Наука как социокультурное явление общественной жизни. Ее основные аспекты. 4 страница

Промышленная революция XIX века была неразрывно связана с сопутствовавшей ей аграрной революцией. Аграрная революция сократила долю населения, занятую производством продуктов питания, против 80--90% в средние века до менее 5%, и этим сделала возможной урбанизацию западных обществ. Одновременное вытеснение сельскохозяйственных работников в города обеспечивало фабрики рабочей силой.

Аграрная революция, подобно промышленной, отчасти заключалась в громадном росте использования механической энергии, но эти изменения начались только после 1880 года. Другими важными факторами аграрной революции были: рост использования удобрений, повышение качества семян, улучшение пород животных и совершенствование методов их выращивания, а также -- благодаря совершенствованию транспорта -- развитие региональной специализации в сельском хозяйстве. Многие изменения стали результатом применения в сельском хозяйстве методов экспериментальной и прикладной науки XIX века.

Среди всех институциональных сдвигов эпохи промышленной революции сильнее всего бросаются в глаза масштабы процесса: не само изобретение фабричной системы производства, но такое обширное внедрение этой системы, что оно почти неотличимо от изобретения. Фабрики с их станками и силовым оборудованием были результатом деятельности банкиров и торговцев, горняков и кузнецов, корабельщиков и литейщиков конца XVIII--начала XIX веков.

 Трудно оценить влияние того разделения между рабочим местом и жилищем на углубление социальной дистанции между владельцами и рабочими, которое пришло вместе с фабричной системой. Из-за концентрации рабочих в фабричных поселках начали возникать отдельные общины, со своими социальными и политическими союзами, и даже с собственными религиозными сектами. Появление фабрик изменило некоторые важные отношения между работой и вознаграждением, между рабочими и орудиями труда. Общепринятая модель доиндустриального производства выделяет фигуру независимого ремесленника, который закупает сырье и материалы и личным трудом преобразует их в видимо иной конечный продукт, имеющий собственный рынок и применение. Отношения между усилиями работника, его доходом и ценностью продукта были зримыми и непосредственными. Появление фабричного разделения труда сделало эти отношения не индивидуальными, а коллективными. Результатом усилий отдельного рабочего оказывается теперь вклад в ценность конечного продукта, зачастую настолько незначительный и так переплетенный с вкладами других, что его связь с ценностью конечного продукта неразличима. Этот разрыв связей между усилиями работника, ценностью продукта и вознаграждением делает невозможным установление удовлетворительных связей между трудовыми усилиями и их оплатой. При нынешнем состоянии знаний о психологии групп представляется возможным добиться того, что связь между трудом, качеством продукта и его ценностью коллектив будет реализовывать еще лучше, чем отдельный человек. Существенная особенность фабричной системы в том, что большое число работников совместно используют, по крайней мере, часть производственных мощностей, а на практике почти все оборудование используется именно совместно. С самого начала в совместном использовании оказались здания фабрик, их водяные колеса или паровые двигатели, система шкивов и осей для передачи движения станкам. Собственность работников на орудия труда важна с точки зрения хозяйственной эффективности, так как работники склонны лучше заботиться о лично им принадлежащем инструменте. Маркс придавал этому обстоятельству очень большое значение. Он видел в этом главное возражение против капитализма, утверждая, что работник, использующий не свои орудия труда, подобен не гильдейскому мастеру, а скорее ученику или даже -- рабу. Рабочий, не владеющий орудиями своего труда, был назван пролетарием, от латинского термина proletarius -- не имеющий собственности, а потому отнесенный к самому низшему классу общества римский гражданин. Подобно другим интеллектуалам его времени, Маркс считал, что фабрика скорее понизила статус независимого ремесленника, чем повысила статус класса, который никогда не владел орудиями труда -- да и вообще ничем не владел.

Распространение фабрик имело следствием не только проблему социальных взаимоотношений между владельцами и работниками, но и громадный рост производства. Расширение производства не было следствием роста цен: если учесть влияние войн и депрессий, XIX век предстает как эпоха снижающихся цен. Короче говоря, в этом столетии экономическое давление в пользу расширения торговли и транспортных возможностей имело причиной производство все большего объема продукции. Технологический прогресс вел к сокращению издержек производства и снижению цен.

Наука органически связана с производством, однако эта связь укреплялась постепенно. В эпоху средневековья материальное производство эволюционировало за счет накопления эмпирического опыта, секретов ремесла, собирания рецептов. В это время наука не оказывала постоянного и существенного влияния на производство. Научный и технический прогресс были относительно самостоятельными направлениями человеческой деятельности.

После великих географических открытий наука постепенно порывает со схоластикой и все более обращается к практике. Три великих изобретения — компас, порох, книгопечатание — положили начало сближению научной и технической деятельности. Потребности практики побуждали к теоретическому исследованию различных механических процессов, сближение науки и производства в мануфактурный период капитализма становится более прочным. Однако, несмотря на научную революцию XVII в., наука в XVIII в. имела репутацию «служанки производства».

С промышленного переворота, сменившего мануфактуру на фабрики и заводы в конце XVIII — начале XIX вв., начинается постепенное превращение науки в непосредственную производительную силу общества.

Категоризация производительных сил четко описана в трудах Маркса и Ленина. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ_СИЛЫ -категория исторического материализма, характеризующая основной и в конечном счете определяющий фактор исторического процесса. “...Как в основе всех явлений природы лежат причины материальные, так и развитие человеческого общества обусловливается развитием материальных, производительных сил” (Ленин В, И. Т. 2. С. 8). Основным содержанием категории производительных сил является органическое единство накопленного и живого труда, т. е. совокупность вещественных и личных элементов производства, необходимых для того, чтобы производить из предметов природы вещи, способные удовлетворять человеческие потребности. К вещественным элементам производства относятся орудия труда, производственные здания, железные дороги, каналы, шоссе, трубопроводы и т. п., иными словами, все те предметы и комплексы предметов, которые приспособлены человеком для того, чтобы служить проводником его воздействия на предмет труда. К личным элементам относятся люди, которые производят средства труда и приводят их в движение, обладая для этого производственными навыками, опытом и знаниями. Определяющим вещественным элементом производительные силы являются орудия труда, машины и комплексы машин. Именно они есть, по словам Маркса, “костная и мускульная система производства” (Т. 23. С. 191), показатель уровня его развития. Но даже самая совершенная техника без людей мертва. Человек — главный элемент производительных сил. Орудия труда, все средства труда — дело рук человека, результат его практической энергии, материализация накопленного опыта и знаний. Понятие производительных сил употребляется и в более широком значении для характеристики различных факторов, используемых в производственной деятельности человека и способствующих ее развитию. В этом смысле Маркс пишет о технологическом применении науки как ее превращении в непосредственную производительную силу, о естественных, универсальных, общественных, духовных, субъективных производительных силах.

      Предшествующее научно-техническое творчество математиков, механиков, физиков, изобретателей-умельцев подготовило почву для создания машинного производства. Изобретение Дж. Уаттом (1736—1819) паровой машины (1784) явилось результатом не только конструкторско-технической деятельности, но «плодом науки». С этого периода средством труда становится машина, которая открыла неограниченные возможности для технологического применения науки. Таким образом, наука становится силой, непрерывно революционизирующей технику, а техника, в свою очередь, постоянно стимулирует прогресс науки, выдвигая перед нею новые требования и задачи и обеспечивая ее более совершенным, точным и сложным экспериментальным оборудованием.

 

1.14. Научно-техническая революция XX в. Её социальные последствия и значение для современной цивилизации. Формирование синергетики как методологии научного познания.

           НТР (научно-техническая революция) характеризуется, во-первых, срастанием науки с техникой в единую систему, в результате чего наука стала непосредственной производительной силой, а во-вторых, небывалыми успехами в деле покорения природы и самого человека как части природы. Достижения НТР впечатляющи. Она вывела человека в космос, дала ему новый источник энергии- атомную, принципиально новые вещества и технические средства (лазер), новые средства массовой коммуникации и информации и т.д. и т.п. Но сам термин НТР возник в середине XX века, когда человек создал атомную бомбу, и стало ясно, что наука может уничтожить нашу планету.

Научно-техническая революция - коренной переворот, происходящий в течение ХХ века в научных представлениях человечества, сопровождаемый крупнейшими сдвигами в технике, ускорением научно-технического прогресса и развитием производительных сил.

Начало научно-технической революции было подготовлено выдающимися успехами естествознания в конце XIX - начале ХХ в. К ним относятся открытие сложного строения атома как системы частиц, а не неделимого целого; открытие радиоактивности и превращения элементов; создание теории относительности и квантовой механики; уяснение сущности химических связей, открытие изотопов, а затем и получение новых радиоактивных элементов, отсутствующих в природе.

Бурное развитие естественных наук продолжалось и в середине нашего века. Появились новые достижения в физике элементарных частиц, в изучении микромира; была создана кибернетика, получили развитие генетика, хромосомная теория.

Переворот в науке был сопряжен с переворотом в технике. Крупнейшие технические достижения конца XIX - начала ХХ в. - создание электрических машин, автомобиля, самолета, изобретение радио, граммофона. В середине ХХ века появляются электронные вычислительные машины, применение которых стало основой развития комплексной автоматизации производства и управления им; использование и освоение процессов деления ядра кладет начало атомной технике; развивается ракетная техника, начинается освоение космического пространства; рождается и получает широкое применение телевидение; создаются синтетические материалы с заранее заданными свойствами; успешно осуществляются в медицине пересадка органов животных и человека, другие сложнейшие операции.

С научно-технической революцией связан значительный рост промышленного производства и совершенствования системы управления им. В промышленности применяются все новые и новые технические достижения, усиливается взаимодействие между промышленностью и наукой, развивается процесс интенсификации производства, сокращаются сроки разработки и внедрения новых технических предложений. Растет потребность в высококвалифицированных кадрах во всех отраслях науки, техники и производства. Научно-техническая революция оказывает большое влияние на все стороны жизни общества.

      В современной философии существуют два взгляда на науку в ее связи с жизнью человека: наука - продукт, созданный человеком (К.Ясперс) и наука как продукт бытия, открываемый через человека (М.Хайдеггер). Последний взгляд еще ближе подводит к платоновско-августиновским представлениям, но первый не отрицает фундаментального значения науки. Наука, по Попперу, не только приносит непосредственную пользу общественному производству и благосостоянию людей, но также учит думать, развивает ум, экономит умственную энергию.

В современном мире наука приобретает все большее значение и развивается все более быстрыми темпами. Особенно усиливается роль фундаментальной, теоретической науки, и этот процесс характерен для всех областей знания.

По-прежнему важнейшим направлением является теоретическая физика. Гипотезы, привлекающие внимание физиков, математиков, астрономов, — это идеи о множественности миров, теневом мире, о всеобщей симметрии. Усилия многих ученых направлены на создание теории общего поля. В астрономии разработана теория «большого взрыва».

Быстрое развитие микроэлектроники позволило создать крошечный электромотор с поперечником тоньше волоса, работающий на электростатических силах. Авторы этого мотора, американские ученые, надеются, что он найдет широкое применение в авиации, телевидении, медицине.

В фундаментальной и практической медицине все более активно внедряются научно-технические достижения. Ученые научились пересаживать все внутренние органы человека,. за исключением мозга. По анализу крови научились делать заключения о наследственных болезнях. Для диагностики и лечения все шире используется ультразвук. Свое применение в медицине нашел и электрический ток — его используют для заживления ран и сращивания костей.

Важнейшей проблемой современной науки является проблема «искусственного» интеллекта. В этой области особенно успешно работают японские ученые. Так, в Японии началось производство первого в мире нейрокомпьютера, имитирующего работу человеческого мозга. В Японии также созданы роботы, способные идентифицировать однотипные промышленные изделия по запаху, различая десятки его оттенков. Компьютеры все более широко проникают в повседневную жизнь человека. Компьютер выполняет функции информационного и обучающего центра, домашней записной книжки, управляет домашними приборами, контролирует охрану сигнализации, является средством связи, позволяющим выходить на любые базы данных во всех уголках мира, обеспечивает электронную и другие виды связи.

Постоянное совершенствование домашней электроники — важное направление научно-технического прогресса. Созданы комнатные телевизионные антенны из алюминированной полимерной пленки, которую можно повесить на стену, как картину, и которая практически не занимает места.

Важнейшим направлением также является создание новых материалов — более прочных, легких, удобных. Новые материалы используются, в частности, в автомобилестроении — это сверхлегкие сплавы и специальная керамика, улучшающие все параметры автомобиля. В автомобилестроении также активно ведется поиск новых технологий, например, лазерная поверхностная закалка для некоторых функциональных деталей. В текстильной промышленности внимания заслуживает созданная американскими исследователями ткань, которая согревает человека в мороз и охлаждает в жару, и, хотя пока этот эффект не является продолжительным, многие полагают, что у этого материала большое будущее.

Чрезвычайно перспективным направлением современной науки также является био-иммуно-технология -— ее успешное развитие необходимо для решения практических вопросов продовольствия на. Земле и обеспечения пищей космонавтов в длительных космических полетах, которые все более становятся реальностью.

Научно-технический прогресс, тесно связанный с экономическим развитием общества остро ставит перед обществом и экономической системой вопрос о необходимости решения проблем, связанных с экологией (проблема производства энергии и ее сбережения, сырьевой кризис, загрязнение окружающей среды, урбанизация, глобальное потепление и т д.)

Согласно одному из определений " Синергетика представляет собой современную теорию эволюции больших, сверхсложных, открытых, термодинамически неравновесных, нелинейных динамических систем, обладающих обратной связью и существующих квазистационарно лишь в условиях постоянного обмена веществом, энергией и информацией с внешней средой. К таким системам относятся: Вселенная, саморазвивающаяся природа, человеческое общество как ее (жизни) высшая форма и продукт создаваемой им самим (человечеством) материальной и духовной культуры. В этом списке находятся и бесконечно разнообразные подсистемы названных систем, характеризующиеся (на своих уровнях) перечисленными выше синергетическими признаками". Классическая термодинамика XIX в. изучала механическое действие теплоты, причем предметом ее исследований были закрытые системы, стремящиеся к состоянию равновесия. Термодинамика XX в. изучает открытые системы в состояниях, далеких от равновесия. Это направление получило название “синергетики” (от “синергия”- сотрудничество, совместное действие). Термин “синергетика” был введен в 1969 г Германом Хакеном для обозначения теории Ильи Пригожина о диссипативных структурах. С синергетикой в физику проник эволюционный подход, и наука приходит к пониманию творения как создания нового. Синергетика подтвердила вывод теории относительности о взаимопревращении вещества и энергии и объясняет образование веществ. С точки зрения синергетики энергия как бы застывает в виде кристаллов, превращаясь из кинетической в потенциальную. Г. Хакен показал, что эта теория может быть применена не только в физике, она междисциплинарна и в равной степени доступна философам, психологам, историкам, биологам и другим ученым. Синергетика отвечает на вопрос, за счет чего происходит эволюция в природе. Везде, где создаются новые структуры, необходимы приток энергии и обмен со средой (эволюция, как и жизнь, требует метаболизма). Если в эволюции небесных тел мы видим результат производства, то в синергетике изучается процесс творчества природы. Синергетика подтверждает вывод теории относительности: энергия творит более высокие уровни организации.

Таким образом, синергетика представляет собой самую современную теорию эволюции очень больших, сверхсложных систем. К ним относятся не только природные объекты, но также человеческое общество и плоды интеллектуальной деятельности людей. Исследования в области синергетики - одно из самых плодотворных направлений современной науки.

1.15. Нравственно-гуманистический фактор в научном познании XX в. и в техническом творчестве

 

Начиная с середины XIX в. в философских исследованиях появились существенные новации, давшие основание в противовес классической философии ввести понятие неклассической. Классическая философия от античности до Гегеля и Маркса была разумной, она опиралась на силу разума и считала определяющим моментом действительности сущность. Классические философские построения не удовлетворяли многих философов ввиду, как они считали, потери в них человека. В противовес рационализму стали развивать неклассическую философию, в которой в качестве первичной реальности стали представлять жизнь * философия жизни), существование человека (экзистенциализм).

Начало новому типу философствования положили Артур Шопенгауэр (Мир есть воля и ее манифестация), Анри Бергсон (Интуиция- общая основа философии и науки), Фридрих Ницше (бог умер: и мы хотим- пусть живет “сверхчеловек”). К 30-м годам XXв философия жизни стала постепенно сходить на нет, уступая место экзистенциализму, в котором более органично определяются многообразные стороны бытия человека в мире. Экзистенция в позднелатинском языке буквально означает существование; это учение о бытии, о существовании. Само это существование понимается в экзистенциализме как непосредственное единство субъекта и объекта, направленность субъекта вовне, открытость перед иным и движение к этому иному. В религиозном варианте экзистенциализма (Ясперс, Марсель) этим иным является Бог, к нему движется личность в своей свободе. В атеистическом экзистенциализма (Сартр, Камю) иное выступает как ничто, это означает, что человек спонтанно создает себя, осуществляя свою свободу.

Значение общества для личности состоит в том, что в лучшем случае оно может дать предпосылки экономических, политических и других свобод. Чаще же общество ограничивает личность. По Хайдеггеру, общество есть сфера безличного, усредненного. Прорыв этой усредненности совершается опять же в экзистенции, применительно к которой неуместны содержательные нравственные критерии. Будь подлинным- вот главный принцип экзистенциализма. Во внешнем мире это вряд ли возможно, но чем отношение к другим является более личностным, тем оно подлиннее. То же относится и к художественному, религиозному, философскому творчеству, в котором человек разрывает путы внешности, объективности. Важное значение экзистенциализма имели предупреждения против безоглядной веры в науку и технику. Экзистенциализм по-новому и весьма продуктивно поставил и разрешил проблему свободы человека, выбора жизненных путей.

Ясперс и Сартр видели инстанцию бытия человека, прежде всего в его сознании, они превыше всего ставили субъективность человека. Хайдеггер считал субъективность производной от бытия человека. Хайдеггер считал субъективность производной от бытия человека в мире. В деятельности человека ему открывается истина, полезность вещей. В результате этого человек понимает мир и реализуется это понимание в языке. Философию Хайдеггера часто называют фундаментальной онтологией (учение о бытии человека в мире). На фоне Хайдеггера экзистенциализм выступает в качестве учения о бытии человека как существа, обладающего сознанием.

Еще одно направление неклассической философии XX в – герменевтика- способ философствования, центром которого является процесс понимания. Различают герменевтику сознания и герменевтику бытия. Герменевтиков сознания интересует не сознание как таковое, а сопереживание личностей, их диалог, их интересует не столько общее, сколько единичное. Герменевтики бытия сдвигаются от сферы сознания в область деяний и языковой практики, при этом наблюдается дальнейший переход от идеалов науки к идеалам искусства.

Для многих русских философов того времени характерен идеал цельности, рассмотрение в единстве всех духовных сил человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных. Таково творчество славянофилов В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, Н. О. Лосского и др. Философию Соловьева называют философией положительного единства, потому что он рассматривает принцип абсолютной личности- всеблагой, любящей, милостивой, волевой- олицетворением Бога. Чаще всего положительное единство понимается в русской философии как приоритет нравственных ценностей, религиозно-нравственного опыта жизни. Философия Бердяева глубоко экзистенциальна, ярко персоналистична. Центральной темой философии Бердяева является человек, человек свободный, творческий, а таким он является лишь в свете божественного, точнее божественно “ничто”. Это принцип-“ничто”, принцип свободы. Свобода не может корениться в чем-то уже определившемся, в бытийном, она содержится в “ничто”. Бог свободен в своих действиях. Свободен в своих действиях и человек. Бог творит, творит и человек. В своей подлинной свободе человек божественен. Бог и человек есть Дух. Бог вполне реально присутствует в жизни людей высокой духовной силы, в добродетельной творческой деятельности человека. В философии Лосева развивается платоно-гегелевская линия диалектического мировоззрения, традиции православия и русской культуры. Он соединил в своей системе три философские составляющие: феноменологию (учение о феноменах как о возникающих в сознании смыслов предметов), диалектику и символизм. В качестве сфер бытования символов Лосев рассматривает язык, миф, религию, искусство и философию.

“Визитная карточка” русской философии того времени в целом – это концепция русского космизма. Эта идея довольно органично объединяет такие характерные для русской философии идеи, как идея мирового всеединства человека, человечества и физического космоса, идея жизнезначимости правильных ценностей и их действительности для науки, искусства и даже повседневной практики. Русские космисты видят едва ли не основную задачу человека в “распространении совершенства” (Циолковский) по Вселенной, овладение человеком пространством и временем с помощью науки и техники (Федоров).

В своём основном философском труде "Философия общего дела" Н.Ф.Фёдоров провозглашает общечеловеческие, общепланетарные задачи эпохи ноосферного выбора: управление природой ("внесение в неё воли и разума"), которое для Фёдорова является исполнением библейской заповеди об обладании землёй; победа над стихийными силами, над голодом, болезнями и смертью; перевод военной мощи в созидательную и мирную. Он включает некоторые конкретные предложения, в том числе, о регуляции погоды методом взрыва в облаках, который до сих пор применяется, а также и более глобальные проекты "регуляции природы": об управлении магнитными силами, движением земного шара, об овладении новыми источниками энергии, о метеорической регуляции в масштабах не только всей планеты, но и о выходе в космос и управлении космическими процессами.
Именно начиная с Фёдорова, в философию и науку входит требование преобразовательной активности со стороны человечества, направленной на макрокосмос.

Космическая философия К.Э. ощутимо повлияла на современную цивилизацию посредством космонавтики. Мысль Циолковского о возможности сосуществования во Вселенной множества космосов намного опередила своё время и теперь она нашла своё развитие в квантовой космологии.

К.Э.Циолковский оказал огромное влияние на формирование научного мировоззрения и методов научной работы А.Л.Чижевского. Идея единства живого и неживого, человека и Космоса, психического и физического является основной для Чижевского и определяет направления его научных исследований. Поражает объём исследований, выполненных Чижевским в 1917-1924гг. В этот период он выполняет работы по экспериментальной биофизике, социологии, эволюционной морфологии, истории науки, литературоведению, многие из которых стали классическими.

В философии космизма очень отчётливо обозначились два аспекта взаимосвязи человека и космоса: с одной стороны, человек рассматривался как неотъемлемая часть меняющегося Космоса, зависящая во всех своих проявлениях от космического целого. С другой стороны, сам человек рассматривался в качестве фактора эволюции, развивая свои способности таким образом, что, создавая новую технику и технологию, он начинал активно воздействовать на окружающий мир. И хотя на рубеже XIX-XX вв. вера в научно-технический прогресс была достаточно зримой и ещё не проявлялись кризисные последствия технократического отношения к миру, космисты предупреждали будущие поколения от возможных негативных последствий безудержной и ничем не ограниченной технологической эксплуатации природы.

1.16 Структура научного знания. Ее эмпирический и теоретический уровни. Критерии их различия, характер взаимосвязи.

 

           Научное знание – это результат процесса познания действительности, ее отражение в сознании человека в виде идей, представлений, понятий, суждений, теорий.

           Основные особенности научного знания:

  1. Его основная цель – объективная истина;
  2. Его основная задача – обнаружение законов существования окружающего мира, выявление наиболее общих, существенных свойств и характеристик изучаемых предметов;
  3. На основе знания этих законов наука осуществляет предвидение будущего, являющееся третьим звеном цепи, два предшествующих звена которой составляют анализ настоящего и изучение прошлого;
  4. Системность научного познания. Собрание разрозненных знаний, не объединенных в систему, еще не образует науки. Знания превращаются в научные, когда они включаются в систему понятий, в состав теории;
  5. Строгая доказательность научного познания, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

           Научное знание – это целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру, представленную в различных ее срезах. С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта научного знания, последнее включает в себя 4 необходимых компонента в их единстве:

а) Субъект науки – ключевой ее элемент: это отдельный исследователь, научный коллектив, научное сообщество, в конечном счете – общество в целом. Научная деятельность требует специфической подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает накопленные знания, сложившиеся средства и методы их изучения, учится грамотно ими оперировать и делает их своим достоянием.

б) Объект науки – то есть то, что именно изучает данная наука. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо.

в) Система методов и приемов, характерных для данной науки и обусловленных своеобразием ее предмета.

г) Язык – как естественный, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.д.).

           Научное знание как система включает в себя 2 основных уровня: эмпирический и теоретический. Они хотя и связаны, но отличаются друг от друга, каждый имеет свою специфику.

           Эмпирическое познание абсолютизирует роль фактов и недооценивает роль мышления. Единственным источником познания считается чувственное познание, и хотя рациональный момент здесь присутствует, он имеет подчиненное значение. Наблюдение, сбор фактов, их описание, измерение, сравнение, первичное обобщение и классификация – это характерные приемы эмпирического познания. Поэтому исследуемый момент отражается преимущественно со стороны своих внешних проявлений, доступных только живому созерцанию.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: