Наука как социокультурное явление общественной жизни. Ее основные аспекты. 9 страница

Космизм- специфическое мировосприятие космоцентрической ориентации, течение в философской и естественнонаучной мысли. Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. В его ряду стоят такие философы и ученые как Н.Ф. Федоров, К.Ц. Циолковский, В.М. Вернадский, А.Л. Чижевский и др. Среди русских религиозных философов космическое наследие представлено в наследии Вл. Соловьева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева. Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Во вступительной статье к книге Русский космизм С.Г. Семенова отмечает принципиально новое качество мироотношения, которое является определяющей чертой этого течения российской мысли. “ Это идея активной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство… Речь, по существу идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении духом материи, об одухотворении мира и человека…. Космисты сумели соединить заботу о большом целом- Земле, биосреде, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности- конкретного человека…. Гуманизм- одна из самых ярких черт этой замечательной плеяды мыслителей и ученых…. “

 

 

2.10. Наука и техника второй половины XIXв. Становление промышленного производства. Особенности диалектической и позитивистской методологии теоретического естествознания.

В XIX веке мир развивался под влиянием промышленной революции, которая коренным образом преобразовала производительные силы общества и обеспечила ускорение его социально-экономического прогресса. Европа, совершившая эту революцию первой, заняла господствующее положение в мире, подчинив себе все континенты. В качестве экономического и политического центра она оставалась вплоть до середины XX в., когда произошла современная научно-техническая революция. Первым из двух грандиозных технологических изменений было изумительное возрастание использования силы воды и пара в фабричном производстве и пара -- для водного и сухопутного транспорта. По крайней мере, в текстильном и металлургическом производствах высшим достижением промышленной революции стало использование паровых двигателей -- для преобразования получаемой из угля энергии в паровую и приведения в действие разных машин.Вторым из двух плодотворных технологических новшеств была замена дерева, как конструкционного материала, железом и сталью. Эта замена увеличила размеры, повысила продолжительность эксплуатации, точность изготовления и сложность устройства широкого круга изделий -- от швейных машин до судов. Приблизительно до 1880 года областью важнейших технических достижений западной промышленности была механика. Необходимые для нее умения и навыки развились в значительной части благодаря всеобщему интересу к измерению времени, возбужденному городскими часами средневековья. В XIX веке произошла еще и революция в средствах связи. Изобретение телеграфа, прокладка атлантического кабеля в 1859 году, применение паровых двигателей в типографиях (что привело к появлению дешевых книг и ежедневных газет, читатели которых исчислялись сотнями тысяч) революционизировали средства связи задолго до изобретения телефона и радио. Промышленная революция в европейских странах совершалась в разное время. Она предусматривала переход от экономической системы, основанной на аграрном производстве и отчасти торговле, к экономике индустриального типа, для которой характерно преобладание городской промышленности (вытеснение ручного труда машинным, достижение более высокого уровня разделения труда, фабричное производство вместо мануфактурного).Промышленная революция на Западе породила и свою идеологию. Ею были различные теории политического и экономического либерализма, в основе которых лежало равенство всех людей перед законом; абсолютная ценность человеческой личности; собственность и свобода действий в рамках закона; защищенность частной жизни от вмешательства государства и др. Экономическое учение либерализма зиждилось на идеологии свободной конкуренции и накопительства.

Диалектика- теория познания, которая учит, что методы познания и опыт находятся в неразрывной диалектической связи - накопление опыта приводит к развитию методов познания, развитие методов познания позволяют получать качественно новый опыт. Основоположником принципов диалектической логики считают Георга Гегеля (1770-1831). Кантовской “вещи в себе” он противопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель, усматривая в жизни природы и человека силу абсолютной идеи, движущей мировой прогресс и раскрывающей себя в нем, утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которых лежит “мировой разум”, “абсолютная идея” или “мировой дух”. Философские взгляды Гегеля пронизаны идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития является противоречия: противоречие движет миром, оно есть “корень всякого движения и жизненности”, составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов.

Идеализм Гегеля содержит сложную для понимания сферу идеального. Несогласие с Гегелем в сфере объективности идеального можно встретить в рассуждениях Людвига Фейербаха (1804-1872). Он отстаивал принцип восхождения от материального к идеальному, т.е. рассматривал идеальное как нечто производное от определенного уровня организации материального. Недовольный как абстрактным мышлением, так и диалектикой Гегеля, Фейербах отбрасывает то и другое и ставит в центр мира чувствующего человека. Исходным пунктом воззрений Фейербаха является идея выраженная в концептуальном афоризме:” Не Бог создал человека, а человек создал Бога“. Сосредоточившись на чувствах человека, его нравственно-психологических началах, Фейербах стремился создать теорию созидания общества, в котором царствовали бы любовь и справедливость.

Немного более развитой формой материализма, чем антропология Фейербаха, является диалектический материализм Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Маркс следует методу Гегеля, переходя от абстрактного к конкретному. Он подчеркивает, что не стадии выработки научных воззрений восходят от чувственно-конкретного к абстрактному, на стадии собственно научного изложения восхождение осуществляется от абстрактного к конкретному. Подлинные расхождения Маркса с Гегелем начинаются по поводу интерпретации природы идеального. Маркс решительно занимает материалистические позиции: для него “идеальное есть материальное, переосмысленное в человеческое голове и преобразованное в ней”. Что касается гегелевской диалектики, то она диалектическими материалистами переносится непосредственно в сферу материального. Таким образом для марксистской философии характерно, что диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом.

Родоначальником позитивизма является Огюст Конт (1798-1857).Позитивизм – философское направление, утверждающее, что источником подлинного, положительного (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на исследование реальности.В теории познания придерживается эмпиризма, в теории бытия отвергает возможность ответа на вопрос о первичности материи и сознания, так как такой ответ не может быть ни получен из опыта ни проверен опытным путем. Научное познание в позитивизме напоминает композицию эмпиризма и рационализма. То есть, можно выдвигать аксиомы и строить гипотезы, но основа всегда - чувственный опыт. Неопозитивисты для поверки гипотез ввели верификацию. Все что утверждается за пределами специальных наук - логика, метафизика, онтология - позитивизм полагает недостоверным и не нужным, утверждая, что "всякая наука сама себе философия".

Позитивизм рассматривает познание как процесс ассемблирования комплексов ощущений. Ощущения первичны. Эмпиризм наивно полагает, что оперирует ощущениями, индивидуальными переживаниями. Ничего подобного: ощущения вовлекаемые в познавательный процесс вырываются, выкорчевываются из целостной ткани реальности и вплетаются в ткань познания. Будучи выкорчеваны из реальности, ощущения сами становятся абстракциями (конкретное абстрактно). Если таковую процедуру выкорчевывания, или деконкретизации (конкретный значит сращенный с реальностью, с целостностью), не выполнить, то нельзя инициировать процесс познания. Значит,никакой процесс познания не возможен, даже постпозитивистский. С другой стороны, как скоро такое выкорчевывание ощущений из индивидуального переживания произведено, разум оперирует уже не ощущением как таковым, а его абстракцией. Позитивизм скрывает этот момент, поддерживая иллюзию, что разум оперирует ощущениями

Позитивизм рассматривает процесс познания как индивидуальный (солипсизм), а диалектика как общественно-исторический. В этом разница в подходе к соотношению относительной и абсолютной истины. Диалектика рассматривает процесс познания как выкорчевывание ощущений из ткани объективной реальности и сплетание из них такни познания при этом законы объективной реальности и законы познания одинаковы. Благодаря одинаковости или универсальности этих законов познание адекватно отражает объективную реальность. Процесс познания идет независимо от той или иной философской системы. Диалектическая теория познания соответствует естественно-научному познанию, поэтому ее методы и являются научными методами познания. Все кто добивались успехов в науке, на самом деле стихийно применяли диалектику. Эмпиризм - ненаучный метод познания. Позитивизм возник именно в силу полной несостоятельности эмпиризма, но позитивизм ничего не сделал, а просто отождествил науку и философию по принципу: "раз наука чего-то добилась позитивного, то пусть она и будет философией". Но несостоятельной оказалась не вся философия, а только эмпиризм. Все было бы не так плохо, но есть науки, которые невозможно развивать без методологии, в которых трудно стихийно применять диалектику - это общественные науки - экономика, социология. Позитивизм в этих науках расписался в полной несостоятельности.

 

2.11. “Революция” в естествознании на рубеже XIX-XXвв. Общая характеристика квантовой и релятивистской теорий. Принцип дополнительности (корпускулярно-волновой дуализм) и принцип относительности

 

Наиболее глубокие революционные изменения происходили в конце XIX и начале XX века в естествознании, особенно в физике. Они были столь фундаментальны, что породили не только кризис физики, но очень серьезно затронули и ее философские основания. Прежде всего, это открытия, связанные со строением вещества, и открытия взаимосвязи вещества и энергии. Если раньше последними неделимыми части­цами материи считались атомы, то в конце про­шлого века были открыты электроны, входящие в состав атомов. Позднее было установлено строение ядер ато­мов, состоящих из протонов (положительно заряженных частиц) и нейтронов (лишенных заряда частиц). Согласно первой модели атома, построенной англий­ским ученым Эрнестом Резерфордом (1871—1937), атом уподоблялся миниатюрной солнечной системе, в которой вокруг ядра вращаются электроны. Но такая система была, неустойчивой: вращающиеся электроны, теряя свою энергию, в конце концов, должны были упасть на ядро. Опыт показывает, что атомы являются весьма устойчивыми образованиями и для их разрушения требу­ются огромные силы. В связи с этим прежняя модель строения атома была значительно усовершенствована вы­дающимся датским физиком Нильсом Бором (1885—1962), он предположил, что при вращении по орбитам электроны не излучают энергию. Такая энергия излучается или поглощается в виде кванта ( порции энергии), только при переходе электрона с одной орбиты на другую. Например, явле­ние фотоэффекта, когда кванты энергии видимого света вызывают электрический ток. В 1925—1927 г. для объяснения процессов, происхо­дящих в мире мельчайших частиц материи, была создана новая наука - квантовая механи­ка (волновая). Она породила другие квантовые теории: квантовая электродинамика, теория эле­ментарных частиц и другие, которые исследуют законо­мерности движения микромира.

Квантовая механика описывает законы движения микрочастиц. Для классической механики характерно описание частиц путем задания их положения в пространстве (координат) и скоростей и зависимости этих величин от времени. Опыт показал, что такое описание частиц не всегда справедливо, в частности, оно не применимо для описания микрочастиц.

 Квантовая механика делится на нерелятивистскую, справедливую в случае малых скоростей, и релятивистскую, удовлетворяющую требованиям специальной теории относительности.

Нерелятивисткая квантовая механика (как и механика Ньютона для своей области применимости) - это законченная и логически непротиворечивая фундаментальная физическая теория.

Релятивистская квантовая механика не является в такой степени завершенной и свободной от противоречий теорией.

Если в нерелятивистской области можно считать, что взаимодействие передается мгновенно на расстоянии, то в релятивистской области оно распространяется с конечной скоростью, значит, должен существовать агент, передающий взаимодействие - физическое поле. Трудности релятивистской теории - это трудности теории поля, с которыми встречается как релятивистская классическая механика, так и релятивистская квантовая механика.

В 30-е годы XX в. было сделано другое важное открытие, - было доказано (экспериментально), что между ве­ществом и полем не существует непроходимой границы, т.е. что в определенных условиях элементарные частицы веще­ства обнаруживают волновые свойства, а частицы поля — свойства корпускул (дуализм волны и частицы). До этого физики считали, что вещество, состоящее из разнообразных материаль­ных частиц, может обладать лишь корпускулярными свойствами, а энергия поля— волновыми свойствами. Соединение в одном объекте корпускулярных и волно­вых свойств совершенно исключалось. Но под давлени­ем неопровержимых экспериментальных результатов ученые вынуждены были признать, что микрочастицы одновременно обладают как свойствами корпускул, так и волн.

К числу важнейших открытий, подорвавших основы механической картины мира, также относятся, в частности, обнаружение рентгеновских лучей (1895 г.) и радиоактивности урана (1896 г.,А. Беккерель, Л. Кюри, М. Складовская- Кюри). К 1903 г. были достигнуты значительные результаты в исследовании радиоактивности: получило определенное обоснование ее объяснение как спонтанного распада атомов, была доказана превращаемость химических элементов. А.Эйнштейн раскрыл количественную связь между массой тел и энергией связи их атомов. Объяснить указанные (и некоторые другие) открытия в рамках механической картины мира не удавалось; все более явной становилась недостаточность классико-механического понимания физической реальности. Это вызвало определенное замешательство у ряда крупных физиков. Все это привело к коренному пересмотру преж­них устоявшихся представлений о строении материи. Рухнуло основное положение атомистического мате­риализма о неделимости, неизменности и о неуничтожимости атома, что послужило поводом для опро­вержения материализма в свете новейших выводов естествознания. С развитием естествознания происходит смена одного научного представления о мире(материи) другим, более глу­боким и основательным. Однако такая смена конкретных научных представлений не может опроверг­нуть смысл и значение философского понятия (кате­гории) "материя", которая служит для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощу­щениях и существующей независимо от них. Преодоление трудностей, с которыми столкнулась физика, потребовало (как всегда бывает в период революционных изменений в науке) анализа проблем не только физических,но и гносеологических. В итоге напряженных дискуссий в физике сложилось несколько школ, кардинально расходившихся в понимании путей выхода из кризисной ситуации.

Другая фундаментальная теория современной физики — теория относительности, в корне изменившая научные представления о пространстве и времени. Принцип относительности был использо­ван для описания электромагнитных процессов. Специальная теория относительности появилась в связи с преодолением трудностей, возникших в этой теории.

Важный урок, который был получен из специальной теории относительности, состоит в том, что она впервые ясно показала, что всё движения, проис­ходящие в природе, имеют относительный характер, т.е. в природе не существует никакой абсолют­ной системы отсчета, следовательно, и абсолютного дви­жения, которые допускала ньютоновская механика.

Еще большие изменения в учении о про­странстве и времени произошли в связи с созданием об­щей теории относительности, (теория тяготения), принципиально отличной от классической ньютоновской теории. Об­щая теория относительности показала глубокую связь между движением материальных тел и структурой физического пространства — вре­мени. Теоретические выводы из нее были экспе­риментально подтверждены во время наблюдения сол­нечного затмения.

 

 

2.12 Социальная обусловленность естественнонаучного знания в XX в. Его превращение в непосредственную производительную силу научно-технического прогресса

 

В 20 в. форсируется развитие прежде всего физики (атомная энергия, радиолокация, радиоэлектроника, средства связи, автоматика и кибернетика, квантовая электроника — лазеры, электронная оптика и т. д.). Физика как ведущая отрасль всего естествознания играет роль стимулятора и трамплина по отношению к другим отраслям. Например изобретение электронного микроскопа и введение метода меченых атомов вызвало переворот во всей биологии, физиологии, биохимии. Физические методы определили успехи химии, геологии, астрономии, способствовали в значительной степени развитию науки о космосе и овладению космосом. Главной задачей химии становится синтез полимеров, особенно играющих роль стратегического сырья (каучук, искусственное волокно), получение синтетического топлива, лёгких сплавов и заменителей металла для авиации и космонавтики. Энергетической базой промышленности в начале 20 в. становятся всё больше электричество (динамо-машина), химическая энергия (двигатели внутреннего сгорания), а затем (после 2-й мировой войны) и атомная энергия. Стимулирующее воздействие на Естествознание. новых потребностей техники привело к тому, что в середине 90-х гг. 19 в. началась «... новейшая революция в естествознании...» главным образом в физике (открытия электромагнитных волн Г. Герцем, коротковолнового электромагнитного излучения К. Рентгеном, радиоактивности А. Беккерелем, электрона Дж. Томсоном, светового давления П. Н. Лебедевым, введение идеи кванта М. Планком, создание теории относительности А. Эйнштейном, радиоактивного распада Э. Резерфордом и Ф. Содди, изобретение радио А. С. Поповым), а также в химии, биологии (возникновение генетики на базе законов Г. Менделя). В 1913—1921 на основе представлений об атомном ядре, электронах и квантах Н. Бор создаёт модель атома, разработка которой ведётся соответственно периодической системе элементов Д. И. Менделеева. Это — 1-й этап революции в физике и во всём естествознании. Он сопровождается нарушением прежних, метафизических представлений о материи и её строении, свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени, что объективно подтверждало диалектический материализм. 2-й этап революции в Естествознание. начался в середине 20-х гг. 20 в. в связи с созданием квантовой механики и сочетанием её с теорией относительности в общую квантово-релятивистскую концепцию. Происходит дальнейшее бурное развитие естествознания и в связи с этим продолжается коренная ломка старых понятий, главным образом тех, которые связаны со старой классической картиной мира. Началом 3-го этапа в Естествознание. было первое овладение атомной энергией в результате открытия деления ядра (1939) и последующих исследований (1940—45), с которыми связано зарождение электронно-вычислительных машин и кибернетики. Полное развитие он получил в середине 20 в. Его особенностью является то, что наряду с физикой теперь лидирует в естествознании целая группа отраслей: биология (особенно генетика, молекулярная биология), химия (особенно макрохимия, химия полимеров), а также науки, смежные с естествознанием — космонавтика, кибернетика. Если в начале 20 в. физические открытия развивались самостоятельно, то с середины 20 в. революция в естествознании органически слилась с революцией в технике, приведя к современной научно-технической революции. С точки зрения практики решающую роль приобретают фундаментальные науки, без которых не может развиваться современная техника.

С научно-технической революцией связан значительный рост промышленного производства и совершенствования системы управления им. В промышленности применяются все новые и новые технические достижения, усиливается взаимодействие между промышленностью и наукой, развивается процесс интенсификации производства, сокращаются сроки разработки и внедрения новых технических предложений. Растет потребность в высококвалифицированных кадрах во всех отраслях науки, техники и производства. Научно-техническая революция оказывает большое влияние на все стороны жизни общества.

      В современной философии существуют два взгляда на науку в ее связи с жизнью человека: наука - продукт, созданный человеком (К.Ясперс) и наука как продукт бытия, открываемый через человека (М.Хайдеггер). Последний взгляд еще ближе подводит к платоновско-августиновским представлениям, но первый не отрицает фундаментального значения науки. Наука, по Попперу, не только приносит непосредственную пользу общественному производству и благосостоянию людей, но также учит думать, развивает ум, экономит умственную энергию.

В современном мире наука приобретает все большее значение и развивается все более быстрыми темпами. Особенно усиливается роль фундаментальной, теоретической науки, и этот процесс характерен для всех областей знания.

По-прежнему важнейшим направлением является теоретическая физика. Гипотезы, привлекающие внимание физиков, математиков, астрономов, — это идеи о множественности миров, теневом мире, о всеобщей симметрии. Усилия многих ученых направлены на создание теории общего поля. В астрономии разработана теория «большого взрыва».

Быстрое развитие микроэлектроники позволило создать крошечный электромотор с поперечником тоньше волоса, работающий на электростатических силах. Авторы этого мотора, американские ученые, надеются, что он найдет широкое применение в авиации, телевидении, медицине.

В фундаментальной и практической медицине все более активно внедряются научно-технические достижения. Ученые научились пересаживать все внутренние органы человека, за исключением мозга. По анализу крови научились делать заключения о наследственных болезнях. Для диагностики и лечения все шире используется ультразвук. Свое применение в медицине нашел и электрический ток — его используют для заживления ран и сращивания костей.

Важнейшей проблемой современной науки является проблема «искусственного» интеллекта. В этой области особенно успешно работают японские ученые. Так, в Японии началось производство первого в мире нейрокомпьютера, имитирующего работу человеческого мозга. В Японии также созданы роботы, способные идентифицировать однотипные промышленные изделия по запаху, различая десятки его оттенков. Компьютеры все более широко проникают в повседневную жизнь человека. Компьютер выполняет функции информационного и обучающего центра, домашней записной книжки, управляет домашними приборами, контролирует охрану сигнализации, является средством связи, позволяющим выходить на любые базы данных во всех уголках мира, обеспечивает электронную и другие виды связи.

Постоянное совершенствование домашней электроники — важное направление научно-технического прогресса. Созданы комнатные телевизионные антенны из алюминированной полимерной пленки, которую можно повесить на стену, как картину, и которая практически не занимает места.

Важнейшим направлением также является создание новых материалов — более прочных, легких, удобных. Новые материалы используются, в частности, в автомобилестроении — это сверхлегкие сплавы и специальная керамика, улучшающие все параметры автомобиля. В автомобилестроении также активно ведется поиск новых технологий, например, лазерная поверхностная закалка для некоторых функциональных деталей. В текстильной промышленности внимания заслуживает созданная американскими исследователями ткань, которая согревает человека в мороз и охлаждает в жару, и, хотя пока этот эффект не является продолжительным, многие полагают, что у этого материала большое будущее.

Чрезвычайно перспективным направлением современной науки также является био-иммуно-технология -— ее успешное развитие необходимо для решения практических вопросов продовольствия на Земле и обеспечения пищей космонавтов в длительных космических полетах, которые все более становятся реальностью.

Научно-технический прогресс, тесно связанный с экономическим развитием общества остро ставит перед обществом и экономической системой вопрос о необходимости решения проблем, связанных с экологией (проблема производства энергии и ее сбережения, сырьевой кризис, загрязнение окружающей среды, урбанизация, глобальное потепление и т д.)

 

3.1 Логико-методологические особенности социально-гуманитарного знания. Общество, личность, история как определяющие объекты его содержания.

           Социально-гуманитарное познание – это познание общества, его социальных процессов, явлений и закономерностей.

Говоря о понятии «социально-гуманитарного знания», следует иметь в виду 2 основных его аспекта: 1) Любое знание социально, поскольку оно возникает и функционирует в обществе. 2) Любое знание гуманитарно, т.е. связано с человеком.

Необычайная сложность объекта познания – не просто определенной совокупности людей, но, прежде всего, результатов их общения и совместной деятельности, материальных и духовных ценности, созданных и разработанных ими – определяет специфические особенности социально-гуманитарного знания:

1) Предмет социально-гуманитарного познания – это сфера человеческой деятельности во всем многообразии форм ее проявления в отличие от естествознания – предметом познания которого является познание природы и философии – предметом познания которой является сам процесс познания. Еще Гегель справедливо отмечал, что есть два объекта познания – природа и деятельность людей.

2) В предмет социального познания постоянно включен человек. Человека просто невозможно вычленить из предмета социально-гуманитарного познания и сделать независимым, поэтому при анализе общества следует иметь в виду, что оно представляет собой одновременно и объект, и субъект исследования.

3) Социально-гуманитарное познание ориентировано прежде всего на процессы, т.е. на рассмотрение явлений как процессов в их возникновении, развитии и преобразовании. Главный интерес тут – динамика, а не статика социальных явлений. В этой связи возможны 2 основных варианта взаимоотношения социально-гуманитарного познания со своим предметом: а) Сам предмет познания существенно не меняется, а теория развивается достаточно быстро. Эта ситуация характерна для естественных наук; б) Скорость развития предмета познания сопоставима со скоростью развития теории. Это типичная особенность, свойственная социально-гуманитарным наукам. Вот почему здесь особую значимость приобретает принцип историзма, обусловленный тем, что общество почти лишено стационарных состояний.

4) Важное значение в социальном познании имеет процедура понимания. Она тесно связана с процессом познания человеком окружающего мира, однако не сводится целиком и полностью только к познавательной деятельности. Понимание – это постижение смысла того или иного явления и его места в мире.

5) Определяющую роль в социально-гуманитарном познании играет диалог, т.е. разговор между двумя или более лицами, форма устного общения между ними, которая может быть закреплена в письменной форме. В диалоге находят свое выражение два естественных человеческих стремления: стремление сказать и быть услышанным и стремление понять и быть понятым. Таким образом, диалог тесно связан с пониманием, именно в диалоге осуществляется взаимопознание и взаимопонимание субъектов, каждый из которых в этом процессе раскрывает свои смысловые глубины. Неудивительно, что в последние годы искусство говорить, спорить, вести полемику в устной форме снова выдвигается на передний план.

6) Своеобразное сочетание эмпирического и теоретического компонентов в социальном познании. Главенствующую роль здесь выполняет теоретическое познание, возможности же эмпирических методов хотя и ограничены, но позволяют выполнять социально-гуманитарному познанию свою профессиональную задачу – изучать проявления собственно человеческого в человеке, т.к. реализуются через опросы, анкеты, тестирование, нацеленные на выявление ценностных, смысловых связей человека с окружающим миром.

7) Отсутствие общепризнанных парадигм, поэтому множество конкурирующих между собой схем социальной реальности и возможность свободного выбора любой из них – это норма, а не какая-то аномалия.

 













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: