Наука как социокультурное явление общественной жизни. Ее основные аспекты. 5 страница

           Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием различных форм мышления, чувственное же познание занимает подчиненное положение. Теоретическое познание постигает сущность изучаемых явлений при помощи рациональной обработки эмпирических данных. Такая обработка осуществляется с помощью мышления, то есть способов отражения окружающей действительности, к которым относят понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории и др.

Понятие – это форма мышления, отражающая общие признаки изучаемых предметов и явлений, которые закрепляются в их определениях.

В отличие от понятий, в суждениях выражаются любые признаки изучаемых предметов, а не только существенные и общие.

Умозаключение – это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений выводится новое знание. Классический пример умозаключения: 1) Все люди смертны; 2) Сократ – человек; 3) Следовательно, Сократ смертен.

Гипотеза – это форма научного знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда научных фактов и требующее доказательства.

Научная теория – это наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное представление об определенной области действительности.

Однако при всем своем различии эмпирический и теоретический уровни научного познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание для их объяснения. С другой стороны, теоретическое познания, развивая и конкретизируя научное знание, открывает новые горизонты для эмпирического познания, направляя его для поиска фактов, подтверждающих правильность сделанных теоретических выводов.

 

1.17. Эмпирический уровень научного познания (наблюдение, измерение, эксперимент). Роль приборов в процессе познания. Научные факты и формирование научной проблемы.

 

           Научное знание представляет собой сложно организованную, развивающуюся и многоуровневую систему, включающую в себя 2 основных уровня: эмпирический и теоретический. Они хотя и связаны, но отличаются друг от друга, каждый имеет свою специфику.

           Эмпирическое познание абсолютизирует роль фактов и недооценивает роль мышления. Единственным источником познания считается чувственное познание, и хотя рациональный момент здесь присутствует, он имеет подчиненное значение. Наблюдение, сбор фактов, их описание, измерение, сравнение, первичное обобщение и классификация – это характерные приемы эмпирического познания. Поэтому исследуемый момент отражается преимущественно со стороны своих внешних проявлений, доступных только живому созерцанию.

           Исходной формой любого эмпирического познания служит наблюдение. Причем ученый не просто созерцает встречающиеся ему факты, а сознательно и целенаправленно ищет их, руководствуясь определенной идеей, предположением или теорией. Поэтому в отличие от повседневных наблюдений, которые большей частью случайны и неорганизованны, научные наблюдения имеют систематический и упорядоченный характер: одного или нескольких случаев наблюдения обычно бывает явно недостаточно, чтобы на их основании делать выводы. Наблюдения в науке также характеризуются своей целенаправленностью: предпринимая исследование, каждый ученый ставит перед собой вполне определенную цель: подтвердить или опровергнуть интересующую его гипотезу.

            В научных наблюдениях широко используются также специальные средства и устройства (микроскопы, телескопы, фотокамеры, кино- и телеаппартура и.д.), которые служат для того, чтобы компенсировать природную ограниченность органов чувств человека, повысить точность и объективность результатов наблюдений.

           Другим способом эмпирического познания является эксперимент. Существенным его отличием от наблюдения является то, что ставя эксперимент, ученый сознательно вмешивается в ход процесса, чтобы получить более точные и надежные результаты. Он может осуществить это, либо сознательно изолировав исследуемые явления от внешних факторов, либо изменив условия, в которых они происходят. Таким образом, дополнение простого наблюдения активным воздействием на изучаемый процесс, превращает эксперимент в весьма эффективный метод эмпирического исследования.

           Структура эксперимента включает постановку цели эксперимента, которая обычно состоит в проверке определенной гипотезы или теории; контроль над его проведением, связанный с изоляцией влияния тех факторов, которые могут заметно изменить его результат; интерпретацию полученных результатов, в ходе которой исследователь может столкнуться с 2 альтернативами: либо объяснить результаты с точки зрения уже известных теорий и гипотез, либо выдвигать новые.

           Результатом эмпирического исследования является получение научного факта, то есть знания о каком-либо явлении, достоверность которого доказана. Факты, в свою очередь, служат основой для открытия эмпирических законов, выражающих регулярные, повторяющиеся отношения между изучаемыми предметами и явлениями (например, чем выше спрос на товар, тем выше его цена и наоборот). В свою очередь с помощью системы эмпирических законов можно выстроить эмпирическую теорию, т.е. наиболее развитую форму научного знания, дающую целостное представление об определенной области действительности. К числу таких теорий можно, к примеру, отнести геометрическую оптику или классическую термодинамику.

 

1.18. Теоретический уровень научного познания (роль конструктивных методов в формировании научной теории и характер развертывания ее содержания).

 

           Научное знание представляет собой сложно организованную, развивающуюся и многоуровневую систему, включающую в себя 2 основных уровня: эмпирический и теоретический. Они хотя и связаны, но отличаются друг от друга, каждый имеет свою специфику.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием различных форм мышления, чувственное же познание занимает подчиненное положение. Теоретическое познание постигает сущность изучаемых явлений при помощи рациональной обработки эмпирических данных. Такая обработка осуществляется с помощью мышления, в котором выделяются 2 основных уровня: рассудок – это исходный уровень мышления, это обыденное повседневное житейское мышление или то, что называют здравым смыслом. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, систематизировать факты; разум – это высший уровень познания, только на этом уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия.

Формы мышления – это способы отражения окружающей действительности. К ним относят понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории и др. Понятие – это форма мышления, отражающая общие признаки изучаемых предметов и явлений, которые закрепляются в их определениях. Любое понятие отражает сущность предмета и этой сущностью, зафиксированной в каком-либо понятии, предметы отличаются от других, сущность которых зафиксирована в иных понятиях. В понятии может быть зафиксирован как один признак изучаемых предметов, так и несколько. В зависимости от этого выделяют простые и сложные понятия. В любом случае, понятия должны быть взаимосвязаны, гибки и подвижны, чтобы верно отразить сущность изучаемых предметов.

Суждение – это форма мышления, отражающая отдельные вещи, явления, процессы, их свойства, связи и взаимоотношения. В отличие от понятий, в суждениях выражаются любые признаки изучаемых предметов, а не только существенные и общие. Суждение обычно выражается повествовательным предложением и может быть как истинным, так и ложным. Структура суждения включает в себя 3 элемента: субъект – это то, о чем собственно идет речь в данном суждении; предикат – это та часть, которая отражает признаки и свойства исследуемого предмета; связка – устанавливает связь между субъектом и предикатом суждения.

Умозаключение – это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений выводится новое знание. Классический пример умозаключения: 1) Все люди смертны; 2) Сократ – человек; 3) Следовательно, Сократ смертен. Важным условием получения нового знания является не только истинность суждений, на основании которых делаются умозаключения, но и соблюдение правил вывода нового знания, недопущение нарушения принципов и законов логики.

           Гипотеза – это форма научного знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда научных фактов и требующее доказательства. В своем развитии гипотеза проходит следующие основные этапы: 1) Попытка объяснить изучаемое явление на основе уже известных научных фактов. Если она не удается, то делается следующий шаг; 2) Выдвигается одна или несколько гипотез о причинах и закономерностях изучаемого явления; 3) Оценка основательности выдвинутых гипотез и выбор из всех вариантов наиболее вероятной; 4) Развертывание выдвинутой гипотезы и выведение из нее следствий для их последующей эмпирической проверки; 5) Экспериментальная проверка выдвинутых из гипотезы следствий. В результате этой проверки одни из гипотез становятся истинным знанием, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, а третьи – отбрасываются, превращаясь в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат.

           Научная теория – это наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное представление об определенной области действительности. Научная теория имеет следующие основные особенности: 1) Это не отдельно взятые достоверные научные положения, а их совокупность, целостная система; 2) Не всякая совокупность представлений об изучаемом предмете является теорией. Чтобы превратится в теорию, знание должно достигнуть в своем развитии определенной степени зрелости, а именно не просто описывать определенную совокупность научных фактов, а объяснять их; 3) Для научной теории обязательным является доказательство входящих в нее положений, нет доказательств – нет и теории; 4) Научная теория должна стремиться к научному объяснению как можно более широкого круга явлений, к постоянному углублению знаний о них.

Функции научной теории: синтетическая – объединение отдельных достоверных знаний в целостную систему; объяснительная – выявление характеристик изучаемого явления, законов его происхождения, развития и т.д.; методологическая – на базе теории формулируются методы, способы и приемы исследовательской деятельности; предсказательная – на основании существующих знаний об окружающей действительности делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов; практическая – конечное предназначение любой теории – быть воплощенной в практику.

           Научные теории могут быть классифицированы по целому ряду критериев: 1) По степени адекватности отображения исследуемой области различают феноменологические (описывают действительность, не раскрывая ее сущности) и аналитические (раскрывают сущность); 2) По степени точности предсказаний выделяют детерминистические (дают точные и достоверные предсказания) и стохастические (дают вероятные предсказания); 3) По своей «удаленности» от практики различают фундаментальные (нет прямой ориентации на практику) и прикладные (позволяют применять результаты научного познания для решения конкретных практических проблем).

 

1.19. Научная картина мира, ее исторические формы и когнитивные функции. Философские основания научной картины мира.

 

           Научное знание представляет собой сложно организованную, развивающуюся и многоуровневую систему, включающую в себя 2 основных уровня: эмпирический и теоретический. Эмпирическое познание абсолютизирует роль фактов и недооценивает роль мышления. Единственным источником познания считается чувственное познание, и хотя рациональный момент здесь присутствует, он имеет подчиненное значение. Теоретический же уровень научного познания, наоборот, характеризуется преобладанием различных форм мышления, чувственное же познание занимает подчиненное положение.

           В настоящее время к этим двум структурам науки добавляют еще одну ее структуру, которую называют основаниями науки. Основания науки составляют ее теоретический уровень, на который опираются его гипотезы, законы и теории. В эту структуру входят 3 основных блока: 1) Идеалы, нормы и критерии научного познания; 2) Научная картина мира; 3) Философские основания науки.

           Идеалы, нормы и критерии научного познания. Основой любого научного исследования являются ценностные ориентации науки, важнейшей из которых является получение истинного знания о реальном мире и законах его развития. Эта ориентация находит свое выражение в идеалах и нормах научного познания. Идеалы определяют общую цель процесса познания, а нормы регулируют условия достижения это цели в каких-либо определенных условиях. Критерии же познания позволяют из множества норм познания выбрать именно те, которые помогут решить конкретную проблему.

           Научная картина мира дает наиболее общее представление об устройстве окружающего мира и места в нем человека.

Однако не каждое такое представление являет собой научную картину мира. Для этого необходимо, чтобы, во-первых, представление отображало наиболее общие свойства и закономерности природы; во-вторых, такое представление должно допускать дополнения, исправления и уточнения в связи с появлением новых научных представлений; в-третьих, такое представление должно постоянно проверяться и соотносится с изменениями окружающего мира.

Каждая картина мира строится на основе определенных научных теорий и по мере развития практики и познания одни картины мира сменяются другими. Еще до возникновения научных представлений о природе, люди задумывались об устройстве окружающего их мира. Такие представления вначале выступали в форме мифов и передавались от одного поколения к другому. В дальнейшем на смену мифологическим взглядам древних философов приходят представления, основанные на наблюдениях реальных явлений и процессов природы. Именно из них возникла стихийно-эмпирическая картина мира, которая в значительной степени носила индивидуальный, личностный характер, так как была связана с жизненным опытом конкретного индивида, его ощущениями, их объяснением и пониманием. Однако в отличие от мифологической картины, она уже основывается на реальных представлениях. С появлением экспериментального естествознания новые взгляды на окружающий мир стали основываться на результатах точных экспериментов и поэтому стали рассматриваться в качестве естественнонаучной картины мира.

Функции научной картины мира:

1) Научная картина мира устанавливает связь между научным знанием и тем реальным миром, который служит предметом его исследования.

2) Научная картина мира систематизирует научные знания. Процесс систематизации знаний предполагает поиск таких общих понятий и принципов, с точки зрения которых становится возможным понять место и роль конкретных закономерностей в общей системе научного знания.

3) Научная картина мира как исследовательская программа. Так, возникновение более общей картины мира, например естествознания, предполагает анализ различных дисциплин, изучающих природу. Еще более обширный и глубокий анализ приводит к формированию общей научной картины мира, то есть научные картины мира различного уровня глубины можно рассматривать как результат осуществления соответствующей исследовательской программы.

Философские основания науки – это идеи, имеющие более универсальный характер, чем принципы научной картины мира. Философия с самого начала своего существования занялась выяснением проблем строения и происхождения окружающего мира, причин возникновения существующих в нем вещей и явлений. Поскольку с этими же вопросами в той или иной степени сталкивается и любая наука, то взаимосвязь философии и науки становится очевидной. Так, наука использует новые философские идеи для решения конкретных проблем и задач, а философские идеи, в свою очередь, появляются, когда в науке эти самые проблемы и возникают.

1.20 Динамика научного знания. Формирование парадигмы и проблемные ситуации в науке.

 

             Научное знание – это результат процесса познания действительности, ее отражение в сознании человека в виде идей, представлений, понятий, суждений, теорий.

Важнейшей характеристикой научного знания является его динамика, то есть его рост, изменение и развитие. Развитие знания – это сложный процесс, представляющий собой движение от незнания к знанию, от неглубокого, неполного знания к более глубокому и совершенному знанию и т.п. Исходя из этого, выделяют следующие основные этапы развития знания: от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от «преднауки» к классической науке, от классической науки к неоклассической науке, от неоклассической науки к постклассической.

           Обычно началом развития научного знания служит проблемная ситуация. Проблема – это то, что еще не познано человеком, но то, что нужно познать. Она выражается в неспособности существующих теорий объяснить вновь открытые научные факты. Иногда возникшую проблемную ситуацию удается разрешить путем частичной модификации существующих знаний, но если проблемы возникают снова и снова, то это уже требует радикального пересмотра и развития научных знаний.

В настоящее время выделяют два противоположенных подхода к развитию научного знания: экстерналистский и интерналистский. Они представляют собой крайние точки зрения, поскольку преувеличивают роль и значение одних факторов и недооценивают влияние других.

           Так, экстерналистские взгляды признают решающим движущим фактором развития научного знания внешние для него обстоятельства – социальные, экономические и т.д. По мнению экстерналистов не только возникновение науки, но и дальнейшее ее развитие всецело определяется потребностями общества. Умеренные представители этого направления, однако, признают, что потребности общества влияют на науку лишь на первых порах ее становления. В дальнейшем же это влияние постепенно ослабевает, и она начинает развиваться под воздействием собственных внутренних движущих сил. Тем не менее, все эксерналисты сходятся в том, что решающее влияние на развитие науки оказывает ИМЕННО общество.

Согласно интерналистскому взгляду, главной движущей силой развития науки являются ее собственные внутренние потребности. С это точки зрения, развитие науки рассматривается как процесс взаимодействия различных способов научного познания, не зависящий от внешних факторов. При этом сторонники эмпирического способа познания подчеркивают главенствующую роль поиска и обоснования новых научных фактов, а сторонники теоретического способа познания наоборот утверждают, что наука развивается благодаря выдвижению новых идей, гипотез и теорий.

В современной философии науки проблема роста и развития научного знания является центральной. Особенно ярко она представлена в таких течениях как эволюционная эпистемология и постпозитивизм.

Эволюционная эпистемология – это направление в философии науки, основная задача которого состоит в выявлении этапов развития научного знания и построение на этой основе теории эволюции наук. Представителем данного направления является генетическая эпистемология Пиаже, основанная на принципе возрастания научного знания под влиянием изменяющихся условий окружающего мира.

Постпозитивизм - это направление в философии науки, главная задача которого состоит понимании причин возникновения, развития и смены научных идей. Наиболее яркими представителями данного направления являются Поппер и Кун.

Поппер рассматривает научное знание не только как готовую систему, но также и как систему развивающуюся. Этот аспект анализа научного знания он представил в своей концепции роста научного знания. Говоря о росте знания, он имеет в виду не его накопление, а ниспровержение старых научных теорий и их замену лучшими научными теориями. В своей концепции он формулирует три основных требования к росту знания: 1) Новое знание должно исходить из новой, простой идеи; 2) Новое знание должно приводить к представлению явлений, которые до сих пор не наблюдались; 3) Новое знание должно выдерживать новые и строгие поверки.

Кун предложил модель научного познания, включающую в себя два основных этапа: 1) «Нормальная наука», где безраздельно господствует парадигма – т.е. совокупность убеждений и ценностей, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование науки; 2) «Научная революция» - т.е распад существующей парадигмы, конкуренция между несколькими альтернативными парадигмами и, наконец, победа одной из них, приводящая к новому периоду нормальной науки.

В истории науки существует два крайних подхода к анализу динамики научного знания: кумулятивизм и антикумулятивизм. Объективно процесс развития научного знания далек от каждой из этих двух крайностей и представляет собой их взаимодействие.

Кумулятивизм считает, что развитие знания происходит путем постепенного добавления новых научных фактов к накопленному знанию (количественное изменение).

Антикумулятивизм полагает, что в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых компонентов. Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан с полным пересмотром существующих научных теорий и их замене новыми (качественное изменение).

 

1.21 Научные революции и типы научной рациональности: классическая, неклассическая и постклассическая наука. Прогностическая роль философии.

 

           ХХ век вошел в историю как век крупнейших преобразований в науке, именно поэтому его характеризуют как век научно-технической революции. Изобретение новых средств наблюдения и эксперимента, открытие новых методов познания и другие новации означают значительный прогресс в науке. Однако сами по себе они не означают еще появление революции, хотя во многом этому способствуют. Все подлинные научные революции, как правило, многоаспектны, включают множество сторон и факторов. Так, например, изобретение микроскопа привело к открытию новых, неизвестных ранее объектов для исследования, что в свою очередь, способствовало свершению научной революции в микробиологии.

           Обычно началом революции в науке служит проблемная ситуация, которая выражается в неспособности существующих теорий объяснить вновь открытые научные факты. Иногда возникшую проблемную ситуацию удается разрешить путем частичной модификации существующей теории, но если проблемы возникают снова и снова, то это уже требует радикального пересмотра теорий, а в конечном итоге – к научной революции.

           С этой точки зрения, научная революция представляет собой разрешение кризиса путем отказа от старой теории и принятия новой, но такой отказ происходит не с помощью компромисса между участниками научного сообщества, а посредством поиска и обоснования новых принципов и методов исследования.

           Таким образом, научная революция представляет собой коренное изменение в развитии научного знания, которое сопровождается не только возникновением принципиально нового знания, но и полным пересмотром прежнего знания.

           Наиболее общие виды научных революций в истории науки:

           1) Внутридисциплинарные научные революции происходящие в рамках отдельных научных дисциплин. Причинами подобных революций чаще всего служат переходы к изучению новых объектов и применение новых методов исследования.

           2) Междисциплинарные научные революции происходящие в результате взаимодействия и обмена научными идеями между различными научными дисциплинами. На ранних этапах истории науки такое взаимодействие осуществлялось путем переноса научной картины мира наиболее развитой научной дисциплины на новые, еще складывающиеся дисциплины. В современной науке междисциплинарное взаимодействие осуществляется иначе. Теперь каждая наука обладает самостоятельной картиной мира, поэтому междисциплинарное взаимодействие происходит при анализе общих черт и признаков прежних теорий и концепций.

           3) Глобальные научные революции наиболее известными из которых являются революции в естествознании.

Первую такую революцию обычно связывают с возникновением самого естествознания, в виду перехода от мифологических взглядов на природу к опытному, экспериментальному ее изучению.

Вторая глобальная революция началась в конце XVIII в. и привела к формированию классического естествознания. Его основные особенности: 1) Исходные законы и теории естествознания могут быть получены с помощью обобщения результатов наблюдения и эксперимента; 2) Законы природы имеют универсальный характер и могут быть выражены математически; 3) Предсказания, полученные на основе этих законов, имеют строго однозначный характер; 4) Исходя из этого, все случайные события, происходящие в мире, являются таковым лишь потому, что они еще не познаны. Как только они будут открыты, они перестанут быть случайными.

Третья глобальная революция произошла в конце XIX в. в связи с эпохальными открытиями, сделанными в физике и привела к формированию неклассического естествознания. В рамках неклассического естествознания все научные теории и картины мира рассматриваются как относительные, имеющие приближенный характер и нуждающиеся в дальнейшем уточнении, дополнении и исправлении. В связи с этим, в нем допускается возможность параллельного существования альтернативных теорий, которые с разной полнотой и глубиной отражают различные аспекты изучаемых явлений.

Четвертая глобальная революция произошла во второй половине ХХ в. и привела к формированию постклассического естествознания. В этот период значительный размах приобретают междисциплинарные исследования, нашедшие свое воплощение в возникновении так называемых синтетических наук – биофизика, геохимия и т.д. Характерной чертой постклассического естествознания является глобальный эволюционизм, соединяющий идеи эволюции с идеям системного подхода, устанавливая тем самым связь между живой и неживой природой.

Прогностическая роль философии заключается в возможности на основании существующих знаний об окружающей действительности делать выводы о неизвестных явлениях и событиях, что позволяет со знанием дела поступать как в настоящем, так и в будущем. При этом точность предсказаний зависит от правильности выводов, сделанных при анализе настоящего и изучении прошлого.

 

1.22 Характеристика современной постклассической науки и перспективы научно-технического прогресса. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

 

           Естествознание как система наук о природе прошло в своем развитии несколько этапов: 1) Классический (17-19 вв.); 2) Неоклассический (первая половина 20 в.); 3) Постклассический или современный (вторая половина 20 в.).

           Особенности постклассического этапа развития естествознания:

1) Широкое распространение идей и методов синергетики – теории развития сложных систем природы. Основные идеи синергетики: а) Существенной характеристикой современного мира является его эволюционность и возможность решающего влияния малых событий на общее течение событий; б) В качестве любого эволюционного начала выступает хаос; в) Любой процесс эволюции имеет случайную составляющую и протекает в условиях неопределенности; г) Для современного мира существует множество путей его развития; д) Сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития, можно лишь способствовать их собственным тенденциям развития; е) Зная тенденции организации системы, можно миновать многие зигзаги эволюции.

2) Укрепление идеи целостности, которая проявляется в следующем: а) Человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри него, он всегда лишь часть, познающая целое; б) Идеи, получающие развитие в естествознании все шире внедряются в гуманитарные науки и наоборот. Так, если раньше естествознание длительное время ориентировалось на изучение природы самой по себе, безотносительно к человеку, а гуманитарные науки – на постижение человека и его культуры, то теперь усиливается их сближение; в) В сближении европейской и восточной культур, в выходе мышления за пределы, поставленные культурой Запада и все более частое обращение к традициям Востока.

3) Изменение объекта исследования – если объектом изучения классической науки были простые системы, неоклассической науки – сложные системы, то в настоящее время изучаются развивающиеся системы, которые меняются с течением времени. Признаками таких систем являются: а) открытость (для информации, вещества, энергии); б) нелинейность (то есть множество путей эволюции системы и возможность выбора из данных альтернатив); в) хаотический характер переходных состояний в них; г) непредсказуемость их поведения; д) способность активно взаимодействовать с окружающей средой и изменять ее в направлении, обеспечивающем наиболее успешное ее функционирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: