Социологические идеи в трудах В. Соловьева, Н. Бердяева

 

- 20-е годы XX века - третий этап в развитии российской социологии, насильственно прерванный Внутри страны в 1922 г. Это период, когда социология четко определяет свой предмет и самое себя как общую теорию социального, из чего вытекает снятие антиномии объективизма и субъективизма.

Ведущей в социологии становится неопозитивистская ориентация (П. А. Сорокин). Одновременно оформляется своеобразная христианская социология в русле религиозной философии (Н. А. Бердяев), во многом близкая к отмеченной трактовке предмета социологии, но не приемлющая неопозитивизм и бихевиоризм.

Отечественные исследователи в области социологии права пристальное внимание уделяли роли государственной власти. При этом такие ученые, как: Соловьев В.С., Бердяев Н.А. подчеркивали как внутренние, так и внешние функции государства, вскрывая их правовой и нравственный аспекты.

Отечественный ученый Соловьев В.С. также исследовал положения о важной созидательной роли государства в развития общества, его движению к прогрессу, а также - интернационализации народов планеты.

Характерно при этом, что идеи российских ученых прошлого обращали внимание на социальную значимость всех ветвей государственной власти, связывая ее с благом общества.

Таким образом, представители отечественной социологии права значительное внимание в своих трудах уделяли следующим важным аспектам: связи правовых отношений с нормами и принципами российского права, соотношению правового и нравственного сознания в жизни страны на рубеже ХIХ-ХХ веков, вскрытию социальной роли различных ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной) в процессе сложного и противоречивого развития страны. Необходимо заметить, что видные российские правоведы, философы и социологи того периода внесли значительный вклад в гуманитарную европейскую мысль в области социологии права, способствовали ее последующему приращению знаний

Особое место в российской мысли занимали течения русского идеализма начала ХХ века (В.Соловьев, Н.Бердяев и др.). Характерно, что в дореволюционной России социологические воззрения развивались в большей части на базе уже сложившихся к тому времени общественных и гуманитарных наук. Это породило множество направлений, имеющих социологическую ориентацию: демографическую социологию, юридическую социологию, психологическую социологию, социологию управления и др.

Одними из российских представителей этого периода можно назвать Николая Бердяева - русского религиозного философа и социолога, представителя персонализма, скорее - истории философии и П.А. Сорокина крупнейший социолог ХХ века. Его идеи оказали огромное влияние на всю современную социологическую науку. Главный труд П. Сорокина - «Система социологии». Социология, по Сорокину, представлена двумя частями: теоретической и практической.

Основными социологическими работами П.Сорокина являются «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913 г.), «Система социологии» (1920 г.), «Социальная мобильность» (1927 г.), «Современные социологические теории» (1928 г.), «Социальная и культурная динамика» (1937-1941 гг.), «Общество, культура и личность» (1947 г.), «Взаимная конвергенция Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» (1960 г.) и др.

Центральным понятием творчества Сорокина становится «ценность». Конечно же, многие мыслители и до него размышляли о природе ценностей, но, пожалуй, никому до него не удалось показать систематизирующую и методологическую значимость ценностной теории в социологии.

Согласно П.Сорокину социология включает в себя следующие разделы:

общее учение об обществе (социальная аналитика (социальная анатомия и социальная морфология);

социальная механика (ее объект - социальные процессы);

социальная генетика (теория эволюции общественной жизни);

социальная политика (основная цель - улучшение общественной жизни и человека).

Он формулирует исходный тезис о том, что социальное поведение основано на психофизических механизмах; субъективные же аспекты поведения суть «переменные» величины. В результате «коллективному рефлексу» Сорокин придает значение интегрального фактора всей общественной жизни. Не трудно пронаблюдать эту установку автора в его «Социологии революции» (1925), где причины всех великих революций или иных схожих потрясений он видит в подавлении базовых инстинктов людей (пищеварительного, сексуального, самосохранения, самовыражения).

Обоснованный в «системе» концептуальный подход получает свое дальнейшее развитие в «Социальной мобильности». Согласно Сорокину, социальная мобильность есть естественное состояние общества и включает в себя не только социальные перемещения индивидов или групп, но и социальных объектов (ценности), то есть всего того, что или видоизменено человеком. При этом Сорокин четко различал социальную мобильность в так называемые «нормальные» периоды относительной общественной стабильности и в периоды социальной дезорганизации (войны, революционные периоды, голод и т.д.).

В 1960 г. П. Сорокин публикует свое культурно-конвергенциональное кредо-эссе «Взаимная конвергенция Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» (1960), написанное в атмосфере довольно напряженных советско-американских отношений.

П.Сорокин и Н. Бердяев оказали огромное воздействие на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами. Американцы относят П.Сорокина к числу основателей американской социологии, у себя на родине в России имя ученого обрело заслуженный статус только в недавнее время.

Таким образом, российская социологическая мысль до начала 20-х годов XX века по своим методологическим установкам и теоретическим достижениям не уступала зарубежной.

 



Заключение

 

Социологическая мысль в России второй половины прошлого - начала нынешнего столетия была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений.

Весьма содержательные и принципиальные объяснения развития общества, движущих сил исторического процесса содержатся в трудах русских мыслителей XIX - ХХ веков, в том числе П. Чаадаева, А Герцена, В Белинского, Н. Чернышевского, Н. Данилевского, П. Лаврова, Н. Михайловского, П. Струве, М.Туган-Барановского, М. Ковалевского, П. Сорокина.

Каждый из названных мыслителей внес существенный вклад в научное объяснение исторического процесса. Их концепции общественного развития, содержащие глубокие и оригинальные ответы на поставленные жизнью вопросы, сохраняют свое значение для решения современных социальных проблем.

На протяжении XIX века происходило постепенно размежевание между гуманитарно-филологическим комплексом наук о духовной жизни общества и социальными науками, основанными на теоритическом осмыслении его закономерностей, структур и процессов. Важнейшим достижением этого сдвига в научном познании стало формирование социологии как науки, изучающей общество как объективную взаимосвязанную целостную систему отношений, процессов и институтов. Наряду с ростом описательных и гуманитарных исследований происходило постепенное совершенствование социологического познания социальных и культурных явлений.

Социология с самого начала обнаружила тенденцию к изучению реального общества, данные о котором могут быть почерпнуты не из умозрительных общих концепций и не из художественного творчества мастеров культуры, а на основе эмпирических методов. Конечно, и эти источники не могут быть почерпнуты не из умозрительных общих концепций и не из художественного творчества мастеров культуры, а на основе эмпирических методов. Конечно, и эти источники не могут отвергаться, так как и они выражают некоторые существенные стороны жизни общества, но отнюдь их не исчерпывая и не перекрывая значения обыденных ориентаций различных слоев и групп населения.

На этом пути социологии приходилось бороться за самоопределение. Крупным мыслителям-социологам второй половины XIX - начала ХХ века пришлось провести основательную работу по признанию первичности и специфичности социальной реальности, состоящей из отношений, в которые вступают люди в самых разных вариантах своей деятельности. Уже в период становления социологии важным предметом анализа стали те нормативно-ценностные представления и смыслы, через которые человек входит в окружающую его социальную среду.

 



Список литературы

 

1. Буланова, М.Б. П.А. Сорокин - учёный, политик, просветитель / М.Б. Буланова // Свободная мысль. - 2008. - № 9. - С. 169-176.

.   Зиглина, Т.С. Кризис современного западного общества в контексте теории социокультурной динамики П.А. Сорокина / Т.С. Зиглина // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2006. - № 1. - С. 107-117.

.   История социологии: учеб. пособие для студ. гуманит. фак-тов вузов / Под общ. ред. А.Н. Елсуковой, Г.Н. Соколовой, А.А. Грицановой и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Высшая школа, 1997. - 381 с.

.   Кравченко, С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учеб. пособие для вузов / С.А. Кравченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2004. - 623 с.

.   Покатов, Д.В. Проблема политической элиты в российской позитивистской социологии: (конец XIX - первая четверть XX века) / Д.В. Покатов // Власть. - 2007. - № 8. - С. 85-91.

.   Социология в России: учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. В.А. Ядова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ин-т социологии РАН, 1998. - 696 с.





Подборка статей по вашей теме: