морским экспедициям в соседней Испании. Исходя из представления о шарообразности Земли, мореплаватель Христофор Колумб предлагал попытаться достичь Индии плывя на запад по Атлантическому океану. Испанское правительство выделило ему три каравеллы (самая большая водоизмещением 280 т), и в 1492 году экспедиция под руководством Колумба достигла одного из Багамских островов, открыв тем самым Америку. В 1592-1504 годах он совершил четыре плавания через Атлантический океан, открыл Большие Антильские и часть Малых Антильских островов, побережье Южной и Центральной Америки. Колумб умер в 1506 году, будучи в полной уверенности, что открыл новый путь в Индию.

Известия об открытии испанцами новых земель на западе стимулировали усилия португальцев. В 1497-1498 годах Васко да Гама на четырех судах обогнул Африку и с помощью арабских кормчих достиг настоящей Индии. В Испании и Португалии ежегодно снаряжались морские экспедиции, которые совершали заокеанские плавания и открывали новые земли. Заинтересовались заморскими странами и другие европейские государства. В 1497-1498 годах Англия снаряжала экспедиции под руководством итальянского мореплавателя Джона Кабота, который достиг берегов Северной Америки в районе острова Ньюфаунленд. В 1500 году португальская эскадра под командованием Педру Кабрала, направлявшаяся в Индию, из-за экваториального течения сильно отклонилась и достигла Бразилии, которую Кабрал принял за остров. Затем он продолжил плавание, обогнул Африку и через Мозамбикский пролив проследовал в Индию. Как и предыдущие путешественники, Кабрал считал открытую им землю на западе частью Азии.

Важное значение для понимания сути открытия Христофора Колумба имели путешествия мореплавателя Америго Веспуччи. В 1499-1504 годах он совершил четыре путешествия к берегам Америки, сначала в составе испанской экспедиции под руководством Алонсо Охеды, а затем под португальским флагом. Сопоставив полученные данные, а испанские и португальские мореплаватели обнаружили все северное побережье Южной Америки и ее восточный берег до 25° южной широты, Веспуччи пришел к выводу, что открытые земли являются не Азией, а новым материком, и предложил назвать его «Новым Светом». В 1507 году немецкий картограф и издатель Мартин Вальдземюллер в предисловии к книге Веспуччи предложил назвать «Новый Свет» в честь Америго — Америкой (без ведома Веспуччи) и это название вошло в обиход. В 1538 году оно было применено на карте Меркатора и к Южной и Северной Америке.

Завоевание Америки конкистадорами. Плавание Магеллана.
Исследования Джона Кабота в Северной Америке продолжил его сын Себастьян Кабот. В 1506-1509 годах, руководя английскими экспедициями, он пытался найти так называемый Северо-западный проход в Индию и сумел выйти в Гудзонов залив. Не найдя короткого пути в Индию, Англия не проявила большого интереса к открытым землям за океаном.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: