Духовное наследие второго баптистского союза. Эдуард Бухольц и другие

Иоганн-Эдуард Альбертович Бухольц родился 14 мая 1900 года Варшаве.68 Он обратился к Иисусу Христу в раннем возрасте, когда ему было 17 лет. Начало духовного служения Иоганна-Эдуарда Бухольца восходит к 1918 году, когда он начал проповедовать Евангелие спасения грешным людям.69 Тогда он принадлежал к христианской деноминации, которая называлась «Синий крест». Однако дальнейшие духовные поиски привели его в церковь баптистов, где он и был крещен по вере в 1924 году. Всю свою долгую жизнь, которую дал ему Господь (он прожил 84 года и умер 24 февраля 1984 г. в Елгаве), он посвятил служению на ниве Божьей. Активный работник второго баптистского союза, он до войны много трудился в Даугавпилсе, на миссионерском поле в Латгалии, в Елгаве и Добеле.

Находясь на церковном служении, он вынужден был также довольно часто зарабатывать себе на хлеб своими руками.

Во время немецкой оккупации он работал на кирпичном заводе в Елгаве мастером. Однажды ему удалось спасти жизнь одному латышскому коммунисту, выдав его за своего рабочего во время облавы. Рассказывая про эту «святую ложь» в своих воспоминаниях, Бухольц писал: «Меня спросили, является ли он моим рабочим, и я смело ответил, что он мой рабочий, зная, что от моего ответа зависит его жизнь - этим я спас его от расстрела».70 В этом был его характер и его образ жизни - спасать взятых на смерть.

Сразу после окончания Второй мировой войны, Бухольц начал ходатайствовать о том, чтобы церкви вернули молитвенный дом. Новая власть в лице председателя горисполкома встретила его грубо, обозвав всех верующих фашистами. В конце концов, согласились зарегистрировать, однако нужно было найти 20 человек, которые согласились бы стать учредителями, дав для этого свои имена. Это было непросто сделать в те времена. Бухольц собрал 20 человек, которые принадлежали к разным конфессиям. Это были баптисты, методисты, верующие из бывшей Армии Спасения и др. Община была зарегистрирована. И в этом также проявился широкий и мудрый характер Бухольца. Формально являясь пастором общины баптистов, которая входила в состав ВСЕХБ, он всегда совершал межконфессиональное служение в силе и благодати Святого Духа.

Неоднократно его теологическое мировоззрение инспектировали работники ВСЕХБ, в том числе старший пресвитер ВСЕХБ по Прибалтике Н. В. Левинданто и представитель ВСЕХБ из Москвы СТ. Голев, а также пасторы поместных общин во всему СССР, куда бы ни приезжал Бухольц, но каждый раз его «родословная», его принадлежность к баптистской церкви и мудрые ответы, основанные на Библии, помогали ему защищать его явно пятидесятническое богословие и практику его духовной деятельности. Однажды в Ленинфаде после его проповеди в церкви ВСЕХБ на Поклонной горе у него стали допытываться, не пятидесятник ли он. «Я был, есть и остаюсь баптистом, - скромно ответил он, - но сердце каждого баптиста должно гореть, как сердце пятидесятника».71 Были случаи, когда старшие пресвитеры ВСЕХБ обращались к властям за «помощью», чтобы власти запретили Бухолыгу разъезжать по стране, но многие сотни приглашений по-прежнему приходили к нему с разных мест. Его действительно любили и ждали в церквах.

Однажды в Одессе он попал на большое собрание в общине ВСЕХБ, где присутствовало около 1.000 человек. Бухольцу разрешили говорить 15 минут. Сначала он говорил о своем спасении и исцелениях. Когда же он хотел рассказать, как Господь крестил его Святым Духом, его прервали и остановили. Пастор этой общины после богослужения с насмешкой сказал, что он является пророком и уже знает, что Бухольц - ученик Воронаева. Бухольц вынужден был сказать: «Воронаева я и в глаза не видел и ничего о нем даже не слышал».72

Он имел смелость во имя Христа изгонять бесов - и многие люди получали освобождение. У него был дар исцеления - и масса людей была исцелена от болезней во время его поездок по всему бывшему СССР, а когда ему категорически запретили ездить по стране - люди со всех концов Советского Союза приезжали к нему домой в Елгаву. Согласно Слову Божьему, он совершал помазание маслом, возлагал на больных руки - и они исцелялись. Он также повсеместно молился о том, чтобы верующие были крещены Духом Святым.

В воспоминаниях Бухольца часто вспоминается Вильнюс, где он очень любил бывать. В частности, Бухольц пишет.

Меня пригласили в Вильнюс, в Вильнюсской общине было 250 человек, а помещение - только 27 квадратных метров. Прихожане этой церкви собрали деньги, чтобы купить дом, но денег не хватало. Общины Латвии решили помочь. Брат Эгле дал Гунару Лакздинъшу собранные деньги, чтобы отвезти в Литву, а он пригласил и меня поехать с ним. Там мы держали собрание.

После собрания старейшины меня пригласили, чтобы с помазанием елеем я молился за многих больных. Присутствовал и брат Пантелей Дубинин, который в течение своей жизни за евангельскую весть был осужден уже в общей сложности на 160 лет. Судили его много раз, а он всегда был досрочно освобожден. Когда кончилось собрание, я просил остаться больных. Осталось примерно 40 человек.

В следующий раз я был в Вильнюсе на майские праздники. Когда я после собрания молился за больных, их было очень много, то некоторые не могли дождаться своей очереди. Одна женщина, проходя и мимо меня, коснулась моей руки и по вере своей тоже получила исцеление, о чем на второй день на собрании она свидетельствовала. Один брат по имени Энно из Тарту, ходил на костылях и уже 6 лет не мог без них передвигаться. Он жил в Вильнюсе и учил молодежь играть на фисгармонии, на гитаре и других инструментах.

После богослужения в Вильнюсе я молился за него, и он был исцелен. Брат Энне стал ходить. Его костыли еще несколько лет стояли в углу той церкви.73

Рассказывая про другой свой приезд в Вильнюс, Бухольц писал:

В тот день я проповедовал Слово Божие и старейшины церкви просили после собрания благословить молодежь молитвой с возложением рук. Я остался, и примерно 10 душ из молодежи получили крещение Духом Святым и славили Бога иными языками.74

В жизни брата Бухольца довольно часто было необыкновенное водительство Духа Святого через откровение свыше. Вот только одно из многих подобных происшествий, о которых он рассказывал.

В последнюю ночь перед отъездом я видел ясный сон: я нахожусь в Раквере (Эстония) у проповедника. Я этого проповедника Ардера Арпада в жизни никогда не видел, а во сне я видел даже его церковь, которая была построена в особом стиле. Во сне я видел, что я там проповедовал и молился за больных и как будто брат Арпад мне рассказывает о духовном состоянии каждого человека. Потом я помазывал их елеем и Господь исцелял людей.

Из Илайти мы с братом Симаном поехали в Аизпуте и держали там молитвенные собрания. Прожил я в Аизпуте две недели и Господь действительно дал мне возможность поехать в Эстонию к проповеднику Арпаду Ардеру.

Хотя я его видел только во сне, я узнал его на расстоянии 150 метров. После встречи и сердечной молитвы он мне рассказал о своей работе. Мы имели там собрания с большими благословениями.75

Проповедуя в силе Духа Божьего при сопровождении чудес и знамений Святого Духа, Бухольц всегда подчеркивал, что в центре его проповеди и служения не исцеления и чудеса сами по себе, не дары сами по себе, но Иисус Христос - распятый, воскресший и вновь грядущий, который является высшей ценностью для каждого христианина. Бухольц писал следующее:

Это и есть высшее учение - получить крещение Духом Святым. И в Духе познать Иисуса Христа, как он велик. Он превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем.

Апостол Павел говорит в 1 Кор. 3:11, что наше вероисповедание должно основываться на Иисусе Христе. Блажен тот человек, который свой духовный дом основывает на золоте, серебре и камне. А ведь строят также на дереве, сене и соломе. Устоят первые, а другие дома сгорят.

Меня очень удивляет, что многие проповедники делают различие между конфессиями. Они не доверяют Священному Писанию. Мое желание было бы, чтобы каждый человек читал Евангелие от Иоанна. Здесь Иисус Христос ясно говорит, что он пришел нас убедить, чтобы мы были едины, как он един с Отцом. Там не может быть никакого разделения по той причине, что один или другой лучше понимает.76

Близким другом, единомышленником и сотрудником Эдуарда Бухольца был еще один пастор баптисткой церкви, воспитанный в свое время в недрах духовной атмосферы второго баптистского союза - Гунар Лакздиньш. Образованный человек, кандидат технических наук, он предпочел всему мирскому успеху пасторское служение в Яунелгаве, затем переехал в Огре.

Многие верующие помнили, что еще во времена гонений на церковь в СССР, за много лет до перестройки, он пророчествовал о грядущей свободе для христиан. Тесно сотрудничали с этими братьями также благословенные евангелисты, воспитанные в довоенном пятидесятническом движении в Латвии - Арвид Куминьш и Хельмут Меднис, отсидевшие сроки в советских лагерях в Сибири.

Арвид Петрович Куминьш во время заключения в тюрьме обещал славянским братьям, что он будет ездить по всей России и проповедовать Слово Божие. Свое обещание он исполнил. Господь обильно благословлял его вдохновенные проповеди. Пастор Эммануил Прокопенко рассказывал, что он, будучи мальчиком, видел Арвида Куминьша в Белоруссии, в Барановичах. Он призвал придти всех больных в церковь и начал проповедовать об исцелении. Когда он закончил свою проповедь -специальная молитва даже не понадобилась - все были исцелены во время его проповеди.77

Янис Озолинкевич был свидетелем, как престарелый Куминьш, которому было около 90 лет, пришел в церковь последний раз. На этом богослужении он возложил руки на одну сестру, помазал ее елеем во имя Господа - и она была полностью исцелена в тот же час. 78

Эта группа братьев также всегда находила поддержку и добрый прием у престарелого пастора Густава Карловича Гросберга, проживающего в Риге.

Близкие и добрые контакты поддерживали они также со своими единомышленниками в Литве и Эстонии. В частности, полное вероученческое согласие находили они с А. А. Ардером, пастором евангельской церкви в Раквере.79 Арпад Ардер был одним из самых известных и благословенных служителей эстонского братства, который с большой любовью рассказывал мне об их совместном труде на ниве Божией и о многочисленных поездках по необъятных просторах сопредельной Российской Федерации. В те непростые годы они, пользуясь своим легальным статусом пасторов зарегистрированных церквей ВСЕХБ на возможном уровне, активно поддерживали учение о Святой Пятидесятнице и действии даров Святого Духа, близко дружили со многими братьями-славянами в России, Украине, Белоруссии, республиках Средней Азии.

И для меня лично бодрые, энергичные письма Арпада Ардера, его слова ободрения и вдохновения, были всегда большой радостью и поддержкой. Потом его письма с характерным росчерком «Арпад и Вероника» перестали приходить…

До встречи в вечности, Арпад и Вероника!

Но прежде, чем покинуть землю, Арпад Ардер получил великий дар от Бога - он дожил и увидел, как пришла свобода для Евангелия в его страну, и как дождалась дождя от Бога соседняя Россия, которую он трогательно любил и за которую молился всю свою жизнь. И когда в его светлом, уютном домике я рассказал ему про свой замысел назвать свою книгу об истории пятидесятнического движения в СССР «Просила Россия дождя у Господа», он тихо и одобрительно улыбнулся. Для него, баптиста из Эстонии и для меня, пятидесятника с Украины, было понятно, о чем идет речь.

Кроме своего собственного языка, каждый из них великолепно владел русским языком, который и сегодня воистину является миссионерским языком, при помощи которого возможно достичь любую народность на территории бывшего Советского Союза. Эдуард Бухольц обычно всегда проповедовал в своей церкви по-латышски, но если приходил хотя бы один русскоязычный слушатель, он тут же переходил на русский язык, чтобы каждая душа могла назидаться, слушая Слово Господне.

Подводя итог своей жизни, незадолго до своего отшествия от земли писал брат Бухольц:

Господь дал мне дожить до глубокой старости, и я уповаю на Него, в надежде, что мне готовится венец. И радуюсь за все, что совершилось в моей жизни в молитвах и постах при благословении Господнем.80

Велико было духовное наследие той харизмы, которая пришла в Прибалтику от Господа в начале двадцатого века. Здравые и благие семена учения о силе Пятидесятницы стали богатым урожаем замечательного и сильного духовного влияния на жизнь церквей.

Пятидесятническая церковь в Риге. Янис Борман Пятидесятническое движение в Риге тесно и неразрывно связано со служением пастора Лниса (Иогана) Бормана. Он родился в 1895 года и дожил до глубокой старости. Ему было 85 лет, когда Господь призвал его в небесные обители.

Рассказывая на страницах журнала «Примиритель» об истоках пятидесятнического движения в Латвии, он писал:

Желание получить полное освящение, получить силу свыше выявлялось в наших верующих еще до мировой войны. Но отдельные попытки отдельных лиц вызвать духовное пробуждение не имели большого успеха, а во время войны ревность эта вовсе заглохла.

С окончанием войны члены общин, рассеянные до того по всей России, начали возвращаться на родину, но они были уже не те, не было в них прежней теплоты, которая согревала их в довоенное время, ибо были они разорены материально и разбиты духовно. Те же, кто оставались на местах, также потеряли свои духовные богатства и еле-еле влачили тяжкую духовную и физическую жизнь…

Но вот в 1918 году неожиданно, как молния вспыхнул свет свыше. Где-то в темном углу Латвии: в Лидере, Сайкове, Гятарше - в маленьких общинах, где не было учёных проповедников, Господь излил от Духа Своего Святого. Крещение Святым Духом сопровождалось знамением иных языков…

В 1919 г. движение это у оке перекидывается в города Ригу, Любаву, Вольмар и затем распространяется по всей Латвии. Получившие крещение Духом Святым, начали проповедовать, но подверглись гонениям. У них отбирают их документы, запрещают проповедовать Евангелие, а некоторых выселяют из Латвии - и многие выезжают в Бразилию81

(Можно добавить, что сам Янис Борман пережил встречу с личной Пятидесятницей также в 1919 году). 82 Далее в этой статье говорилось о том, что в 1927-1929 гг. после очень трудного военного периода, гонений и репрессий, произошло стремительное возрастание и расширение этой работы Божьей, а также сообщалось, что к началу 1930 года «уже имелось около 15 общин, в которых проповедовалось учение о крещении Духом Святым и в которых само крещение сопровождалось знамением иных языков».83

В мае 1930 г. Ц. В. Свансон, бывший тогда президентом Восточно-Европейской миссии и Г. Г. Шмидт посетили Латвию.84 Делясь своими впечатлениями об этой поездке, Свансон писал в своей статье «Благовест Евангелия в странах Восточной Европы», которая была опубликована в журнале «Примиритель», следующие строки про Яниса Бормана:

В его общине 380 человек и Господь чудно проявляет Себя в их среде…. В Риге брат Борман имеет еще два молитвенных дома, в которых преподается полное Евангелие. Много душ собирается в этих местах, прославляя вместе Господа… Там говорят языками с истолкованием, поют языками и громко восхваляют Господа, больные исцеляются возложением рук…85

В том же 1930 году состоялось также водное крещение в Виндове.86

Активным помощником Бормана был Хельмут Меднис. В этой церкви начинались первые шаги служения Яниса Эзериньша, выпускника Рижской народной консерватории, который известен как талантливый дирижер хора и композитор, написавший более шестидесяти вокальных произведений. (После 1936 года он много лет был бессменным регентом Матвеевской церкви и старшим регентом всего Латышского братства).87

Как рассказывала мне жена покойного Г. К. Гросберга Янина, Янис Борман после войны был в заключении в страшных сталинских лагерях в Сибири, где только чудо Господнее сохранило ему жизнь. Известны также воспоминания евангелистки Эмилии Герцман, которая писала в 1930 году про свое посещение Латвии следующее:

10-го июня я отправилась из Митавы по направлению к Курляндскому взморью. По дороге мы имели несколько благословенных собраний, после которых некоторые из присутствующих подняли руки в знак того, что хотят слузкить Господу. Сердца других были сокрушены и подготовлены к принятию Христа, и они просили меня вновь навестить их.

В окрестностях Ваньпена я была приглашена на духовное собрание, которое происходило в доме, оставшемся недостроенным по недостатку средств у хозяев. Хозяева брат и сестра предложили освящаться и молиться три дня о крещении Святым Духом. Верующие съезжались на это собрание со всех сторон. С большим трудом привели недостроенное помещение в порядок и украсили его березовыми ветвями.

Собрание открылось как раз накануне Ивана Купалы. В то время как другие по языческой традиции прыгали через огонь, мы ревновали о святом огне свыше, борясь против нечистых духов в воздухе. Господь внял нашим молениям и послал огонь свыше, крестив людей Святым Духом, согласно Деян. 2:4.

За это время состоялось два призывных собрания, которыми руководила я, и на них присутствующие свидетельствовали о своем обращении. На этих собраниях также некоторые изъявили решимость слузкить Христу и следовать за Ним.

Также мы молились об исцелении и некоторые объявили, что чувствуют себя здоровыми. У одной сестры, получившей исцеление, дьявол поколебал ее веру, и боли, исчезнувшие после молитвы, вернулись назад в еще большей степени. Я стала просить, чтобы Господь увеличил ее веру и Господь внял молениям моим: поколебавшаяся утвердилась в вере в такой степени, что могла сама повелеть сатане отступиться от нее. Так чудесно стал Господь на сторону Своей немощной рабы. Аллилуйя!

Когда все поднялись с колен, то сестра, получившая исцеление, продолжала оставаться на коленях, прославляя Христа за чудесное исцеление. После она свидетельствовала, что ей не хотелось двигаться и подниматься, ибо чувствовала себя погруженной в чудный свет, охватывающий ее со всех сторон. Потом она стала петь в силе Святого Духа чудную песню, рассказывая о том, высшем мире, где не будет ни слез, ни бед, ни болезней, ни разлуки и не будет разделения верующих.

Все присутствующие были так захвачены этой песней Духа, что не заметили, как наступила темнота, и не хотели расходиться.

Затем Господь пророческим Духом сказал через меня, чтобы невеста Его, община Божья не нарушала свой обет и не входила в любовные общения с миром, но чтобы любила только Господа, который скоро вернется и возьмет с собой свою невесту.

Слава Христу за Его любовь к нам!88

Сотрудники Восточно-Европейской миссии из Данцига поддерживали тесные отношения с пятидесятническим движением в Латвии.

Густав Шмидт, после успешного и благословенного проведения Библейских курсов в Эстонии, где он имел тесный контакт в Вольдемаром Эльвингсоном и Нильсом Ангелином, в ноябре 1933 года направился в Латвию, о чем остались его краткие дневниковые записи на страницах журнала «Примиритель», где он писал:

Из Ревеля (сейчас Таллинн - В. Ф.) я направился в Латвию, в гор. Режицу, где служил словом на трехдневной Библейской конференции, пожиная Божье благословение. 20 ноября я встретился в Риге с братом Дональдом Гее и мы вместе приехали в Либаву (сейчас Лиепая - В. Ф.), где on оба служили словом на собрании тамошней общины.89

Примерно в это время произошло еще одно немаловажное событие, в котором принимали участие Шмидт и Борман - выезд детей Воронаевых из Советской России.

После ареста Ивана Ефимовича Воронаева в 1930 году, троих сыновей Воронаевых, которые родились в Америке и, согласно закону, были американскими гражданами, удалось вырвать из Советского Союза - они уехали в Америку в 1932 году. Однако репрессии ужесточались, в 1933 году была арестована и брошена в тюрьму Екатерина Воронаева. Кроме старшего сына Павла, который родился в 1911 году в Китае, в Одессе оставалось двое маленьких детей - Надежда, которой было 10 лет и 6-летний Тимофей.

Как рассказывал мне Петр Иванович Воронаев, которого я с большим трудом разыскал в США в маленьком городке Тимберлейк, в штате Огайо, невероятным чудом Павлу удалось достать заграничный паспорт для поездки в Латвию с ограниченным сроком действия - он был годен только на две недели. Но этого оказалось достаточно. Он сумел вывезти за рубеж и малолетних детей. В Риге они обратились в американское посольство, где им немедленно предоставили необходимые визы. Из Риги пастор Иоганн Борман отправил их на пароходе в Данциг, где их уже ожидал Густав Шмидт.

Из Данцига Густав Шмидт отправил Павла Воронаева на учебу в Библейский колледж в Англию, вероятно к Дональду Джи (Гее), а младших детей посадил на пароход «Маджестик», который благополучно доставил их в США, где они впоследствии получили образование и устроились в жизни.90

Это история эвакуации стала еще одним красноречивым свидетельством тесной связи и сотрудничества между всеми церквами и работниками всемирного пятидесятнического движения.

Закончилась Вторая мировая война. В августе 1945 года в Москве состоялось совещание Всесоюзного совета евангельских христиан и баптистов, на котором в союз ВСЕХБ были «добровольно» приняты церкви Эстонии, Латвии и Литвы, а также подписано так называемое Августовское соглашение о вхождении пятидесятников в этот союз. Старшим пресвитером ВСЕХБ по Прибалтике был назначен Н. А. Левинданто, а национальным церквам было позволено иметь «своих» старших служителей: старшим пресвитером ВСЕХБ по Эстонии стал И. Я. Липсток, по Латвии - A. M. Корпс, по Литве - И. М. Инкенас. В августе 1947 года все вышеназванные служители опубликовали совместное заявление, в котором говорилось следующее:

Три года прошло с тех пор, как народы Советской Прибалтики освободились от немецкой оккупации. Всем было известно изречение Гитлера: «Мы вначале расправимся с Израилем по плоти (евреями), а после рассчитаемся с Израилем по духу (христианами). К тому времени уже было известно о двух тысячах пасторов, находящихся в заюночении в Германии.

Безжалостной рукой немецких оккупантов много наших братьев и сестер было брошено в огонь ужасной войны и обречено на скорбные скитания на чужбине. Под страхом, глотая слезы, они вынуждены были оставить родину. Многие из наших церквей были заняты немцами под казармы и военные склады, многие были совсем разрушены или сильно повреждены, например, в Латвии из 70 церквей - 24, в Эстонии из 76 - 17. Взрывом сильно повреждена самая большая наша церковь в Риге «Храм спасения». Полностью разрушена баптистская церковь в Елгаве, где особыми командами поджигателей из немцев было уничтожено 80 процентов всех городских зданий. В гор. Прекуле (Латвия) от баптистской церкви остались одни развалины и посреди них - часть полуразрушенной стены с сохранившейся на ней с внутренней стороны надписью - «Мы проповедуем Христа распятого», что долгое время вызывало слезы у братьев и сестер, проходивших мимо. Полностью разрушены 3 церкви в гор. Таллинне, 2-е Тарту, 3-е Нарве (Эстония), а также и в других местах.

С приходом Советской Армии церкви, занятые немцами, были нам возвращены. Самими верующими были восстановлены в Латвии 11 церквей и в Эстонии - 6 церквей, из числа сильно поврежденных. В Кивиэли (Эстония) 22 июня 1947 г. состоялось торжественное открытие нового молитвенного дома, такзке восстановленного общиной евангельских христиан-баптистов. Общиной в г. Прекуле уже заготовлены стройматериалы и составлен план новой церкви, с намерением приступить в ближайшее время к ее восстановлению. Готовятся строить новые церкви также общины в Каарма, Кехра (Эстония), Биржае (Литва), вместо сожженных немцами. (Нужно сказать, что в Биржае церковь, действительно, готова была строить здание, но так и никогда в советское время не смогла получить на это разрешения от властей - В. Ф.).

С неослабевающим усердием продолжают свою духовную работу старейшие и всеми уважаемые пасторы: брат Рис Я. М. - в Семинарской церкви в г. Риге, брат Лауберт П. Я. - в церкви Павла в г. Лиепае, брат Лаке И. X. - в церкви Эммануила в г. Таллинне и др. Богослужения сопровождаются хоровыми духовными песнопениями, так как в наших общинах по-прежнему продолжают свое славное служение пением сыны и дщери Асафа. Мы вдохновляемся развитием деятельности и ростом нашего евангельско-баптистского братства. Радостно можем сказать: «Господь дает благодать и славу» (Пс. 83:12).

Мы стоим под защитой закона, ограждающего наши церкви и богослужения, и признательны властям за их благосклонное отношение к нам и к нашим нуждам.

Баптисты, евангельские христиане и христиане евангельской веры Прибалтики радуются своему объединению в одном мощном братском Союзе евангельских христиан-баптистов СССР. Никогда прежде не осуществлялось так основательно наше истинное единство, соединившее верующих из разных национальностей в одну великую братскую семью. Такое объединение несомненно будет служить также делу сближения и укрепления братства между всеми народами, населяющими нашу обширную страну.

Рассматривая разные возможности ведения дела Божия в Прибалтике, мы пришли к заключению, что нам надо сотрудничать с нашей братской Москвой. Мы уверены, что это сотрудничество с русскими верующими еще больше оживит духовную работу в Прибалтике. Молим Отца Небесного, чтобы те великие духовные задатки, которые заложены в душе русского народа, под Его благословением могли бы так расцвести, чтобы стать благом для других народов.91

(Так оценивались в то время официальными религиозными руководителями последствия немецкой оккупации и освобождения народов Прибалтики Советской армией. Разговоры про «оккупацию русских» начнутся позднее - после перестройки. Одновременно с этим прекратятся упоминания про «духовные задатки, которые заложены в душе русского народа». А жаль! Ни в 1947 году не нужно было одевать розовые очки, ни в 1989 году - черные).

Янис Борман прожил большую жизнь, был свидетелем двух мировых войн, видел и добрые дни свободы и яростные преследования верующих. Господь провел его через жернова ГУЛАГа и сохранил ему жизнь, когда тысячи заключенных в Сибири умирали рядом с ним от холода, голода, болезней, непосильной каторжной работы и жестокого обращения.

Как рассказывал мне пастор церкви в Риге Николай Яковлевич Шевчук, vкогда в Риге в (973 году открылась, наконец, автономно. зарегистрированная пятидесятничесЖая церковь, которая под руководством Антона Язеповича Лачкаиса собрала в своих рядах исстрадавшихся долгими годами преследований латышей и славян, престарелый пастор Борман, собрав все свои оставшиеся силы, пришел на первое служение этой церкви. Братья взяли его под руки и помогли подняться на кафедру. Отдышавшись, он заплакал и громко возгласил одно слово, понятное на всех языках мира: «Аллилуйя!». До настоящей свободы он не дожил. Он умер в 1980 году, свято веруя, что свобода придет. И она пришла. В ответ на молитвы святых людей.

Сегодня в ^атвии два союза пятидесятников. Латышским Союзом руководит Янис 0золинкевич, русскоязычным Союзом руководит Николай Гриб, сменивший на этом посту Эммануила Прокопенко, который эмигрировал в США и живет в настоящее время в Калифорнии.

Я часто вспоминаю золотое время учебы вместе с Николаем и Эммануилом - мы все-таки «однокашники», вместе защищали в свое время степень бакалавров богословия.

И молюсь за Латвию!

ЛИТВА

В отличие от латышей или эстонцев, подавляющее большинство из которых номинально являются протестантами, большая часть населения Литвы и до настоящего времени принадлежит к римско-католической церкви.

Обращение литовцев в христианскую веру произошло довольно поздно -Литва стала последней страной Европы, которая приняла христианство. Обращение началось только в 14 веке, при этом литовцы долгое время оказывали большое сопротивление введению христианства, которое насаждалось католической церковью насильно, часто огнем и мечом. На границе Литвы и Пруссии постоянно стояло войско крестоносцев, рвавшихся в бой, для захвата новых земель. Литовским князьям приходилось лавировать среди постоянных угроз завоевания и уничтожения самостоятельности Литвы под предлогом христианизации края.

15 февраля 1386 года был крещен литовский князь Ягайло, который и отдал на следующий год приказ, в котором говорилось:

Великий князь Ягайло со всеми еще не крещенными братьями, близкими родственниками, находящимися на своей земле крупными и мелкими боярами желает принять католическую веру Св. Римской Церкви. Всех литовцев обоего пола всякого занятия и положения, которые находятся в нашей власти в Литве и России приводить, привлечь, призывать, и даже силой принудить к католической вере и послушанию Св. Римской Церкви.92

После крещения Литвы в 1387 году римско-католическая вера была объявлена государственной религией, обязательной для всех литовцев, где бы они ни жили, в Литве или России.93 Однако суть христианских доктрин и идей долгое время оставались непонятной простым литовцам, ибо поляки и немцы, которые насаждали христианство, литовского языка не знали, точно так же, как население Литвы не знало польского и немецкого языков.94 Во многих местах восточной части литовского государства было распространено православие.

Благодатное влияние Реформации стало распространяться на землях Литвы довольно скоро, после того, как Реформация началась в Германии.

Первым для проповеди протестантизма в Вильнюс в 1529 г. прибывает из Германии доктор богословия, обучавшийся в Кракове, Лейпциге, Виттенберге и Сиене - Абраомас Кульветис (Авраам Кульва), который был родом из Литвы. Он начал открыто проповедовать с церковной кафедры лютеранское учение. В 1540 году он создает Библейскую школу, в которой обучались в большинстве дети дворян. Возбудив против себя неудовольствие знати, он затем тайно покидает Вильнюс. На смену приезжает Винклер, который, с разрешения Вильнюсского епископа, начинает проповедовать в костеле св. Анны. Проповеди привлекают немцев-католиков и вначале заслуживают одобрение епископа и похвалу местного духовенства. Но затем, разобравшись, что он проповедует учение Лютера об оправдании верой, его предают проклятию и изгоняют из костела. Однако к тому времени уже уверовал богатый Вильнюсский купец Морштейн, который взял его под свою защиту и опеку. В доме купца, на немецкой улице, Винклер организовывает школу, где и обучает около 60 человек.95

Начало евангелическо-реформатского (кальвинистского) движения тесно связано также с именем князя Николая Радзивилла Черного - канцлера Литовского и воеводы Вильнюсского. После уверования, в 1553 году, в своем дворце, он начал проводить богослужения, вначале предназначенные для дворовых людей, друзей и родственников князя. Затем многие другие люди присоединились к этим богослужениям. В 1565 г. князь скончался, а его сын, Николай-Христофор, принял католичество. Над евангелическим собранием нависла угроза его существованию.

И тогда защита протестантской веры переходит к другой ветви Радзивиллов - князю Николаю Рыжему Радзивиллу, Великому гетману Литовскому и воеводе Вильнюсскому, родному брату королевы Варвары. Николай Радзивилл покупает у сына Новогрудского воеводы подворье, называемое по имени воеводы «Горностаевское», и безвозмездно отдает его в 1579 г. для устройства на этом месте евангелической церкви. В ней также была школа и помещения для духовенства. 1581 год был расцветом реформатского движения в Литве. В том году в сенате из 30 представителей Литвы только 4 были католиками, а остальные протестантами.

Однако у протестантизма не хватило внутренних сил, чтобы пробиться в Литве. Реформация была остановлена и подавлена. Еще в 1569 году в Вильнюсе появились иезуиты, которые основали школу-коллегию для защиты католичества, где и воспитывали ревностных и яростных противников Реформации.96

Тем не менее, евангельское учение реформаторов, продолжало распространяться на территории Литвы - обычно через образованных и знатных людей, которые получали свое образование в университетах Западной Европы. Возникли приходы евангелическо-реформатской церкви в Вильнюсе, Кедайняй, Биржае, Кяльме, а также в окрестностях этих городов, где имели влияние эти знатные люди, которые и могли свою веру защитить. Нельзя сказать, что это, действительно, было большое движение пробуждения - переход в евангелическую веру большей частью проходил также формально, ибо крепостные литовское крестьяне просто следовали за верой своих помещиков. Большим препятствием для распространения протестантизма в Литве было также отсутствие достаточного количества пасторов, а более всего - не было Священного Писания на литовском языке. (Перевод Библии с немецкого текста Мартина Лютера на литовский язык был сделан в 1579-1590 гг., но он так и не был напечатан и не стал доступным для народа. Литовская Библия была издана впервые только в 1735 году).97

Таким образом, были основаны первые приходы лютеранской и кальвинистской (реформатской) церквей.

Сам император Литвы Сигизмунд Август вел переписку с Лютером и Кальвином. Лютер посвятил ему перевод Библии, а Кальвин - объяснение посланий апостола Павла к Евреям. Благодаря этому, лютеране и кальвинисты беспрепятственно сооружали свои храмы и исповедовали, а также проповедовали свое учение.

В Вильнюсе и других местах стали во множестве издаваться протестантские сочинения, в том числе, так называемый «Аугсбургский катехизис», который в течение 80 лет выдержал семь изданий.

И хотя протестантизм в Литве под давлением контрреформации не стал решающей силой, однако его учение ощутимо повлияло на культурную и политическую жизнь страны.

Особая ситуация сложилась среди жителей Клайледского края, который граничил с Восточной Пруссией, где население принадлежало к евангелической церкви. Постепенно протестантизм распространился и в Клайпедском крае - по некоторым данным, почти пятая часть литовцев, проживающая в приграничных районах, приняла протестантизм, что заметно оживило духовную жизнь литовского народа.98 Кроме того, очень важно понимать, что через этот канал шло распространения идей и богословия Реформации в Литовскую Русь - а оттуда в глубину России, Белоруссии и Украины.

Церковный историк Василий Осипович Ключевский в своих лекциях по курсу русской истории, говоря о сложных процессах в объединенном польско-литовском государстве Речь Посполита, справедливо замечает:

Со времени соединения Литвы с Польшей русское влияние в Литовском княжестве начало вытесняться польским, которое проникало туда различными путями. Одним из них служили сеймы, на которых решались общие дела обоих союзных государств: литовско-русские вельможи, встречаясь здесь с польскими панами, знакомились с их политическими понятиями и с порядками, господствовавшими в Польше. С другой стороны, польское влияние проводилось в Литву-Русь жалованными грамотами великих князей литовских, которые назывались привилеями и устанавливали в Литве такой же порядок управления, такие же права и отношения сословий, какие господствовали в Польше. Проникая этими путями, польское влияние глубоко изменило как устройство управления, так и склад общества в русских областях, вошедших в состав Литовского княжества.

Казалось бы, какое было дело Восточной Европе до какого-то немецкого доктора Мартина Лютера, который в 1517 г. затеял какой-то спор об истинном источнике вероучения, о спасении верою и о других богословских предметах! Тем не менее, этот церковный переворот на Западе не прошел бесследно и для Восточной Европы; он не коснулся ее своими прямыми нравственно-религиозными следствиями, но задел ее по отражению или как отдаленный отзвук. Известные вольнодумные движения в русском церковном обществе XVI в. имели довольно тесную связь с Реформацией и поддерживались идеями, шедшими с протестантского Запада. Но я не решаюсь сказать, где Реформация сильнее подействовала на международные отношения, на Западе или у нас, на Востоке. С этой стороны она является немаловажным фактом и в истории русского государства. Вообще я с большой оговоркой принимаю мысль, будто древняя Русь жила полным особняком от Западной Европы, игнорируя ее и игнорируемая ею, не оказывала на нее и не воспринимала от нее никакого влияния. Западная Европа знала древнюю Россию не лучше, чем новую. Но, как и теперь, три-четыре века назад Россия, если и не понимала хода дел на Западе, как должно, то его следствия испытывала на себе иногда сильнее, чем было нужно. Так случилось и в XVI веке.

Реформация круто изменила отношения. Протестантские учения нашли в Польше восприимчивую почву, подготовленную тесными культурными связями с Германией. Много польской молодежи училось в Виттенбергском и других немецких университетах. Три года спустя после спора в Виттенберге, в 1520 г., съехалось в Петрокове польское духовенство и запретило полякам читать немецкие протестантские сочинения: так быстро и успешно они здесь распространялись. Поддерживая духовенство, и польское правительство на Торунском съезде того же года издало постановление, грозившее конфискацией имущества и вечным изгнанием всякому, кто будет ввозить, продавать и распространять в Польше сочинения Лютера и других протестантов. Эти строгие запрещения все усиливались: через несколько лет угроза конфискацией была заменена угрозой смертной казнью. Но все это не помогало. Протестантизм овладевал польским обществом; даже киевский бискуп Пац открыто проповедовал лютеранский образ мыслей. Из Польши и других соседних стран протестантизм проникал и в Литву. Около половины XVI в. здесь в 700 католических приходах уцелела едва тысячная доля католиков; остальные прихожане перешли в протестантство. Прусский Тевтонский орден в 1525 г. отпал от римской церкви вместе со своим магистром Альбертом, который принял титул герцога. В этом ордене стали появляться переводы протестантских сочинений на литовский язык. Главным распространителем протестантизма в Литве был учившийся в северной Германии и получивший там степень доктора литвин Авраам Кульва, который потом нашел себе преемника в немецком священнике Винклере. Оба этих проповедника распространяли лютеранство. Еще успешнее прививался там кальвинизм, поддерживаемый влиятельным литовским магнатом Николаем Радзивилом Черным, двоюродным братом королевы Варвары, сначала тайной, а потом явной жены короля Сигизмунда-Августа. В начале второй половины XVI в. огромное большинство католического дворянства уже перешло в протестантизм, увлекши за собою и некоторую часть литовско-русской православной знати _ Вишневецких, Ходкевичей и др. 99

Протестантское влияние до определенной степени ослабило энергию окатоличивания Литовской Руси. Последние представители династии Ягеллонов на польском престоле Сигизмунд I и Сигизмунд II Август (1506-1572) - были равнодушны к религиозной борьбе, завязавшейся в их соединенном государстве. Сигизмунд-Август, воспитанный среди новых веяний, насколько ему позволяло государственное его положение, даже покровительствовал новым учениям, сам выдавал для чтения протестантские книги из своей библиотеки, а в своей придворной церкви допускал проповеди в протестантском духе; есть сведения, что ему было все равно при выезде из дворца в праздник, куда ехать - в костел или в кирху. Покровительствуя протестантам, он терпимо относился и к православным; а одно из постановлений сейма, запрещавшее православным занимать государственные и общественные должности, он в 1563 г. разъяснил так, что разъяснение его было равнозначно отмене этого постановления. Постепенно православное население Литвы перестало относиться боязливо или враждебно к польскому правительству. 100

Король привлек на свою сторону двух влиятельнейших магнатов Юго-Западной Руси: то были Рюрикович князь Константин Острожский, воевода киевский, и Гедиминович князь Александр Чарторыйский, воевода волынский. Оба этих вельможи были вождями православного русско-литовского дворянства и могли наделать королю много хлопот. Князь Острожский был могущественный удельный владелец, хотя и признавал себя подданным короля; во всяком случае, он был богаче и влиятельнее последнего, располагал обширными владениями, захватывавшими чуть не всю нынешнюю Волынскую губернию и значительные части губерний Подольской и Киевской. Здесь у него было 35 городов и более 700 сел, с которых он получал дохода до 10 миллионов злотых. Эти два магната и увлекли за собой юго-западное русское дворянство, и без того тяготевшее к шляхетской Польше, а за ним последовало и литовское. Польша и Литва соединялись как две равноправные половины единого государства, называвшиеся первая Короной, вторая Княжеством, а обе вместе получили название Речи Посполитой (respublica).101

(Согласно решения Люблинской Унии 1569 г., некоторые области Руси, входившие в состав Литовского княжества, отходили к Короне: это были Подляхия (западная часть Гродненской губернии), Волынь, Киевская и Полтавская губернии, часть Подольской, часть Черниговской и др.). Люблинская уния 1569 года сопровождалась чрезвычайно важными следствиями, как политическими, так и национально-религиозными, для Юго-Западной Руси и всей Восточной Европы).

Постепенно в Литве, особенно среди жителей Клайпедского края, начиная с 18 века, стало распространяться влияние пиетизма, которое приходило из Германии. Во многих местах начались духовные поиски, которые приводили к пробуждениям и образованию групп пробужденных духовно людей. Они искали истину и находили ее, читая Слово Божие, в живой вере в Господа Иисуса Христа. Особенно известными стали такие проповедники 19 века как Юркунас и его последователь, столяр Климкус Григелайтис. Церкви, которые они образовали, были зарегистрированы как Литовское общество молитвы. Несколько позднее Криступас Кукатис (1844-1914) основал также Восточно-прусское общество молитвы.102 Так стали образовываться в среде лютеран и реформатов первые группы и церкви живых христиан, из которых впоследствии сформируется движение баптистов.

Возникновение и начало движения баптистов в Литве Образование первой баптистской церкви в Литве в Клайпеде (бывший Мемель) относится к 1841 году и связано с энергичным служением молодого плотника из этого города по имени Эдуард Гримм, немца по национальности.103

Когда Гримм закончил школу и выучился ремеслу, он в 1830 году отправился на Запад на заработки. Проживая в Швейцарии, он познакомился в Цюрихе с пастором Фрелихом, который руководил небольшой общиной. В эту общину верующих принимали только через крещение по личной вере. Крещение совершалось методом обливания по обычаю менонитов. Гримм искренне уверовал в Спасителя, принял крещение и присоединился к этой общине. В 1837 году он вернулся домой в Клайпеду, где и основал подобную общину.

Городское управление настрого запретило ему вести духовную работу, но он не перестал свидетельствовать о своей вере, за что его уволили с работы и лишили жилья. Однако его небольшая община продолжала проводить свои собрания по домам. Среди посетителей этого общения был и проживавший в Клайпеде англичанин Джозеф Хейг, капитан английского корабля, который происходил из семьи баптистского пастора. Англичанин рассказал Гримму о жизни баптистов в Великобритании и про их учение о возрождении и крещении на основании Нового Завета.

Внимательно читая Священное Писание Эдуард Гримм и другие веруюшие согласились с Библейским учением о водном крещении методом погружения и встали перед вопросом, кто должен их крестить. Капитан Хейг иосоветовал им обратиться к баптистам Германии. Согласно этому совету, Гримм написал письмо в Гамбург пастору баптистов Иоганну Онкену с просьбой прислать служителя для совершения водного крещения в Клайпеде.

Вскоре по поручению Онкена в Клайпеду прибыл благовестник А. Реммерс из Германии. Всю дорогу из Берлина в Клайпеду этот муж Божий в основном прошел пешком, проповедуя всем людям на своем пути правду Божью. Семена проповеди были брошены на добрую почву - впоследствии в этих местах возникли общины верующих. А в самой Клайпеде проповедник Реммерс пробыл несколько недель, наставляя Словом Божиим и укрепляя в вере тех, кого он крестил по живой вере в Иисуса Христа.

2 октября 1841 года в Клайпеду приехал и сам Онкен. Сразу же в день своего дриезда поздно вечером он крестил 16 человек в реке Дане, а на едеагуювдий Маъ, в Куршском заливе крещение приняли еще 9 человек. Совершив хлеб^яреломление с новокрещенными, в тот же вечер И. Г, Онкен официально учредил церковь в Клайпеде и рукололожил Э. Гримма на служение пастора, этой общины.104

Таким образом, возникла евангельская община в Клайпеде, самая первая на территории бывшего Советского Союза и одна из самых старых в. - Европе. Состояла она из немцев. Эта община в начале своего становления перенесла, немало гонений и преследований - Эдуарда Гримма бросали л тюрьму, на богослужениях этой общины присутствовали жандармы. Но, по милости Божией, они выдержали испытания, в вере устояли и, наконец, дождались свободы вероисповедания в Литве. В 1851 году церковь построила' Свой собственный просторный дом молитвы.

В том же 1851 году уверовал первый литовец - часовой мастер из деревни Вилькичяй. Член церкви в Клайпеде Карл Альбрехт, знавший литовский язык, был направлен церковью специально для служения благовестия среди литовцев. Вскоре, одна за одной, образовались три литовские церкви, активно трудились для проповеди Евангелия М. Бруожис, И. Сквирблис и его сын Ю. Сквирблис, М. Кайрис, И. Авсколис, И. Шулькис и другие братья. 105

Как уже говорилось, именно в Клайпеде были крещены по вере первые баптисты Латвии, когда 2 сентября 1860 г. пастор Ф. Ниметс крестил первую группу верующих из Латвии в количестве 11 человек, среди которых были будущий основоположник латышского баптистского движения Адаме Гертнерс и его жена. Первоначально, согласно существовавшим законам, все латыши принадлежали к Клайпедской церкви, которая поэтому насчитывала 2.780 членов, хотя собственно в Клайпеде, вероятно, было порядка 300 членов.

В связи с событиями второй мировой войны, в 1944 году практически все немцы выехали из Клайпеды в Германию. Церковь, которая состояла из немцев, перестала существовать. В послевоенное время церковь в Клайпеде возродилась, но уже совершенно на другом основании и состояла она, в основном, из русских верующих, к которым стали присоединяться литовцы.

В конце 19 века в приграничные районы Литвы стали переезжать многие латыши, ибо в то время в Литве было легче купить землю и вести хозяйство. Среди переселенцев были также и латышские баптисты, которые проповедовали своим соотечественникам. В результате образовались латышские баптистские церкви в Скуодасе (1889 г.), в Мажейкяй (1902 г.), в Илакяе (1907 г.) К сожалению, они не могли оказать большого влияния на литовское население, ибо проповедь велась только на латышском языке. После второй мировой войны многие латыши снова вернулись в Латвию.106

Еще одним светильником света Евангелия для католической Литвы была немецкая баптистская церковь в Каунасе, которая возникла в связи с иммиграцией рабочих из Германии и Польши в конце 19 века. Первым евангельским проповедником здесь был брат Шнейдер, который переселился в Каунас из Восточной Пруссии и работал на железной дороге. В 1886 году из Варшавы в Каунас переселился молодой и весьма одаренный брат Август Штольтенгоф со своей семьей. В результате их деятельности возникла церковь, состоявшая, в основном, из немцев. В 1914 году в этой церкви уже насчитывалось четыреста членов, церковь имела 5 своих отделений (филиалов), в том числе одно из этих отделений находилось в Вильнюсе. Однако вторая мировая война и последовавшая репатриация немецкого населения практически почти полностью приостановила деятельность этой церкви.107

Особо следует отметить возникновение евангельской церкви в Вильнюсе, которое относится к 1912 году. В церковных документах Лукьяна Иосифовича Апанасенка, который был пресвитером Вильнюсской церкви ЕХБ с 1931 по 1948 гг., имеются сведения, что первые семена слова Божия в Вильнюсе посеяла княгиня В. Ф. Гагарина, которая приезжала из Петербурга. Упоминается также брат Росток, приезжавший из Германии. (Возможно, что человек, упомянутый в воспоминаниях верующих как Росток, является небезызвестным проповедником - евангелистом из Великобритании лордом гренвиллом Редстоком, с которым была тесно связана группа обращенных аристократов из Петербурга, в том числе и княгиня Гагарина, но убедительных доказательств этому нет). Неизвестно точно, кто был первым пастором этой евангельской церкви, но с 1922 года руководил Вильнюсской обшиной брат Соболев (по другим данным - Соболевский). Несомненно, что большая часть членов церкви принадлежали к славянскому населению, но были также в церкви литовцы. Например, после брата Соболева пресвитерское служение в церкви совершал Кароль Елинек. В польском журнале «Свободный Христианин» было напечатано, что в 1922 году сестра Козловская из Лентвариса пожертвовала большую сумму денег Вильнюсской евангельской общине.108

В течение длительного времени церковь арендовала помещение для своих богослужений. Первый собственный дом молитвы Вильнюсская община приобрела в 1928 году по улице Поповская, 13 (ныне ул. Маргитес. 17) у еврейского миссионера Зальцберга. В этом помещении богослужения проходили до 1950 года.

В 1931 году К. Елинек уехал за границу, а пресвитером был избран Лукьян Иосифович Апанасенок.

Говоря о Литве, а особенно о Вильнюсе, необходимо также вспомнить исторические события начала 20 века, на фоне которых разворачивались события.

В 1914 году началась первая мировая война, охватившая Европу. К осени 1915 года вся Литва оказалась под немецкой оккупацией, которая продолжалось до 16 февраля 1918 года, когда была провозглашена независимость Литвы.

До революции 25 октября (7 ноября) 1917 года в России под руководством партии большевиков, Литва принадлежала Российской империи. После революции вспыхнуло пламя гражданской войны, потянулись долгие огненные годы боевых действий различных армий и военных формирований, разрухи, голода, военной интервенции других государств. Значительная часть земель западной части Украины и Белоруссии оказалась под властью Польши. Правительство молодой Советской России во главе с В. И. Лениным во что бы то ни стало стремилось любой ценой достичь мира, абсолютно необходимого для того, чтобы Россия, которая с 1914 года находилась в состоянии кровопролитной войны и была измотанной, обессиленной и голодной, получила мирную передышку для решения своих внутренних вопросов. В частности, в этих труднейших условиях, 18 марта 1921 г. был подписан Рижский мирный договор между советским правительством и правительством Польши о прекращении войны и нормализации отношений Этот договор закрепил власть Польши над землями Западной Украины и Западной Белоруссии, которые составляли территорию современных Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской, Волынской, Ровенской, Брестской, Гродненской областей, а также и часть Минской области.

9 октября 1920 г. польские войска под командованием генерала Л Желиговского захватив Вильно и Виленскую область, отторгли ее от Литвы, образовав Виленское воеводство. Длительные дипломатические переговоры между Литвой и Польшей закончились безрезультатно Конференция послов Англии, Италии, Японии и Франции 15 марта 1923 года установила польско-литовскую границу, закрепившую Виленскую область за Польшей.

Все эти земли находились под властью Польши до 1939 года. 1 сентября 1939 г. началась Вторая мировая война. Армия Гитлера вторглась на территорию Польши с запада, а советские войска, в точном соответствии с секретными протоколами Договора о ненападении с Германией, который был подписан между советским и фашистским правительствами, на рассвете 17 сентября двинулись с востока - и за несколько дней заняли территорию Западной Украины и Западной Белоруссии, установив там советскую власть. Вильнюс и Виленская область снова отошли к Литве.

В период с 1920 по 1939 гг., когда Вильнюс был отторгнут от Литвы, литовской столицей являлся Каунас Именно в это время в Вильнюсе в 1923 году была образована церковь христиан веры евангельской, которая входила в состав Всепольского союза пятидесятников.109 Ввиду этого обстоятельства, история возникновения и развития этой церкви, а также ее служение освещаются в четвертой главе настоящей книги, в которой говорится о Всепольском союзе церквей христиан веры евангельской. Первым пастором пятидесятнической церкви в Вильнюсе был избран Онуфрий Мазало, а после его смерти - Иван Калинникович Панько, который находился на этом служении до 1939 года, когда Вильнюс снова был присоединен к Литве.

Подводя итог сказанному, следует заметить, что на рубеже 19-20 веков Литва оставалась глубоко католической страной, за исключением некоторого числа лютеранских и кальвинистских приходов, в основном на севере страны. Кроме того, существовало несколько баптистских церквей и групп, большинство членов которых были немцами и латышами. Всего в евангельском движении к 1938 году насчитывалось около тысячи верующих.110 А 6 июня 1933 года все баптистские церкви были объединены в Союз баптистов Литвы (за исключением евангельской церкви в Вильнюсе, которая была отделена от Литвы вплоть до 1939 года).111

Литва остро нуждалась в евангельском пробуждении.

Пробуждение в Биржае и Викентас Тучас Еше со времен Реформации в северной части Литвы в городе Биржае и его окрестностях сохранилось несколько реформатских приходов. Биржай стал знаменитым центром реформатов. Этот древний город впервые упоминается в летописях в 1415 году. В связи с тем, что он был собственностью князей Радзивиллов, исповедующих кальвинистскую реформатскую веру, здесь преобладало евангельско-реформаткое учение, что, зачастую порождало острые конфликты с окружавшим католическим населением, которые нередко приводили до кровопролития или смерти.

Несмотря на существование реформатов и лютеран в Биржае и его окрестностях в течение 300 лет, не имеется никаких сведений о том, чтобы было замечено в их среде какое-либо мощное пробуждение, как это было в Швейцарии, Германии и др. странах. Также неизвестно, чтобы до 1896 года в стороне от евангелической церкви действовали какие-либо собрания, как это было во многих других местах, в особенности в лютеранских приходах. Правда, в 1863 году в Риге была напечатана книжечка (возможно, реформатского священника Мачульскиса) «Обращение фешного человека к Богу», однако не было замечено, чтобы люди в Литве, читая эту книжку, пробуждались к духовной жизни, отказывались от своих фехов и начинали новый образ жизни.”112 Изо дня в день все проходило по привычным и устоявшимся нормам жизни. И только в конце 19 века в среде реформатской церкви возникло такое духовное пробуждение, которое вызвало в сердцах людей живой интерес к Библии и стремление к христианской жизни. Это привело к тому, что после богослужения в церкви люди собирались по домам для чтения Библии, совместных молитв и бесед на духовные темы. Первоначально пасторы реформатских церквей относились к этим, своего рода, кружкам по изучению Библии довольно благосклонно, но когда движение стало выходить за рамки церковных догм и традиций, стали возникать конфликты и нетерпимость к другим мнениям и пониманиям.

Подобное стало происходить и в общине реформатов города Биржай.

Согласно сведений, которые собрал Костас Бурбулис по рассказам Пятраса Ведериса, известны имена некоторых мужчин, которые участвовали в этом движении - это были Иокубас Цирулис, Томас Крегжде, Миколас Гележникас, Миколас Шимас, Ионас Рупленас, Юргис Шарконас, Ионас Вилимас и др. Уже в самом начале пробуждения они собирались для проведения служений также в окрестностях Биржая: в деревнях Вингшниуняй, Шаткунай, Гражунай, Ишконяй и других местах, куда Из приглашали.113

Иокубас Цирулис внес предложение, что необходимо найти помещение в Биржае для таких собраний. Все с этим согласились, и арендовали в Биржае помещение для служения. Перед тем, как они начали там собираться некоторые пошли к реформатскому священнику Якубенасу сообщить о своем намерении. Священник против этого возражать не стал, благословил их, и посоветовал, чтобы они не только молились или изучали Слово Божие, но и были плодоносны в христианской любви. От реформатской церкви эта небольшая группа пробуждённых братьев и сестер отделяться совсем не стала. Они, по- прежнему, ходили к священникам, чтобы благословлять молодожёнов, крестили детей в церкви, участвовали в причастии вместе со всеми членами реформатского прихода. Но в своей жизни они существенно отличались от других людей: не говорили ненужных и неблагочестивых вещей, не пустословили и не смехотворствовали. Молодёжь, собираясь вместе, пела псалмы и гимны, свои свадьбы они проводили без танцев и музыки, но с молитвами, проповедью Слова Божьего и пением псалмов. Некоторые из них даже впадали в крайность, считая, например, что башмаки являются модным шиком, а хорошая красивая одежда является мирской и не подобающей христианину.114 Новый импульс для духовного пробуждения в Биржае был дан осенью 1896 года, когда из Бауска (Латвия) в Биржай стал приезжать молодой человек по имени Викентас Тучас, который, согласно вере своих родителей, был католиком, но, живя в Латвии, познакомился с верующими людьми, которые проповедовали Христа как личного Спасителя, а также верили в водное крещение по вере. От них он получил Святое Писание и, читая его, он пришел к евангельской вере и заключил с Богом завет через водное крещение. Тучас, приехав в Биржай, стал проповедовать свою веру. Его проповедью о Божьей любви заинтересовались в первую очередь три девушки: Констанция Стакионите, Она Нактините и Миле Янавичуте. Двое из упомянутых девушек служили у реформатского священника Мешкяускаса, и поэтому чаще всего проповеди Тучаса звучали на кухне официального пастора.115

Не удалось установить, насколько тесным был контакт между Викентием Тучасом и указанной ранее группой пробужденных реформатов, участвовал ли он в их служениях - неизвестно. Однако доподлинно известно, что Тучас проповедовал Божье Слово в Биржае во время собраний для множества людей. Однажды реформатский священник Мешкяускас пришел на такое собоание со своими слугами, погрозил Тучасу палкой и отправил его к С иставу. Тот, будучи человеком светским, ничего не понял из того, что Тучас пытался объяснить ему из Нового Завета. Пристав призвал тех, кто шал проповедника, и учинил им допрос об учении Тучаса. Особенно пистрастно он допрашивал трех упомянутых девушек. Они асвидетельствовали, что Тучас «учит нас вечной истине». Пристав, не найдя причины наказать Тучаса, отпустил его.

Встретив такое сопротивление со стороны духовенства, Тучас духовную паботу не прекратил. Неизвестно точно, как часто он приезжал, когда точно и по какой причине он приезжать перестал. Однако остались сведения, что приезжая на велосипеде из Бауска снова и снова, он проводил служения в Биржае и окрестных деревнях.

Его служение проповеди принесло плоды. В 1901 году весной в Риге была крещена по вере Констанция Стакионите. В то же самое время в окрестностях Биржая в деревнях Саткунай и Кеменай были крещены Тучасом некоторые люди, например Ионас Палщис с женой, Мария Шлеките, Тречокене, мать Крисюса Кречокаса, некто Ратувас, временно проживавший в деревне Саткунай. Является фактом, что Викентас Тучас проводил богослужения в деревне Кеменай в доме Ионаса Палщиса, в деревне Саткунай - в доме Тречокене. Эта небольшая группа уже не принадлежала к реформатской церкви, а жила самостоятельно, совершая хлебопреломление уже в своей церкви.

Позже Тучас доверил Ионасу Палщасу руководить общиной и проводить служения. Вероятнее всего, он стал посещать их всё реже и реже, и через какое-то время по неизвестной причине его приезды полностью прекратились. Не удалось установить также и дальнейшую судьбу основателя этой церкви в Биржае. Известно, что с 1905 года эта церковь собиралась для служений в Биржае в арендованном помещении. Время собраний, во избежание неприятностей, было назначено на те часы, когда в официальных церквах богослужения заканчивались. Так было каждое воскресенье, а также в дни церковных праздников. В окрестных деревнях служения также продолжались, но Биржай стал центром, который всем было удобно посещать.

Это была небольшая церковь. Они называли себя «членами евангельского христианского содружества», в период с 1906 по 1908 год их было тридцать человек: двадцать братьев и десять сестёр. В богослужениях участвовало немало приближенных людей.

Сохранился список членов, сделанный в марте 1912 года, который показывает, что к упомянутому содружеству принадлежало уже 37 членов. Осенью 1912 года умер Миколас Гележникас из деревни Вингшниуняй, который был в то время одним из самых значительных тружеников в среде этих пробужденных людей. С его смертью регулярная деятельность «евангельского христианского содружества» прекратилась, уступив место созданию новой евангельской общины, создателем которой Господь судил стать Пятрасу Ведерису.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: